Теория потребительского выбора
Теория потребительского выбора
Потребительское поведение - это процесс формирования спроса покупателей, осуществляющих выбор товаров с учетом цен и личного бюджета, то есть собственных денежных доходов.
В основе потребительского выбора всегда лежит желание покупателя удовлетворить ту или иную потребность. Каждый индивид имеет свои собственные предпочтения. Рыночный спрос суммирует эти индивидуальные предпочтения, так как потребители выражают свои желания путем распределения своих доходов между различными товарами и услугами, и определяет цену и объем предложения на рынке. Такая способность потребителя воздействовать на производителя называется суверенитетом потребителя. Суверенитет потребителя - способность воздействия потребителя на производителя путем свободного выбора товара на рынке.
Определяется он степенью полезности, вот если ты занимаешься боксом,то для тебя важно найти и купить хорошие перчатки,бинты что-то там еще, они для тебя представляют большую полезность,чем например балетная пачка
Возникновение денег и эволюция денежного обращения
Существует две концепции происхождения денег
Первая — происхождение денег как результат соглашения между людьми, убедившимися в том, что для передвижения стоимостей в меновом обороте необходимы специальные посредники.
Вторая — деньги появились в результате эволюционного процесса, который независимо от воли людей привел к тому, что некоторые предметы выделились из общей массы и заняли особое место посредника в акте обмена.
Если будет спрашивать вообще развитие денег,то вспоминай все что было деньгами раньше :D камушки,шкурки, бартер, драг.металлы, камни драгоценные, потом железные деньги, а бумажные появились при Екатерине ll если я не ошибаюсь, после первой мировой
Функции денег
Всего существует 5 функций денег:
-мера стоимости ( т.е с помощью денег определяем стоимость товара)
-средство обращения ( т.е обмен товара на деньги, а денег на товар)
-средство накопления и сбережения (думаю тебе это понятно)
-средство платежа
-мировые деньги
Спрос на деньги вытекает из двух функций денег – как средства обращения и единства сохранения богатства. В первом случае речь идет оспросе на деньги для заключения сделок купли –продажи (трансакционный спрос), во втором – о спросе на деньги как средстве приобретения прочих финансовых активов (прежде всего облигации и акции)
Спрос на деньги - это то количество платежных средств, которое экономические субъекты желают держать у себя в настоящий момент.
разного достоинства и монеты. Коммерческие банки участвуют в денежном обращении, предоставляя ссуды бизнесу и населению. Наличие всех денег в экономике называется предложением денег. Предложение денег — количество денег, находящихся в обращении в экономике страны. Размер предложения денег выступает важнейшим фактором, определяющим масштабы расходов в народном хозяйстве.
Для измерения объема денежного предложения используются следующие показатели (агрегаты):
12. Инфляция: сущность, причины, последствия
Инфля́ция (лат. Inflatio — вздутие) — повышение общего уровня цен на товарыи услуги.
Есть несколько видов инфляции :
Ползучая или умеренная(менее 10% в год), галопирующая( от 10 до 50% в год), гиперинфляция(цены увеличиваются до нескольких тысяч % в год). Это виды по темпу роста.
Еще есть инфляция спроса,предложения, сбалансированная, несбалансированная, прогнозируемая,непрогнозируемая.
Причины инфляции
Дефицитность государственных бюджетов и чрезмернаяэмиссия бумажных денег.Милитаризация экономики и рост военных расходов государства.Монополизация рынков и монополистическое ценообразование.Низкий уровень развития и неэффективная структура национальной экономики.Чрезмерная кредитная экспансия.Рост цен на экспортируемые и импортируемые товары.Активность торгового и платежного баланса и приток иностранной валюты, обмениваемой на национальную.Валютные кризисы и девальвация валют.Чрезмерное налогообложение.Высокие инфляционные ожидания
Последствия инфляции
Для сферы производства:
снижение занятости, расстройство всей системы регулирования экономики;обесценение всего фонда накопления;обесценение кредитов;стимулирование с помощью высоких процентных ставок не производства, а спекуляции.
