Концепция противодействия органов внутренних дел теневой экономике с позиции обеспечения экономической безопасности региона
Основным субъектом противодействия экономической преступности в сфере экономики являются правоохранительные органы. Они занимают центральное место среди государственных органов-субъектов деятельности по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений в сфере экономической деятельности. Правоохранительные органы выступают носителями обозначенных законом функциональных прав и обязанностей, призванных обеспечить выполнение широкого круга задач по достижению конечной цели противодействия и сдерживания дальнейшего роста экономической преступности и правонарушений [84].
Одним из главных государственных инструментов в нейтрализации указанных внутренних угроз и противодействии теневой экономике является обеспечение системной, эффективной деятельности правоохранительных структур и ОВД в частности.
Значительная часть преступлений, совершаемых в сфере экономики, зачастую носят спланированный и организованный характер. При этом такие преступления не всегда имеют связь с преступными сообществами (организованной преступностью) и часто совершаются отдельными преступниками. Согласно унифицированному понятию, выработанному ООН на Международном семинаре, прошедшем в г.Суздаль в 1991 году, организованная преступность определяется как функционирование относительно массовой группы устойчивых, управляемых сообществ преступников, занимающихся преступлениями как промыслом и создающих систему защиты от социального контроля с помощью насилия и коррупции. Таким образом, экономическая организованная преступность – это та составная часть экономической преступности, где преступные организации и сообщества являются субъектами организованной преступности [29].
Из этого следует, что теневая экономика, экономическая и организованная преступность – это тесно связанные между собой понятия, имеющие много точек соприкосновения, однако не заменяющие друг друга (Рисунок 16). Иными словами, организованную экономическую преступность и теневую экономику можно обозначить как пересекающиеся круги, полностью не перекрывающие друг друга.
1. Теневая экономика
2. Организованная экономическая преступность
3. Общий сегмент – криминальный рынок
Рис. 16. Взаимосвязь организованной экономической преступности и теневой экономики
Общий сегмент представляет собой явление, характерное и для теневой экономики, и для экономической, и для организованной преступности. Это так называемый криминальный или «чѐрный» рынок. В научной литературе «криминальный рынок» определяют как самостоятельный сектор, который является составным элементом криминальной экономики, ее ядром.
При условии наличия высокого уровня криминализации российского общества криминальный рынок, расширяясь, приобретает все большее значение, включая в себя многие традиционные виды преступной деятельности. Учитывая сложившуюся структуру криминальных рынков, концепция противодействия ОВД теневой экономике с позиции обеспечения экономической безопасности государства и региона должна основываться на пресечении формирования и одновременно на ликвидации уже функционирующих криминальных рынков [29].
В первую очередь целесообразно рассмотреть криминальные рынки наркотических средств, алкогольной продукции, лекарственных средств, незаконной миграции. Дело в том, что просчеты в обеспечении противодействия данным угрозам негативно отразятся на экономической и демографической безопасности государства, поставив под удар всю систему национальной безопасности в целом. Таким образом, обеспечение качественного противодействия указанным угрозам, их своевременное выявление и предупреждение как раз и являются основными необходимыми мерами противодействия органов внутренних дел теневой экономике с позиции обеспечения экономической безопасности региона.
Угроза криминального рынка наркотических средств.
Одной из основных концепций противодействия ОВД теневой экономике является борьба с рынком незаконного оборота наркотических средств, представляющего собой и внутреннюю, и внешнюю угрозу экономической безопасности страны одновременно. Стратегией государственной антинаркотической политики РФ до 2020 г., утвержденной указом Главы государства от 09 июня 2010 г. № 6902 определено, что одним из источников угроз национальной безопасности признана деятельность транснациональных преступных группировок и организаций, связанная с незаконным оборотом наркотиков и их прекурсоров. Криминальный рынок наркотических средств сегодня является одним из наиболее доходных видов преступной деятельности. Преступные сообщества по отлаженным прочным связям с международной организованной наркопреступностью продолжают осуществлять ввоз и распространение наркотиков на территории регионов России [79].
