Макроэкономика как раздел экономической теории. Проблематика макроэкономики.

Типы макроэкономических связей. Понятие пропорциональности.

Основные взаимосвязи национальной экономики могут быть описаны с помощью четырех типов функциональных уравнений:

Поведенческие функции - отражают сложившиеся в обществе предпочтения

и объясняют логику поведения экономических субъектов. К этим функциям относятся:

функция потребления: С = С(У).

функция сбережения: S = S(Y).

Первая отражает закономерности распределения домашним хозяйством своего дохода

между потреблением и сбережением. Чем выше доход, тем выше потребление,

а чем выше уровень налогообложения и дороже деньги, тем выше уровень сбережений.

2.Институциональные функции - показывают связь между экономическими
показателями и государственными институтами, регулирующими экономи­ческую

деятельность Т = Т’х НД - общая сумма налоговых по­ступлений зависит от объема производства национального дохода и от уровня налогообложения).

3.Технологические функции - отражают зависимость между объемом используемых факторов и выходом готовой продукции.

4.Дефиниционные функции - выражают зависимости, которые вытекают из сло­весного

определения экономических явлений. Они отражают внутреннее содержание и

структуру экономических явлений. Например, зави­симость между величиной

совокупного спроса (AD) и величиной совокупных расходов Е .

AD = C + I + G + Xn,

где: С - совокупный спрос домохозяйств в форме потребительских расходов;

I - инвестиционный спрос предпринимательского сектора:

G - спрос государства в форме государственных закупок;

Хn - спрос в форме расходов на чистый экспорт.

Соотношение между целями экономического роста национальной эконо­мики и

имеющимися экономическими ресурсами раскрывается через пропор­циональность,

реализующей на практике принцип равновесности.

Пропорциональность - это инвариантный (единственно-возможный)

структурообразующий элемент национальной экономики.

Если пропорциональность постоянно разрушается, но достигается как какая-то

Средняя величина в экономике, то такая экономика раз­вивается в неравновесном

неустойчивом состоянии. Если пропорциональность не обеспечивается ни в

какой-то момент времени, ни как средняя, то есть в ко­нечном итоге,

то перед нами разрушающий тип национальной экономики.

В макроэкономике различают три вида пропорциональности:

1.Структурная (воспроизводственная) или факторная пропорциональность –

она показывает взаимосвязь между определенным объемом производимой продукции и определенным набором используемых факторов производства.

2.Лаговая пропорциональность вытекает из факта временного несовпадения
между началом осуществления эффекта и фактором, вызывающим этот эф­фект.

3.Стоимостной тип пропорциональности базируется на соотношениях,

кото­рые складываются между материально-вещественными и стоимостными
пропорциями распределения совокупного общественного продукта (СОП).

Национальный доход включает в себя такие факторные виды:
доходов, как заработная плата (ЗП), процент (%), рента (R) и прибыль (П).

Содержание и недостатки НХК

Народнохозяйственный кругооборот анализирует связи между четырьмя макро-субъектами. Основные объекты народнохозяйственного оборота - рынок продуктов и рынок ресурсов.В зависимости от полноты охвата макро-субъектов различают следующие три вида народнохозяйственного кругооборота (НХК):

Закрытая модель экономики без участия государства.

Закрытая модель с участием правительства.

Открытая модель с привлечением внешнеэкономического сектора.

При построении модели НХК следует различать два типа величин:

Потоки - отражают измерение количественных показателей во времени

(например, тонн в год, национальный доход, ВНП и так далее).

Запасы - отражают наличие того, что есть в экономике на определенный

момент времени (например, национальное богатство). Все запасы в модели НХК

образуют национальное богатство, а все потоки - национальный доход.

На ресурсном рынке можно выделить следующие виды взаимосвязей:

-Домохозяйства поставляют ресурсы предпринимательскому сектору.

-Предприятия предъявляют здесь спрос на ресурсы для производства то­варов и услуг.

-Платежи за ресурсы предприятий образуют одновременно факторные доходы в виде ЗП. %. R и прибыли домохозяйств.

На продуктовом рынке можно выделить следующие виды взаимосвязей:

-В процессе расходования дохода домохозяйствами формируется спрос на товары и услуги.

