Санкт-петербургский институт внешнеэкономических связей, экономики и права

ИВЭСЭП

санкт-петербургский институт внешнеэкономических связей, экономики и права - student2.ru

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ИНСТИТУТ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ, ЭКОНОМИКИ И ПРАВА

Государственное регулирование

Экономики в регионе

Учебно-методический комплекс

По специальностям: 080102 (060600) «Мировая экономика»

Менеджмент организации»

Санкт-Петербург

Государственное регулирование экономики в регионе: Учебно-методический комплекс /Авт.-сост. И.Л. Маценович,

А.М. Ходачек,

-СПб.: СПбИВЭСЭП,-2006-

Утверждена на заседании кафедры региональной экономики, протокол

№ 1от 20.09.06.

Утверждена и рекомендована к печати в качестве программы на

заседании Учебно-методического совета, протокол №

Авторы- составители:

кандидат экономических наук, с.н.с

И.Л. Маценович

доктор экономических наук, профессор

А.М. Ходачек

Рецензент

доктор экономических наук, профессор, заслуженный работник

ВШ РФ, зав. кафедрой экономической теории и экономической

политики СПГУ Ф.Ф. Рыбаков

Ответственные за выпуск:

Компьютерное оформление:

Выписка из государственного стандарта

Теоретические предпосылки государственного регулирования национальной экономики

Исторические этапы развития форм государственного регулирования экономики

Функции государства в смешанной экономике

Основные цели и направления экономической политики государства на федеральном и региональном уровне.

Задачи управления региональной экономикой.

Региональная структура управления.

Цели и задачи, методы и средства осуществления региональной экономической политики в странах Западной Европы, США, Японии. Опыт государственного регулирования экономики регионов в зарубежных странах.

Цели и задачи, методы и средства государственного регулирования экономики регионов-субъектов Российской Федерации.

Пояснительная записка

Целью курса «Государственное регулирование экономики в регионе» является овладение студентами системой знаний по развитию теории и совершенствованию практики государственного управления национальной экономикой на федеральном и региональном уровнях, причинам тенденции усиления роли регионального уровня государственного регулирования экономики; ознакомление с задачами региональной экономической политики и методами и средствами их реализации в зарубежных странах (Европейском Союзе, США, Японии), практическим опытом решения региональных социально-экономических проблем в этих странах; ознакомление с нормативно-правовой базой и институциональной структурой региональных органов, реализующих региональную экономическую политику в России, целями, задачами, методами и средствами ее реализации; проблемами региональной экономической политики России и направлениям и ее совершенствования.

Задачами курса является раскрытие:

- понятийного аппарата, используемого региональными экономическими науками;

- закономерностей развития системы и методов государственного регулирования экономики;

- совокупности методов и средств государственного регулирования экономики на федеральном и региональном уровнях;

- сущности и характера социально-экономических процессов и проблем в регионах России;

- целей и задач региональной экономической политики, ее сущности, нормативной базы, системы методов и средств реализации;

- основных направлений совершенствования региональной экономической политики России.

В результате изучения курса студент должен знать:

- предмет, методы, цели и задачи государственного регулирования национальной экономики на федеральном уровне и уровне регионов-субъектов федерации;

- сущность, правовую базу, систему методов и средств реализации региональной экономической, политики;

- основные социально-экономические проблемы регионального развития зарубежных стран и современной России. Способы решения региональных социально-экономических проблем в зарубежных странах;

- основные направления совершенствования региональной экономической политики России и решения социально-экономических проблем российских регионов.

В результате изучения курса студент должен уметь:

- анализировать и применять нормы и акты действующего законодательства, нормативные и статистические материалы;

- владеть методиками экономического анализа и социально-экономических расчетов показателей, характеризующих состояние региональной экономики и характер региональных проблем;

- применять полученные знания в практической работе.

Учебная дисциплина изучается в тесной взаимосвязи с другими экономическими и социально-экономическими дисциплинами, как экономическая теория, экономическая география, регионоведение, экономический анализ, управление и др.

