Финансирования бюджетного дефицита в некоторых странах
С переходной экономикой (1992-1994 гг.)
Дефицит государственного бюджета (в%к ВВП) | Монетизация бюджетного дефицита (в %к общему объему финансирования) | Небанковские источники финансирования бюджетного дефицита (в % к общему объему финансирования) | |
В среднем по группе стран | |||
1. Страны, в которых объем бюджетного дефицита не превышал 5% ВВП (Латвия, Литва, Польша, Словения, Хорватия, Эстония) | 1,4 | ||
1. Страны, в которых объем бюджетного дефицита превысил 5% ВВП (Албания, Беларусь, Болгария, Венгрия, Казахстан, Молдова, Россия, Словакия) | 9,3 |
Источник: From Plan to Market. World Development Report 1996. - The World Bank, 1996, p. 37.
Инфляция, стимулируемая чрезмерным ростом денежной массы, приводила к обесцениванию денежных средств населения и перераспределению доходов между домашними хозяйствами, предприятиями, банками и правительством. При этом финансовый сектор (в том числе ЦБ) и правительство получили значительные выгоды от инфляционного налога, в особенности в России, где в 1992-1993 годах доход от монетизации дефицита (сеньораж) превысил 16% ВВП, практически сравнявшись с общей величиной поступлений в государственный бюджет. В странах ЦВЕ этот показатель был несколько ниже — в Венгрии и Польше он составлял 5-6% ВВП в 1990-1992 гг. Впоследствии сеньораж в переходных экономиках, лидирующих на пути реформ, стабилизировался на "нормальном" уровне — около 1,5% ВВП. Это послужило серьезным фактором укрепления доверия к стабилизационным стратегиям правительства и ЦБ, позволив этим экономикам в 1993-2000 гг. выйти на траекторию устойчивого роста.
Глава 12. Выбор моделей макроэкономической политики 271
Основные термины
Внутренний временной лаг
Внешний временной лаг
Индекс опережающих индикаторов
"Критика Лукаса"
Активная и пассивная макроэкономическая политика
Правила ("твердые курсы") макроэкономической политики
Свобода действий в макроэкономической политике
Некомпетентность в макроэкономической политике
Политический бизнес-цикл
Непоследовательность макроэкономической политики
Доверие к политике правительства и Центрального Банка
Вопросы для обсуждения
1. Верны ли следующие утверждения?
а) После шока совокупного спроса или шока совокуп
ного предложения экономика быстро возвращается в со
стояние равновесия без постороннего вмешательства.
б) Одной из целей макроэкономической политики явля
ется достижение нулевого уровня безработицы.
в) В случае шока совокупного спроса курс Центрального
Банка на стабилизацию номинального ВВП не будет оп
тимальным.
г) Политика Центрального Банка по поддержанию ста
бильного темпа роста денежной массы всегда является
активной.
д) Если Центральный Банк проводит курс на стабилиза
цию рыночной ставки процента, то любые изменения в
уровне инвестиций вызовут значительные колебания
ВВП.
е) Денежно-кредитная политика всегда более эффектив
на, чем бюджетно-налоговая.
2. Что понимается под "непоследовательностью" макроэконо
мической политики? Является ли непоследовательная политика
совершенно неэффективной? Почему непоследовательная по
литика вызывает недоверие к действиям правительства и Цен
трального Банка? Можно ли разрешить проблему недоверия с
помощью смены политических лидеров?
3. Во многих странах городские власти принимают законы, ог
раничивающие размер квартирной платы. Эти ограничения
применяются по отношению к уже существующим зданиям, а
не к тем, которые будут построены в будущем. Сторонники
272 Макроэкономика
контроля за квартирной платой полагают, что благодаря этому данные законы не подрывают стимулов к новому жилищному строительству. Является ли при этом важным, какую политику проводят правительство и Центральный Банк — последовательную или непоследовательную?