-Предприятия, комбинируя ресурсы или факторы производства, предлага­ют

на рынке товары и услуги.

-Поток потребительских расходов на товары и услуги с точки зрения

предпринимателей образует выручку или валовой доход от реализации.

Недостатки модели НХК:

здесь не отражается факт накопления макросубъектами;

исключается правительство, так как рынок может работать и

без вмешатель­ства правительства:

не отражаются внутрисекторальные взаимоотношения:

в модели не учитываются внешние эффекты других субъектов;

5)не показывается, как формируется рыночная цена.

Упрощенный баланс КБ

Активные операции (использование ресурсов) Пассивные операции (обязательства и собственный капитал)
1. Касса (2-3% от актива). 2. Ссуды: а) для физических лиц; б) для юридических лиц. 3. Резервы коммерческих банков. 4. Основной капитал банка (покупка здания, банковское оборудование). 5. Покупка ценных бумаг других элементов и др. 1. Кредиты ЦБ. 2. Выпуск и продажа ценных бумаг. 3. Депозиты: а) юридических лиц; б) физических лиц. 4. Межбанковские ресурсы. 5. Собственные капитал: - уставный фонд; - резервный и т.д.

Все сделки КБ делятся на сделки, которые:

1. Увеличивают денежное предложение.

2. Уменьшают денежное предложение.

3. Сделки, не влияющие на объем денежного предложения.

Организация КБ начинается со сделки № 1. Сделка № 1. Организация КБ.

Сформировав достаточный уровень уставного капитала, КБ может сформировать свои ресурсы и за счет привлечения капитала посредством выпуска и продажи собственных акций. Пусть объем эмиссии ценных бумаг составляет 100 единиц, тогда продажа этого объема акций отразится следующим образом на балансе КБ:

Сделка № 2. Приобретение собственности и банковского оборудования.

Пусть на 90 единиц средств, которые есть в кассе, КБ приобретает банковское оборудование, оставив при этом 10 единиц кассовой наличности. В результате структура активов изменится, следующим образом:

Сделка № 3. Прием вкладов или депозитов.

У КБ всегда присутствуют три типа сделок:

-прием средств на депозит;

-выдача кредитов;

-осуществление расчетов между предприятиями по их поручению.

Сделка № 4. Отчисление в резерв страховых взносов.

Пусть норма резервирования () по всем типам депозитов КБ составляет 20 %. Тогда обязательная сумма резервирования будет составлять 20 % от размера депозита, т.е. 50*0,2=10 ед. Сделка № 5. Расчеты чеком.

27.Цели, содержание и инструменты ДКП.

Классическая экономическая теория и особенно монетаристы рассматривают ДКП в качестве главного инструмента регулирования макроэкономики.

ДКП – это совокупность мер, направленных на расширение или сужение объема ликвидных средств, а также объема кредитования в экономике с целью изменения спроса и предложения кредитных ресурсов или ссудного капитала.

Основными инструментами проведения ДКП выступают:

прямые инструменты ДКП в форме:

установления норм обязательных страховых резервов для депозитных учреждений;

различных селективных (избирательных) мер, направленных на изменение спроса и предложения кредитных ресурсов для отдельных субъектов на финансовом рынке.

косвенные (экономические) инструменты ДКП:

учетная (дисконтная) политика;

операции на открытом рынке с государственными ценными бумагами.

Экономические инструменты ДКП (косвенные) сводятся к следующим:

Учетная (дисконтная) политика основана на покупке векселей коммерческих банков центральным банком, из стоимости которых вычитается учетный процент (дисконт), как плата за кредит ЦБ.

Изменение учетного процента влияет на размер переучета векселей и объема кредитования коммерческими банками предприятий и организаций. Другими словами, учетный процент – это цена, по которой ЦБ продает кредитные ресурсы коммерческим банкам.

Чем выше учетный процент, тем ниже спрос на централизованные кредитные ресурсы ЦБ со стороны коммерческих банков и меньше объем кредитования хозяйствующих субъектов.

Официальные процентные ставки учетного процента зависят от уровня инфляции, а также от содержания проводимой экономической политики.

От величины учетной ставки зависит также содержание проводимой валютной политики. Высокие положительные процентные ставки способствуют активному перемещению горячих денег из стран с низкими процентными ставками.

