Рынки факторов производства. Особенности спроса и предложения в отличие от товарного рынка.
Рынок факторов производства - сфера товарного обращения рабочей силы, природных ресурсов и капитала. Потребителями ресурсов являются производящие разнообразные блага предприятия и организации, которые приобретают их у собственников ресурсов. Владельцами экономических ресурсов, продавцами, в большинстве случаев являются домохозяйства. Для предприятий цены на ресурсы являются издержками, а для домохозяйств (собственников ресурсов) – доходами.
Рынок труда — это сфера формирования спроса и предложения рабочей силы (трудовых услуг). Через рынок труда большинство работающего населения получает работу и доходы. Рынок труда регулируется спросом и предложением рабочей силы.
Рынок капитала – это часть финансового рынка, где формируется спрос
и предложение на среднесрочный и долгосрочный заимообразный капитал.
Рынок земли — сфера товарного оборота земельных угодий, которые можно использовать либо для земледелия, либо для строительства зданий, сооружений, объектов инфраструктуры
48. Рынки факторов производства: рынок труда.
Рынок труда — это сфера формирования спроса и предложения рабочей силы (трудовых услуг). Через рынок труда большинство работающего населения получает работу и доходы. Рынок труда регулируется спросом и предложением рабочей силы.
· На рынке труда покупаются только трудовые услуги, а не сам индивид.
· Компенсация за труд представлена не только заработной платой, но и дополнительными льготами (премиальные и денежные вознаграждения, стоимость жилья, социальное обеспечение, стоимость профессионального обучения, культурно-бытового обслуживания и т. д.)
Заработная плата — форма материального вознаграждения за труд (часть стоимости, созданной и реализованной продукции, услуг), поступающего наемным работникам предприятий и учреждений.
Рынок земли
Рынок земли — сфера товарного оборота земельных угодий, которые можно использовать либо для земледелия, либо для строительства зданий, сооружений, объектов инфраструктуры. Следует иметь в виду, что под земельным рынком понимается оборот земли, включающий как непосредственную ее куплю-продажу, так и иные сделки с землей (аренда земельных участков).
Земля, как экономический ресурс, обладает рядом особенностей. Во-первых, земля не имеет издержек производства. Земля имеется в наличии как природный объект. Это бесплатный и невоспроизводимый дар природы. Во-вторых, ограниченность земли. Все прочие экономические ресурсы (труд и капитал) также ограничены, но их можно накопить или воспроизвести. Изменить размеры земельных угодий человечество не в состоянии.
Особенностью механизма ценообразования на рынке земли является необходимость различать земельный участок как таковой и производственную функцию земли. У землевладельца существует три варианта использования своей собственности: земельный участок можно продать, выручив за него соответствующую цену; на данном участке можно вести хозяйственную деятельность, получая при этом регулярный доход в виде прибыли; земля может быть сдана в аренду, что принесет ее владельцу регулярный доход в виде ренты.
47. . Рынок капитала
Рынок капитала – это часть финансового рынка, где формируется спрос и предложение на среднесрочный и долгосрочный заимообразный капитал. Рынок капиталов выполняет следующие функции: · Во-первых, объединяет мелкие, разрознены денежные сбережения населения, государственных подразделов, частного бизнеса, зарубежных инвесторов и создает большие денежные фонды. · Во-вторых, трансформирует денежные средства в заимообразный капитал, который обеспечивает внешние источники финансирования материального производства национальной экономики. · В-третьих, предоставляет ссуды государственным органам и населению для решения таких важных заданий, как покрытие бюджетного дефицита, финансирования части жилищного строительства и тому подобное.. |
49. Собственность и типы экономических систем.
Экономическаясистема — установленная и действующая совокупность принципов, правил, законов, определяющих форму и содержание основных экономических отношений, которые возникают в процессе производства, распределения, обмена и потребления экономического продукта.
Выделяют несколько видов экономических систем:
· традиционную;
· командно-административную;
· рыночную;
· смешанную.
В традиционной системеэкономика основывается на натуральной форме общественного хозяйства, продукция производится прежде всего для собственного потребления.