4. Ряд экономистов считают эффективной ориентацию фискальной политики на поддержание сбалансированного государственного бюджета при сохранении полной занятости ресурсов. Сравните этот твердый курс с твердым курсом на ежегодную сбалансированность бюджета. Что более предпочтительно? Какие проблемы порождает курс на сбалансированность бюджета при полной занятости ресурсов?
Задачи и решения
1. Правительство проводит жесткую бюджетную политику в целях снижения уровня инфляции. Покажите ее краткосрочные и долгосрочные результаты, одновременно используя модели AD-AS, крест Кейнса, IS-LM и кривую Филлипса.
Решение
Жесткая антиинфляционная бюджетная политика предполагает снижение уровня государственных расходов G. Все четыре указанные модели можно использовать для краткосрочного анализа,так как модель Кейнсианского креста предполагает стабильность уровня цен. Долгосрочные результатыможно иллюстрировать в трех остальных моделях.
Глава 12. Выбор моделей макроэкономической политики 273
Под влиянием снижения госрасходов (см. рис. 12.6) снижается совокупный спрос с AD до AD1. Спад производства от Y* до У/ происходит при относительно стабильных ценах, так как в коротком периоде цены не эластичны в сторону понижения. Равновесие перемещается из точки А ъ точку В.
Под влиянием снижения госрасходов сокращается уровень планируемых расходов с величины Е до Е' (см. рис. 12.7), что сопровождается спадом производства Y* до yi при относительно стабильных ценах. Равновесие перемещается из точки А в точку В.
Снижение госрасходов вызывает сдвиг кривой IS влево вниз до положения IS1 (см. рис. 12.8), что сопровождается спадом производства с У* до Y] при относительно стабильных ценах. Равновесие перемещается из точки А в точку В1.
Постепенное снижение уровня цен приводит к относительному увеличению реального предложения денег, что сопровождается сдвигом кривой LM вправо до положения LM1 (см. рис. 12.9). Равновесие перемещается в точку В.
274 Макроэкономика
Снижение госрасходов и тенденция к спаду производства приводит к постепенному изменению в уровне цен, причем фактический уровень цен снижается быстрее, чем ожидаемый, который зафиксирован в коллективных договорах с профсоюзами, в ценовых каталогах и т.д. Это приводит к относительному сокращению прибылей фирм, и они постепенно сокращают занятость и выпуск — фактический уровень безработицы Uj превышает естественный U* (см. рис. 12.10). Равновесие перемещается из точки Л в точку В, причем реакция цен отражается и в модели AD-AS, вызывая "замещение" горизонтальной кривой AS на линию с положительным наклоном (см. рис. 12.11).
Долгосрочные результаты
В долгосрочной перспективе происходит восстановление равновесия при полной занятости ресурсов, более низком уровне цен pj и снизившемся уровне инфляции я-/
Равновесие во всех моделях перемещается из точки В в точку С, так как постоянно снижающиеся цены вызывают расширение реального денежного предложения — кривая LM' смещается до LM" (см. рис. 12.13) — и рост совокупного предложения на фоне относительного увеличения занятости и выпуска фирм (см. рис. 12.12).
Глава 12. Выбор моделей макроэкономической политики 275
Снизившиеся инфляционные ожидания отражаются в новых коллективных договорах, новых ценовых каталогах, меню и т.д. — краткосрочная кривая Филлипса смещается из положения 1 в положение 2 (см. рис. 12.14).
2. Все нижеперечисленное является примером политики "твердых курсов", за исключением:
а) Центральный Банк автоматически увеличивает денежное
предложение на 3% в год;
б) в соответствии с требованием конституции Федеральное пра
вительство обязано ежегодно балансировать государственный
бюджет;
в) Центральный Банк в будущем будет руководствоваться сле
дующей моделью кредитно-денежной политики:
г) после спада негосударственных расходов парламент решает стимулировать совокупный спрос с помощью снижения налогов.
