Структура органов государственного управления в Республике Беларусь.

Государственная власть - это полномочия, которыми наделены госорганы для управления делами государства общества, а также организации и деятельности государства.

Принципы госвласти:

1) законность

2) властный характер

3) легитимность

4) разделение властей - 3 ветви

Законодательная власть – это одна из ветвей госвласти, которая обеспечивает внутреннюю и внешнюю политику РБ путем принятия законов.

Исполнительная власть – это одна из ветвей госвласти, которая руководит текущей жизнью государства и общества и обеспечивает исполнение закона.

Исполнительная власть подразделяется на 2 вида:

1) центральная – на всю территорию

2) местная

Органы центральной исполнительной власти:

1)Совмин

Совет Министров Республики Беларусь — высший орган исполнительной власти, осуществляющий руководство системой подчиненных ему республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, а также местных исполнительных и распорядительных органов в Беларуси.

2) Министерства, государственные комитеты, департаменты.

Министерство - в большинстве государств центральный орган государственного управления, ведающий отдельной отраслью хозяйства или управления.

Министерства:

Министерство финансов РБ

Национальный банк Республики Беларусь

Высшим органом управления Национального банка является Правление Национального банка - коллегиальный орган, определяющий основные направления деятельности Национального банка и осуществляющий руководство и управление им.

Министерство экономики Республики Беларусь (Минэкономики) Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь (МНС)

Комитет государственного контроля Республики Беларусь

Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь

Функции местной исполнительной власти распространяются в пределах административно-территориальных единиц.

3 уровня исполкомов:

1) первичный (сельские, поселковые, районные в городе)

2) базовый (городские и районные)

3) областной (областные и г. Минска)

Судебная власть – одна из ветвей госвласти, которая разрешает возникающие в государстве конфликты и споры, восстанавливает нарушенные права и наказывает правонарушителей. Судебная власть в РБ принадлежит судам. Основные принципы судебной власти закреплены в конституции (раздел 4 глава6).

Судебную власть осуществляют:

1) суды общей компетенции - рассматривают уголовные, гражданские дела и дела об административных правонарушениях.

2) Специальные суды

• Хозяйственные суды

• Конституционный суд.

81. Система планирования и прогнозирования экономики в Республике Беларусь

Система государственных прогнозов социально-экономического развития Республики Беларусь включает:

• на долгосрочную перспективу —на 15 - 10 лет;

• среднесрочную перспективу —на 5 лет;

• краткосрочную перспективу — годовой прогноз

Гос. прогноз-ие соц.-экон. развития РБ на Д/СР перспективу определяет социально-экономическую и научно-техническую политику государства на перспективу и включает разработку Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития и Основных направлений социально-экономического развития Республики Беларусь.

Программа соц.-экон. развития РБ на среднесрочную перспективу разрабатывается за год до начала прогнозируемого периода на 5-летний период и утверждается Президентом РБ.

Основными направлениями реализации социальной политики в НСУР-2020 приняты:

• создание условий и возможностей для всех трудоспособных граждан зарабатывать средства для удовлетворения своих потребностей;

• обеспечение рациональной занятости населения на основе сохранения рабочих мест на действующих жизненно важных и перспективных предприятиях, создания новых рабочих мест, в том числе в частном секторе экономики, организации систем подготовки и переподготовки кадров и т.п.;

• обеспечение общего роста денежных доходов населения и создание условий для повышения их реального содержания;

• повышение роли оплаты труда как основного источника денежных доходов населения и важнейшего стимула трудовой активности работников наемного труда;

• содействие росту доходов от самозанятости и предпринимательской деятельности;

• улучшение социального обеспечения нетрудоспособных граждан на основе реформирования пенсионной системы и системы социального страхования;

• повышение степени защиты социально уязвимых групп населения за счет усиления адресности оказания помощи малообеспеченным гражданам, рационализации системы льгот населению.

Основными направлениями экономической политики являются:

• обеспечение расширенного воспроизводства благ и услуг;

• финансовое оздоровление экономики;

• активизация институциональных преобразований;

• повышение уровня использования научно-технического, инновационного и производственного потенциалов;

• структурная перестройка экономики, модернизация производства и реструктуризация предприятий;

• государственная поддержка инновационно-инвестиционных проектов, создание на базе НИИ, НПО и университетов инновационных центров, технопарков, технополисов;

• государственная поддержка предпринимательства, малого и среднего бизнеса;

Наши рекомендации