Товара, принадлежащее одному лицу, группе лиц или государству.


Различают:

- естественную монополию – объективно обусловлена (энергетика, железные дороги, газоснабжение, водопровод и т.д.);

- искусственную – создаётся намеренно.

Основные формы монополий: картель, синдикат, трест, концерн.

Позитивные стороны монополии Негативные последствия существования монополии
больше средств и стимулов и развитию НТП;   в определённых отраслях более эффективна.   нерациональное распределение ресурсов общества; усиление неравенства доходов в обществе; возможность застоя и торможения НТР; опасность для политической демократии.  

Таким образом, монополия – антипод конкуренции, а последняя – основа рынка. Следовательно, монополия вредна рынку? Ответить на этот вопрос однозначно невозможно. Монополия неизбежна в рыночной экономике в той же степени, как не бывает магнита с одним полюсом. Сама конкуренция порождает монополию: в ходе конкурентной борьбы более сильные фирмы вытесняют более слабых, поглощают их, становясь единственными продавцами тех или иных товаров.

Монополия возникает в силу объективных причин на основе:

1) наличия единственного месторождения полезного ископаемого или иного экономического ресурса. Это так называемая сырьевая монополия.

2) Государственного регулирования в интересах общества экономического спроса некоторых товаров: алкоголя, табака, оружия и др. Это – административная монополия.

3) Экономической нецелесообразности конкуренции, когда производство продукции одной фирмой обходится дешевле обществу, чем двумя и более: коммунальные службы и техническая инфраструктура территорий. Это – естественная монополия.

Монополия нередко бывает и желательна: в условиях экономического кризиса она является наиболее жизнеспособной экономической структурой; фирмы-монополисты наиболее чувствительны к НТП, вкладывают в развитие производства крупные инвестиции, позволяющие обеспечить рост производительности труда и конкурентоспособность товаров на мировых рынках.

Монополия по-своему способствует конкуренции и на внутреннем рынке, вытесняя фирмы из одних отраслей и обостряя борьбу в других. Наконец, она создает новые сферы для проявления конкуренции, например, дилерство.

Важнейший признак любой монополии – получение сверхдохода. Чтобы его присвоить, фирмы стремятся специально создать условия для его возникновения. В итоге наряду с естественными монополиями существуют и искусственные, создаваемые за счет специальных мер: концентрации производства, соглашений о ценах, слияний, поглощений фирм, раздела рынков и др. Организационными формами таких монополий являются: картели, синдикаты, тресты, концерны.

Модели современного рынка.

Конкуренция, как и её противоположность – монополия, может существовать только при определённом состоянии рынка. Соотношение конкуренции и монополии приводит к формированию определённой рыночной структуры или модели рынка.

В таблице приведена характеристика рыночных структур (моделей рынка):

Характерные черты Совершенная конкуренция Несовершенная конкуренция
Монополистичес-кая конкуренция Олигополия Чистая монополия
Число фирм очень большое много несколько одна
  Тип продукта   однотипный дифференциро- ванный однородный или дифференциро- ванный   уникальный
  Контроль над ценами     отсутствует некоторый, но в довольно узких рамках ограничен взаимозависимостью; значительный при тайном сговоре     значительный
Условия вступления в отрасль очень лёгкие, препятствия отсутствуют сравнительно лёгкие наличие существенных барьеров   блокировано
    Неценовая конкуренция   отсутствует   значительный упор на рекламу, торговые знаки, марки и т.д.   очень типична, особенно при дифференциации продукта главным образом реклама связи фирмы с обществен-ностью
Доступность информации Равный доступ некоторые ограничения некоторые ограничения   ограничения
    Примеры   Рынок пшеницы, ценных бумаг розничная торговля, ресторанный бизнес, производство одежды, обуви   производство стали, автомобилей телевидение   предприятия обществен-ного значения

ТЕМА 2. ОСНОВЫ ТЕОРИИ МИКРОЭКОНОМИКИ.

1. Спрос и факторы его определяющие.

2. Предложение и факторы его определяющие.

3. Рыночное равновесие.

4. Эластичность спроса и предложения.

5. Понятие и факторы производства.

6. Издержки производства.

7. Доход, прибыль, рентабельность.

Наши рекомендации