Основные формы конкурентной борьбы.
Формы конкурентной борьбы
Экономическая природа конкуренции трактуется как соперничество за доступ к редким ресурсам. При этом сфера конкурентного взаимодействия включает следующие формы соперничество: 1) между покупателями и продавцами; 2) между покупателями; 3) между продавцами.Конкурентная борьба между продавцами подразделяется внутриотраслевую конкуренцию между предприятиями (фирмами) за покупателей, на межотраслевую конкуренцию между предприятиями (фирмами) за наиболее выгодные отрасли и на международную конкуренцию между странами за объемы мирового рынка.
Внутриотраслевая конкуренция
Интенсивность конкуренции может колебаться от мирного сосуществования до жестких и грубых способов выживания из отрасли. Наиболее сильно проявляет себя конкуренция в отраслях, для которых характерны: большое число конкурентов; однородность выпускаемых товаров; зрелость, насыщенность рынков (эта ситуация сегодня характерна для мирового компьютерного рынка, столкнувшегося с насыщением потребностей покупателей).Одним из способов уменьшить давление внутриотраслевой конкуренции является использование сравнительных преимуществ, которыми обладает фирма. Один из вариантов метода сравнительных преимуществ был предложен российским экономистом А. Юдановым. Он разделил все многообразие конкурентных стратегий фирм, действующих на одном рынке, на четыре типа, различающихся характером своей конкурентной стратегии: коммутантов, патиентов, виолентов, эксплерентов. Каждый из них приведен к определенному типу биологического поведения и имеет соответственную аналогию.
Коммутанты (серые мыши) - маленькие, гибкие, легко подстраивающиеся к изменению рыночного спроса фирмы. Часто предлагают товары-имитаторы, товары-подделки. Не привязаны прочно к определенной области деятельности, легко просачиваются из одного рынка на другой. Обладают низкой устойчивостью.Гибкость и приспособляемость составляют основу конкурентной стратегии. Тип, очень характерный для российского рынка. Многие российские коммутанты, проводя рекламную кампанию в средствах массовой информации, даже не называют характер своей деятельности, поскольку готовы использовать любую новую возможность получения прибыли.
Патиенты (хитрые лисы) - узкоспециализированные фирмы, хорошо освоившие одну из ниш (областей особых потребностей) рынка. Как правило, это не очень крупные организации, в течение ряда лет выпускающие продукцию определенного профиля. Конкурентная стратегия - основанные на узкой специализации низкие издержки и высокое качество товара. Российский рынок обогащается патиентным типом за счет приватизированных высокоспециализированных предприятий.
Виоленты (слоны, львы) - гиганты, мощь которых позволяет им осуществлять контроль над рынком, вернее, над его значительной долей. Конкурентная стратегия - низкие издержки за счет экономии на масштабе и удовлетворение массового спроса покупателей. В российских условиях виоленты уязвимы от появления иностранных конкурентов. Протекционистская политика правительства, защищая отечественные фирмы, одновременно подавляет стимулы для повышения качества, снижения издержек российских товаропроизводителей.
Эксплеренты (ласточки, мотыльки) - фирмы, чьим конкурентным преимуществом являются инновации, новые технологии и товары. Часто слабо связаны с рынком, не имеют достаточных средств для его освоения, широкой маркетинговой деятельности. Более эффективно действуют как венчурные (рисковые) подразделения крупных фирм или их дочерние организации.
Межотраслевая конкуренция- это конкуренция между предпринимателями различных отраслей за получение наиболее высокой нормы прибыли. Она выражается в переливе капитала из отраслей, имеющих низкую норму прибыли, в отрасли с высокой нормой прибыли. Устремясь в более прибыльные отрасли, новые капиталы способствуют расширению производства, увеличению предложения товаров. На этой основе цены начинают падать. Соответственно снижается и норма прибыли. К обратному результату приводит утечка капитала из низкоприбыльных отраслей: здесь объем производства сокращается, спрос на товары начинает превышать их предложение, в результате чего цена поднимается, а вместе с тем растет и норма прибыли. В итоге межотраслевой конкуренции создается некое динамическое равновесие, обеспечивающее получение равной прибыли на равновеликий капитал, независимо от того, где он вложен. Оно также стимулирует научно-технический прогресс.