Изучение дисциплины осуществляется посредством чтения лекций, проведения семинарских занятий, самостоятельной работы студентов.

Объем лекционного курса, предусмотренный учебным планом, составляет для специальности 080102 «Мировая экономика» 28 часов, для специальности 080507 «Менеджмент организации» 12 часов для студентов дневного отделения, 6 часов- для вечернего и 2 часа – заочного обучения; для слушателей ФВК- 10 часов; объем семинарских занятий для студентов специальности 080102 – 8 часов, специальности 080507 – 5 часов для дневного, 2 – для вечернего обучения.

Контроль усвоения материала предусмотрен:

Итоговый - в форме зачета, текущий - в форме опроса и обсуждения на семинарских занятиях, в форме «круглого стола», а для студентов заочного отделения- подготовки и защиты контрольных работ (рефератов).

Учебно-тематический план по специальности

Мировая экономика»

ПРИМЕРНЫЙ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ПЛАН.

№№ п\п   Наименование тем Количество аудиторных часов    
    лекция семи-нары всего  
Необходимость, сущность и основные этапы развития государственного регулирования экономики     -    
Основные теории и концепции государственного регулирования экономики. Инструменты экономического регулирования регионального развития.        
Мировой опыт государственного регулирования регионального развития  
Территориальная дифференциация уровня социально-экономического развития России и ее углубление в переходный период реформирования       -    
Государственное регулирование регионального развития в Российской Федерации.        
Актуальные проблемы государственного регулирования регионального развития Российской Федерации.     -    
  Итого  

Учебно-тематический план по специальности

Менеджмент организации»

№ п/п Наименование темы Форма обучения Аудиторных часов
Лекции Семинары Всего
1. Необходимость, сущность и основные этапы развития государственного регулирования экономики. Очная  
Вечерняя  
Заочная      
ФВК  
2. Основные теории и концепции государственного регулирования экономики. Инструменты экономического регулирования регионального развития. Очная  
Вечерняя  
Заочная      
ФВК  
3. Мировой опыт государст-венного регулирования регионального развития Очная
Вечерняя  
Заочная      
ФВК  
4. Территориальная дифферен-циация уровня социально-экономического развития России и ее углубление в переходный период рефор-мирования Очная  
Вечерняя  
Заочная      
ФВК  
5. Государственное регулирование регионального развития в Российской Федерации.. Очная
Вечерняя
Заочная  
ФВК  
6. Актуальные проблемы государственного регулирования регионального развития Российской Федерации. Очная  
Вечерняя      
Заочная      
ФВК  
7. Всего Очная
Вечерняя
Заочная  
ФВК  

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Регулирования экономики

Представление о роли и задачах государства основоположников теории государственного регулирования экономики.

Кейнсианская концепция государственного регулирования экономики.

Неокейнсианские концепции государственного регулирования экономики.

Вопросы к зачету

Возможности рыночной экономики и необходимость ее регулирования.

Сущность и цели государственного регулирования экономики.

Основные этапы развития государственного регулирования экономики.

Основные концепции, характеризующие роль государства в экономике.

Классическая теория о роли государства в экономике.

Кейнсианская концепция государственного регулирования экономики.

Неоклассические концепции о роли государства в экономике. Монетаризм.

Основные задачи государственного регулирования национальной и региональной экономики.

Сущность государственной экономической политики, ее связь с государственным регулированием экономики.

Система форм и методов государственного регулирования экономики.

Система правового регулирования экономики.

Налоговое и таможенное регулирование.

Бюджетное регулирование.

Денежно-кредитное регулирование.

Методы административного регулирования экономической деятельности.

Государственные заказы как инструмент реализации экономической политики.

Органы государственного регулирования экономики РФ.

Экономическое реформирование.

Приватизация как средство экономической активизации.

Национализация и ее значение для экономики.