В настоящее время в России за употребление наркотических и психотропных средств полагается штраф в сумме от 500 до 1000 рублей или административный арест на срок до 15 суток (ст. 6.9 КоАП). При добровольном обращении и согласии на лечение от наркозависимости от штрафа нарушитель освобождается. К уголовной ответственности могут привлекаться только лица, задержанные за приобретение, хранение, перевозку, изготовление наркотиков, склонение к их употреблению, организацию и содержание наркопритонов, культивирование растений, содержащих наркотические средства (статьи 228–233 УК РФ).
В целях повышения эффективности борьбы с наркозависимостью одной из мер является введение уголовной ответственности за систематическое немедицинское употребление наркотических средств и психотропных веществ. Аналогичная ответственность применялась ранее в СССР, она предусматривала наказание до семи лет лишения свободы. Сегодня уголовным преступлением употребление наркотиков признается в Греции, Финляндии, Франции и Швеции [78].
Чтобы противостоять легализации доходов, полученных преступным путем, необходимо бороться не только с наркотрафиком, но и с теми социальными факторами, которые его порождают (бедность, неравенство, коррупция). При этом глобализация финансовых потоков от наркобизнеса представляет наибольшую угрозу на сегодняшний день. Отсутствие действенной борьбы с наркобизнесом, как показывает практика, усугубляет сложность решения других проблем – и прежде всего, к сожалению, таких страшных, как терроризм, наносит ущерб развитию нашей страны и всего человечества. Задачами ОВД при противодействии криминальному рынку наркотических средств должны являться следующие меры:
1. Максимальное использование возможностей международных организаций и Интерпола в процессе выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и имеющих международный характер.
2. Совершенствование подходов к обеспечению противодействия транснациональной преступности в сфере незаконного оборота наркотических средств в первую очередь, обеспечив взаимодействие с ОВД республики Афганистан и других стран Западной и Центральной Азии.
3. Пресечение преступных связей с международным наркобизнесом, подрыв экономических основ наркопреступности.
4. Разрушение коррупционных связей, способствующих незаконному обороту наркотиков и их прекурсоров.
5. Усовершенствование технического оснащения подразделений, осуществляющих противодействие незаконному обороту наркотиков и их прекурсоров.
6. Организация и проведение обязательного тестирования учащихся и студентов государственных учебных заведений страны (средняя школа, колледж, ВУЗ) в связи с необходимостью выявления лиц, употребляющих наркотические средства.
7. В целях сокращения спроса и предложения на наркотики принятие мер по ужесточению административной ответственности за незаконное потребление наркотиков, уголовной ответственности за преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков и их прекурсоров, в том числе за сбыт в учреждениях или местах, используемых для проведения учебных, спортивных, культурных, развлекательных и иных публичных мероприятий.
8. Обеспечение тесного доверительного контакта с гражданами прежде всего участковых уполномоченных полиции по выявлению наркопритонов, мест реализации и употребления наркотических средств.
9. Широкое проведение таких мероприятий, как снятие информации с технических и прочих каналов связи, контролируемая поставка, оперативное внедрение, оперативный эксперимент и создание легендированных предприятий.
10. Участие в создании и работе государственной системы мониторинга наркоситуации в Российской Федерации, а также создание механизма взаимодействия органов внутренних дел с гражданами и институтами гражданского общества по вопросам противодействия немедицинскому потреблению и незаконному распространению наркотиков.
11. Постоянное и системное совершенствование законодательной базы. [79]
Угроза криминального рынка алкогольной продукции [71].
Согласно информации Росстата, оборот нелегальных спиртных напитков в России составляет около 60% от всех розничных продаж, что приводит к потерям для бюджета в 40 млрд. рублей ежегодно. Неучтенную продукцию в основном производят на тех же заводах, что и легальную. Такие заводы, как правило, могут находится под контролем организованных преступных группировок, чья сфера деятельности имеет межрегиональный, а порой и международный характер.
Анализ реализации антиалкогольных мер, а также вносимых предложений показывает, что в основном данные меры направлены на снижение количества потребления спиртосодержащей продукции населением страны путем, например, повышения стоимости товара, ограничения в режиме и способе реализации данной продукции. По мнению государственных служащих низкая стоимость «национального» напитка является одной из главных причин «алкоголизации» страны. Но настоящей причиной является лоббирование интересов подконтрольных алкогольных компаний.
