Мультипликатор налогов. Мультипликатор сбалансированного бюджета

Мультипликатор налогов. Мультипликатор сбалансированного бюджета - student2.ru

Мультипликатор налогов. Мультипликатор сбалансированного бюджета - student2.ru

Аналогичное мультипликативное воздействие на равновес­ный уровень дохода окажет и снижение налогов Т. Если нало­говые отчисления снижаются на ∆T, то располагаемый доход Yd = Y- T возрастает на величину ∆T (см. рис. 6.2). Потребитель­ские расходы соответственно увеличиваются на величину ∆Txb, что сдвигает вверх кривую планируемых расходов и увеличивает равновесный объем производства Y1 до Y2 на величину↑

Механизм налоговой мультипликации, как и в случае с го­сударственными расходами, связан с многократной реакцией потребления на однократное изменение налогов:

налоги снижаются на ∆T↓→ →располагаемый доход увеличивается на ∆Т↑→

→ потребление увеличивается на bx∆T↑→

→ совокупные расходы увеличиваются на bx∆T↑ →

→совокупный доход увеличивается на Ьх∆Т↑ →

→потребление увеличивается на b(bх∆Т) ↑ →

→совокупные расходы увеличиваются на b2x∆T↑ →

→совокупный доход увеличивается на b2х∆Т↑ →

→потребление увеличивается на b(b2х∆Т) ↑→и т.д.

Глава 6. Бюджетно-налоговая политика 121

Если предположить, что все налоговые отчисления в госу­дарственный бюджет зависят от динамики текущего дохода Y, то налоговая функция принимает вид

Т = t-Y, где

t —предельнаяналоговая ставка.

В этом случае функция потребления имеет вид:

С = а + b (Y- tY) = а + b (1 - t)Y, а модель налогового мультипликатора принимает вид

Мультипликатор налогов. Мультипликатор сбалансированного бюджета - student2.ru

mt — налоговый мультипликатор в закрытой экономике. Полная налоговая функция имеет вид

Т= Ta+tY, где

Та — автономные налоги, независящие от величины текущего до­хода У (например, налоги на недвижимость, наследство и т.д.); t — предельная налоговая ставка.

С учетом функциональной зависимости налоговых отчис­лений Гот дохода У функция потребления принимает вид С = а + b[Y - (Та + tY)].

В этом случае модель равновесного объема производства в открытой экономике имеет вид

Мультипликатор налогов. Мультипликатор сбалансированного бюджета - student2.ru

При этом суммарное изменение дохода A Y в результате од­новременного изменения величин госрасходов и автономных налогов определяется как

Мультипликатор налогов. Мультипликатор сбалансированного бюджета - student2.ru

Если государственные расходы и автономные налоговые отчисления возрастают на одну и ту же величину, то и равно­весный объем производства возрастает. В этом случае говорят о мультипликаторе сбалансированного бюджета,который всегда равен или меньше единицы.

122 Макроэкономика

Мультипликатор сбалансированного бюджета не предпо­лагает абсолютного устранения любых бюджетных дефицитов или излишков. Речь идет о сбалансировании изменений в до­ходной и расходной частях бюджета, то есть о сохранении ра­венства ∆T = ∆G, где под символом ∆ Т обобщенно обозначают­ся все изменения доходов бюджета, а под символом ∆G — все изменения расходов бюджета.

Если, например, государственные расходы возросли на ∆G, то равновесный объем производства возрастет на величину

Мультипликатор налогов. Мультипликатор сбалансированного бюджета - student2.ru

Мультипликатор налогов. Мультипликатор сбалансированного бюджета - student2.ru

Суммарное изменение равновесного объема выпуска составит

Если правительство одновременно повысит автономные налоги на ∆Та = ∆G, то равновесный объем выпуска снизится на величину:

Мультипликатор налогов. Мультипликатор сбалансированного бюджета - student2.ru

то есть ∆Y<∆G = ∆Ta.

Мультипликативный эффект от снижения налогов слабее, чем от увеличения государственных расходов, что алгебраиче­ски выражается в превышении мультипликатора расходов над налоговым мультипликатором. Это является следствием более сильного воздействия госрасходов на величины дохода и по­требления (по сравнению с изменением налогов). Данное раз­личие является определяющим при выборе инструментов фис­кальной политики. Если она нацелена на расширение государ­ственного сектора экономики, то для преодоления цикличе­ского спада увеличиваются госрасходы (что дает сильный сти­мулирующий эффект), а для сдерживания инфляционного подъема увеличиваются налоги (что является относительно мягкой ограничительной мерой).