Российская экономическая реформа. Цели, механизмы, результаты.

Смешанная и переходная экономика как объект регулирования.

Задачи и методы антикризисного регулирования экономики в регионах.

Зарубежный опыт антикризисного регулирования экономики регионов.

Прогнозирование и его роль в экономике регионов.

Система перспективных экономических документов в РФ.

Прогноз экономического и социального развития в РФ.

Функции и структура национального плана.

Методы планирования и прогнозирования.

Целевые программы в управлении.

Принципы разработки целевых программ.

Государственная региональная политика.

Стратегическое планирование в регионе.

Городская и муниципальная экономика и задачи их регулирования.

Среднесрочная программа Правительства РФ.

Примерная тематика курсовых и контрольных работ

для студентов заочного обучения

Исторические изменения роли государства в экономике.

Основные концепции воздействия государства на экономику.

Теория государственного регулирования Дж. М. Кейнса: предпосылки возникновения, сущность, практика применения.

Политика государственного протекционизма: сущность, опыт, возможность применения.

Государственно - монополистический капитализм как форма организации экономики.

Монетаризм как социально-экономическая доктрина и практическая политика.

Антикризисная экономическая политика: американский опыт.

Экономические реформы в России в дореволюционный период.

Роль государства в экономике в период НЭПа.

Исторический опыт планирования в СССР.

Германская модель послевоенного восстановления хозяйства и построение «социальной экономики».

Французская модель участия государства в экономике.

Централизованная государственная экономика: концепция и схема организации.

Цель, содержание и результаты аграрной реформы Столыпина.

Основные уклады переходной российской экономики и роль государства в их функционировании.

Надгосударственное регулирование мировой экономики: причины, формы, следствия.

Анализ изменений в организации российской экономики за годы реформ.

Российская приватизация и ее воздействие на социально-экономическое развитие страны.

Сравнительный анализ экономических программ правительств РФ в 90-е годы.

Причины, специфика и следствия монополизации в российской экономике.

Бюджетная система РФ как инструмент экономической и социальной политики государства.

Налоговые условия деятельности хозяйствующих субъектов в России и возможности налогового регулирования.

Роль бюджета в реализации региональной политики государства.

Организация государственного регулирования в РФ: проблемы определения структуры, функций, механизмов взаимодействия.

Роль государства в обеспечении продовольственной безопасности РФ.

Местные монополии и проблемы регулирования их деятельности.

Правительство РФ на рынке ценных бумаг: поиск оптимальной модели.

Проблемы регионального развития и концепция региональной политики РФ.

Федеральные программы как инструмент реализации государственной социально-экономической политики.

Особенности регулирования экономики на муниципальном уровне (на конкретном примере).

Инвестиционная политика РФ в условиях переходной экономики.

Государственное регулирование демографических процессов и миграции в РФ.

Проблемы безработицы и государственное регулирование занятости в РФ.

Футурология и прогностика и их роль в экономическом управлении.

Взаимодействие нормативного и балансового методов в перспективных расчетах.

Опыт реализации целевых программ за рубежом.

Примечание:предложенные формулировки дают общие направления тематики курсовых работ. Конкретное название курсовой работы определяется студентом (слушателем) самостоятельно по согласованию с преподавателем, в том числе с учетом региона, предприятия, отрасли или сферы финансов и экономики. Могут быть предложены новые темы, но в рамках курса «Государственное регулирование экономики в регионе». Не допускается представление одинаковых по названию курсовых работ.

ЛИТЕРАТУРА

Основная

С.М. Климов, И.Л. Маценович, А.М. Ходачек. Государственное регулирование экономики в регионе. Курс Лекций. ИВЭСЭП, СПб, 2005.

Батчаев А.Р., Климов С.М., Ходачек А.М. Государственное регулирование региональной экономики: Учебн-метод. Пособие. СПб.: ИВЭСЭП, 2003.

Гранберг А.Г. Основы региональной экономики: Учебник для вузов. М., 2000, 2003.