Подобные меры приводят к определенным позитивным результатам, однако не решают проблемы. Повышение акцизов на спиртосодержащую продукцию в условиях отсутствия монополии государства на ее производство и реализацию не сопровождалось увеличением объемов налоговых сборов в бюджет. Данная мера подталкивает легальных производителей увеличивать теневую часть производства и получать сверхдоходы, стимулирует производство алкоголя кустарным способом. Выручаемые средства включаются в коррупционный и другой криминальный оборот.
Учитывая опыт североевропейских стран, нужно не устанавливать запрет на употребление алкоголя, а вместе с обществом разрабатывать разумную и легитимную концепцию противодействия ему. При этом надо бороться не с алкоголизмом, а с социальными проблемами, его порождающими.
Распоряжением Правительства РФ от 30.12.2009 № 2128-р утверждена Концепция государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкоголем и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации на период до 2020 года [71]. Целью Концепции явилась необходимость осуществления следующего перечня мероприятий:
- сокращение уровня потребления алкогольной продукции (до 8 литров на душу населения);
- создание эффективной системы профилактики алкоголизма;
- формирование здорового образа жизни;
- легализация и повышение эффективности регулирования алкогольного рынка;
- противодействие нелегальному производству и обороту алкогольной продукции.
Для эффективной реализации данной концепции необходим пересмотр мер законодательного регулирования алкогольного рынка. Причем порядок регулирования должен предполагать конкретность, прозрачность, однозначность трактовки регламентирующих позиций, обеспечивающих возможность контроля над соблюдением норм законодательства со стороны ОВД.
Дополнительно к обеспечению противодействия нелегальному производству и обороту алкогольной продукции с учетом мирового опыта необходима реализация таких мер, как:
- сокращение количества торговых мест, в которых реализуется алкоголь населению;
- отнесение к компетенции ОВД выдачи разрешения и регистрации для торговли этиловым спиртом и спиртосодержащей продукцией;
- запрещение продажи спиртных напитков не только несовершеннолетним, но и лицам, находящимся в состоянии алкогольного опьянения;
- запрещение рекламы алкогольной продукции;
- обеспечение со стороны ОВД мониторинга и жесткого контроля над теми производителями, которые работают легально, однако пытаются укрывать значительную долю производимой и реализуемой продукции, а также искоренение производств, где заведомо ради наживы изготавливают суррогаты с использованием различных опасных для здоровья людей веществ.
Угроза криминального рынка лекарственных средств
Активное функционирование криминального рынка фальсифицированных лекарственных средств представляет реальную угрозу экономической и социальной безопасности и ведет к следующим последствиям:
- наносится вред здоровью и жизни граждан;
- снижается трудовой потенциал нации;
- неэффективно расходуются средства бюджетов всех уровней в случаях закупок фальсификатов, увеличиваются расходы на лечение пациентов;
- легальные фармацевтические производители несут убытки в результате снижения прибыли, теряют стимулы для разработки новых лекарств и доверие потребителей, одновременно увеличиваются затраты и отвлекаются средства на программы по борьбе с контрафактной продукцией;
- бюджет теряет доходы в виде налоговых отчислений и пошлин.
По официальным данным, на долю поддельных лекарств на рынке фармацевтической продукции в 2013 г. приходилось около 3%. По данным Росздравнадзора, количество фальшивых лекарств на рынке на сегодняшний день составляет около 1%. Если посчитать еще и бракованные лекарства, общее количество некачественного товара на фармрынке составит около10%.
Одной из проблем при попытках наказать изготовителей контрафактных лекарств продолжает оставаться несовершенство законодательной базы [51].
Противодействие ОВД рынку фальшивых лекарств затруднено отсутствием стремления Минздрава сотрудничать с МВД РФ, а работа собственной малочисленной фармацевтической инспекции без одновременного взаимодействия с ОВД не приносит значимых результатов.