Если фискальная политика нацелена на ограничение госу­дарственного сектора, то в фазе циклического спада снижаются налоги (что дает относительно небольшой стимулирующий эф­фект), а в фазе циклического подъема снижаются госрасходы, что позволяет относительно быстро снизить уровень инфляции

Глава 6. Бюджетно-налоговая политика 123

6.3. Дискреционная и недискреционная фискальная по­литика. Бюджетные дефициты и излишки. Встроенные стабилизаторы экономики. Циклический и структурный дефициты госбюджета

Дискреционная фискальная политика — целенаправленное изменение величин государственных расходов, налогов и сальдо государственного бюджета в результате специальных решений правительства, направленных на изменение уровня занятости, объема производства, темпов инфляции и состояния платеж­ного баланса.

Недискреционная фискальная политика — автоматическое изменение названных величин в результате циклических коле­баний совокупного дохода. Недискреционная фискальная поли­тика предполагает автоматическое увеличение (уменьшение) чистых налоговых поступлений в госбюджет в периоды роста (уменьшения) ВВП, которое оказывает стабилизирующее воз­действие на экономику.

Чистые налоговые поступления представляют собой разность между величиной общих налоговых поступлений в бюджет и суммой выплаченных правительством трансфертов.

При дискреционной фискальной политике в целях стиму­лирования совокупного спроса в период спада целенаправленно создается дефицит госбюджета вследствие увеличения госрасхо­дов (например, на финансирование программ по созданию но­вых рабочих мест) или снижения налогов. Соответственно, в период подъема целенаправленно создается бюджетный излишек.

Дискреционная политика правительства связана со значи­тельными внутренними временными лагами, так как изменение структуры государственных расходов или ставок налогообложе­ния предполагает длительное обсуждение этих мер в парламен­те1.

При недискреционной фискальной политике бюджетный дефицит и излишек возникают автоматически, в результате дей­ствия встроенных стабилизаторов экономики.

1 Подробнее о проблеме временных лагов см. гл. 12 "Выбор моделей макроэкономической политики*.

124 Макроэкономика

"Встроенный" (автоматический) стабилизатор— экономиче­ский механизм, позволяющий снизить амплитуду циклических колебаний уровней занятости и выпуска, не прибегая к частым изменениям экономической политики правительства. В качест­ве таких стабилизаторов в индустриальных странах обычно вы­ступают прогрессивная система налогообложения, система го­сударственных трансфертов (в том числе страхование по безра­ботице) и система участия в прибылях. Встроенные стабилиза­торы экономики относительно смягчают проблему продолжи­тельных временных лагов дискреционной фискальной полити­ки, так как эти механизмы "включаются" без непосредствен­ного вмешательства парламента.

Степень встроенной стабильности экономики непосредст­венно зависит от величин циклических бюджетных дефицитов и излишков, которые выполняют функции автоматических "амортизаторов" колебаний совокупного спроса.

Циклический дефицит (излишек)— дефицит (излишек) го­сударственного бюджета, вызванный автоматическим сокраще­нием (увеличением) налоговых поступлений и увеличением (сокращением) государственных трансфертов на фоне спада (подъема) деловой активности.

В фазе циклического подъема Y2>Y0, и поэтому налоговые отчисления автоматически возрастают, а трансфертные платежи автоматически снижаются. В результате возрастает бюджетный излишек и инфляционный бум сдерживается (см. рис. 6.3).

В фазе циклического спада Y1<Y0, и поэтому налоги авто­матически падают, а трансферты растут. В итоге увеличивается бюджетный дефицит на фоне относительного роста совокуп­ного спроса и объема производства, что ограничивает глубину спада.

Мультипликатор налогов. Мультипликатор сбалансированного бюджета - student2.ru

Глава 6. Бюджетно-налоговая политика 125

Величины циклических дефицитов и излишков определя­ются степенью "крутизны" графиков налоговой и бюджетной функций. Угол наклона налоговой функции Т определяется ве­личиной предельной налоговой ставки t, а угол наклона функ­ции государственных расходов G — величиной у, которая харак­теризует соотношение между изменением суммы получаемого трансферта и изменением величины дохода. Соответственно, чем выше уровень дохода, тем выше вносимый налог и ниже трансферт, получаемый от государства.

