Описательная, или эмпирическая, экономическая наука
Экономическая теория
Индукция и дедукция
Гипотеза
Обоснование экономической политики
Принципы, или обобщения
Допущение ceteris paribus, или "при прочих равных условиях"
Макроэкономика и микроэкономика
Позитивная и нормативная экономикс
Экономические цели
Логически ошибочное построение post hoc, ergo propter hoc, или "после этого, следовательно, по причине этого"
Корреляция и причинность
Экономическое восприятие
ВОПРОСЫ И УЧЕБНЫЕ ЗАДАНИЯ
1. Объясните подробно, каковы взаимосвязи между экономическими фактами, теорией и экономической политикой. Дайте критическую оценку следующему тезису: "Беда экономикс заключается в том, что она не является практической наукой. Ей приходится слишком много внимания уделять теории и недостаточно внимания фактам".
2. Проанализируйте и объясните следующую цитату: "Факты редко бывают простыми, обычно они сложны; необходим теоретический анализ, чтобы выявить сложности и истолковать факты, поскольку без этого мы не можем их понять... Утверждение, будто существует противоположность фактов и теории, ложно; истинная их связь заключается в том, что они дополняют друг друга. На практике мы не можем судить о факте, не соотнеся его с другими фактами, а такое соотнесение и есть теория. Сами по себе факты немы; прежде чем они смогут нам что-либо поведать, нам нужно их систематизировать, а систематизация и есть теория. Теория попросту представляет собой неизбежную систематизацию и истолкование фактов, заменяя массу разрозненных частностей обобщениями, которые позволяют вам что-то доказывать и действовать"[8].
3. Каково значение того обстоятельства, что экономикс не является лабораторной наукой? Какие проблемы возникают в процессе формулирования и применения экономических принципов?
4. Объясните каждое из следующих положений:
а) "Подобно всем научным законам, экономические законы устанавливаются, чтобы можно было успешно предвидеть последствия действий людей"[9];
б) "Абстракция... это неизбежная цена всеобщности... Фактически абстракция и всеобщность — это синонимы"[10];
в) "Количественные величины служат для дисциплинирования риторики"[11].
5. Укажите, какое из следующих утверждений относится к микроэкономике, а какое — к макроэкономике:
а) уровень безработицы а Соединенных Штатах составлял в 1986 г. 7%;
б) фабрика продуктов для собак фирмы "Алпо" в Боузере, штат Айова, уволила в прошлом месяце 15рабочих;
в) внезапные холода в Центральной Флориде сократили урожай цитрусовых и вызвали повышение цен на
апельсины;
г) наш ВНП, с поправкой на инфляцию, возрос в 1986 г. на 2.5%;
д) на прошлой неделе "Манхэттен кемикл бэнк" снизил процентную ставку на ссуды частным предприятиям наполовину процентного пункта;
e) индекс цен на потребительские товары возрос в 1980 г. более чем на 12%.
6. Определите, какое из следующих утверждений относится к позитивным, а какое к нормативным:
а) наиболее высокая температура равна 89 градусам (по Фаренгейту);
б) сегодня было слишком жарко;
в) в прошлом году общий уровень цен повысился на 4,4%;
г) в прошлом году инфляция существенно снизила уровень жизни, и правительственная политика должна ее сократить.
7. В какой степени для вас приемлемы восемь экономических целей, сформулированных и охарактеризованных в этой главе? Какую очередность указанных целей вы бы установили? Утверждалось, что мы ставим перед собой лишь четыре цели: прогресс, стабильность, справедливость и свобода. Согласуется ли этот последний перечень целей с их перечнем, приведенным в данной главе?
8. Проанализируйте каждую из следующих конкретных целей в свете перечисленных на с. 23—24 восьми общих целей иотметьте, в чем вы усмотрели между ними противоречия, в чем совместимость с: а) снижением уровня загрязнения окружающей среды; б) увеличением свободного времени; в) защитой американских производителей от иностранной конкуренции. Укажите, какую из этих конкретных целей вы приемлете, и обоснуйте свою позицию.
9. Объясните смысл кривой на рисунке 19-2 (с. 340оригинала), указав характер дилеммы государственной политики, которую она иллюстрирует. Какому из предлагаемых кривой вариантов вы отдаете предпочтение? И почему?
10. Объясните и приведите пример а) логически ошибочного построения и б) ошибочности утверждения, что» после этого, следовательно, по причине этого". Почему в общественных науках трудно выявить причинно-следственные связи?
11. "Экономистам ни в коем случае не следует быть популярными; люди, которые критикуют благоденствующих, в равной мере служат и тем, кто заботится о бедствующих, и нельзя себе представить, что американский капитализм станет долго процветать без критиков, которых его лидеры считают таким большим источником раздражения"[12]. Истолкуйте и оцените это высказывание.
ПОСЛЕДНИЙ ШТРИХ