Научно-технический,инновационный потенциал России.Модернизация национальной экономики России.
В глобальной конкуренции и в развитии инноваций, пооценкам зарубежных экспертов, мы существенно отстаем отдругих стран. В 2008 г. на экономическом форуме в Давосебыли определены интегрированные показатели конкуренто!способности и инновационно!технологического развития131 страны. Россия по конкурентоспособности оказалась на58!й позиции, по уровню инновационного развития – на 57!й,по факторам, содействующим развитию инновационного биз!неса, – на 77!й.
На форуме были названы факторы, которые отрицательновоздействуют на бизнес и инновационную деятельность, –инфляция, правительственная бюрократия, коррупция, затрудненный доступ к финансированию, недостатки в инфраструк!туре. Россия и в этом рейтинге оказалась на одном из последних мест На вполне закономерный вопрос о причинах сложившейсяситуации в отечественном научно!техническом секторе можетбыть дан весьма тривиальный ответ. Перестройка основ орга!низации народного хозяйства в России в 1990!х годах и резкий переход отечественной экономики на рыночные рельсыповлекли за собой системный кризис практически во всех от!раслях и чрезвычайно болезненно затронули научнотехническую сферу. Значительно сократился заказ на исследования состороны некогда крупного потребителя разработок – военно!промышленного комплекса, и в целом общественный спрос нанауку. Из!за одновременного резкого снижения государствен!ного финансирования российский научный комплекс стал те!рять способность адаптироваться и поддерживать перспектив!ные направления.Обострились также и кадровые вопросы:число ученых!исследователей на 10000 человек населения со!кратилось с 67 человек в 1990 г. до 29 в 1999 г.Структурно!технологические сдвиги в России последую!щих лет можно охарактеризовать как переход к доминирова!нию более низких технологических укладов. Снизилась кон!курентоспособность российских товаров и услуг на мировоми национальном рынках, произошла деградация большинствапромышленных отраслей. В 2008 г. объем производства ме!таллорежущих станков оказался на порядок меньшим, чемв 1990!е годы: выпуск кузнечно!прессовых машин, тракторов,кормоуборочных комбайнов, прядильных машин сократилсяв разы. В кризисный 2009 г. объемы выпуска в различныхотраслях промышленности (при высоком уровне износа ос!новных фондов) продолжали сокращаться. В итоге отечест!венные инновационные отрасли не развивались
16)Значение междун-ой торговли для нац-ой экон-ки.Влияние на экон-ку России.Система международных товарно-денежных отношений, складывающаяся из внешней торговли всех стран мира.
Международная торговля возникла в процессе зарождения мирового рынка в XVI—XVIII веках. Её развитие— один из важных факторов развития мировой экономики Нового времени.
Термин международная торговля впервые использовал в XII веке итальянский ученый-экономист Антонио Маргаретти, автор экономического трактата «Власть народных масс на Севере Италии».
Преимущества участия в международной торговле
· интенсификация воспроизводственного процесса в национальных хозяйствах является следствием усиления специализации, создания возможности для зарождения и развития массового производства, повышения степени загруженности оборудования, роста эффективности внедрения новых технологий;
· увеличение экспортных поставок влечёт за собой повышение занятости;
· международная конкуренция вызывает необходимость совершенствования предприятий;
· экспортная выручка служит источником накопления капитала, направленного на промышленное развитие.
На современном этапе международная торговля играет важную роль в хозяйственном развитии стран, регионов, всего мирового сообщества:
· внешняя торговля стала мощным фактором экономического роста;
· зависимость стран от международного товарообмена значительно повысилась.
Основные факторы, влияющие на рост международной торговли:
· развитие международного разделения труда и интернационализация производства;
· НТР;
· деятельность транснациональных корпораций.
Торгово-экономическое сотрудничество Российской Федерации со странами СНГ
К настоящему времени как в России, так и в рамках СНГ приняты основополагающие документы, которые определяют основные подходы, приоритеты и перспективы работы на пространстве Содружества. В России это одобренные Правительством Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (раздел «Внешнеэкономическая политика») и Основные направления внешнеэкономической политики Российской Федерации на период до 2020 года. Наряду с Концепцией внешней политики Российской Федерации эти документы определяют основные интересы России в СНГ, ключевые принципы и приоритеты внешнеэкономической политики в регионе.
Согласно Концепции внешней политики Российской Федерации, наша страна выстраивает дружественные отношения с каждым из государств Содружества на основе равноправия, взаимной выгоды, уважения и учета интересов друг друга. С государствами, которые проявляют готовность к этому, развиваются отношения стратегического партнерства и союзничества. Мы последовательно придерживаемся рыночных принципов в качестве важного условия развития подлинно равноправных взаимоотношений. Эти базовые принципы являются объективной предпосылкой для продвижения современных форм интеграции на пространстве Содружества.
В ноябре 2008 года одобрена Стратегия экономического развития СНГ до 2020 года. Стратегия – комплексный документ, представляющий собой систему согласованных государствами – участниками СНГ взглядов на общие цели, приоритеты и перспективы социально-экономического развития для углубления межгосударственных экономических отношений и превращения Содружества Независимых Государств в полноправного значимого участника системы международных экономических отношений. В настоящее время завершается работа над планом мероприятий по реализации первого этапа Стратегии, рассчитанного на период до 2011 года.
Страны СНГ - это важный рынок сбыта российских несырьевых товаров и услуг, в первую очередь машин и оборудования, приоритетная площадка для российских инвестиций, регион, позволяющий реализовывать транзитный потенциал России и стран-партнеров.
К приоритетным вопросам экономического сотрудничества России со странами Содружества на предстоящий период можно отнести формирование общих рынков труда, транспортных услуг, межрегиональное и приграничное сотрудничество, создание совместных предприятий и промышленно-финансовых групп, транснациональных корпораций. С этой целью предстоит:
-продолжать работу по совершенствованию нормативной правовой базы сотрудничества, дальнейшей либерализации взаимной торговли, завершению формирования таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана и элементов единого экономического пространства;
-предложить странам Содружества эффективные антикризисные программы, а возможно и антикризисные кредиты, направленные на минимизацию последствий влияния кризиса на реальный сектор экономики, финансовую и банковскую сферы;
-активизировать участие российских предпринимателей в приватизационных процессах в странах СНГ, в том числе в Украине, Белоруссии (промышленные и сельскохозяйственные предприятия), Казахстане (главным образом, организации банковской сферы), и с этой целью обеспечить отечественному бизнесу всестороннюю поддержку;
-сформировать более активную экономическую повестку двусторонних отношений, в том числе заседаний межправительственных комиссий со странами СНГ (поддержка реализуемых и намечаемых проектов с участием российского бизнеса, создание выгодных условий для участия российского бизнеса в процессах приватизации и конкурсах по госзакупкам и др.);
-эффективно использовать как важное конкурентное преимущество транспортный и транзитный потенциал Содружества Независимых Государств, обусловленный во многом выгодным географическим положением. Речь идет о развитии системы трубопроводного транспорта для расширения рынка сбыта энергоносителей, о создании международных транспортных коридоров для приближения регионов, в первую очередь приграничных, к международным рынкам сырья, товаров и услуг;
-приступить к разработке и реализации крупных инвестиционных проектов в области энергетики, в том числе атомной, транспорта, исследований космоса, нацеленных на реализацию конкурентных преимуществ России и государств-участников СНГ. Обозначить лидирующую роль России в их финансировании.