ТРУДОЁМКОСТЬ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ В ЧАСАХ (для очной формы обучении)
№ п/п | Наименование раздела, темы учебной дисциплины | Тематика практических занятий (семинаров) | Трудоемкость (час.) | |
Нормативный срок | Сокращенный срок | |||
1. | Предмет дисциплины «Макроэкономическое планирование и прогнозирование». | 1Планирование как форма общественной практики | ||
2. | Опыт макроэкономического планирования в ведущих промышленно развитых и развивающихся странах мира. | 1.Опыт макроэкономического планирования в Европейском Союзе. | ||
3. | Прогнозирование и планирование социального развития общества. | 1.Прогнозирование и планирование благосостояния общества. 2.Прогнозирование и планирование трудовых ресурсов и занятости. | ||
4. | Прогнозирование и планирование природопользования. | 1.Организация экологического мониторинга в РФ. | ||
Прогнозирование и планирование научно – технического прогресса. | 1.Научно-технический прогресс как объект стратегического планирования. 2.Планирование развития науки и техники. | |||
Прогнозирование и планирование экономического потенциала общества, структуры и темпов роста экономики. | 1.Прогнозирование и планирование развития экономического потенциала общества. 2.Прогнозирование и планирование структурной динамики экономики. 3.Прогнозирование и планирование экономического роста. | |||
Прогнозирование и планирование развития производственной инфраструктуры народного хозяйства. | 1.Производственная инфраструктура народного хозяйства. 2.Прогнозирование и планирование транспорта и связи. 3.Прогнозирование и планирование материально-технического обеспечения народного хозяйства. | |||
Прогнозирование и планирование формирования и использования финансовых и кредитных ресурсов народного хозяйства. | 1.Прогнозирование и планирование государственного бюджета. 2.Разработка прогноза формирования и использования ссудного фонда. 3.Разработка прогноза денежной массы. | |||
Прогнозирование и планирование формирования межрегиональных и внешнеэкономических связей в РФ. | 1.Прогнозирование и размещение производительных сил и межрегиональных связей. 2.Прогнозирование и планирование внешнеэкономических связей. |
ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ (СРС)
Проработка пройденного лекционного материала является наиболее важным видом самостоятельной работы. Чем глубже и полнее проработан материал, тем легче при выполнении других видов самостоятельной работы. Систематическая, регулярная работа над пройденным лекционным материалом, начиная с первого занятий, является необходимым условием для понимания материалов последующих лекций и усвоения материалов практических занятий.
Задания СРС выполняются вне аудитории без участия преподавателя. Основная задача СРС подготовка к практическим занятиям и лекциям. На практическое занятие выносятся основные вопросы темы, проводится решение задач. Тематический план практического занятия, перечень основной и дополнительной литературы, методические советы к темам практических занятий отвечают на вопросы, что и как надо делать. Внимательно изучив планы практических занятий, самостоятельно подготовьте ответы на вопросы тематического плана практического занятия. В ходе подготовки каждого вопроса кратко, схематично фиксируйте основные положения и тезисы ответа, формулировки, запишите формулы и символы в тетрадь для СРС, решите задачи. После завершения подготовки проверьте свои знания при помощи вопросов самопроверки. Вопросы, вызвавшие затруднения при самостоятельной работе, запишите и задайте их преподавателю.
Задания СРС должны выполняться до лекции. На лекциях же знания, полученные самостоятельно, должны углубляться и расширяться.
Однако объем вопросов, выносимых на практическое занятие, не охватывает полное содержание темы. Поэтому необходима дальнейшая работа студента по углублению и расширению своих знаний, что осуществляется в процессе СРС. Поэтому на СРС выносятся дополнительные вопросы, задачи, рефераты, тесты, при помощи которых полностью раскрывается содержание темы.
ПЛАНЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
Раздел 1. Предмет дисциплины «Макроэкономическое планирование и прогнозирование»
Практическое занятие 1: Планирование как форма общественной практики
Вопросы для проверки освоения компетенций:
1.В чем заключается сущность прогнозирования?
2.Выберите правильный ответ. Какой характер носят прогнозы: а) вероятностный; б) многовариантный; в) альтернативный; г) однозначный; д) все ответы верны.