Международная конкуренция
Мировой рынок предъявляет очень жестокие требования к конкурентоспособности фирм. Но если товар или услуга фирмы успешно продаются на внешнем рынке, и продажи растут, то это свидетельствует о ее международной конкурентоспособности. Сегодня крупнейшие транснациональные корпорации (ТНК) и целые отрасли (например, телекоммуникации, электроника, автомобилестроение, авиакосмическая) развиваются на основе глобальной конкурентной стратегии. Ее суть заключается в том, что развитие фирмы в первую очередь зависит от успеха не на внутреннем, а на внешнем рынке. Сегодня существует 3 центра международной конкуренции: США, Японии, Западная Европа. В последнее время появилось мнение, что быстро формируется 4-й центр, международной конкуренции - Китай. Конкурентоспособность фирмы - это способность длительное время работать с прибылью, проникающая под влиянием внутрифирменных и внешних факторов.
методы конкурентной борьбы:
- демпинг (демпинговая цена - искусственно занижение цены продажи товаров ниже себестоимости, применяется как средство вытеснения конкурентов с рынка и увеличения объема собственных продаж); запрещено законодательствами ряда стран;
- установление контроля над деятельностью конкурента с целью прекращения этой деятельности; злоупотребление господствующим положением на рынке: установление дискриминационных цен или коммерческих условий;
- установление зависимости поставок товаров или услуг от принятия ограничений в отношении производства или распределения конкурирующих товаров;
- введение ограничительных условий в агентские соглашения;
- тайна на торгах и создание тайных картелей;
- ложная информация и реклама;
- недобросовестное копирование (имитация) товаров и продукции конкурентов;
- нарушения качества, стандартов и условий поставок товаров и услуг.
По методам осуществления:
- ценовая
- неценовая
По отраслевой принадлежности:
- внутриотраслевая
- межотраслевая
по характеру конкуренции:
- функциональную конкуренцию;
Функциональная конкуренция возникает из-за того, что любую потребность можно удовлетворить разнообразными способами. Например, для туризма — это лодки, велосипеды, рюкзаки, лыжи, палатки, байдарки, котелки, специальная одежда и т.п. Поэтому нее спортивные товары в одном магазине могут конкурировать друг с другом.
- видовую конкуренцию;
Видовая конкуренция предполагает наличие товаров, предназначенных для одной и той же цели, но имеющих различия по каким-то существенно важным характеристикам. Например, аудиоаппаратура различается уровнем выходной мощности, а также по другим менее важным характеристикам.
- межфирменную конкуренцию.
По степени свободы:
- Свободная (совершенная)
(олиполия) – состояние рынка при котором существует множество производителей и потребителей, которые не влияют на рыночную цену. Это означает, что спрос на продукцию не сокращается по мере увеличения продаж.
Позволяет достичь соответствия экономических интересов производителей и потребителей через уравновешенный спрос и предложение, через достижение равновесной цены и равновесного объема.
Обеспечивает эффективное распределение ограниченных ресурсов благодаря информации заложенной в цене;
Ориентирует производителя на потребителя, то есть на достижение главной цели, удовлетворения различных экономических потребностей человека.
Таким образом при такой конкуренции достигается оптимальное, конкурентное состояние рынка, при котором нет прибыли и нет убытка.
- Монополистическая (несовершенная)
это конкуренция при которой производители (потребители) – влияют на цену и ее изменяют. При этом объем продукции и доступ производителей на данный рынок ограничен.
Основные условия:
1) На рынке действует ограниченное число производителей
2) Существуют экономические условия (барьеры, естественные монополии, гос налоги, лицензии) проникновения в данное производство.
3) Рыночная информация искажена и не объективна.
Все эти факторы способствуют нарушению рыночного равновесия, т к ограниченное число производителей устанавливает и поддерживает высокие цены для получения монопольной прибыли.
Крайние формы конкуренции – монополия и олигополия
Олигополия - рынок, где господствует несколько крупных фирм, вход в отрасль для соперников крайне затруднен. При олигополии возможен ценовой сговор или ориентирование на цены лидера.
Монополия – рынок, где имеется только один производитель, который полностью контролирует объем производства и очень сильно влияет на цену. Негативные последствия монополизма:
высокие цены на продукцию, неуважительное отношение к покупателям, недостаточный ассортимент товаров, отсутствие прогресса в развитии производства и д.р.