При распределении доходов:
перераспределение доходов за счет увеличения до ходов тех, кто выплачивает задолженности по фиксированным процентам, и снижения доходов их кредиторов (правительства, накопившие значительный государственный долг, нередко проводят политику кратковременного стимулирования инфляции, которая способствует обесценению задолженности);отрицательное воздействие на население с фиксированными доходами, которые обесцениваются;обесценение доходов населения, что приводит к сокращению текущего потребления;определение реального дохода уже не по количеству денег, которые человек получает в качестве дохода, а по количеству товаров и услуг, которые он может купить;снижение покупательной способности денежной единицы.
Для экономических отношений:
владельцы предприятий не знают, какую цену ставить на свою продукцию;потребители не знают, какая цена является оправданной и какую продукцию выгоднее покупать в первую очередь;поставщики сырья предпочитают получать реальные товары, а не быстро обесценивающиеся деньги, начинает процветать бартер;кредиторы избегают давать в долг.
Для денежной массы:
деньги теряют свою ценность и перестают выполнять функции меры стоимости и средства обращения, что ведет к финансовому краху.
НО! Умеренная инфляция полезна для экономики, так как рост денежной массы стимулирует деловую активность, способствует экономическому росту, ускоряет процесс инвестирования.
13. Издержки и прибыль. Виды издержек
Издержки – это затраты на производство и реализацию продукции в денежной форме.
Издержки бывают внешними (явными, бухгалтерскими) и внутренними (неявными, вмененными). К внешним издержкам относится стоимость израсходованных ресурсов, оцененная в текущих ценах их приобретения.
Внутренними издержками являются:
1) издержки на ресурсы, принадлежащие самому предпринимателю;
2) нормальная прибыль, которая приходится на такой ресурс, как предпринимательские способности.
Внешние и внутренние издержки в сумме образуют экономические, или альтернативные, издержки. Они равны сумме доходов, которую можно получить при наиболее выгодном из всех альтернативных способов использования ресурсов.
Прибыль
Прибыль = Доходы − Затраты (в денежном выражении).
Максимизация прибыли
Согласно традиционным теории фирмы и теории рынков, максимизация прибыли является основной целью фирмы. Поэтому фирма должна выбрать такой объем поставляемой продукции, чтобы достичь максимальной прибыли за каждый период продаж. ПРИБЫЛЬ - это разница между валовым (общим) доходом (TR) и совокупными (валовыми, общими) издержками производства (ТС) за период продаж:
прибыль = TR - ТС.
Валовой доход - это цена (Р) проданного товара, умноженная на объем продаж (Q).
Поскольку на цену не влияет конкурентная фирма, то на свой доход она может повлиять лишь посредством изменения объема продаж. Если валовой доход фирмы больше совокупных издержек, то она получает прибыль. Если совокупные издержки превышают валовой доход, то фирма несет убытки.
Совокупные издержки - это издержки всех факторов производства, использованных фирмой при производстве данного объема продукции.
Максимальная прибыль достигается в двух случаях:
- а) когда валовой доход (TR) в наибольшей степени превышает совокупные издержки (ТС);
- б) когда предельный доход (MR) равен предельным издержкам (МС).
Предельный доход (MR) - это изменение в валовом доходе, получаемое при продаже дополнительной единицы объема выпуска. Для конкурентной фирмы предельный доход всегда равен цене продукта:
MR = Р.
Максимизация предельной прибыли представляет собой разницу между предельным доходом от продажи дополнительной единицы продукции и предельными издержками:
предельная прибыль = MR - МС.
Предельные издержки - дополнительные издержки, приводящие к увеличению выпуска на одну единицу блага. Предельные издержки целиком представляют собой переменные издержки, ибо постоянные издержки не изменяются вместе с выпуском. Для конкурентной фирмы предельные издержки равны рыночной цене товара:
МС = Р.
