Глава 6. Бюджетно-налоговая политика
6.1. Краткосрочные и долгосрочные цели бюджетно-налоговой полити
ки и ее инструменты. Мультипликатор государственных расходов.
6.2. Мультипликатор налогов. Мультипликатор сбалансированного
бюджета.
6.3. Дискреционная и недискреционная фискальная политика.
Бюджетные дефициты и излишки. Встроенные стабилизаторы
экономики. Циклический и структурный дефициты госбюджета.
6.4. Воздействие бюджетного излишка на экономику. Инфляцион-
ные и неинфляционные способы финансирования бюджетного
дефицита. Сеньораж. Эффект вытеснения. Проблемы увеличе-
ния налоговых поступлений в государственный бюджет.
6.1. Краткосрочные и долгосрочные цели бюджетно-налоговой политики и ее инструменты. Мультипликатор государственных расходов
Кейнсианский крест показывает, как устанавливается равновесный объем производства Упри данном уровне планируемых инвестиций I, государственных расходов G и налоговых отчислений Т.
Так как равновесный уровень национального производства может быть достигнут внесостояния полной занятости ресурсов (вследствие неэффективности совокупного спроса), то образовавшийся разрыв может быть аннулирован с помощью инструментов государственного регулирования экономики: изменения величины государственных расходов G и налоговых отчислений в госбюджет Т.
Бюджетно-налоговая (фискальная) политика —меры правительства по изменению государственных расходов, налогообложения и состояния государственного бюджета, направленные на обеспечение полной занятости, равновесия платежного баланса и экономического роста при производстве неинфляционного ВВП.
Стимулирующая бюджетно-налоговая политика (фискальная экспансия)в краткосрочной перспективе имеет своей целью преодоление циклического спада экономики и предполагает увеличение госрасходов G, снижение налогов Т или комбинирование этих мер. В более долгосрочной перспективе политика снижения налогов может привести к расширению предложения факторов производства и росту экономического потенциала. Осуществление этих целей связано с проведением комплексной
Глава 6. Бюджетно-налоговая политика 117
налоговой реформы, сопровождающейся ограничительной кредитно-денежной политикой Центрального Банка и оптимизацией структуры государственных расходов.
Сдерживающая бюджетно-налоговая политика (фискальная рестрикция)имеет своей целью ограничение циклического подъема экономики и предполагает снижение госрасходов G, увеличение налогов Гили комбинирование этих мер. В краткосрочной перспективе эти меры позволяют снизить инфляцию спросаценой роста безработицы и спада производства. В более долгом периоде растущий налоговый клинможет послужить основой для спада совокупного предложения и развертывания механизма стагфляции,1особенно в том случае, когда сокращение государственных расходов осуществляется пропорционально по всем статьям бюджета и не создается приоритетов в пользу государственных инвестиций в инфраструктуру рынка труда. Затяжная стагфляция на фоне неэффективного управления государственными расходами создает предпосылки для разрушения экономического потенциала, что нередко встречается в экономиках переходного периода, в том числе и в России.
В краткосрочной перспективе меры бюджетно-налоговой политики сопровождаются эффектами мультипликаторов государственных расходов, налогов и сбалансированного бюджета.
Если государственные расходы увеличиваются на ∆G, то кривая планируемых расходов сдвигается вверх на эту же величину (см. рис. 6.1), а равновесный объем производства возрастает от Y1 до Y2 на величину ∆Y = AG x mg, где mg — мультипликатор государственных расходов.
Мультипликационный процесс начинается, когда расходы возрастают на Л G и увеличивают доход на ту же величину, что в свою очередь дает прирост потребления на величину bxAG. Этот рост потребления вновь увеличивает расходы и доход, что снова приводит к росту потребления на величину Ь2хАС и т.д. Совокупный эффект равен:
первоначальное изменение расходов = ∆G;
первое изменение потребления = bx∆G;
второе изменение потребления = b2x∆G
∆Y = ∆G(1 + b +b2 + ...).
1 Подробнее об этом см. главу 3 "Макроэкономическая нестабильность..." и главу 10 "Совокупное предложение..."
118 Макроэкономика
Мультипликатор государственных расходов
Эта элементарная модель получила название простого мультипликатора Кейнса.
Величина мультипликатора государственных расходов и равновесный объем выпуска могут быть найдены в результате решения системы уравнений:
Y=C + I+G— основное макроэкономическое тождество;
С = а + bY— потребительская функция.
Подстановка потребительской функции в основное макроэкономическое тождество позволяет определить равновесный объем производства:
зависящие от величины дохода Y, а 1/1-b – мультипликатор,
который показывает, насколько возрастает равновесный уровень дохода в закрытой экономике в результате роста не только государственных, но и любого из автономных расходов на единицу. Основным фактором, определяющим величину мультипликатора, является предельная склонность к потреблению b(МРС).
Глава 6. Бюджетно-налоговая политика 119
С учетом налогообложения дохода Y изменится вид потребительской функции и, соответственно, модель мультипликатора:
t — предельная налоговая ставка.
Предельная налоговая ставка— соотношение между приростом суммы вносимого налога и приростом дохода:
t — предельная ставка налогообложения;
∆T— прирост суммы вносимого налога;
∆ Y— прирост дохода.
Прогрессивная система налогообложения является фактором, способствующим ослаблению эффекта мультипликатора и стабилизации уровней занятости и выпуска. Чем ниже ставки налогообложения, тем, при прочих равных условиях, более значителен эффект мультипликатора.
Эффект мультипликатора государственных расходов в открытой экономике относительно ниже, чем в закрытой.
В открытой экономике величина мультипликатора госрасходов и равновесный объем выпуска могут быть найдены в результате решения системы уравнений:
Y = С +1 + G + Х n — основное макроэкономическое тождество;
С = а + b(l — t)Y— потребительская функция;
Х n = g — m'Y— функция чистого экспорта.
m' — предельная склонность к импортированию
120 Макроэкономика