Даже в том случае, когда все государственные расходы G упрощенно представлены как неизменная величина, независя­щая от динамики текущего дохода, степень встроенной ста­бильности экономики оказывается тем выше, чем выше уро­вень налоговых ставок t и чем, соответственно, круче линия Т. В положении Т' величины циклических бюджетных дефицитов и излишков больше, чем в положении Т, и поэтому встроенные стабилизаторы оказывают более сильное воздействие на рост или снижение совокупного спроса.

В то же время увеличение степени встроенной стабильно­сти экономики противоречит другой, более долгосрочной цели бюджетно-налоговой политики — укреплению стимулов к рас­ширению предложения факторов производства и росту эконо­мического потенциала. Стимулы к инвестированию, предпри­нимательскому риску и труду оказываются относительно силь­нее при сравнительно более пологой кривой налоговой функ­ции, что может быть достигнуто путем снижения предельных ставок налогообложения. Однако это снижение сопровождается сокращением величин циклических бюджетных дефицитов и излишков, а следовательно, и снижением степени встроенной стабильности экономики. Выбор между краткосрочными и долгосрочными эффектами фискальной политики является сложной макроэкономической проблемой как для индустри­альных, так и для переходных экономик.

Встроенные стабилизаторы не устраняют причин цикличе­ских колебаний равновесного ВВП вокруг его потенциального уровня, а только ограничивают размах этих колебаний. На ос­новании данных о циклических бюджетных дефицитах и из­лишках нельзя оценивать эффективность мер фискальной по­литики, так как наличие циклически несбалансированного бюджета не приближает экономику к состоянию полной заня­тости ресурсов, а может иметь место при любом уровне выпус­ка. Поэтому встроенные стабилизаторы экономики, как прави­ло, сочетаются с мерами дискреционной фискальной политики правительства, нацеленными на обеспечение полной занятости ресурсов. В результате возникает структурный дефицит (излишек) государственного бюджета— разность между расхода-

126 Макроэкономика

ми (доходами) и доходами (расходами) бюджета в условиях полной занятости. Циклический дефицит нередко оценивается как разность между фактической величиной бюджетного дефи­цита и структурным дефицитом.

В таблице 6.1 приведены данные о динамике фактиче­ского и структурного дефицита государственного бюджета в среднем по двум группам стран — «ведущие индустриальные страны» и «остальные индустриальные страны».

Таблица 6.1. Индустриальные страны: доля бюджетного дефицита

В ВВП (в

  1980-1989
/, Ведущие индустриальные страны*                    
- фактический дефицит -3,0 -2,1 -2,7 -3,8 •4,3 •3,5 •3,3 -2,9 -2,3 -1,5
-отклонение ВВП** •0,4 2,7 0,5 •0,4 -1,8 •1,2 •1,4 -1,4 •1,1 5,2
-структурный дефицит *** -2,8 •3,3 •3,0 •3,5 -3,3 •2,7 •2,5 -2'1 , -1,6 •1,5
2. Остальные индустриальные страны**"                    
- фактический дефицит -4,1 -2,5 -3,8 -4,7 -6,0 -5,1 -2,9 -2,0 -1,6
-отклонение ВВП** -0,6 2,5 1,1 -0,1 -2,3 -1,6 -1,2 -1,2 •1,1 -0 1
-структурный дефицит *** -3,8 -4,3 -4,8 -4,7 -4,3 -3,8 -3,5 -2,1 -1,4 -1,5

*Эта группа объединяет страны «большой семерки».

"Показатель «Отклонение ВВП» представляет собой величину относительного

Y-Y*
отклонения фактического ВВП от его потенциального уровня (--------------------------- ).

""Структурный дефицит государственного бюджета в среднем по группе стран выражен в процентном отношении к среднему потенциальному объему выпуска. ****Эта группа стран в 1980-1989 гг. включала Испанию, Нидерланды, Бельгию, Швецию, Австрию, Данию, Ирландию, Австралию и Цовую Зеландию. В после­дующий период в нее также были включены Финляндия, Греция, Норвегия и Португалия. Источник: World Economic Outlook, October 1996, pp. 22-23.