Решение
Правильным ответом на вопрос задачи является ответ г), являющийся примером свободы действий в макроэкономической политике. В случаях а), б) и в) речь идет о твердых курсах монетарной и фискальной политики, причем в пунктах а) и в) рассматриваются соответственно модели пассивной и активной политики Центрального Банка.
4. Экономика первоначально находится в состоянии равновесия при потенциальном объеме выпуска Y*=5000 и уровне цен Р=100. Центральный Банк объявляет о своем намерении увеличить денежную массу на 3,3%. Рассчитайте возможные изменения в уровнях цен и выпуска при условии рациональных ожиданий и доверия экономических агентов к политике Центрального Банка. Насколько вероятны эти изменения?
276 Макроэкономика
При условии рациональных ожиданий и доверия к макроэкономической политике все экономические агенты скорректируют свои ожидания точно в соответствии с объявленным темпом роста денежной массы: заработная плата и цены возрастут на 3,3%, что увеличит средний уровень цен Рдо 103,3. Так как корректировка цен происходит в описанных условиях быстро, то фактический объем выпуска останется на уровне потенциального Y*=5000, то есть экономика останется в состоянии полной занятости ресурсов.
Вероятность столь быстрой корректировки заработной платы и цен невелика из-за относительной негибкости рынка труда и относительного несовершенства экономической информации. Более того, если экономические агенты не доверяют политике Центрального Банка, то они попытаются "страховаться" от роста инфляции путем предъявления более высоких требований к заработной плате и ценам: последние увеличатся не на 3,3%, а на большую величину. В результате начнет работать механизм инфляционной спирали "заработная плата-цены".
Тесты
1. При прочих равных условиях значительный бюджетный дефицит при полной занятости ресурсов приводит:
а) к инфляции издержек;
б) к снижению реальной ставки процента;
в) к превышению экспорта над импортом;
г) к росту реальной ставки процента;
д) к росту частных инвестиций;
е) ответы а) и г) верны;
ж) ответы б) и д) верны.
2. "Автоматические стабилизаторы":
а) обостряют проблему временных лагов;
б) приводят к такой корректировке налоговых ставок, которая позволяет поддерживать сбалансированным бюджет при полной занятости ресурсов;
в) приводят к такой корректировке налоговых ставок, которая позволяет поддерживать сбалансированным фактический государственный бюджет;
г) снижают амплитуду колебаний национального дохода;
д) позволяют поддерживать ежегодный темп роста денежной массы на уровне 4—6%.
Глава 12. Выбор моделей макроэкономической политики 277
3. Какое из нижеперечисленных утверждений является неверным?
а) Автоматические стабилизаторы никогда полностью не
устраняют нестабильности экономики.
б) Для достижения ежегодного сбалансированного бюджета
в период спада правительство должно снизить налоговые ставки.
в) "Политика доходов" предполагает, что среднегодовой
рост номинальной заработной платы должен быть не
выше, чем среднегодовой рост производительности тру
да.
г) Дискреционной может быть как фискальная, так и монетарная политика.
4. Что из нижеперечисленного является наиболее приемлемым
для того, чтобы снизить уровень инфляции с 8 до 3% в обстановке доверия и в соответствии с концепцией рациональных
ожиданий, то есть без спада производства и без роста безработицы выше естественного уровня:
а) сокращение темпа роста денежной массы на 5% относительно исходного уровня, который не может быть рас
считан на основе имеющейся информации;
б) сокращение темпа роста денежной массы с 8 до 3%;
в) одновременное сокращение на 5% темпа роста денежной массы и государственных расходов;
г) ответы б) или в) в зависимости от величины дефицита
государственного бюджета.
5. Предположим, что величина индекса опережающих индикаторов снижается. В этом случае авторы экономических прогнозов будут ожидать всего нижеперечисленного, за исключением:
а) несомненного повышения уровня безработицы; б), несомненного снижения реального объема производства;
в) несомненного снижения налоговых поступлений в бюджет;
г) несомненного повышения уровня инфляции.