Предельным условием максимизации прибыли является такой объем выпуска продукции, при котором цена равняется предельным издержкам.
Определив предел максимизации прибыли фирмы, необходимо установить равновесный выпуск продукции, максимизирующий прибыль.
Максимально прибыльное равновесие - это такое положение фирмы, при котором объем предлагаемых благ определяется равенством рыночной цены предельным издержкам и предельному доходу:
Р = МС = MR.
Фирма выбирает такой объем выпуска, который позволяет ей извлекать максимальную прибыль. При этом надо иметь в виду, что выпуск, обеспечивающий максимальную прибыль, отнюдь не означает, что за единицу данной продукции извлекается самая большая прибыль. Отсюда следует, что неправильно использовать прибыль за единицу продукта в качестве критерия общей прибыли.
Минимизация убытков
Что произойдет, если рыночная цена снизится до уровня P2 и окажется, ниже минимальных средних переменных издержек? В этом случае фирма не сможет компенсировать даже части своих постоянных затрат и единственным приемлемым выходом для нее станет прекращение производства
Совершенная, свободная или чистаяконкуренция — экономическая модель, идеализированное состояние рынка, когда отдельные покупатели и продавцы не могут влиять на цену, но формируют её своим вкладом спроса и предложения.
17.Монопо́лия (от греч. μονο — один и πωλέω — продаю) — это крупное капиталистическое предприятие, контролирующее производство и сбыт одного или нескольких видов продукции; это такая игра, при которой на рынке отсутствует конкуренция и функционирует одна фирма. Она производит уникальный, не имеющий аналогов продукт.
Максимальную прибыль фирма-монополист извлекает в том случае, когда объем выпуска таков, что предельный доход равен предельным издержкам, а цена равна высоте кривой спроса при данном уровне выпуска (рис. 28.1).
(минимизацию убытков смотри в 16 вопросе)
Последствия монополизации
При оценке роли любой формы монополии в экономике имеются аргументы в пользу и против монополий. Аргументы «за» связаны с тем, что в качестве монополиста обычно выступает крупное объединение. Как таковое оно имеет возможность:
• применять новейшие технологии, использовать преимущества массового производства и на этой основе производить продукцию с меньшими издержками и снижать цены;
• выделять больше средств для финансирования исследований и разработок новой продукции и технологии, что способствует ускорению научно-технического прогресса;
• противостоять конъюнктурным колебаниям рынка: в периоды кризисов крупные фирмы, а тем более их объединения, более устойчивы, они меньше подвержены риску разорения (и увеличения безработицы), чем мелкие и средние предприятия.
Таким образом, существование монополистических объединений оказывает благотворное влияние на развитие экономики. В то же время монополии имеют возможность:
• увеличивать свои прибыли за счет повышения цен без снижения издержек производства;
• «эксплуатировать» потребителей, завышая цены против их равновесного уровня;
• ослаблять или даже устранять конкуренцию вместе с ее благотворным влиянием на эффективность производства, качество продукции, уровень издержек производства. Как писал известный экономист, лауреат Нобелевской премии Ф.Хайек, «...плоха не монополия сама по себе, а устранение или предотвращение конкуренции».
Совершенная конкуренция предполагает наиболее эффективное использование ресурсов общества, минимизацию общественных затрат на производство продукции. Рынок несовершенной конкуренции обеспечивает менее эффективное использование ресурсов, в связи с чем общество несет определенные потери.
18. монополистическая конкуренция: понятие распространение, эффективность
Монополистическая конкуренция - тип структуры рынка, состоящий из множества мелких фирм, выпускающих дифференцированную продукцию, и характеризующийся свободным входом на рынок и выходом с рынка.
