Соц.пол-ка:содерж-ие,пр-пы.Сущ-ть и соде-ие соц.императива.

Соц императив яв-тся обязат.треб-ем обеспеч-ия приоритетн-ти соц-го начала,соц.кач-ва в разработке и реализ-и гос.пол-ки и в регул-нии эк раз-тия.Центр.место в раз-тии цивилизации, ее соц. компоненте занимают права и свободы чел-ка.Основ.гарантом всего комплекса прав и свобод чел-ка выступает гос-во. Соц.пол-ка – сов-сть прав, норм и методов,исп-ых гос-вом по регул-ию соц-экон.условий жизни общ-ва.Для РБ соц.пол-ка – глав.приоритет раз-тия.Ее основ.цель – обеспеч-ие всем гражданам страны достойн.ур-ня и кач.жизни (соц. императив). К основ.показ-ям соц.эффект-ти нац.экон-ки относят: 1)пок-ли демограф. ситуации (рожд-сть, смер-сть, продолж-ть жизни, з аболев-ть, стр-ра по полу и возрасту); 2)показ-ли занятости (доля экон. актив. нас-ния, ур-нь безраб-цы,стр-ра занят-ти, усл-ия труда) ;3)показ-ли дох-ов и расх-ов (распред-ие дох-ов ,дифферен-ия по разл. группам и отраслям эк-ки, доля нас-ния ниже черты бедности); 4)показ-ли ур-ня образ-ния (Ур-нь образ-ния в целом и по отраслям, ур-нь обеспеч-ия школьных/ дошкольн. учреждений); 5)показ-ли миграц. актив-ти(числен-ть и доля имигран-ов); 6)показ-ли преступ-ти (число преступ-й, их распред-ие по видам, число граждан, нах-ся в местах лишения свободы); 7)пок-ли суицидности (число самоуб-в, причины, распред-ие по полу и возрасту). Глав.цель соц.пол-ки- предостав-ие каждому трудоспос-му чел возмож-ти своим трудом и предприимч-ю создать собств. семейное благосост-ие, а для нетрудосп и нужд-ся гражданам обеспечить адресную соц. защиту. В РБ разраб-на и реал-тся компл-ая программа адресной защиты нас-ния. Важ-шей частью с-мы соц.защиты яв-ся пенсионное обеспеч-ие. Др.приоритеты гос. соц.пол-ки: соц.защита семьи; охрана материнства и детства; обеспеч-ие здоровья нации (в т.ч. минимиз-ия послед-вий Черноб. катастрофы); общее и профес. образование инволидов и лиц с особым психофиз.раз-ем; соц.поддержка пожилых людей,ветеранов. В РБ внедрена с-ма соц.стандартов по обслуж-ю нас-ния во всех сферах соц.пол-ки. Основ.ист-ом дохода для большей части нас-ия по-прежнему яв-ся зар.плата по осн-му месту работы. По данным Мин-ва стат-ки РБ, в 2007 г.начис-ная среднемес. зарплата раб-ов составила 682,5 тыс. рублей, что в реальном выражении на 10% больше, чем за аналогичный период 2006 г.

Формы и мех-мы интеграции (И)

Интернацион-ия пр-ва-развитие таких орг-эк форм, кот связ-ют пр-во одних стран с потребл-ем его рез-тов в др. Интеграц процессы прох на ур-нях: 1-микроур-нь(ч/з создание ТНК) 2-макроур-нь(ч/з межгос согласование эк пол-ки) Мех-мы:1)мир торговля тов и усл. Осн организац форма – оптовая торговля. Возраст роль ярмарок. Гос-ва регулир вн торговлю: протекционизм-пол-ка гос-ва с целью оградитьНЭ от ин конкур-и с пом тамож тарифа и нетарифных ограничений(с-ма администр и эк мер). М. примен-ся пол-ка демпинга-продажа тов и усл по ценам ниже цен внутр или мир рынка с целью устранения конкурентов. Важн направление развития вн торговли-её либерализация (↓ или отмена барьеров на основе соглашений отд гос-в). В посл гг более быстрыми темпами↑торговля услугами, ↓ доля агропрод, мин сырья и промышл прод. 2)м/унар производственное сотрудничество (отрасл и внутриотрасл специал-ия отд стран с целью массового пр-ва, высокого ур-ня ПТ, ↓ издержек пр-ва). Осн формы: совместная кооперация пр-ва и сбыта прод на основе спец-ии и кооперирования, совместные предпр-ия. Важн черты: стабильность и регулярность эк отношений м/у странами.3)м/унарнаучно-технич сотрудничество (разраб-ка и реализ-ия совместных программ научно-исследоват работ). Осн формы:создание общих научно-исследоват центров, бюро, подготовка высококвалиф исследов-го персонала.4)формир-ие регион интеграц объединений –для преодоления препятствий, создаваемых гос границами, действуют по спец соглашениям и имеют свои стр-ры и органы. Простая форма- зона своб торговли(м/у странами отменяются торг ограничения) и таможенный союз (устан-ие единой тарифной пол-ки по отношению к 3-им странам). Более сложная-общий рынок (своб передвижение кап и раб силы, соглас-ие эк пол-ки). Наиб сложная- эк союз (общая эк и валютно-фин пол-ка)-ЕС, НАФТА, МЕРКУР, СНГ.

Эк безопасность в системе национальной безопасности (НБ).

Указом Президента РБ в 2001 г. утверж­дена Концепция НБ РБ, кот содержит методолог основы построения системы обеспечения НБ бел гос-ва. В Концепции под НБ поним сост-е защищ-ти жизненно важных интересов лич-ти, общ-ва и гос-ва от внутр и внешн угроз. Сост части НБ — безоп-ть в полит, эк, военн, эколо, ин­формац и гуманит сферах. Важн сост частью общей системы НБ явл эк безоп-ть, кот затрагивает практически все стороны жизни гос-ва, об­щ-ва, эк-ки. Сущ-ет тесная взаимосвязь эк без-ти с системой нац гос интересов, кот заключаются в укреплении незав-ти и сувер-та РБ, обеспеч-и неру­шимости границ и террит целост-ти, созд-и ус­л-й для полноц дух и физ разв-я че­л-а, сохр-и дух и культ наследия, укреп­лении традиц цен-й бел народа. Рассм-е эк безоп-ти как важнейш блока в с-ме НБ обусл-но прежде всего тем, что эк-ка явл осн жизнедеят-ти об­щ-ва, гос-ва, лич-ти, устойч разв-я страны в целом. Одними из осн задач обеспеч-я НБ в РБ явл: -опред-е внеш и внутр угроз НБ; -выявл-е факторов, обусловл-х угрозу НБ; -разработка и реализ-я мер по предупреж-ю и нейт­рализации внутр и внешн угроз; -достиж-е сбалансир-ти полит интересов граждан и гос-ва, поддержка общ-м внутр и внеш политики гос-ва; Для обеспеч-я НБ необх-мы разв-е всестор и взаимовыгодн сотрудн-ва с др гос-ми, сохр-е и укрепл-е существ с-м междунар и регион безоп-ти. Гос внешнеэк политику следует строить на основе многовекторности, использ-я преим-в между­нар раздел-я труда, расш-я рынков товаров и услуг.Одним из приорит напр-й обеспеч-я НБ в эк сфере явл созд-е усл-й для перехода к устойч разв-ю. Не всякое разв-е отвечает треб-ям безоп-ти. Не учитыв эколог треб-й или соц-но не ориентир разв-е создает дополн угрозы НБ.



Наши рекомендации