6. Предположим, что уравнение совокупного спроса имеет вид
278 Макроэкономика
а уравнение совокупного предложения задано как Y = 600(P-Pe) + 100.
Если величина денежного предложения составляет 400, то каков будет равновесный уровень цен при условии, что в макроэкономической политике не происходит никаких изменений, а уровень выпуска равен потенциальному:
а) 0,7; г) 1,00;
б) 0,75; д) 1,08.
в) 0,86;
7. Предположим, что ожидаемый уровень цен определяется уравнением
Ре=Р-1+0,5(Р-Р-1), где
Ре — ожидаемый уровень цен;
Р — фактический уровень цен;
Р-1 — уровень цен в прошлом году.
Если уровень совокупного спроса увеличивается, то можно ожидать, что:
а) величина ВВП не изменится;
б) величина ВВП возрастет;
в) величина ВВП снизится;
г) величина ВВП изменится в любом направлении или останется постоянной в зависимости от факторов, вызвавших рост совокупного спроса;
д) величина ВВП изменится в любом направлении или останется неизменной в зависимости от экономических
обстоятельств, не входящих в число факторов изменения
совокупного спроса.
8. Первоначально экономика находится в состоянии полной занятости ресурсов при потенциальном объеме выпуска Y*=6000 и уровне цен Р—100. Центральный Банк заявляет о намерении повысить величину денежной массы на 2,5%. Что из нижеперечисленного является наиболее вероятным при условии рациональных ожиданий и доверия экономических агентов к политике Центрального Банка:
а) ВВП увеличится до 6150 при неизменном уровне цен
Р=100;
б) ВВП останется на уровне 6000 при уровне Р=100
Глава 12. Выбор моделей макроэкономической политики 279
в) ВВП останется на уровне 6000 при повышении уровня
цен Р до 102,5;
г) ВВП возрастет до 6150 при повышении уровня цен Р до
102,5;
д) ВВП останется на уровне 6000 при повышении уровня
цен Р до 105.
9. Система страхования по безработице может быть использована для иллюстрации:
а) непоследовательной макроэкономической политики;
б) «критики Лукаса»;
в) продолжительного внутреннего лага в осуществлении
макроэкономической политики;
г) способа автоматической стабилизации экономики в случае шока.
10. Если Центральный Банк проводит политику, ориентированную на стабилизацию безработицы на уровне 5,5%, то можно утверждать, что:
а) фактический уровень безработицы никогда не окажется
выше или ниже 5,5%;
б) естественный уровень безработицы будет устанавливаться Центральным Банком;
в) Центральный Банк должен увеличить темп роста денежной массы в том случае, когда уровень безработицы превышает целевой ориентир;
г) Центральный Банк должен скорректировать свою целевую установку в том случае, если фактический уровень
безработицы окажется не равным 5,5%;
д) Центральный Банк окажется не в состоянии оказать какое-либо воздействие на уровень инфляции;
е) возникнет недоверие к политике Центрального Банка,
так как она непоследовательна.
Рекомендуемая учебная литература
1.Мэнкью Н.Г. Макроэкономика. Гл. 12, 16.
2. Макконнелл К., Брю С. Экономикс. Гл. 14, 17, 18, 20.
3. Дорнбуш Р., Фишер С. Макроэкономика. Гл. 12.
4. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. Гл. 29, 31,
34.
280 Макроэкономика
5. Долан Э. Макроэкономика. Гл. 15.
6. Долан Э., Кемпбелл К., Кемпбелл Р. Деньги, банковское
дело и денежно-кредитная политика. Гл. 17, 20.
7. Линвуд Т. Гайгер. Макроэкономическая теория и переходная
экономика. Гл. 12.
8. Хейне П. Экономический образ мышления. Гл. 22.
9. Гальперин В.М., Гребенников П.И., Леусский А.И., Тарасе-
вич Л.С. Макроэкономика. Гл. 11.
Ответы к тестам
1) а 6) г
2) г 7) б
3) б 8) в
4) б 9) г
5) г 10) в
Глава 13.