Дополнительная

Основные направления стратегии социально-экономического развития Северо-Западного федерального округа РФ на период до 2015 года. СПб., 2002, 2003.

Региональная экономика: /Учебное пособие/ Под ред.проф. М.В. Степанова. М., ИНФРА-М, 2001.

Ходачек А.М. Проблемы государственного регулирования экономикой крупного города (на примере Санкт-Петербурга). СПб., 2000.

Ходачек А.М. Управление экономикой в крупном городе: вопросы теории и практики государственного регулирования. СПб., 2000.

Вспомогательная

1. Бродский М.Н. Законодательная база экономического развития. СПб, Европейский Дом, 2002.

2. Белоусова Е.В. Муниципальное право Российской Федерации. Курс лекций. СПб, « Юр. центр Пресс», 2004.

3. Гладкий Ю.Н., Чистобаев А.И. Основы региональной политики. Учебник. СПб., 1998.

4. Государственное регулирование экономики: /Учеб. пособие/ Под ред. проф. А.Н. Петрова. СПб.: О-во «Знание», 1999.

5. Европейское сотрудничество- фактор стратегического развития Северо-Запада России. Науч. Редактор А.М. Ходачек. СПб., Изд. С.-Петербургского университета. 2006.

6. Региональная экономика. Журнал. СПБ., №1. 2001,2002

7. Северо-Западному Федеральному округу – 5 лет. Анализ. Тенденции. Перспективы. СПб., 2005.

8. Стратегическое планирование и управление.//Под ред. А.Н. Петрова СПб., 1997.

9. Стратегия и тактика антикризисного управления. /Под ред. А.П. Градова СПб., 1996.

10. Тосунян Г.А. Государственное управление в области финансов и кредита. М., 1998.

11. Управление государственной собственностью./ Под ред. В.И. Кошкина и В.М. Шупыро М., 1997.

12. Федеральный закон «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития» //Собрание законодательства РФ М., 1995.

13. Федеральный закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» Собрание законодательства РФ М., 1991

14. Худокормов А.Г. История экономических учений (XX век). М., 1998.

15. Шамхалов Ф.И., Нечипоренко В.С. Государственная поддержка предпринимательства в России. М., 1997.

ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ

Административные (директивные) методы управления – способы и формы управления, опирающиеся на приказы, распоряжения управляющего органа или лица и подлежащие неукоснительному исполнению.

Бюджетирование, ориентированное на результаты (БОР) – это метод бюджетного планирования, обеспечивающий прямую взаимосвязь между бюджетными расходами и результатами и подразумевает распределение бюджетных ресурсов по целям, задачам и функциям государства с учетом приоритетов государственной политики и общественной значимости ожидаемых результатов использования бюджетных средств.

Бюджет региональный– фонд денежных средств правительства региона, субъекта федерации; предположительное исчисление ожидаемых доходов и расходов региона за определенный период, баланс его доходов и расходов.

Бюджет региональный консолидированный –совокупность бюджетов всех регионов страны на определенный период.

Бюджет федеральный – основной финансовый план правительства федеративного государства на текущий финансовый год, имеющий силу закона; основной фонд денежных средств федерального правительства. Его основные функции – перераспределение доходов (валового внутреннего продукта) между субъектами федерации; государственное регулирование экономики в масштабах страны; аккумулирование средств для оказания определенного объема и уровня государственных услуг; контроль образования и использования централизованного фонда денежных средств.

Бюджетное финансирование – безвозмездное выделение денежных средств из федерального, регионального или местного бюджета на определенные цели.

Бюджетное регулирование государством экономики регионовозначает воздействие государства на экономические процессы и участвующих в них экономических субъектов через перераспределение денежных доходов в форме общих (или выравнивающих бюджетную обеспеченность регионов денежными средствами) и целевых трансфертов, выделяемых на определенные цели.

Бюджетный дефицит – превышение расходной части бюджета над доходной.