Основой командно-административной системы является государственная собственностьна все ресурсы. Планирование экономики осуществляется из единого экономического центра и носит административный характер. Ценообразование также носит централизованный характер, не отражает реальной оценки произведенной продукции и не зависит от наличия или отсутствия спроса и предложения на тот или иной вид товара.
В рыночной экономической системеоснову экономических отношений составляет частная собственность.Вопросы производства и реализации производимой продукции производители решают самостоятельно, основываясь на личном интересе. Особенностью рыночной системы является также ценообразование, которое не регулируется государством.
Экономика, совмещающая элементы различных экономических систем, называется смешанной.
Собственность — отношение между людьми и предметами. Предмету приписывается принадлежность какому-либо человеку, что даёт этому человеку право распоряжаться предметом, одновременно запрещая другим людям пользоваться предметом без разрешения владельца.
50. 50.Социальная политика отражает взаимоотношения социальных групп по поводу сохранения и изменения социального положения населения, составляющих его классов, слоев, социальных, социально-демографических, социально-профессиональных групп, социальных общностей (семьи, народы, население города, поселка, региона и т.п.). Главная тема социальной политики — социальное положение тех или иных частей народа, народа в целом. Социальное положение — это основная, комплексная характеристика жизнедеятельности населения в целом и его составных частей. Социальное положение формируется как результат действия системы существенных факторов (причин), которые образуют общественные условия существования и развития структурных частей общества. Параметры социального положения — это конкретные измерители социального положения, его качественно-количественные характеристики (показатели и оценки), система которых позволяет достоверно и с необходимой и достаточной определенностью судить о реальном, прогнозируемом или программируемом социальном положении и комплексно оценивать его состояние (достигнутый рубеж). Параметры социального положения применяются также при определении качественных соотносительных уровней благосостояния (нищета, достаток, бедность, богатство и др.). В практическом смысле под социальной политикой обычно понимают совокупность (систему) конкретных мер и мероприятий, направленных на жизнеобеспечение населения. В зависимости от того, кто главный инициатор (субъект) этих мер, различают виды социальной политики — государственная, региональная, корпоративная и т.д. Такой терминологический подход имеет право на существование, однако он не дает возможности для глубокого, сущностного понимания социального явления. При таком, узком, толковании социальной политики, например, отсутствие мер и мероприятий дает возможность для вывода об отсутствии социальной политики как таковой. Однако она всегда имеет место — и не только в теоретическом, но и в практическом смысле. Другое дело, социальная политика может быть ошибочной, слабой, деформированной. В широком смысле и при взгляде с научных позиций это не столько система мер и мероприятий, сколько система взаимоотношений и взаимодействий между социальными группами, социальными слоями общества, в центре которых и главная конечная цель которых - человек, его благосостояние, социальная защита и социальное развитие, жизнеобеспечение и социальная безопасность населения в целом. Объект и предмет социальной политики — понятие не линейное, а многоуровневое и системное. По большому счету объект и предмет социальной политики совпадают с главными элементами, блоками и структурами, входящими в крупный единый комплекс — социально-трудовую сферу (СТС). СТС — это система взаимосвязанных компонентов и частей: отрасли социальной сферы (образование, здравоохранение, культура, спорт, туризм, жилищно-коммунальный сектор и т.д.); рынок труда, занятость, безработица; социальное партнерство; социальная защита; оплата и охрана труда; социальное страхование; пенсионная система и др. Проводя социальную политику, важно держать в поле зрения все ее направления, не оставляя без внимания ни одного из них. Например, вряд ли можно признать сильной и правильной такую социальную политику, в рамках которой отдается предпочтение развитию образования, культуры и т.п. в ущерб решению проблем занятости, пенсионного обеспечения и т.д. Социальная политика на федеральном уровне, на уровне субъекта Федерации и соответствующих органов управления носит преимущественно рамочный, нормативно-задающий характер (отрабатываются и принимаются соответствующие законы, указы, постановления и т.