Конкуренция это вообще хорошо, а монополистическая тем более, потому что конкуренция формирует спрос и предложение и формирует нормальную рыночную цену, равновесную J
Для выявления экономической эффективности той или иной рыночной структуры необходимо оценить три величины: цену товара, предельные и средние издержки. Равенство цены и предельных издержек необходимо, чтобы добиться наиболее эффективного распределения ресурсов. Равенство цены товара с минимальными средними суммарными издержками означает, что достигается максимально возможная производственная эффективность и единица товара выпускается наиболее эффективным (с минимальными издержками) путем; потребители приобретают наибольшее количество товара по минимальным ценам при сложившихся издержках производства.
19.Олигополия, ее основные признаки. Модель рынка олигополии: четыре варианта.
Олигополия (от др.-греч. ὀλίγος — малочисленный, и πωλέω — продаю, торгую) — тип рыночной структуры несовершенной конкуренции, в которой доминирует крайне малое количество фирм. Примерами олигополий можно назвать производителей пассажирских самолетов, таких как «Боинг» или «Эйрбас», производителей автомобилей, таких как «Мерседес», «БМВ». Другим определением олигополистического рынка может являться значениеиндекса Герфиндаля, превышающее 2000. Олигополия с двумя участниками носит название дуополии.
Модель картеля[
Наилучшей стратегией для олигополии является сговор с конкурентами по поводу цен производства, объёмов продукции. Сговор даёт возможность усилить власть каждой из фирм, и использовать возможности получения экономической прибыли в таком размере, в котором её получала бы монополия, если бы рынок был монопольным. Такой сговор в экономике называют картелем.
В антимонопольном законодательстве большинства стран сговор запрещён, поэтому на практике картели имеют либо международный (картель «ОПЕК»), либо тайный характер.
Особенностью существования картелей является их недолговечность: у членов картеля всегда есть соблазн получить более высокий доход в краткосрочном периоде, нарушив договоренность, и, когда это происходит, картель распадается.
Модель лидерства по ценам (объему)
Как правило, среди совокупности фирм выделяется одна, которая становится лидером на рынке. Это связано, например, с продолжительностью существования(авторитетом), наличие более профессионального персонала, наличие научных подразделений и новейших технологий, более высокая доля их на рынке. Лидер первым совершает изменения в отношении цены или объема производства. При этом остальные фирмы повторяют действия лидера. В результате наблюдается согласованность общих действий. Лидер должен быть наиболее информирован о динамике спроса на продукцию в отрасли, а также о возможностях конкурентов.
Модель Курно
Поведение фирм основано на сопоставлении самостоятельного прогноза об изменениях рынка. Каждая фирма просчитывает действия конкурентов и выбирает такой объем производства и цену, которая стабилизирует её положение на рынке. Если первоначальные расчеты ошибочны, фирма корректирует выбранные параметры. Через определенный промежуток времени доли каждой фирмы на рынке стабилизируются и в дальнейшем не изменяются.
Модель Бертрана
Предполагается, что каждая фирма желает стать ещё крупнее и в идеале захватить весь рынок. Чтобы вынудить уйти конкурентов, одна из фирм начинает снижать цену. Остальные фирмы, чтобы не потерять своей доли, вынуждены делать то же самое. Ценовая война продолжается, пока на рынке не остается одна фирма. Остальные закрываются.
Приватизация
Основная цель приватизации состоит в повышении эффективности экономики. Историческая практика свидетельствует, что системы, базирующиеся на частной собственности, развиваются быстрее и успешнее, чем системы, в основе которых лежит государственная собственность. Поэтому в странах с переходной экономикой приватизации уделяется исключительное внимание и придается первостепенное значение.
Приватизация в России прошла в два этапа. Первый этап приватизации – ваучерный. Правительство России решило пойти на приватизацию государственной собственности через выпуск так называемых ваучеров. Ваучер – это официальный документ, предоставляющий право владения, распоряжения и пользования определенным количеством материальных благ. Но это формально, так как фактически никто не стал собственником бывшей государственной собственности.