Внебюджетные фонды – денежные средства государства, не включаемые в государственный бюджет и используемые по определенному целевому назначению.

Внешнее управление – процедура банкротства, применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности, передачей полномочий по управлению должником внешнему управляющему.

Государственная монополия - частичная или полная монополия государства на производство и продажу некоторых видов товаров.

Государственное предприятие – коммерческая организация, имущество которой находится в государственной собственности и принадлежит государственному предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, а руководители назначаются или нанимаются по контракту государственными органами. Госпредприятие, основанное на праве оперативного управления, называется казенным предприятием.

Государственная централизованно-плановая (или административно командная) экономика – такая форма общественного хозяйства, когда в условиях развитого общественного разделения труда, многообразия экономических структур осуществляется сознательное жесткое регулирование развития экономики как органического целого из единого центра. Для такой экономики характерно директивное планирование, централизованное распределение, отсутствие развитой рыночной структуры, предпринимательства и конкуренции.

Государственно-монополистический капитализм – сформировавшийся главным образом во 2-ой половине 20-го века капитализм, базирующийся не на частнокапиталистической форме собственности на средства производства, а на смешанной, преимущественно акционерной форме собственности крупных корпораций и банков, и постоянно действующем государственном секторе экономики, осуществляющем удовлетворение общенациональных потребностей (производство общественных благ, развитие образования, здравоохранения, социального обеспечения и пр.).

Государственный дирижизм – совокупность методов государственного регулирования капиталистический экономики Ф.Перру и она включает положения о «доминирующей экономике», « гармонизированием роста» и всеобщей экономике». Использовалось правительством Франции при восстановлении и развитии народного хозяйства после 2-ой мировой войны.

Государственный заказ – метод прямого государственного регулирования экономики путем заключения с предприятиями контрактов на производство определенных объемов продукции или услуг, что стабилизирует деятельность предприятий и позволяет государству решать общественно-значимые проблемы.

Государственная гарантия - поручительство федеральных или региональных органов власти за выполнение предприятием или фирмой условий контракта, соглашения, займа и т.п.

Государственный протекционизм - государственная политика по ограждению национальной экономики от иностранной конкуренции, от ввоза товаров.

Денежно-кредитное регулирование – инструмент государственного регулирования экономического развития, включающий изменение процентных ставок, объем денежной массы в обращении, нормы обязательных банковских резервов.

Директивное планирование – важнейший метод директивного управления. В отличие от индикативного планирования, характерного для рыночной экономики, директивное планирование предусматривает обязательность выполнения предприятиями плановых показателей, т.к. план имеет форму Закона.

Естественная монополия-отрасль, в которой производство продукции одной фирмой при любом объеме выпуска выгоднее, чем двумя или более фирмами.

Единое экономическое пространство - экономическая зона, образованная несколькими объединившимися в экономический союз государствами (или частями нескольких государств). Одна из форм экономической интеграции.

Индикативное планирование – один из методов государственного регулирования экономики посредством разработки прогнозов и планов, ориентирующих всех экономических субъектов на реализацию государственной политики. В отличие от директивных планов показатели индикативных прогнозов и планов необязательны для предпринимателей негосударственного сектора.

Инфраструктура– совокупность вспомогательных отраслей и видов производства, обеспечивающих общие условия производства и жизнедеятельности людей. Разделяется на производственную и социальную. К производственной инфрастуктуре относят отрасли, непосредственно обслуживающие материальное производство (транспорт, связь, материально-техническое обеспечение и др. К социальной – жилищное и коммунальное хозяйство, бытовое обслуживание, торговлю, дорожное, складское хозяйство, народное образование и здравоохранение.

Квотирование - один из инструментов государственного регулирования экономики, состоящий в установлении предельных объемов производства товара, или его ввоза, или вывоза из страны.