д.). Реальная, конкретная социальная политика осуществляется, как говорится, лицом к лицу с конкретным человеком, как правило, на районном, муниципальном и корпоративном уровне. Именно здесь она находит свое окончательное воплощение и фиксирует свою результативность и отдачу. Сущность политики вообще и социальной в частности выявляется через взаимоотношения устойчивых элементов социальной структуры - социальных групп. Устойчивость таких групп воспроизводится благодаря действию комплекса общественных условий их существования и развития. Социальные группы, структурные части народа (общества) — несомненная реальность. Они могут действовать или бездействовать, осознавать и не осознавать свои интересы, организовываться для действий в обществе или быть политически не организованными. Они могут быть активными действующими социальными силами (реальными субъектами политики) и пассивными неорганизованными участниками социальных процессов (потенциальными, формальными субъектами). Субъекты социальной политики — это реально самостоятельные и фактически действующие социальные группы и представляющие их органы, организации, институты, структуры. Кроме самих социальных групп, к субъектам политики относятся и представляющие их интересы организационные структуры. Получается, что субъекты как бы раздваиваются (удваиваются). К примеру, летчики, писатели, ученые, горняки — разные социально-профессиональные группы. Они создали свои организации: Профсоюз летного состава гражданской авиации, Союз писателей, Академию наук, Профсоюз горняков. Создаются классовые политические организации, союзы, ассоциации, движения. И все это действующие лица социальной политики, ее субъекты. Основные функции социальной политики В каких бы исторических условиях ни протекала социальная политика, какой бы ее исторический тип ни складывался, всегда есть круг более или менее постоянных, типовых, возобновляющихся проблем, которые и составляют ее реальное содержание. Имеются в виду вопросы состояния и потребностей улучшения общественного положения, общественных условий жизни различных социальных групп. Основные функции (главные задачи, направления) социальной политики: 1. Обеспечение социальной устойчивости, социальной безопасности общества. Социальная структура может быть разной в разных обществах, качественно меняться в истории и одного общества в результате революций и революционных реформ. Но она должна обладать свойствами устойчивости и самовозобновляемости (динамичности), иначе данное общество приходит в упадок, разрушается, перестает существовать. Социальная структура должна быть настолько устойчивой, чтобы выдержать как внутренние, так и внешние опасности и вместе с тем выносить в себе потенциал качественного обновления путем реформ и революций. Все существующие ныне общества и современный мировой порядок основаны на принудительном социальном донорстве одних социальных групп и стран в пользу других (на эксплуатации). Отношения принудительного социального донорства в основе своей антагонистичны. Проблемы социальной устойчивости в том и состоят, чтобы избежать открытых проявлений антагонизма, включая войны между странами и гражданские войны. Господствующие классы накопили исторический опыт силовой консервации антагонизмов, подавления восстаний и революций, запрета и дискредитации освободительных идеологий, движений и партий. Но ими же, особенно в XX в., накоплен и богатый опыт поддержания социальной безопасности путем компромисса интересов стран и классов, налаживания механизмов социальной направленности антагонистически противоречивых процессов. Примеры известны: социальное рыночное хозяйство, социальное государство, международная помощь слаборазвитым странам и др. Центральным пунктом в таких случаях всегда является крупномасштабное властное (государственное) перераспределение части эффекта в пользу социальных доноров, что и компенсирует их потенциальное массовое недовольство социальной несправедливостью эксплуататорской системы. Видный теоретик и практик социального рыночного хозяйства, бывший канцлер ФРГ В.Брандт говорил: «...Общество может более или менее полно удовлетворить притязания всех граждан на приличную жизнь лишь тогда, когда оно возлагает обязанность заботиться об этом на государство, лучше сказать, на социальное государство... Мы рассматриваем социальное государство как институциональный гарант человеческого достоинства, в том числе и человеческого достоинства простого мужчины и простой женщины...». 2. Обеспечение политической устойчивости власти. Такая устойчивость по-разному достигается в обществах разного типа и в разных конкретных исторических условиях, но суть всегда сводится к такому распределению реального участия социальных групп (классов) в политических решениях, которое удерживало бы доминирующее влияние во власти господствующего класса. В противном случае меняется классовый тип власти и становятся неизбежными революционные преобразования. 