Превышение предложения иностранной валюты над темпами предложения национальной будет способствовать повышению курса национальной денежной единицы.

Учетный процент непосредственно сказывается на ставке процента по депозитам и на уровне процента по выдаваемым кредитам.

Помимо учетной ставки учетная политика включает в себя установление ломбардной ставки.

Ломбардная ставка – это процент, по которому ЦБ предоставляет кредитные ресурсы под залог ценных бумаг высоколиквидных эмитентов. Эта ставка всегда выше на несколько пунктов, чем учетная ставка, т.к. здесь выше риск невозврата предоставленных кредитных ресурсов.

Вторым инструментом ДКП выступают операции с государственными ценными бумагами. Спрос и предложение кредитных ресурсов можно регулировать посредством изменения объема продаж государственных ценных бумаг.

Административные методы ДКП (прямые) реализуются в форме установления норм обязательных страховых резервов. Как метод ДКП этот инструмент стал использоваться с 30-х гг. XX в. Первоначально резервирование КБ выполняло функцию страхования привлеченных средств на депозит, т.е. как гарантия возврата вклада клиенту.

для банка устанавливается объект резервирования и обязательная норма резервирования (R’), а общая сумма обязательного резервирования подсчитывается

DxR’= ∑ R, где

D – депозит;

R’ – норма резервирования;

∑R – обязательный резерв.

Сравнит.характ.снс и бнх

Плановая экономика БНХ Рыночная экономика СНС
Производительным считается только труд в сфере материального производства; сфера услуг участвует лишь в распределении НД, а не в его производстве, отсюда СОП подсчитывается только в сфере материального производства и равен сумме валовой продукции отраслей материального производства: СОП = å ВП Нет деления на производительную и непроизводительную сферы производства. Общественный продукт создается и в сфере услуг, так как услуги – это тоже товар
Единственным фактором производства, создающим стоимость, выступает труд, вознаграждением которого является зарплата Наряду с трудом в создании стоимости участвуют земля, капитал, предпринимательские способности, которые получают соответствующие факторные доходы
Подсчитываются преимущественно натуральные показатели, которые впоследствии умножаются на индекс средних оптовых цен и таким образом получается стоимостная оценка объемов производства Статистический учет базируется на стоимостных показателях; для корректировки реального уровня производства здесь подсчитывается индекс цен, позволяющий сопоставить реальные объемы за несколько периодов.
Внешнеэкономическая деятельность учитывалась лишь в форме экспорта и импорта, которые рассматривались лишь как вынужденное явление, так как национальная экономика должна ориентироваться на самообеспечение (натуральная экономика) Все хозяйствующие субъекты в экономике делятся на резидентов и нерезидентов, а все экономические связи учитываются не только в форме экспорта и импорта, но и в форме международных инвестиций, движения ценных бумаг, экономической помощи и тд.
Вся экономика разбивается на отрасли и статистика ведется применительно к каждой отрасли Экономика разбивается на сектора, которые представляют собой совокупность экономически однородных институционных единиц.

39Стоимостная структура национального продукта. ВНП и ВВП.Измерение объема национального продукта основано на понимании стоимостной структуры общественного продукта. Согласно современной западной экономической теории в стоимостной структуре выделяют 4 элемента:

1.Издержки использования капитала (U).

2.Факториальные издержки (F).

3.Добавочные издержки (V).

4.Совокупный доход предпринимателя (D).

W = U + F + V + D - стоимостная структура общественного продукта.

1.U (издержки использования капитала)

2.F (факториальные издержки) представляют из себя суммы, выплачиваемые

предпринимателями другим факторам производства за их услуги и выступаю

щие как доходы от использования этих факторов производстваВ совокупности U и F образуют непосредственные издержки (U + F). которые предприниматель минимизирует для того, чтобы максимизировать совокупный доход.

3.V - добавочные издержки - возникают вследствие обесценивания функцио

нирующего капитала по причине морального износа оборудования.

В совокупности U + F + V образуют издержки производства.

4.D - (совокупный доход предпринимателя) выступает в виде разности между

рыночной стоимостью общественного продукта и издержками производства

D = W - (U + F + V)

Доход-это прибыль, которая достается функционирующему собственнику и выступает в виде оплаты его предпринимательских способностей.