В результате ваучерного этапа приватизации в России сформировались: акционерный сектор экономики; рынки ценных бумаг; система инвестиционных фондов и других финансовых структур. Но самый главный результат — это рождение новой классовой структуры общества: класса частных собственников и наемных рабочих. Появилось «поле» действия новых экономических законов: спроса и предложения, ценообразования, распределения доходов, накопления капиталов, а также новая фискальная, денежно-кредитная, социальная политика. В конечном итоге Россия стала жить как бы в другом измерении — в измерении, где все проблемы решает капитал. И власть капитала впервые была продемонстрирована и де-юре, и де-факто, когда большинство населения осталось с носом, т.е. граждане выкупили у государства этот ваучер, положили его под подушку и лишь немногие вложили его в дело. Следует учесть, что номинал ваучера имел чисто условное значение. Реальная денежная цена ваучера зависела не столько от балансовой стоимости тех 35% основных фондов, подлежащих приватизации, которые выставлялись на продажу за приватизационные чеки, сколько от денежного спроса на ваучеры, определявшегося ожидаемым доходом от акций, которые можно было приобрести на эти ваучеры, и от спекуляции на колебаниях курса самого ваучера. Разговоры о том, что продажа ваучера даст человеку стартовый капитал для начала собственного дела, так и остались разговорами.
Второй этап приватизации в России – денежный. С 1 июля 1994 г. начался денежный этап приватизации в России. Основной задачей нового этапа являлось не наращивание темпов приватизации, а увеличение отдачи от нее для государственных бюджетов всех уровней. Результатом такой политики стало сокращение предложений продажи имущества и повышение цен на него. Итогом денежного приватизационного процесса стало резкое падение его количественных показателей, что позволяет говорить о некотором завершении процесса приватизации.
Главной целью считалось формирование слоя частных собственников. Очевидно, что акционеры, владеющие несколькими акциями российских предприятий или чековых инвестиционных фондов, не могут рассматриваться как реальные собственники. Для крупных предприятий реальные права собственности оказались разделенными между администрацией предприятия и государственными чиновниками.
Одной из целей приватизации являлось повышение эффективности деятельности предприятия. Между тем процесс приватизации фактически не сказался на улучшении макроэкономических показателей и росте конъюнктуры. Более того, спад производства продолжился и на приватизированных предприятиях.
В результате денежного этапа приватизации в России удалось провести массовое распределение эффективных собственников – среднего класса.
В результате проведенной в постсоциалистических странах приватизации коренным образом изменилась структура собственности: преобладающей стала частная собственность в корпоративной и индивидуальной форме, а также смешанная государственно – частная собственность на приватизированных предприятиях. Также опыт рыночных преобразований показал, что смена формы собственности не влечет за собой автоматическое повышение эффективности хозяйствования. Все большую роль играет создание конкурентной среды и достижение макроэкономической стабилизации, что ведет к установлению жестких бюджетных ограничений.
Рынок труда
Рынок труда — экономическая среда, на которой в результате конкуренции между экономическими агентами через механизм спроса и предложенияустанавливается определенный объем занятости и уровень оплаты труда.
Спрос на рабочую силу определяется потребностями работодателей в найме определенного количества работников необходимой квалификации для производства товаров и услуг.
Спрос на рабочую силу находится в обратной зависимости от ставки реальной заработной платы, которая определяется как отношение номинальной зарплаты к уровню цен. На конкурентном рынке труда кривая спроса на труд имеет отрицательный угол наклона: с ростом общего уровня заработной платы спрос на труд падает.
Предложение труда определяется численностью населения, долей в нем трудоспособного населения, средним числом часов, отработанных рабочим за год, качеством труда и квалификацией рабочих.
Предложение труда зависит от величины заработной платы. Кривая предложения труда имеет положительный угол наклона: с ростом общего уровня заработной платы предложение труда увеличивается.
Безработица — социально-экономическое явления, при котором часть рабочей силы не занята в производстве товаров и услуг.