3. Обеспечение такого распределения власти в хозяйстве (собственности), которое признавалось бы большинством справедливым, не требующим борьбы за передел. 4. Налаживание такой системы распределения экономических ресурсов и экономического эффекта, которая более или менее устраивала бы подавляющее большинство населения. От распределения экономических ресурсов в решающей мере зависят материальные условия жизни людей в обществе, возможности решения проблем разных социальных групп. Инвестиции и их структура, уровень и дифференциация доходов, совокупный размер и структура ежегодных социальных расходов, условия и размеры социальной помощи и поддержки — эти и иные экономические параметры имеют социальный смысл и социальное предназначение. 5. Обеспечение обществом и государством необходимого и достаточного уровня экологической безопасности. 6. Обеспечение обществом и государством необходимого и достаточного уровня социальной защищенности как населения в целом, так и каждой из социальной групп. Социальная защищенность — одна из общественных ценностей, она предполагает объективную положительную социально-психологическую оценку социальными субъектами данного конкретно-исторического общества как жизненной среды. Чувство социальной защищенности возникает и бывает устойчивым, если социальная группа или население в целом осознают, что социальные риски целенаправленно понижаются обществом и государством до степени, когда они не могут существенно нарушить нормальное общественное положение. Социальными называются риски социального происхождения, а именно вероятные опасности, угрозы нарушения нормального (для данного общества) социального положения, вызываемые неустранимыми для данного общества причинами, коренящимися в самом его конкретно-историческом устройстве. Социально значимым нарушением можно считать существенное отклонение от социальной нормы какого-либо или нескольких важнейших параметров социального положения той или иной социальной группы. Риски нарушения нормального социального положения имеют разную природу, т.е. возникают и могут воспроизводиться по разным причинам (стихийные бедствия, военные действия, эпидемии, революции, государственные перевороты, демографические взрывы и провалы и т.п.). Социальные риски выделяются в системе рисков тем, что они возникают и существуют не в чрезвычайных, а в обычных (нормальных) условиях развития общества, закономерно (а не случайно) сопровождают нормальное функционирование общества и, более того, имеют своими причинами именно базовые общественные отношения, нормальные (повседневные, регулярные) общественные порядки. Общество порождает и развивает систему защиты от социальных рисков — социальную защиту. Это одна из функций социальной политики. Она должна быть выполнена обществом и государством так, чтобы социальная защищенность ощущалась и населением в целом, и каждой социальной группой.
Эффективность реализации социальной политики любого уровня (федерального, регионального, корпоративного), как известно, во многом зависит от экономики, бюджетного обеспечения, финансовых ресурсов государства, субъектов Федерации, муниципалитетов, предприятий и т.д. Без достаточных финансовых средств сложно говорить об адекватном развитии образования, здравоохранения, культуры, жилищно-коммунального сектора, рынка труда, об обеспечении социальной защиты населения, о своевременной выплате заработной платы, пенсий, пособий и т.д. Неудовлетворительное развитие социальной сферы, рост нищеты, безработицы, в том числе в скрытых формах, провалы в обеспечении жилищно-коммунальными услугами населения, живущего прежде всего на территориях российского Севера, другие острые социальные потрясения во многом объясняются экономическими проблемами и ошибками формирования расходной части бюджетов, когда на финансирование социальных мероприятий предусматривают необоснованно ограниченные средства. При правильном подходе сама социальная политика и социально-трудовая сфера, являющаяся ее основой, могут и должны оказывать активное влияние на экономический рост, финансовые потоки и бюджетную политику. Логика обоснования этого тезиса следующая. Выход России и ее регионов из кризиса связан прежде всего с решением проблем развития производства. Именно в этот вопрос упирается и проблема формирования доходной части бюджетов, дефицита финансов и денежных ресурсов, в том числе для реализации социальной политики. Формула Фишера наглядно свидетельствует о том, что в обществе денег должно быть столько, сколько создано (в денежном выражении) товаров и услуг: М • V = Q • Р, где: М — объем денежной массы в стране; V — скорость оборота денежной массы; Q — объем товаров и услуг (ВВП); Р — средняя цена товаров и услуг. Вполне очевидно, что социальная политика и социально-трудовая сфера не пассивны. Они, требуя значительных финансовых средств на самозапуск и развитие, в то же время активно влияют на экономику, экономический рост, динамику ВВП, траекторию движения общества к прогрессу. Например, предельно ясно, что без эффективной занятости, организации системы мощных стимулов труда, систем образования, здравоохранения, культуры и т.