Сложности определения уровня полной занятости ресурсов, естественного уровня безработицы и потенциального объема вы­пуска затрудняют расчеты структурных дефицитов (излишков) го­сударственного бюджета как в индустриальных, так и в переход­ных экономиках, хотя именно на основе динамики этих макро­экономических индикаторов оценивается эффективность мер фис­кальной политики в долгосрочной перспективе. Поэтому при раз-

Глава 6. Бюджетно-налоговая политика 127

работке стратегий стабилизации и структурных реформ в переход­ных экономиках приходится опираться на оценки общего бюд­жетного дефицита, динамика которых представлена в таблице 6.2.

Таблица 6.2. Доля общего дефицита государственного бюджета в ВВП (в %) в странах с переходной экономикой

Страны
Албания -20,0 -16,0 -7,0 -10,3 -11,7 -12,6 -10,4
Армения -37,6 -56,0 -16,4 -11,1 -9,3 -6,7  
Азербайджан 3,5 -15,3 -11,4 -4,3 -2,8 -1,7 -4,2
Белоруссия -2,8 -4,2 -2,6 -1,9 -1,6 -1,2  
Болгария -5,2 -15,7 -5,8 -6,3 -12,7 -2,5 0,9
Хорватия -4,0 -0,7 1,5 0,9 -0,5 -1,4  
Чешская Республика -2,1 1,4 -1,2 0,2 -0,4 -1,4 -1,4
Эстония -0,3 -1,1 1,3 -0,5 -1,5 1,8 -0,3
Грузия -34,5 -26,2 -16,5 -5,3 -4,5 -5,0  
Венгрия -7,6 -8,9 -8,6 -6,2 -3,1 -4,9 -4,6
Казахстан -7,3 -1,2 -7,1 -3,2 -5,3 -7,0 -8,0
Киргизия -17,6 -13,5 -7,7 -17,3 -9,5 -9,0 -8,8
Латвия -0,8 0,6 -4,0 -3,9 -1,7 ОД -0,8
Литва 0,5 -4,9 -4,8 -4,5 -4,5 -1,8 -5,8
Македония -9,6 -13,6 -3,2 -1,3 -0,4 -0,3  
Молдавия -23,9 -7,4 -9,1 -5,8 -6,6 -6,8 -3,0
Монголия -6,0 -14,6 -10,3 -6,4 -9,0 -9,0  
Польша -8,0 -4,0 -3,2 -3,2 -3,6 -3,3 -3,0
Румыния -4,6 -0,1 -1,8 -2,6 -3,9 -4,5  
Россия* -18,4 -7,6 -10,4 -5,8 -9,5 -7,5  
Словацкая Республика -11,9 -7,1 -1,3 0,4 -1,3 -5,2 -6,0
Словения 0,2 0,3 -0,2 -0,5 -0,2 -1,7 -1,4
Таджикистан -31,2 -23,6 -10,5 -11,2 -5,8 -3,4  
Туркмения 13,3 -0,4 -1,4 -1,6 -0,8 0,0  
Украина -24,0 -10,3 -8,7 -4,9 -3,2 -5,6 -2,7
Узбекистан -12,2 -17,5 -6,1 -4,1 -7,3 -2,8  

"Данные о дефиците консолидированного бюджета Российской Федера­ции. Дефицит Федерального Бюджета составил в 1996 г. — 8,4% ВВП, в 1997 г. - 7,1%, в 1998 г. - 5,9%, в 1999 г. - 5,1% ВВП.

Источники: World Economic Outlook, May 1996, p. 78; October 1996, p. 29; May 1998, p. 98; IMF Economic Reviews, 1999, № 1-2.

128 Макроэкономика

В таблице 6.3 представлена динамика фактического де­фицита государственного бюджета в среднем по всей группе стран с переходной экономикой.

Таблица 6.З. Страны с переходной экономикой: доля дефицита бюджета расширенного правительства (в %, в среднем по группе стран)

 
Дефицит бюджета расширенного пра­вительства -9,6 -14,1 -6,7 -7,0 -4,4 -5,5 -5,0 -4,8 -3,6 -2,5

Источник: World Economic Outlook, October 1999, p. 188.

