Этапы развития и функции деловой организации. Подходы к анализу деловой организации.
Деловые организации - создаются отдельными коллективными предпринимателями и более широкими социальными системами: государством, местной властью, акционерными обществами, партиями и т.д. Участие в них, то есть выполняемая там работа, даёт доход, заработную плату. Основа внутреннего регулирования – административный распорядок, принципы единоналичия, назначения, целесообразности.
Деловые организации являются важной формой общественной самодеятельности и массового управления. Участие в них мотивируется убеждениями, потребностью в общении, получением дополнительных правовых или материальных возможностей, стремлением к самоактуализации и т.д.
Формы деловой организации
По форме результата деятельности такие организации могут быть индивидуально ориентированными (нотариальная контора), общественно ориентированными (парламент) и смешанными (учебное заведение), а по способу доведения результата до потребителя — аудиторными (телевидение) и клиентскими (завод).
Есть три основных формы деловой организации: единоличное владение бизнесом, товарищество и корпорация.
Единоличное владение бизнесом – самая простая и самая многочисленная форма деловой организации. Это принадлежит одному человеку. Владелец имеет относительно неограниченный контроль (управление) над бизнесом, делает все решения, держит всю прибыль, и ответственен(склонен) без предела за все потери. Нет никаких специфических юридических (законных) требований для того, чтобы организовать или проводить единственное право собственности. Когда начато, много единоличных владений бизнесом проводятся из дома владельца, гаража, или фургона. Но единоличное владение бизнесом не делают самого большого объема бизнеса. Хотя корпораций – меньше в числе, они имеют намного больший коммерческий объем и нанимают больше рабочих.
Партнерство – ассоциация двух или больше человек, чтобы продолжиться, как совладельцы, бизнес за прибыль. Партнерство базируется по добровольному соглашению людей, которых называют членами полного партнерства кто ответственен за все долги их фирмы. Документ, содержащий сроки соглашения называют договор о сотрудничестве. Партнерство может объединить и управлять капиталом, рабочей силой, навыком и знанием двух или больше человек. Прибыль и потери разделены одинаково, если нет иного соглашения.
Партнеры могут классифицироваться согласно их цели и согласно степени ответственности партнеров. Классифицируемые целью, они могут быть:
Торговая компания, которое покупает и продает товары и услуги коммерчески;
Неторговая компания, которое обеспечивает профессиональную и некоммерческую помощь, типа юридического, медицинского или бухгалтерского учета;
Генеральные партнеры, который проводит общий бизнес типа розничного склада(магазина);
Специальное партнерство, которое может быть сформировано для единственной сделки, типа закупки и перепродажи фермы.
Классифицируемой степенью ответственности партнеров, партнерство может быть общим или ограниченным. В общем генеральный партнер все партнеры имеют полную личную ответственность за долги ифирмы, так что делает единственное право собственности. В коммандитном товариществе по крайней мере один партнер должен быть членом полного товарищества с неограниченной ответственностью. Члены полного товарищества могут быть классифицируемым управлением. Секретный партнер не известен публике как партнер, но участвует в управлении. Пассивный член товарищества ни не известен публике, ни активный на управлении. Все такие партнеры ответственны за общие долги товарищей.
Деловая корпорация – учреждение, установленное ради получения прибыли. Это сформировано в результате усилий одного или более людей названных покровителями. Корпорация используется индивидуумами. Их собственность представлена в виде акций. Человека, который имеет акции, называют акционером. Акционеры косвенно управляют делами корпорации, выбирая директоров. Они формируют правление корпорации директоров.
Есть несколько преимуществ корпоративной формы собственности. Первый – способность привлечь финансовые ресурсы. Следующее преимущество – корпорация, привлекает большое количество капитала, это может инвестировать это на заводах, оборудовании и исследовании. И третье преимущество состоит в том, что корпорация может предложить более высокие жалованья и таким образом привлечь талантливых менеджеров и специалистов.
Есть различные формы корпораций типа частной корпорации, некоммерческой корпорации и корпорации коммунального обслуживания(общественной деятельности).
Частная корпорация установлена частными лицами для бизнеса и прибыли.
Некоммерческая корпорация организована для социальной, благотворительной или образовательной цели. Обычно такая корпорация не выпускает акционерная и некоммерческая. Если есть прибыль, это повторно инвестируется в компанию, а не распределяется частному акционеру.
Наконец, корпорация коммунального обслуживания(общественной деятельности) (также названный предприятием коммунального обслуживания) – вообще частная компания, которая снабжает необходимое коммунальное обслуживание. Электрические, газовые и водные компании – примеры.
Основной целью организации должно быть эффективное и быстрое развитие. Эта задача может решаться за счет освоения и расширения рынка, внедрения новых технологий работы или выпуска новой продукции, решения наиболее актуальных социальных задач и т. п. Последнее утверждение наиболее важно для некоммерческих деловых организаций, работа которых полностью ориентирована на решение важнейших социальных проблем, стоящих перед обществом.
Итак, цель намечена, теперь необходимо установить, насколько она отвечает возможностям уже существующей или создаваемой вновь деловой организации, т. е. реализуема ли она в принципе.
Эта процедура осуществляется в несколько этапов:
– анализ возможностей организации;
– анализ внешней среды;
– выявление набора подцелей путем прогнозирования;
– морфологический анализ.
– анализ исходной позиции. Это заключительный этап процедуры выявления перспектив развития организации в плане достижения поставленной цели.
Анализ возможностей организации.
На первом этапе необходимо выполнить комплексный анализ энергетического потенциала организации. Главная цель должна соответствовать существующим возможностям организационной системы и предусматривать дальнейшее ее развитие.
Анализ внешней среды.
На втором этапе должен быть выполнен детальный анализ субъектов, объектов, факторов и явлений внешней среды с учетом деятельности государственных организаций, состояния рынка, запросов потребителя, поведения существующих или потенциальных конкурентов, особенностей работы банков и инвестиционных компаний. При этом должны использоваться методики маркетингового анализа и анализа инвестиционного потенциала организаций.
Выявление набора подцелей путем прогнозирования.
На этом этапе просматриваются всевозможные альтернативные цели, соответствующие выбранному направлению деятельности, определяемому главной целью организации.
Основу метода прогнозирования составляет просмотр сценариев возможного поведения организации в будущем. При этом должны учитываться возможные изменения во внешней среде. Основным источником информации для решения этой задачи являются прогнозы развития потребительского рынка.
Морфологический анализ
– этот вид анализа обеспечивает предсказание действий организации в условиях резкого изменения (разрыва) в выявленных тенденциях развития как самой организации, так и окружающей среды;