3. Чем отличается план от прогноза?
4. Каковы основные формы планирования и их сущность?
5.Выберите правильный ответ. Директивное планирование применяется в: а) условиях командно-административной экономики; б) экстремальных условиях; в) рыночных условиях; г) развитых зарубежных странах в отдельных секторах экономики; д) все ответы верны.
6. Выберите правильный ответ. Индикативное планирование применяется в сочетании с: а) директивным планированием; б) стратегическим планированием; в) директивным и индикативным планированием; г) независимо от других форм планирования; д) все ответы верны.
7. Выберите правильный ответ. На какой период разрабатываются долгосрочные планы: а) на 2–3 года; б) до 1 года; в) на период от 5 до 25 лет; г) все ответы верны.
8. Выберите правильный ответ. На какой период обычно разрабатываются краткосрочные планы: а) до 3 лет; б) до 1 года; в) свыше 5 лет; г) все ответы верны.
9. Выберите правильный ответ. Стратегическое планирование применяется в сочетании с: а) директивным планированием; б) индикативным планированием; в) как самостоятельная форма планирования; г) все ответы верны.
10. Охарактеризуйте тактическое планирование.
11. Какие формы планирования целесообразно применять в условиях становления рыночных отношений?
12. Страна ведет военные действия. Какую форму планирования должно избрать её правительство?
13. Выберите правильный ответ. На положениях каких экономических теорий базируется методология прогнозирования и планирования: а) кейнсианской; б) монетарной; в) марксистской; г) все ответы верны.
14.Приведите основополагающее уравнение Кейнса, поясните его сущность и значение.
15.Отразится ли на объеме ВНП сокращение государственных расходов и инвестиций? Если да, то каким образом?
16.Объясните, как влияет каждый из перечисленных факторов на темпы роста ВВП: а) снижение издержек производства; б) рост спроса на товары народного потребления; в) рост инвестиций; г) снижение уровня налогообложения; д) рост заработной платы и других доходов населения.
17.Охарактеризуйте уравнение обмена Фридмена, поясните его сущность и значение.
18.Прокомментируйте возможные ситуации, когда нарушается уравнение обмена MV=PQ: а) слева; б) справа.
19.Назовите важнейшие положения марксистской теории.
20.Простое или расширенное воспроизводство будет обеспечиваться при увеличении прибавочного продукта?
Раздел 2. Опыт макроэкономического планирования в ведущих промышленно развитых и развивающихся странах
Практическое занятие 1: Опыт макроэкономического планирования в Европейском Союзе
Подготовка рефератов на темы:
- Опыт макроэкономического планирования в Германии
- Опыт макроэкономического планирования в Италии
- Опыт макроэкономического планирования в Великобритании
- Опыт макроэкономического планирования в Швеции
- Опыт макроэкономического планирования во Франции
- Опыт макроэкономического планирования в Испании
- Опыт макроэкономического планирования в Бельгии
- Опыт макроэкономического планирования в Ирландии
- Опыт макроэкономического планирования в Нидерландах
- Опыт макроэкономического планирования в Австрии
и других странах
Раздел 3. Прогнозирование и планирование социального развития общества
Практическое занятие 1: Прогнозирование и планирование благосостояния общества
Вопросы для проверки освоения компетенций:
1. Оцените по результатам принимаемых планов проводимую сегодня Правительством РФ социальную политику. Как сказались на Вас, Ваших близких и знакомых достигнутый уровень социальной политики и существующий уровень социальной защиты со стороны государства и бизнеса?
2. Последствия каких демографических сдвигов и процессов проявляются сегодня в российской экономике? Поможет ли их преодолению современная демографическая политика государства, в частности программа «материнский капитал»? Свой ответ обоснуйте.
3. Что такое уровень жизни населения?
4. Какие показатели характеризуют уровень жизни населения?
5. Какой показатель уровня жизни населения используется в международных сравнениях?
6. Что является основой для расчета индекса развития человеческого потенциала (ИРЧП)?
7. Что представляет собой минимальный потребительский бюджет и на основе чего он формируется?
8. Какова роль минимального потребительского бюджета в экономике страны?