6.4. Воздействие бюджетного излишка на экономику. Инфляционные и неинфляционные способы финанси­рования бюджетного дефицита. Сеньораж. Эффект вы­теснения. Проблемы, увеличения налоговых поступле­ний в государственный бюджет

Наибольший стабилизационный эффект бюджетного излишка связан с его полным изъятием, препятствующим выплате процен­тов по государственному долгу, увеличению социальных трансфер­тов или финансированию каких-либо других государственных рас­ходов за счет этих средств. Так как рост циклического бюджетного излишка происходит на подъеме экономики, который нередко со­провождается усилением инфляционного напряжения, то любые выплаты населению части этих средств (в виде погашения облига­ций, увеличения пособий малообеспеченным семьям и т.д.) будет сопровождаться дальнейшим увеличением совокупных расходов и нарастанием инфляции спроса. Напротив, "замораживание" бюд­жетного излишка ограничивает избыточное давление совокупного спроса и сдерживает инфляционный бум в экономике.

Степень стабилизационного воздействия бюджетного де­фицита зависит от способа его финансирования.

Глава 6. Бюджетно-налоговая политика 129

Способы финансирования дефицита госбюджета:

1) кредитно-денежная эмиссия (монетизация);

2) выпуск займов;

3) увеличение налоговых поступлений в госбюджет.

В случае монетизации дефицитанередко возникает сеньораж -доход государства от печатания денег. Сеньораж возникает на фо­не превышения темпа роста денежной массы над темпом роста реального ВВП, что приводит к повышению среднего уровня цен. В результате все экономические агенты платят своеобразный ин­фляционный налог, и часть их доходов перераспределяется в поль­зу государства через возросшие цены.

В условиях повышения уровня инфляции возникает эффект Оливера-Танзи- сознательное затягивание налогоплательщи­ками сроков внесения налоговых отчислений в государствен­ный бюджет. Нарастание инфляционного напряжения создает экономические стимулы для "откладывания" уплаты налогов, так как за время "затяжки" происходит обесценивание денег, в результате которого выигрывает налогоплательщик. В итоге де­фицит госбюджета и общая неустойчивость финансовой систе­мы могут возрасти.

Монетизация дефицита госбюджета может не сопровож­даться непосредственно эмиссией наличности, а осуществлять­ся в других формах, например в виде расширения кредитов Центрального банка государственным предприятиям по льгот­ным ставкам процента или в форме отсроченных платежей.В последнем случае правительство покупает товары и услуги, не оплачивая их в срок. Если закупки осуществляются в частном секторе, то производители заранее увеличивают цены, чтобы застраховаться от возможных неплатежей. Это дает толчок к повышению общего уровня цен и уровня инфляции.

Если отсроченные платежи накапливаются в отношении предприятий государственного сектора, то эти дефициты не­редко непосредственно финансируются Центральным банком или же накапливаются, увеличивая общий дефицит госбюджета. Поэтому, хотя отсроченные платежи, в отличие от монетиза­ции, официально считаются неинфляционным способом фи­нансирования бюджетного дефицита, на практике это разделе­ние оказывается весьма условным.

Если дефицит госбюджета финансируется с помощью вы­пуска государственных займов,то увеличивается средняя рыноч­ная ставка процента, что приводит к снижению инвестиций в

130 Макроэкономика

частном секторе, падению чистого экспорта и частично — к снижению потребительских расходов. В итоге возникает эффект вытеснения, который значительно ослабляет стимулирующий эффект фискальной политики.

Долговое финансирование бюджетного дефицита1 нередко рассматривается как антиинфляционная альтернатива монети­зации дефицита. Однако долговой способ финансирования не устраняет угрозы роста инфляции, а только создает временную отсрочку для этого роста, что является характерным для многих переходных экономик, в том числе и для российской. Если об­лигации государственного займа размещаются среди населения и коммерческих банков, то инфляционное напряжение окажет­ся слабее, чем при их размещении непосредственно в Цен­тральном Банке. Однако последний может скупить эти облига­ции на вторичном рынке ценных бумаг и расширить, таким образом, свою квазифискальную деятельность, способствующую рост#*цнфляционного давления.2

В случае обязательного (принудительного) размещения го­сударственных облигаций во внебюджетных фондах под низкие (и даже отрицательные) процентные ставки долговое финанси­рование бюджетного дефицита превращается, по существу, в механизм дополнительного налогообложения.