Фрикционная безработица — связана с затратами времени на поиск новой работы и длится 1-3 месяца.
Структурная безработица — связана с технологическими изменениями в производстве, которые изменяют структуру спроса на рабочую силу (возникает если работник уволенный из одной отрасли не может устроиться в другой).
Сезонная безработица — обусловлена сезонными колебаниями в объеме производства определенных отраслей.
Циклическая безработица — возникает в период циклического экономического спада и недостатка спроса. Возникает с связи с уменьшением реального ВНП и высвобождением части рабочей силы.
Цели экономической системы
Экономическая система — это совокупность взаимосвязанных и соответствующим образом упорядоченных элементов хозяйства, которые образуют определенную целостность, экономическую структуру общества, преследующую общую цель.
Валовый внутренний продукт
Основным показателем системы макроэкономических показателей является Валовый внутренний продукт, характеризующий стоимость конечных товаров и услуг, произведенных резидентами страны за определенный период времени, за вычетом стоимости промежуточного потребления. Валовый внутренний продукт исчисляется в рыночных ценах конечного потребления, то есть в ценах, оплачиваемых покупателем, включая все торгово-транспортные наценки и налоги на продукты.
Валовый национальный доход
ВНД представляет собой сумму первичных доходов, полученных резидентами данной страны за тот или иной период в связи с их прямым или косвенным участием в производстве ВВП своей страны и ВВП других стран. Таким образом, ВНД больше ВВП на сумму первичных доходов, полученных резидентами данной страны из-за границы (за вычетом первичных доходов, выплаченных нерезидентам).
К первичным доходам относятся оплата труда, прибыль, налоги на производство, доходы от собственности (проценты, дивиденды, рента и т. д.).
Конечное потребление
КП включает расходы на конечное потребление домашних хозяйств, государственного управления, некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства. При этом расходы государственного управления и некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства, совпадают со стоимостью нерыночных услуг, оказываемых этими организациями.
Валовое накопление
Валовое накопление охватывает накопление основного капитала, изменение материальных оборотных средств, а также чистое приобретение ценностей (ювелирных изделий, предметов антиквариата и т. д.), т. е. это вложения резидентными единицами средств в объекты основного капитала для создания нового дохода в будущем путем использования их в производстве. ВН основного капитала включает следующие компоненты: приобретение за вычетом выбытия новых и существующих основных фондов; затраты на улучшение непроизведенных материальных активов; расходы в связи с передачей права собственности на непроизведенные активы.
Валовое накопление как элемент ВВП включает валовое накопление основного капитала, прирост материальных оборотных средств, расходы на приобретение ценностей. Накопление может быть исчислено на чистой основе, т. е. за вычетом потребления основного капитала (амортизации).
Сальдо внешней торговли
Сальдо внешней торговли представляет собой важный элемент конечного использования ВВП и определяется как разница между экспортом и импортом. В случае если сальдо внешней торговли положительно, то имеет место чистый экспорт.
Теория потребительского выбора
Потребительское поведение - это процесс формирования спроса покупателей, осуществляющих выбор товаров с учетом цен и личного бюджета, то есть собственных денежных доходов.
В основе потребительского выбора всегда лежит желание покупателя удовлетворить ту или иную потребность. Каждый индивид имеет свои собственные предпочтения. Рыночный спрос суммирует эти индивидуальные предпочтения, так как потребители выражают свои желания путем распределения своих доходов между различными товарами и услугами, и определяет цену и объем предложения на рынке. Такая способность потребителя воздействовать на производителя называется суверенитетом потребителя. Суверенитет потребителя - способность воздействия потребителя на производителя путем свободного выбора товара на рынке.
Определяется он степенью полезности, вот если ты занимаешься боксом,то для тебя важно найти и купить хорошие перчатки,бинты что-то там еще, они для тебя представляют большую полезность,чем например балетная пачка