Бюрократический механизм принятия решений: объективные и субъективные факторы.
Объективные: временные лаги, внешний лаг, лаг воздействия.
Внутренний лаг - промежуток времени между моментом принятия решения и его результатами. Делится на:
лаг признания – промежуток времени для осознания самой проблемы;
лаг решения – время между осознанием проблемы и принятием конкретного решения.
Внешние лаг – промежуток времени между принятием решения и конкретными результатами. Делится на лаг воздействия – период, в течение которого изменяется инстит. среда и эффект, возникающий из-за отрицательных экстерналий отдельных статей бюджета.
Субъективные факторы:
«Парадокс Кондорсе» - это противоречие, возникающее вследствие того, что голосование на основе принципа большинства не обеспечивает выявления действительных предпочтений общества относительно экономических благ. В результате данного парадокса принятие решений при определенных условиях зависит от процедуры голосования вопросов.
Лоббизм - система контр и агентств крупных монополий при законодательных органах, оказывающих в интересах этих монополий воздействие на законодателей и государственных чиновников в пользу того или иного решения при принятии законов, размещении правительственных законов и т.п.
Логроллинг — практику взаимной поддержки путем "торговли голосами". Каждый депутат выбирает важнейшие для его избирателей вопросы и стремится получить необходимую поддержку со стороны других депутатов. Поддержку по своим вопросам депутат "покупает", отдавая взамен свой голос в защиту проектов своих коллег.
Государство по Норту. Теория «эксплуататорского государства».
Государство –особый вариант властных отношений, возникающих в результате передачи гражданам в части прав по контролю за своей деятельностью в таких сферах как:
1. спецификация и
2. защита прав собственности
3.разработка стандартных мер и весов
4.правоохранительная деятельность
5.производство общественных благ
Теория государства Д. Норта – теория эксплуататорского государства.
Сущностные характеристики «эксплуататорского» государства:
- главная цель эксплуататорского государства - достижение посредством спецификации и защиты прав собственности такой «структуры собственности, которая максимизирует ренту правителя», даже если это достигается в ущерб благосостоянию общества в целом. (Например, короли передавали средневековым корпорациям множество исключительных прав, тормозивших развитие ремесел и технический прогресс, получая взамен поддержку и источник устойчивых поступлений).
- государство использует монополию на насилие для максимизации собственного дохода (налоговых поступлений), а точнее, - дохода группы, контролирующей государственный аппарат;
- оппортунистическое поведение граждан;
- оппортунистическое поведение государства в лице чиновников: поведение чиновников не ограничивается рамками социального контракта (Конституцией) - чиновники осуществляют постоянную экспансию в новые сферы взаимодействия экономических агентов с целью получения личной выгоды (увеличения личных доходов и объема ресурсов, проходящих через государственный бюджет).
Наиболее очевидные признаки государства «эксплуататорского»:
- огромная доля расходов на содержание силовых структур в государственном бюджете;
- соотношение различных видов налоговых поступлений: а) при преобладании специальных налогов и рентных платежей налоговая политика носит конфискационный характер; б) при преобладании "рыночных" налогов - налог на прибыль, НДС, акцизы, подоходный и имущественный налоги – налоговая политика подчинена стимулированию общественного производства, увеличению производства общественного продукта.
- соотношение между фактическими налоговыми поступлениями и начисленными налогами (рассчитываются исходя из реальных размеров базы налогообложения): чем выше собираемость налогов, тем ближе государство к модели контрактного др.
3. Бюрократическая рента –доход незаконно полученный, государственным чиновником, который использует свое должностное положение для получения данного дохода (например, взятки, подарки).