Проблема увеличения налоговых поступлений в государст­венный бюджет выходит за рамки собственно финансирования бюджетного дефицита, так как разрешается в долгосрочной перспективе на базе комплексной налоговой реформы, нацелен­ной на снижение ставок и расширение базы налогообложения. В краткосрочном периоде снижение налоговых ставок сопро­вождается, во-первых, снижением степени встроенной стабиль­ности экономики; во-вторых, ростом эффекта вытеснения него­сударственного сектора на фоне повышения процентных ста­вок, которое возникает как реакция денежного рынка на со­провождающее экономическое оживление повышение спроса на деньги при их неизменном (в целях ограничения уровня инфляции) предложении; в-третьих, возможным увеличением

1 Более подробно о государственном долге см. гл. 17 "Бюджетный
дефицит и управление государственным долгом", а также Приложение 1.

2 Подробный анализ типов финансирования бюджетного дефицита см. в
кн.: Агапова Т.Д. Бюджетно-налоговое регулирование в переходной
экономике: макроэкономический аспект. - М., 1998.

Глава 6. Бюджетно-налоговая политика 131

бюджетного дефицита из-за одновременного снижения ставок налогообложения и налоговых поступлений в бюджет в соответ­ствии с закономерностью, описываемой кривой Лаффера.1

Ни один из способов финансирования дефицита государст­венного бюджета не имеет абсолютных преимуществ перед ос­тальными и не является полностью неинфляционным.

Основные термины

Фискальная политика (бюджетно-налоговая политика) Мультипликатор государственных расходов Мультипликатор налогов (налоговый мультипликатор) Мультипликатор сбалансированного бюджета ' Предельная налоговая ставка

Дефицит государственного бюджета (бюджетный дефицит) Бюджетный излишек

Дискреционная фискальная политика

Недискреционная фискальная политика

Чистые налоговые поступления в бюджет

Встроенные (автоматические) стабилизаторы экономики Циклический дефицит госбюджета

Структурный дефицит госбюджета

Инфляционное и неинфляционное финансирование дефи­цита госбюджета

Монетизация дефицита

Сеньораж

Долговое финансирование

Эффект вытеснения

Налоговая реформа

Кривая Лаффера

Эффект Оливера-Танзи

Вопросы для обсуждения

1. Верны ли следующие утверждения?

а) При прочих равных условиях повышение налогов и госу­дарственных расходов на одинаковую величину может привести к росту ВВП.

1 Подробнее об этом см. гл. 10 "Совокупное предложение и кривая Филлипса. Политика стимулирования предложения".

132 Макроэкономика

б) Введение прогрессивного налога на личный доход не отражается на величине мультипликатора.

в) Дефицит государственного бюджета не связан с размера­
ми чистого экспорта.

г) Бюджетно-налоговая политика проводится только в целях
снижения уровня безработицы и инфляции.

д) Циклический дефицит госбюджета возникает в результате
антициклической политики государства, направленной на
стимулирование экономического роста.

е) Снижение предельных налоговых ставок уменьшает
встроенную стабильность экономики.

ж) Встроенные стабилизаторы экономики увеличивают раз­
меры государственных расходов.

з) Если экономика достигла уровня полной занятости ресурсов при превышении уровня государственных расходов
над налоговыми поступлениями, то возникает структур­ный дефицит госбюджета.

2. Государственный бюджет объединяет государственные за­купки товаров и услуг и трансфертные платежи в общую категорию государственных расходов. Почему при выборе ин­струментов фискальной политики необходимо проводить различие между государственными закупками и трансфертами?

3. Какой из ниже перечисленных индикаторов следует расцени­вать как основной критерий эффективности бюджетно-налоговой политики правительства (ответ аргументируйте):

а) размер фактического дефицита или излишка государст­венного бюджета;

б) размер бюджетного излишка или дефицита при полной
занятости ресурсов;

в) уровень личного подоходного налога;

г) величина инфляционного воздействия встроенных стаби­лизаторов в экономике с полной занятостью ресурсов.