Необходимым является и резкое ужесточение ответственности производителей и распространителей некачественных лекарственных препаратов, введение в законодательную базу понятия «фальсифицированное лекарственное средство», приравнивание подделки лекарств к покушению на убийство. Подделка лекарственных средств ничем не отличается от сознательного покушения на жизнь человека, так как люди, занимающиеся этим, понимают, что их продукт ничем не поможет больным людям, что наоборот вызовет ухудшение их здоровья, при этом возможен летальный исход.
Специфические особенности оборота лекарственных средств как социально значимой сферы объективно ограничивают действие законов рынка. В связи с этим государственный механизм должен быть определяющим в регулировании данной сферы. Главной негативной тенденцией развития сферы оборота лекарственных препаратов в России является устойчивый рост фальсифицированных лекарств, что угрожает экономической безопасности. В связи с этим противодействие обороту фальсифицированных лекарственных средств продолжает быть одним из самых приоритетных направлений государственной социально-экономической политики [51]. Существующая в России государственная система контроля качества и безопасности лекарственных средств не способна нейтрализовать оборот фальсифицированных лекарственных средств.
Угроза криминального рынка незаконной миграции.
Незаконная миграция в современном мире в век глобализации принимает все более разнообразные формы. Они включают в себя как незаконную трудовую миграцию, так и такие социально опасные явления, как торговля людьми и контрабанда. Вследствие роста и разветвленности международной организованной преступности незаконная миграция и торговля людьми все более беспокоят как развитые, так и развивающиеся страны. Проблемы современной миграции в настоящее время носят острый, кризисный характер. Ярче всего это проявляется на неспокойном Ближнем Востоке, Балканах, во Франции, Италии и в России. Открытость границ с бывшими советскими республиками, отсутствие цивилизованного, визового режима являются благоприятной средой для проникновения внутрь России не только трудовых мигрантов с благими намерениями, но и контрабандных товаров, наркотиков, оружия, представителей террористических и экстремистских течений. Сегодня за границами стран происхождения проживает более 130 млн. человек. Отсутствие организованных процессов регулирования миграционных потоков ведет к тяжелым последствиям социального, политического, санитарно-эпидемиологического, психологического характера. В целях обеспечения экономической и национальной безопасности необходима реализация продуманных, взвешенных государственных программ по противодействию незаконной миграции [90].
Основными нормативно-правовыми актами, регулирующими вопросы миграции, помимо Конституции Российской Федерации, в настоящее время являются законы Российской Федерации с последующими изменениями и дополнениями «О Государственной границе Российской Федерации» от 1 апреля 1993 г.2 N 4730-I, «О беженцах» от 19 февраля 1993 г. N 4528-I3, «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ4, «Опорядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ.5
В УК РФ [91]содержится статья 322-1 (Организация незаконной миграции). В конце 2010 г., по официальным данным ФМС России, в стране работало около 5 млн. иностранных граждан, из них 1 млн. – законно, а 4 млн. – в «тени». В 2011 г. число мигрантов в России составляло от 5,4 до 9 млн. человек в зависимости от сезона. При этом квота на 2011 г. определена в количестве 1,7 млн. человек. В 2012 г. количество работающих мигрантов равно около 11-14 млн. человек. При этом число незаконных мигрантов составляет около 3 – 5 млн. человек [87]. Кроме того, многие эксперты количество мигрантов предлагают увеличить примерно в два раза. Следствием данной угрозы помимо роста общего уровня преступлений, совершаемых мигрантами, является постоянный рост объемов вывода денежных средств без уплаты налогов в зарубежные страны.
Наибольшие объемы денежных переводов осуществляют физические лица в Узбекистан, и эти объемы в течение 2010-2014 г. продолжали расти. Значительные денежные средства переводят также на Украину и в Таджикистан. Наименьший объем денежных переводов осуществляется в Туркмению, Казахстан и Белоруссию [42].
Кроме того, неконтролируемые потоки нелегальных мигрантов создают серьезную конкуренцию на рынке труда России, препятствуют повышению уровня занятости местного населения. А нелегальный статус мигрантов – не россиян обуславливает их занятость чаще всего в сфере криминального рынка. Социальная незащищенность способствует криминальной эксплуатации данной категории людей.