Кейнсианство – экономическая теория, согласно которой для предотвращения или преодоления экономического кризиса, оживления экономики государство должно стимулировать спрос на продукцию путем увеличения государственных расходов и снижения налогов, перераспределения доходов малоимущим слоям населения, создания новых рабочих мест, милитаризации экономики. В отличие от классической теории рыночной экономики кейнсианство исходит из неизбежности кризисов и необходимости государственного вмешательства в экономику. Теория названа по имени ее автора английского экономиста и общественного деятеля Дж. Кейнса.

Косвенные методы государственного регулирования - методы непрямого воздействия на экономических субъектов путем запретов, разрешений, предписаний, а через создание условий экономической среды, ориентирующих деятельность предпринимателей в нужном государству направлении.

Казенное предприятие – разновидность унитарных государственных предприятий, основанных на праве оперативного управления.

Лицензирование– выдача на определенных условиях разрешений (лицензий) на право осуществления определенных операций, определенную деятельность.

Макроэкономическое регулирование– использование государством системы инструментов воздействия на экономику, оказывающих влияние на поведение сразу многих экономических субъектов на определенных территориях в отличие от микроинструментов, используемых для «точечного» воздействия на поведение конкретных предприятий, предпринимателей.

Монетаризм– экономическая теория, согласно которой количество денег в обращении выступает определяющим фактором формирования хозяйственной конъюнктуры, валового внутреннего продукта. Автором теории считается американский экономист М. Фридман.

Муниципальный секторэкономики страны, в соответствии с Гражданским кодексом РФ, составляет имущество, принадлежащее на праве собственности городским, сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям (ст. 215). Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003г. конкретизированы виды имущества, которые могут находиться в собственности муниципальных образований различного типа (поселений, муниципальных районов, городских округов).

Налоговое регулирование экономики регионов – совокупность мер косвенного воздействия государства на развитие экономики путем изменения нормы изъятия в бюджет за счет понижения или повышения общего уровня налогообложения (ставки налога на прибыль, подоходного и др.), изменения налогооблагаемой базы, налоговых скидок на инвестиции (налоговый кредит), специальных налоговых льгот.

Нормативный метод государственного регулирования региональной экономики состоит в разработке и законодательном утверждении дифференцированных по регионам различного рода экономических и социальных нормативов, учитывающих специфические условия каждого региона.

Национализация – принудительная передача (отчуждение) из частного владения в собственность государства различных видов имущества.

Переходная экономика – понятие, характеризующее состояние страны, в которой процесс глубокого реформирование социально-экономической (политической) системы не завершен и наряду с новыми формами, законами, хозяйственными структурами сохраняются ранее сложившиеся (в разной степени по регионам страны).

План – завершающий этап прогнозирования; мотивированная модель развития, действий, созданная на основе прогноза экономической среды и поставленных целей.

Приватизация (разгосударствление) – передача госсобственности в руки коллективов и частных лиц.

Проблемный регион – регион, выделяющийся особыми аномалиями (отрицательными или положительными), социально-экономическими проблемами, устранение или решение которых требует активной поддержки со стороны государства.

Прогноз- научно обоснованная гипотеза о вероятном будущем состоянии экономической системы, экономических объектов и характеризующие это состояние экономические показатели.

Прямое регулирование государством развития экономики региона (или отдельного предприятия) означает непосредственное адресное участие государства в решении тех или иных социально-экономических вопросов, проблем, осуществлении проектов, программ в той или иной форме (инвестирование, строительство, дотирование, льготное кредитование и т.п.).

Регион – часть территории страны, отличающаяся совокупностью естественных или исторически сложившихся экономико-географических условий, национального состава населения. В региональной экономике под регионом принимается субъект федерации, т.е. территория, наделенная по Конституции органом государственного управления (т.е. субъект Федерации) или федеральный округ (в Российской Федерации).

Региональная социально-экономическая политика государства– сфера деятельности по управлению политическим, экономическим, социальным и экономическим развитием страны в пространственном, региональном аспекте, отражающая взаимоотношения между государством и регионами и регионов между собой.