4. Какие из ниже перечисленных мер будут способствовать усилению краткосрочного и долгосрочного инфляционного напряжения в экономике:

а) правительство повышает налоги;

б) правительство увеличивает расходы и финансирует бюджетный дефицит за счет выпуска государственных займов;

в) Центральный банк осуществляет финансирование прави­тельственных социальных программ по льготным ставкам
процента;

Глава 6. Бюджетно-налоговая политика 133

г) Государственное казначейство выпускает в обращение ка­значейские билеты.

Задачи и решения

1. Экономика описана следующими данными:

С = 20 + 0,8 (Y- Т + F) (потребление);

I = 60 (инвестиции);

Т - 40 (налоги); F — 10 (трансферты);

G = 30 (государственные расходы).

а) Рассчитайте равновесный уровень дохода.

б) Правительство увеличивает расходы до 40 в целях сти­мулирования экономики:

- что происходит с кривой планируемых расходов?

- как изменится равновесный уровень дохода?

- какова величина мультипликатора госрасходов?

- как изменится сальдо госбюджета?

в) Правительство увеличивает налоги с 40 до 50 (при уров­не госрасходов G = 30):

- что происходит с кривой планируемых расходов?

- как изменится равновесный уровень дохода?

- какова величина мультипликатора налогов?

- как изменится сальдо госбюджета?

г) Правительство одновременно увеличивает госрасходы с
30 до 40 и налоги с 40 до 50.

- что происходит с кривой планируемых расходов?

- как изменится равновесный уровень дохода?

- что происходит с эффектом мультипликатора?

- как изменится сальдо госбюджета?

Решение

а) Для расчета равновесного уровня дохода подставим числовые
значения С, I, Т, F, G в основное макроэкономическое тож­дество и решим его относительно У:

Y = 20 + 0,8 (Y-40 + 10) + 60 + 30.

После алгебраических преобразований получаем:

Y = 430 => это первоначальное равновесие (точка А).

б) При увеличении госрасходов на 10 (с 30 до 40) кривая пла­нируемых расходов сдвинется вверх на 10 (см. рис. 6.4):

134 Макроэкономика

Мультипликатор налогов. Мультипликатор сбалансированного бюджета - student2.ru

Изменение равновесного уровня дохода при перемещении из точки А в точку В составит:

Мультипликатор налогов. Мультипликатор сбалансированного бюджета - student2.ru

В точке В равновесный уровень дохода возрос до 480. Мультипликатор госрасходов равен:

Мультипликатор налогов. Мультипликатор сбалансированного бюджета - student2.ru

До проведения фискальной экспансии госбюджет был сба­лансирован:

Мультипликатор налогов. Мультипликатор сбалансированного бюджета - student2.ru

После проведения фискальной экспансии возник бюджет­ный дефицит в размере 10, так как госрасходы увеличились на 10, а налоговые поступления не изменились.

в) При увеличении налогов на 10 (с 40 до 50) кривая плани­руемых расходов сдвинется вниз на величину -AT x MPC = =-10 х 0,8 = -8 (см. рис. 6.5):

Мультипликатор налогов. Мультипликатор сбалансированного бюджета - student2.ru

Глава 6. Бюджетно-налоговая политика 135

Равновесный уровень выпуска снизится на величину

Мультипликатор налогов. Мультипликатор сбалансированного бюджета - student2.ru

Экономика переместится из точки А в точку В, где равно­весный объем производства составит 390.

Мультипликатор налогов. Мультипликатор сбалансированного бюджета - student2.ru Мультипликатор налогов равен

После проведения налоговой рестрикции возник бюджет­ный излишек в размере 10, так как величина госрасходов и трансфертов по-прежнему равна 40, а налоговые" поступления увеличились до 50.

г) При одновременном увеличении госрасходов с 30 до 40 и налогов с 40 до 50 кривая планируемых расходов перемес­тится вверх на 2, так как воздействие бюджетной экспансии на совокупный спрос относительно сильнее, чем налоговое сдерживание (см. рис. 6.6):

Мультипликатор налогов. Мультипликатор сбалансированного бюджета - student2.ru

Равновесие переместится из точки А в точку В, причем равновесный уровень дохода в соответствии с мультипликато­ром сбалансированного бюджета также увеличится на 10 до 440. Это можно проверить с помощью расчета:

Y= 20 + 0,8 (Y-50 + 10) +60 + 40; Y = 440.

