Структура органов государственного управления в Республике Беларусь.
Государственная власть - это полномочия, которыми наделены госорганы для управления делами государства общества, а также организации и деятельности государства.
Принципы госвласти:
1) законность
2) властный характер
3) легитимность
4) разделение властей - 3 ветви
Законодательная власть – это одна из ветвей госвласти, которая обеспечивает внутреннюю и внешнюю политику РБ путем принятия законов.
Исполнительная власть – это одна из ветвей госвласти, которая руководит текущей жизнью государства и общества и обеспечивает исполнение закона.
Исполнительная власть подразделяется на 2 вида:
1) центральная – на всю территорию
2) местная
Органы центральной исполнительной власти:
1)Совмин
Совет Министров Республики Беларусь — высший орган исполнительной власти, осуществляющий руководство системой подчиненных ему республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, а также местных исполнительных и распорядительных органов в Беларуси.
2) Министерства, государственные комитеты, департаменты.
Министерство - в большинстве государств центральный орган государственного управления, ведающий отдельной отраслью хозяйства или управления.
Министерства:
Министерство финансов РБ
Национальный банк Республики Беларусь
Высшим органом управления Национального банка является Правление Национального банка - коллегиальный орган, определяющий основные направления деятельности Национального банка и осуществляющий руководство и управление им.
Министерство экономики Республики Беларусь (Минэкономики) Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь (МНС)
Комитет государственного контроля Республики Беларусь
Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь
Функции местной исполнительной власти распространяются в пределах административно-территориальных единиц.
3 уровня исполкомов:
1) первичный (сельские, поселковые, районные в городе)
2) базовый (городские и районные)
3) областной (областные и г. Минска)
Судебная власть – одна из ветвей госвласти, которая разрешает возникающие в государстве конфликты и споры, восстанавливает нарушенные права и наказывает правонарушителей. Судебная власть в РБ принадлежит судам. Основные принципы судебной власти закреплены в конституции (раздел 4 глава6).
Судебную власть осуществляют:
1) суды общей компетенции - рассматривают уголовные, гражданские дела и дела об административных правонарушениях.
2) Специальные суды
• Хозяйственные суды
• Конституционный суд.
81. Система планирования и прогнозирования экономики в Республике Беларусь
Система государственных прогнозов социально-экономического развития Республики Беларусь включает:
• на долгосрочную перспективу —на 15 - 10 лет;
• среднесрочную перспективу —на 5 лет;
• краткосрочную перспективу — годовой прогноз
Гос. прогноз-ие соц.-экон. развития РБ на Д/СР перспективу определяет социально-экономическую и научно-техническую политику государства на перспективу и включает разработку Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития и Основных направлений социально-экономического развития Республики Беларусь.
Программа соц.-экон. развития РБ на среднесрочную перспективу разрабатывается за год до начала прогнозируемого периода на 5-летний период и утверждается Президентом РБ.
Основными направлениями реализации социальной политики в НСУР-2020 приняты:
• создание условий и возможностей для всех трудоспособных граждан зарабатывать средства для удовлетворения своих потребностей;
• обеспечение рациональной занятости населения на основе сохранения рабочих мест на действующих жизненно важных и перспективных предприятиях, создания новых рабочих мест, в том числе в частном секторе экономики, организации систем подготовки и переподготовки кадров и т.п.;
• обеспечение общего роста денежных доходов населения и создание условий для повышения их реального содержания;
• повышение роли оплаты труда как основного источника денежных доходов населения и важнейшего стимула трудовой активности работников наемного труда;
• содействие росту доходов от самозанятости и предпринимательской деятельности;
• улучшение социального обеспечения нетрудоспособных граждан на основе реформирования пенсионной системы и системы социального страхования;
• повышение степени защиты социально уязвимых групп населения за счет усиления адресности оказания помощи малообеспеченным гражданам, рационализации системы льгот населению.
Основными направлениями экономической политики являются:
• обеспечение расширенного воспроизводства благ и услуг;
• финансовое оздоровление экономики;
• активизация институциональных преобразований;
• повышение уровня использования научно-технического, инновационного и производственного потенциалов;
• структурная перестройка экономики, модернизация производства и реструктуризация предприятий;
• государственная поддержка инновационно-инвестиционных проектов, создание на базе НИИ, НПО и университетов инновационных центров, технопарков, технополисов;
• государственная поддержка предпринимательства, малого и среднего бизнеса;