Рынок как экономическая категория, как система экономических отношений.
В экономической теории рынок – это сфера экономических отношений между людьми по поводу купли-продажи товаров и услуг, основанная на принципах добровольности и равенства в обмене. Рынок выполняет важные функции: – функцию саморегулирования экономики,основанную на взаимодействии спроса и предложения, с помощью которой даются ответы на вопросы: что, как и для кого производить? – стимулирующую функцию,позволяющую победить в конкурентной борьбе сильнейшим; – учетную функцию,посредством которой устанавливаются пропорции в обмене товаров, определяются цены и подаются информационные сигналы продавцам и покупателям; – посредническую функцию,позволяющую сводить агентов рынка. Рынок не является идеальной формой экономических связей в обществе, поэтому неоднократно делались теоретические попытки обосновать возможность нерыночного развития. Однако на сегодняшний день рынок – наиболее эффективная форма хозяйствования, так как реализует самую понятную людям вещь – материальную заинтересованность в результатах их труда. Рынок – сложное экономическое явление. Он имеет определенную структуру, т. е. внутреннее строение. Чтобы его лучше понять и объяснить, используют различные классификации. В экономической теории существует особая классификация рынка – по степени влияния продавцов и покупателей на формирование рыночной цены. По этому критерию можно выделить рынки: – совершенной конкуренции(идеальный рынок); – несовершенной конкуренции(реальный рынок с различной степенью влияния на цену). Современный рынок предполагает также существование разветвленной инфраструктуры, т. е. совокупности учреждений государственного и предпринимательского сектора, обеспечивающих: – реализацию интересов участников рыночных отношений; – благоприятные условия для выполнения задач субъектов рынка; – юридический и экономический контроль хозяйственной деятельности; – регулирование деловой активности на рынке. Объектами рынкаявляются товары и деньги. В условиях развитых рыночных отношений в качестве товаров выступает не только производимая продукция (товары и услуги), но и факторы производства (земля, труд, капитал). В качестве денег при этом обычно рассматриваются все финансовые активы, важнейшими из которых являются сами деньги. Субъектами рынка в самом общем виде являются все продавцы и покупатели. В качестве продавцов и покупателей выступают домохозяйства, фирмы (предприятия, бизнес), государство (правительство).
Вопрос№38
Структура современного рынка. Типы рынка.
Структура рынка — это совокупность отдельных рынков в границах национальной экономики мирового хозяйства и его регионов, а также взаимодействие между ними. Существует 4 типа рынка: Рынок чистой конкуренции, Рынок монополистической конкуренции, Олигополистический рынок, Рынок чистой монополии. 1) Рынок чистой конкуренции. Данный рынок состоит из множества продавцов и покупателей схожего товара. Отдельно взятый продавец или покупатель не оказывает сущ. влияния на уровень рыночных цен, т. е. запрос продавцам цены выше рыночной не приведёт к желаемому результату, поскольку покупатель обратится к другому и приобретёт товар по рыночной цене. Нет смысла продавцу сниж. цену ниже рыночной поскольку может он продать продукцию по существующей рыночной цене. Поэтому на рынке чистой конкуренции не тратят много времени и средств на маркетинговые исследования, на разработку товара, политику цен, рекламу и сбыт. 2) Рынок монополистической конкуренции. Включает множество продавцов, покупателей совершающих сделки по ценам в широком диапазоне. Товары могут отличаться качеством, внешним оформлением, сопутствующими услугами. Покупатели, видя отличие в предложениях, готовы приобретать нужный товар по разным ценам. 3) Олигополистический рынок. Состоит из необходимого числа работников чувствительных к политике ценообразования и маркетинговым условиям конкурентов. Товары могут иметь различия и быть схожими. Ограниченное количество продавцов обуславливается сложностью проникновения на рынок новых претендентов. 4) Рынок чистой монополии. Характерен наличием всего одного продавца. Это может быть гос. организация, частично регулируемая или не регулируемая государством монополия. Гос. монополия может устанавливать цену себестоимости для удовлетворения нужд покупателей с ограниченным достатком, либо делать её с достаточно высокой для сокращения потребления. В случае нерегулируемой частичной монополии фирма сама устанавливает цену.
Вопрос№39.