W = МЗ + F + D

Практическое использование стоимостной структуры общественного продукта лежит в основе подсчета ВВП. выступающего в качестве основного показателя рыночной экономики.

Определение: ВНП - рыночная стоимость конечных товаров и услуг, созданных в национальной экономике за год и измеряемых в текущих ценах.

При подсчете ВНП исключается повторный счет в экономике (или стоимость промежуточного продукта).

Промежуточный продукт - это стоимость сделок по покупке товаров и услуг, идущих для дальнейшей переработки или перепродажи.

Не включаются в ВНП отмеченные выплаты, так как их получатели не вносят никакого вклада в создание текущего объема национального продукта. В ВВП включаются только доходы тех участников производства, которые непосредственно создают национальный продукт.

2.Частные трансферты - это выплаты ежемесячных субсидий частными лица

ми (родственниками).

3.Сделки с ценными бумагами (ЦБ).

Сделки с ЦБ не предполагают увеличения текущего общего производства, а лишь выступают инструментом перераспределения финансовых ресурсов.

Сударственного бюджета

Фискальная (бюджетно-налоговая) политика – один из важнейших экономических инструментов, с помощью которого правительство может влиять на объем национального производства и занятость, а также на уровень инфляции. В кейнсианской модели регулирования экономики фискальная политика

выступает самым главным инструментом макрорегулирования. Классическая модель отдает предпочтение денежно-кредитной политике. Одним из важнейших звеньев финансовой системы любого государства является государственный бюджет (см. рис. 10.1). Манипулируя расходами и доходами госбюджета, правительство может оказывать влияние на величину АD, а

соответственно и на объем национального производства.

Бюджет – это роспись доходов и расходов государства, местных органов власти, домашних хозяйств и т.д. Государственный бюджет возникает лишь при капитализме.

Принципы построения государственного бюджета:

1) единство – все расходы и доходы государства должны отражаться в госбюджете;

2) гласность и правдивость – бюджет подлежит обязательной публикации и представительному обсуждению в парламенте;

3) полнота – учет по каждой статье всех расходов и доходов.

Бюджетная политика государства основывается на учете бюджетных правил, которые включают в себя календарные сроки финансового года. В РБ финансовый год и календарный совпадают. В Великобритании, Японии, Канаде

финансовый год начинается с 1-го апреля, в Швеции и Норвегии – с 1 июля, в США – с 1 октября. Бюджетная политика помимо рамок финансового года включает в себя

налоговую политику, а также политику изменения государственных расходов.

Через бюджетную политику можно влиять на следующие макроэкономические процессы:

1) структурную перестройку;

2) научно-техническую политику;

3) нормы накопления;

4) эффективность внешнеэкономических связей;

5) динамику ВНП;

6) уровень самобеспечения энергетическими ресурсами.

Основные функции государственного бюджета сводятся к следующим:

1) фискальная (перераспределительная);

2) стабилизирующая;

3) государственный бюджет выступает инструментом проведения социальной политики.

Структура госбюджета каждого государства предопределяется его административно-правовой формой государственного устройства, а также национальными традициями в финансовой политике.

В США госбюджет состоит из 2-х частей:

1) собственно правительственный бюджет;

2) доверительные фонды.

За счет последних осуществляется социальное страхование, строительство дорог, электростанций.

Исполнение бюджета осуществляется следующими субъектами:

1) Центральным банком – он осуществляет кассовое обслуживание правительства;

2) Минфином и казначейством;

3) Местными органами власти в лице областных исполнительных комитетов и райисполкомов.

Макроэкономика как раздел экономической теории. Проблематика макроэкономики.

Возникновение макроэкономики связывают с творчеством Д.М. Кейнса и его книгой «Общая теория занятости, процента и денег».

Макроэкономика - это отрасль экономической науки, изучающая функцио­нирование экономики в целом с точки зрения устойчивого экономического роста, полной занятости ресурсов и минимизации уровня инфляции.

Отличие микроэкономики от макроэкономики:Если микроэкономика изучает главным образом поведение отдельных экономических субъектов (фирма или потребителя), то макроэкономика изучает результаты и последствия экономической деятельности всех экономических субъектов в целом.Макро как раздел общеэкономической теории исследует:

-Функционирование национальной экономики как единого целого.