9. Как определяется бюджет прожиточного минимума и какова его роль?
10. Какой экономический смысл минимальной заработной платы?
11. Как прогнозируется оплата труда?
12. На основе чего прогнозируются социальные трансферты?
13. Выберите правильный ответ. Обязательные платежи населения прогнозируются: а) эмпирически; б) методом экспертных оценок; в) нормативным методом; г) с применением факторных моделей; д) все ответы верны.
14. Выберите правильный ответ. Изменение размеров вкладов населения в банках, приобретение ценных бумаг, валюты прогнозируется: а) эмпирически; б) методом экспертных оценок; в) нормативным методом; г) с применением факторных моделей; д) все ответы верны.
Практическое занятие 2: Прогнозирование и планирование трудовых ресурсов и занятости
Вопросы для проверки освоения компетенций
1.Что такое трудовые ресурсы?
2.Кто входит в состав трудовых ресурсов?
3.Что является основой формирования трудовых ресурсов?
4.Как влияет миграция населения (внешняя и внутренняя) на количество и распределение трудовых ресурсов?
5.Выберите правильный ответ. К экономически активному населению относятся: а) все занятое население; б) безработные; в) женщины, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком до 3 лет; г) студенты и учащиеся (обучающиеся с отрывом от производства); д) лица, занятые ведением домашнего хозяйства; уходом за детьми старше 3 лет; больными родственниками; е) лица, не занятые экономической деятельностью; ж) военнослужащие; з) все ответы верны.
6.Выберите правильный ответ. К экономически неактивному населению относятся: а) все занятое население; б) безработные; в) женщины, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком до 3 лет; г) студенты и учащиеся (обучающиеся с отрывом от производства); д) лица, занятые ведением домашнего хозяйства; уходом за детьми старше 3 лет; больными родственниками; е) лица, не занятые экономической деятельностью; ж) военнослужащие; з) все ответы верны.
7.Что такое безработица?
8.По каким направлениям осуществляется анализ и прогноз трудовых ресурсов?
9.Как рассчитать перспективную численность населения?
10.Какова методика расчета коэффициента рождаемости и смертности?
11.В чем сущность метода передвижки возрастов?
12.Как прогнозируется численность трудоспособного населения в трудоспособном возрасте?
13.Выберите правильный ответ. Как определяется численность занятых в отраслях материального производства в прогнозном периоде: а) по количеству рабочих мест; б) на основе данных прошлых лет; в) исходя из прогнозируемого объема производства и прогнозируемого уровня производительности труда; г) по нормам обслуживания; д) все ответы верны.
14.Выберите правильный ответ. Какие методы применяются для расчета численности занятых в отраслях материального производства на начальных этапах краткосрочного прогнозирования: а) нормативный метод; б) многофакторные модели; в) методы экстраполяции в сочетании с экспертными оценками; г) методы оптимизации; д) все ответы верны.
15.Каким образом прогнозируется численность занятых в непроизводственной сфере?
16.Объясните, почему повышение минимальной заработной платы может привести к увеличению занятости женщин в возрасте 25–55 лет и снизит занятость среди подростков?
17.Какова методика определения количества безработных в прогнозном периоде?
18.Как рассчитывается уровень безработицы?
19.Какие отрасли включает сфера обслуживания населения?
20.Какие показатели прогнозируются по образованию?
21.Какие показатели определяются в процессе прогнозных расчетов по здравоохранению?
22.Выберите правильный ответ. Какой метод широко используется при прогнозировании показателей развития здравоохранения: а) балансовый; б) нормативный; в) программно-целевой; г) экономико-математические методы; д) все ответы верны.
23.Что прогнозируется по жилищно-коммунальному хозяйству?
24.Выберите правильный ответ. Какие методы используются при прогнозировании спроса на бытовые услуги: а) методы экстраполяции в сочетании с экспертными оценками; б) нормативный метод; в) факторные модели; г) балансовый метод; д) программно-целевой метод; е) все ответы верны.
25.Какие показатели характеризуют развитие учреждений культуры и каким образом они определяются в прогнозном периоде?
Раздел 4 Прогнозирование и планирование природопользования