В экономике появился эффект мультипликатора сбаланси­рованного бюджета, равный единице:

Мультипликатор налогов. Мультипликатор сбалансированного бюджета - student2.ru

136 Макроэкономика

При проведении такой политики бюджет останется, как и первоначально, сбалансированным:

Мультипликатор налогов. Мультипликатор сбалансированного бюджета - student2.ru

2. Предположим, что государственные закупки равны 500, на­
логовая функция имеет вид Т = 0,4Y, функция трансфертов
F = 0,2Y, уровень цен Р = 1. Федеральный долг D = 1000
при ставке процента R = 0,1. Реальный объем производства
равен 2000* а потенциальный составляет 2500.

а) Является ли сальдо госбюджета положительным или
отрицательным?

б) Какова величина структурного дефицита госбюджета?

в) Какова величина циклического дефицита госбюджета?

Решение

а) Сальдо государственного бюджета может быть рассчитано
путем сопоставления расходной и доходной частей:

Расходы бюджета — госзакупки (G) + трансферты (F) + + расходы по обслуживанию государственного долга (DxR) = = 500 + 0,2x2000 + 0,1x1000 = 500 + 400 + 100 = 1000. Доходы бюджета = налоговые поступления (Т) = 0,4x2000 = 800. Фактический дефицит бюджета = 1000 — 800 = 200.

б) Структурный дефицит может быть рассчитан путем подста­
новки в расчеты потенциального объема выпуска вместо
фактического:

Структурный дефицит =500 + 0,2x2500 + ft 1x1000 - 0,4x2500 = 100.

в) Циклический дефицит госбюджета — фактический дефицит -
- структурный дефицит = 200 — 100 = 100.

3. Допустим, что первоначально госбюджет сбалансирован и в
экономике действует система пропорционального налогообло­
жения. Если автономные инвестиции возрастают, то, при про­
чих равных условиях, увеличится равновесный уровень дохода и
возникает бюджетный дефицит.

а) Да б) Нет

Глава 6. Бюджетно-налоговая политика 137

Решение

Мультипликатор налогов. Мультипликатор сбалансированного бюджета - student2.ru Правильным ответом является отрицательный, то есть б). При указанных условиях модель бюджета имеет вид

где t — налоговая ставка, Т — общие налоговые поступления в бюджет, G — расходы бюджета.

При увеличении автономных инвестиций возрастают сово­купные расходы и доход, причем с эффектом мультипликатора. Рост совокупного дохода 7 приводит к росту налоговых поступ­лений в бюджет t • Y и возникает бюджетный излишек. При этом величина бюджетного излишка окажется тем более значи­тельной, чем сильнее снижаются на подъеме экономики бюд­жетные расходы G из-за автоматического сокращения пособий по безработице.

Тесты

1. Если экономика находится в состоянии равновесия, то мож­
но утверждать, что:

а) государственный бюджет сбалансирован;

б) бюджеты всех уровней должны быть сбалансированы;

в) потребительские расходы должны быть равны инвестициям;

г) любое увеличение потребительских расходов приведет к
инфляционному разрыву;

д) доходы фирм должны быть равны валовым инвестициям;

е) все предыдущие ответы неверны.

2. Воздействие бюджетного излишка на равновесный уровень
ВВП оказывается, по существу, таким же, как:

а) сокращение сбережений;

б) увеличение инвестиций;

в) увеличение потребления;

г) увеличение сбережений.

3. Некоторые корпорации выплачивают дивиденды в неизмен­
ном размере во всех фазах экономического цикла. Это дей­
ствует на экономическую конъюнктуру:

а) как фактор увеличения амплитуды циклических колебаний;

б) нейтрально;

в) как встроенный (автоматический) стабилизатор;

г) неопределенным образом, в зависимости от факторов, вы­
звавших циклические колебания.

138 Макроэкономика

4. Рост государственных расходов увеличивает реальный ВВП
только в том случае, если:

а) госрасходы направляются на закупки товаров и услуг, а не
на оплату чиновников;

б) госрасходы сопровождаются увеличением предложения
денег;

в) госрасходы не вытесняют равновеликого объема расходов
в негосударственном секторе;

г) госрасходы финансируются за счет выпуска государствен­ных займов.

5. Изменение уровня цен:

а) не отражается на результатах фискальной политики;

б) усиливает эффе<

Наши рекомендации