-Условия обеспечения устойчивого экономического роста.

-Условия занятости населения.

-Условия и предпосылки стабильности уровня цен и инфляции.

-Условия социальной справедливости и обеспечения нетрудоспособных.

Анализ - ехроst (или народнохозяйственное счетоводство) определяет значения макроэкономических

параметров прошедшего периода с точки зрения получения информации о том, как экономика функционировала и каковы дос­тигнутые результаты.Этот анализ необходим, чтобы:

- определить степень реализованности экономических целей;

- сравнить экономические потенциалы разных государств;

- проверить эффективность экономической политики и теоретических кон­цепций.

Анализ ехаnte (собственно макроэкономическая теория) выступает в форме прогнозного моделирования национальной экономики, осуществляемого на основе определенного соотношения известных и неизвестных факторов про­изводства. Цель

анализа ех аnte - определить, какие факторы и каким образом влия­ют на будущее значение макроэкономических показателей.

Проблематика макроэкономики:

1. Что такое деньги? Каков механизм их предложения в экономике? - Теория денег

2. Что такое уровень цен? Чем определяется его динамика? - Теория инфляции

3. Проблемы экономического роста - Теория экономического роста

4. Чем определяется экономическая конъюнк­тура? - Теория циклического развития

5. Какое влияние на экономику оказывает го­сударство? - Теория экономической поли­тики

6. Какое воздействие на национальную эконо­мику оказывает заграница? - Теория внешних экономических отношений

2. Методологические и методические особенности макро­экономического анализа.

Основополагающим специфическим принципом макроэкономики высту­пает агрегирование,.

Агрегирование - это объединение или суммирование однородных много­численных параметров в одну совокупность с целью получения более общих величин.В макроэкономике выделяют несколько видов агрегирования:

Агрегирование по субъекту экономических отношений заключается в следующем:

В народном хозяйстве выделяют четыре агрегированных макро-субъекта:

домохозяйства (сектор потребителей):

предпринимательский сектор (сфера деловой активности людей);

государство;

заграница.

Домохозяйства - обобщенный элемент потребительской сферы, который включает в себя все частные хозяйства, деятельность которых направлена на удовлетворение собственных потребностей. Этот сектор является единственным собственником всех факторов производства, от продажи которых он получает свой доход. Доход домохозяйств идет на потребление и сбережения.

Домохозяйства проявляют три вида экономической актив­ности:

1. предлагают факторы производства; 2. потребляют часть своего дохода;

3. определенную часть своего дохода сберегают.

Предпринимательский сектор. Его цель производство и реализация това­ров и услуг.

Виды экономической активности предпринимательского сектора сводятся к следующему:

1. спрос на факторы производства:

2. производство экономических благ и их предложение на рынке:

3. инвестирование (своеобразная форма потребления предпринимательского
сектора).

Государственный сектор осуществляет производство общественных благ, которые

достаются потребителю бесплатно, то есть без непосредственной опла­ты

каждой потребленной единицы (безопасность, производственная инфра­структура, образование).

Заграница - это все экономические субъекты, имеющие постоянное ме­стонахождение

за пределами данной страны, а также иностранные государст­венные институты.

Все четыре макро-субъекта (сектора) между собой взаимодействуют

через кредитование и заимствование.

Агрегирование по объекту.

В макроэкономике все множество рынков отдельных благ объединяется в общий рынок экономических благ, то есть объектом выступает здесь рынок экономических благ,на котором объеди­няются и потребительские товары и инвестиции. В макроэкономике все виды цен агрегируются в общий уровень цен. На денежном рынке в макроэкономике вы­деляются международный валютный рынок и национальный денежный рынок.

Агрегирование характера поведения экономических субъектов.

Важнейшими макроэкономическими понятиями здесь являются:

функции потребления (С = С(У)) домохозяйств;

функции спроса на труд (DN = f(W)).

Недостатки агрегирования:

-Частичная потеря информации;

-Повышение уровня абстракции экономических исследований.

Достоинства агрегирования:

-Позволяет увидеть всю экономику в целом:

-Выявить наиболее фундаментальные взаимосвязи.

Наши рекомендации