д. нельзя развивать производство, увеличивать объемы товаров и услуг (Q), других микро- и макроэкономических показателей. А это требует соответствующего отношения к социально-трудовой сфере и социальной политике со стороны государства, его законодательных и исполнительных органов, работодателей, предпринимателей и собственников. Примеров обратного влияния социальной политики и социально-трудовой сферы на общество, экономику можно привести много. Вот один из них. Государство, работодатели затрачивают огромные средства на разработку и реализацию пенсионной системы. Казалось бы, это чисто социальная мера, не имеющая выхода на экономическую составляющую. Ведь пенсионер уже не работает, он не производит продукцию, не участвует в создании ВВП и т.д. Но это поверхностный взгляд. На самом деле, если пенсионная система отработана с позиций социальной справедливости, если размер пенсии напрямую зависит от результатов и качества «прошлого» труда в допенсионном возрасте и об этом знает работник, то такая пенсионная система будет хорошим стимулом производительного труда и развития производства. Аналогичная взаимосвязь существует между экономической эффективностью, с одной стороны, и решением проблем занятости, охраны труда, социального страхования, развития отраслей культуры, здравоохранения, науки, образования — с другой. Таким образом, экономика и социальная политика органично взаимосвязаны и взаимозависимы, что требует правильного и взвешенного выбора приоритетов их согласованного развития как на федеральном, так и на региональном уровне.
Вопрос 50
Выполняя свои функции, государство проводит экономическую политику. Экономическая политика государства есть совокупность мер, направленных на упорядочение процессов в национальной экономике и предусматривающих достижение поставленных целей.
Экономическая политика государства выступает как генеральная линия действий, проводимых Правительством в национальной экономике, включая распределение, обмен и потребление созданного продукта, а также внешнюю экономическую деятельность.
Выдвижение социальных целей экономического развития привело к формированию социальной политики государства.
Социальная политика - совокупность принципов, норм и методов, используемых государством для регулирования условий жизни общества и отношений между социальными группами.
Социальная политика предполагает совместную деятельность государства и профсоюзов, а также предпринимательских объединений, общественных фондов, партий и т.д. Она направлена на обеспечение благоприятных условий жизни и труда, смягчение неравенства в распределении доходов и создание условий сохранения социальной стабильности[1].
Объектом социальной политики могут быть как отдельные граждане, так и их группы, объединенные конкретными связями и отношениями.
Субъектами социальной политики являются те, кто активно взаимодействует в социальной сфере, определяет цели, задачи, приоритеты и нормативно- правовую базу социальной политики и реализует ее. К ним относятся государственные ведомства и учреждения, органы местного самоуправления, различные негосударственные объединения, коммерческие структуры, профессиональные работники, а также отдельные граждане, действующие в рамках гражданской инициативы[2].
Важнейшим условием развития человеческого потенциала являются стабильность общества, эффективная социальная политика государства, призванная создать необходимые условия, обеспечивающие достойную жизнь и свободное развитие человека. Социальная стабильность развития общества будет обеспечиваться проведением эффективной социальной политики государства, критериями которой являются:
- реализация приоритетов социальной политики как одного из важнейших условий устойчивого развития общества;
- гарантии прав на свободу человека и на свободную реализацию трудового и интеллектуального потенциала с тем, чтобы трудоспособный гражданин смог обеспечить себе и своей семье материальное благополучие;
- дифференциация социальной политики в отношении различных слоев населения; адресная социальная защита малообеспеченных слоев населения;
- взаимная солидарная ответственность всех субъектов (государство, предприниматели, профсоюзы, население) за результаты социального развития;
- права и гарантии, ориентированные на укрепление семьи - основной ячейки общества; на духовное, культурное, нравственное развитие граждан и , прежде всего, молодежи; бережное отношение к историческому наследию предков и на преемственность поколений, сохранение самобытности национальных традиций[5].
