Товара, принадлежащее одному лицу, группе лиц или государству.
Различают:
- естественную монополию – объективно обусловлена (энергетика, железные дороги, газоснабжение, водопровод и т.д.);
- искусственную – создаётся намеренно.
Основные формы монополий: картель, синдикат, трест, концерн.
Позитивные стороны монополии | Негативные последствия существования монополии |
больше средств и стимулов и развитию НТП; в определённых отраслях более эффективна. | нерациональное распределение ресурсов общества; усиление неравенства доходов в обществе; возможность застоя и торможения НТР; опасность для политической демократии. |
Таким образом, монополия – антипод конкуренции, а последняя – основа рынка. Следовательно, монополия вредна рынку? Ответить на этот вопрос однозначно невозможно. Монополия неизбежна в рыночной экономике в той же степени, как не бывает магнита с одним полюсом. Сама конкуренция порождает монополию: в ходе конкурентной борьбы более сильные фирмы вытесняют более слабых, поглощают их, становясь единственными продавцами тех или иных товаров.
Монополия возникает в силу объективных причин на основе:
1) наличия единственного месторождения полезного ископаемого или иного экономического ресурса. Это так называемая сырьевая монополия.
2) Государственного регулирования в интересах общества экономического спроса некоторых товаров: алкоголя, табака, оружия и др. Это – административная монополия.
3) Экономической нецелесообразности конкуренции, когда производство продукции одной фирмой обходится дешевле обществу, чем двумя и более: коммунальные службы и техническая инфраструктура территорий. Это – естественная монополия.
Монополия нередко бывает и желательна: в условиях экономического кризиса она является наиболее жизнеспособной экономической структурой; фирмы-монополисты наиболее чувствительны к НТП, вкладывают в развитие производства крупные инвестиции, позволяющие обеспечить рост производительности труда и конкурентоспособность товаров на мировых рынках.
Монополия по-своему способствует конкуренции и на внутреннем рынке, вытесняя фирмы из одних отраслей и обостряя борьбу в других. Наконец, она создает новые сферы для проявления конкуренции, например, дилерство.
Важнейший признак любой монополии – получение сверхдохода. Чтобы его присвоить, фирмы стремятся специально создать условия для его возникновения. В итоге наряду с естественными монополиями существуют и искусственные, создаваемые за счет специальных мер: концентрации производства, соглашений о ценах, слияний, поглощений фирм, раздела рынков и др. Организационными формами таких монополий являются: картели, синдикаты, тресты, концерны.
Модели современного рынка.
Конкуренция, как и её противоположность – монополия, может существовать только при определённом состоянии рынка. Соотношение конкуренции и монополии приводит к формированию определённой рыночной структуры или модели рынка.
В таблице приведена характеристика рыночных структур (моделей рынка):
Характерные черты | Совершенная конкуренция | Несовершенная конкуренция | ||
Монополистичес-кая конкуренция | Олигополия | Чистая монополия | ||
Число фирм | очень большое | много | несколько | одна |
Тип продукта | однотипный | дифференциро- ванный | однородный или дифференциро- ванный | уникальный |
Контроль над ценами | отсутствует | некоторый, но в довольно узких рамках | ограничен взаимозависимостью; значительный при тайном сговоре | значительный |
Условия вступления в отрасль | очень лёгкие, препятствия отсутствуют | сравнительно лёгкие | наличие существенных барьеров | блокировано |
Неценовая конкуренция | отсутствует | значительный упор на рекламу, торговые знаки, марки и т.д. | очень типична, особенно при дифференциации продукта | главным образом реклама связи фирмы с обществен-ностью |
Доступность информации | Равный доступ | некоторые ограничения | некоторые ограничения | ограничения |
Примеры | Рынок пшеницы, ценных бумаг | розничная торговля, ресторанный бизнес, производство одежды, обуви | производство стали, автомобилей телевидение | предприятия обществен-ного значения |
ТЕМА 2. ОСНОВЫ ТЕОРИИ МИКРОЭКОНОМИКИ.
1. Спрос и факторы его определяющие.
2. Предложение и факторы его определяющие.
3. Рыночное равновесие.
4. Эластичность спроса и предложения.
5. Понятие и факторы производства.
6. Издержки производства.
7. Доход, прибыль, рентабельность.