Региональная экономическая политика –часть региональной политики государства – сфера деятельности по управлению экономическим и социальным развитием страны в пространственном, региональном аспекте.

Регулирование (экономическое)- воздействие на экономику со стороны органов управления с целью поддержания желательного состояния.

Рыночная экономика – разновидность экономики (экономической системы) в основе которой преобладают рыночные (товарно-денежные) отношения.

Санация– оздоровление экономики; система мер по предотвращению банкротства предприятий, фирм, улучшению их финансового состояния посредством реорганизации, кредитования, переспециализации и т.п.

Смешанная экономика- экономика страны, сочетающая черты рыночной и административно-командной экономики. В настоящее время большинство реально существующих экономик являются смешанными.

Социальное государство – это такое государство, в котором законодательно закреплена система экономических, правовых и социальных гарантий, противодействующих дестабилизирующим факторам жизни (безработице, инфляции, бедности и др.).

Стратегия – в самом общем виде это долгосрочный план действий с указанием целей, главных направлений действий по их достижению.

Стратегическое планирование –предполагает определение стратегической идеологии, генеральной цели и подцелей развития, обоснование способов и методов регулирующего воздействия государства на будущую траекторию развития. Включает следующие этапы разработки:

-прогнозно-аналитические расчеты и обоснования;

- формирование концепции будущего развития;

- разработку программных мероприятий и целевых программ;

- определение стратегии реализации мероприятий стратегического плана.

Тарифное регулирование – разновидность методов государственного экономического управления, определяемых кодексами и другими нормативными документами. Включают осуществление государственных заказов, импортное и экспортное таможенно-тарифное, валютное регулирование, амортизацию, кредитно-денежную политику.

Финансово-промышленная группа, ФПГ –организационная структура, объединяющая промышленные предприятия, банки, торговые организации, связанные единым технологическим циклом, но функционирующие как самостоятельные саморазвивающиеся организации.

Вариантом ФПГ может быть добровольное объединение путем консолидации пакетов акций промышленного и финансового капитала; возглавляется управляющей компанией, формирующей технологическую цепочку и распределяющей прибыль в форме дивидендов.

Целевая комплексная программа – совокупность взаимосвязанных по срокам, исполнителям и ресурсам мероприятий научно-технического, производственно - технологического, социально-экономического и финансово-организационного характера, направленных на достижение единой цели.

Целевое финансирование- выделение финансовых ресурсов целевым назначением для достижения определенной цели.

Ценовое регулирование – один из важных методов государственного регулирования экономики, осуществляемое различными способами. Так, правительство Франции осуществляло государственное регулирование цен с 1965 по 1972 г. через т.н. «контракты стабильности», «программные контракты» и «контракты против повышения цен». С 1973 и до 1986 г. цены на отдельные товары постепенно освобождались и с 1986 г. до 80% цен во Франции освобождено, но государство регулирует цены на продукцию предприятий отраслей-монополистов: газ, электроэнергетику, транспорт и примерно на 90 % сельскохозяйственной продукции.

«Шоковая терапия» - комплекс радикальных мер, резко изменяющих сложившиеся хозяйственные отношения.

Тесты проверки остаточных знаний по дисциплине

«Государственное регулирование экономики в регионе»

СДЕРЖАНИЕ

Выписка из государственного стандарта……………………………3

Пояснительная записка.........................................................................3

Примерный учебно-тематический план. .............................………...5

Содержание курса..................................................................................7

Вопросы к зачету……………..........................................................…10

Примерная тематика курсовых и контрольных работ......................11

Литература.............................................................................................13

Основные термины................................................................................15

Тесты ………………………………………………………………….16

Ключ к тестам ………………………………………………………...45

ИВЭСЭП

санкт-петербургский институт внешнеэкономических связей, экономики и права - student2.ru

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ИНСТИТУТ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ, ЭКОНОМИКИ И ПРАВА

Наши рекомендации