51. Спрос. Закон спроса. Факторы спроса.
СПРОС – платежеспособная потребность покупателей в данном товаре при данной цене. Спрос характеризуется величиной спроса – количеством товаров, которое покупатели готовы приобрести по данной цене.
ЗАКОН СПРОСА – закон, в соответствии с которым при увеличении цены на товар спрос на этот товар снижается.
ФАКТОРЫ СПРОСА (детерминанты спроса) – факторы, влияющие на величину спроса. Основным детерминантом является цена товара, влияющая на спрос в соответствии с законом спроса. Кроме того, существует ряд других факторов, которые принято называть неценовыми факторами спроса.
К неценовым факторам относят:
- Доходы потребителей. При увеличении доходов потребителей спрос обычно увеличивается.
- Вкусы, мода. Изменение вкусов потребителя под влиянием моды, рекламы, других факторов вызывает соответствующее изменение спроса на товар.
- Количество потребителей. Увеличение числа покупателей на рынке обуславливает повышение спроса, уменьшение числа покупателей приводит к сокращению спроса.
- Цены заменителей. Почти все товары на рынке имеют товары–заменители, выполняющие те же или почти те же функции. Примером могут быть телевизоры различных производителей, разные марки автомобилей.
52. Сущность и основные черты современного рыночного хозяйства.
Рынок – это любое взаимодействие, в которое люди вступают для торговли с друг другом, это сфера обмена внутри страны и между странами, связывающая между собой производителей и потребителей продукции.
Углубленное понимание категории «рынок» требует учета его места во всей системе общественного воспроизводства, которая включает четыре стадии: производство, распределение, обмен и потребление.
Утвердившиеся в обществе рыночные отношения оказывают огромное воздействие на все стороны хозяйственной жизни, выполняя ряд существенных функций:
Информационная функция проявляется в том, что через постоянно меняющиеся цены, процентные ставки на кредит рынок дает участникам производства объективную информацию об общественно необходимом количестве, ассортименте и качестве тех товаров и услуг, которые поставляются на рынок.
· Посредническая функция рынка позволяет продавцу выбрать наиболее оптимального покупателя, а потребитель имеет возможность выбрать оптимального поставщика.
· Ценообразующая функция способствует установлению подвижной связи между стоимостью и ценой, чутко реагирующей на изменения в производстве, в потребностях, в конъюнктуре
· Регулирующая функция связана с воздействием рынка на все сферы экономики и прежде всего производство. Конкуренция стимулирует снижение затрат на единицу продукции, поощряет рост производительности труда, технический прогресс, повышение качества продукции. Она создает наиболее оптимальную структуру экономики. В современных условиях экономика управляется не только «невидимой рукой», о силе которой писал А. Смит, но и государственными рычагами.
· Санирующая функция. С помощью конкуренции рынок очищает общественное производство от экономически неустойчивых, нежизнеспособных хозяйственных единиц и, напротив, дает зеленый свет более предприимчивым и эффективным. В результате этого непрерывно повышается средний уровень устойчивости всего хозяйства в целом.
Вопрос 53
Теории международной торговли.
В соответствии с принятыми нормами ключевым моментом в осуществлении международной торговли является факт пересечения товаром таможенной границы государства и регистрация этого пересечения в таможенной службе. При этом товар может перейти из собственности одного экономического агента в собственность другого, но может и не изменить своего собственника. Если, например, немецкая фирма направляет оборудование в адрес своего киевского филиала, то стоимость этого оборудования будет учтена в экспорте Германии и импорте Украины, хотя смены собственника в данном случае не произошло.
Международная торговля может осуществляться в разном режиме:
- свободная торговля предполагает, что при пересечении таможенных границ на пути товарных потоков не встречается ни каких барьеров;
- протекционизм — является антиподом свободной торговли. Государства устанавливаютторговые ограничения в виде пошлин, налогов, квот и т.д.
- автаркия — прекращение торговых взаимоотношений при чрезмерно высоком уровне торговых ограничений, которые приобретают запретительный характер.