ТРУДОЁМКОСТЬ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ В ЧАСАХ (для очной формы обучении)

№ п/п Наименование раздела, темы учебной дисциплины Тематика практических занятий (семинаров) Трудо­емкость (час.)
Нормативный срок Сокращенный срок
1. Предмет дисциплины «Макроэкономическое планирование и прогнозирование». 1Планирование как форма общественной практики
2. Опыт макроэкономического планирования в ведущих промышленно развитых и развивающихся странах мира.   1.Опыт макроэкономического планирования в Европейском Союзе.
3. Прогнозирование и планирование социального развития общества. 1.Прогнозирование и планирование благосостояния общества. 2.Прогнозирование и планирование трудовых ресурсов и занятости.
4. Прогнозирование и планирование природопользования. 1.Организация экологического мониторинга в РФ.
Прогнозирование и планирование научно – технического прогресса. 1.Научно-технический прогресс как объект стратегического планирования. 2.Планирование развития науки и техники.
Прогнозирование и планирование экономического потенциала общества, структуры и темпов роста экономики. 1.Прогнозирование и планирование развития экономического потенциала общества. 2.Прогнозирование и планирование структурной динамики экономики. 3.Прогнозирование и планирование экономического роста.
Прогнозирование и планирование развития производственной инфраструктуры народного хозяйства. 1.Производственная инфраструктура народного хозяйства. 2.Прогнозирование и планирование транспорта и связи. 3.Прогнозирование и планирование материально-технического обеспечения народного хозяйства.
Прогнозирование и планирование формирования и использования финансовых и кредитных ресурсов народного хозяйства. 1.Прогнозирование и планирование государственного бюджета. 2.Разработка прогноза формирования и использования ссудного фонда. 3.Разработка прогноза денежной массы.
Прогнозирование и планирование формирования межрегиональных и внешнеэкономических связей в РФ. 1.Прогнозирование и размещение производительных сил и межрегиональных связей. 2.Прогнозирование и планирование внешнеэкономических связей.

ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ (СРС)

Проработка пройденного лекционного материала является наиболее важным видом самостоятельной работы. Чем глубже и полнее проработан материал, тем легче при выполнении других видов самостоятельной работы. Систематическая, регулярная работа над пройденным лекционным материалом, начиная с первого занятий, является необходимым условием для понимания материалов последующих лекций и усвоения материалов практических занятий.

Задания СРС выполняются вне аудитории без участия преподавателя. Основная задача СРС подготовка к практическим занятиям и лекциям. На практическое занятие выносятся основные вопросы темы, проводится решение задач. Тематический план практического занятия, перечень основной и дополнительной литературы, методические советы к темам практических занятий отвечают на вопросы, что и как надо делать. Внимательно изучив планы практических занятий, самостоятельно подготовьте ответы на вопросы тематического плана практического занятия. В ходе подготовки каждого вопроса кратко, схематично фиксируйте основные положения и тезисы ответа, формулировки, запишите формулы и символы в тетрадь для СРС, решите задачи. После завершения подготовки проверьте свои знания при помощи вопросов самопроверки. Вопросы, вызвавшие затруднения при самостоятельной работе, запишите и задайте их преподавателю.

Задания СРС должны выполняться до лекции. На лекциях же знания, полученные самостоятельно, должны углубляться и расширяться.

Однако объем вопросов, выносимых на практическое занятие, не охватывает полное содержание темы. Поэтому необходима дальнейшая работа студента по углублению и расширению своих знаний, что осуществляется в процессе СРС. Поэтому на СРС выносятся дополнительные вопросы, задачи, рефераты, тесты, при помощи которых полностью раскрывается содержание темы.

ПЛАНЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

Раздел 1. Предмет дисциплины «Макроэкономическое планирование и прогнозирование»

Практическое занятие 1: Планирование как форма общественной практики

Вопросы для проверки освоения компетенций:

1.В чем заключается сущность прогнозирования?

2.Выберите правильный ответ. Какой характер носят прогнозы: а) вероятностный; б) многовариантный; в) альтернативный; г) однозначный; д) все ответы верны.

3. Чем отличается план от прогноза?

4. Каковы основные формы планирования и их сущность?

5.Выберите правильный ответ. Директивное планирование применяется в: а) условиях командно-административной экономики; б) экстремальных условиях; в) рыночных условиях; г) развитых зарубежных странах в отдельных секторах экономики; д) все ответы верны.

6. Выберите правильный ответ. Индикативное планирование применяется в сочетании с: а) директивным планированием; б) стратегическим планированием; в) директивным и индикативным планированием; г) независимо от других форм планирования; д) все ответы верны.

7. Выберите правильный ответ. На какой период разрабатываются долгосрочные планы: а) на 2–3 года; б) до 1 года; в) на период от 5 до 25 лет; г) все ответы верны.

8. Выберите правильный ответ. На какой период обычно разрабатываются краткосрочные планы: а) до 3 лет; б) до 1 года; в) свыше 5 лет; г) все ответы верны.

9. Выберите правильный ответ. Стратегическое планирование применяется в сочетании с: а) директивным планированием; б) индикативным планированием; в) как самостоятельная форма планирования; г) все ответы верны.

10. Охарактеризуйте тактическое планирование.

11. Какие формы планирования целесообразно применять в условиях становления рыночных отношений?

12. Страна ведет военные действия. Какую форму планирования должно избрать её правительство?

13. Выберите правильный ответ. На положениях каких экономических теорий базируется методология прогнозирования и планирования: а) кейнсианской; б) монетарной; в) марксистской; г) все ответы верны.

14.Приведите основополагающее уравнение Кейнса, поясните его сущность и значение.

15.Отразится ли на объеме ВНП сокращение государственных расходов и инвестиций? Если да, то каким образом?

16.Объясните, как влияет каждый из перечисленных факторов на темпы роста ВВП: а) снижение издержек производства; б) рост спроса на товары народного потребления; в) рост инвестиций; г) снижение уровня налогообложения; д) рост заработной платы и других доходов населения.

17.Охарактеризуйте уравнение обмена Фридмена, поясните его сущность и значение.

18.Прокомментируйте возможные ситуации, когда нарушается уравнение обмена MV=PQ: а) слева; б) справа.

19.Назовите важнейшие положения марксистской теории.

20.Простое или расширенное воспроизводство будет обеспечиваться при увеличении прибавочного продукта?

Раздел 2. Опыт макроэкономического планирования в ведущих промышленно развитых и развивающихся странах

Практическое занятие 1: Опыт макроэкономического планирования в Европейском Союзе

Подготовка рефератов на темы:

  1. Опыт макроэкономического планирования в Германии
  2. Опыт макроэкономического планирования в Италии
  3. Опыт макроэкономического планирования в Великобритании
  4. Опыт макроэкономического планирования в Швеции
  5. Опыт макроэкономического планирования во Франции
  6. Опыт макроэкономического планирования в Испании
  7. Опыт макроэкономического планирования в Бельгии
  8. Опыт макроэкономического планирования в Ирландии
  9. Опыт макроэкономического планирования в Нидерландах
  10. Опыт макроэкономического планирования в Австрии

и других странах

Раздел 3. Прогнозирование и планирование социального развития общества

Практическое занятие 1: Прогнозирование и планирование благосостояния общества

Вопросы для проверки освоения компетенций:

1. Оцените по результатам принимаемых планов проводимую сегодня Правительством РФ социальную политику. Как сказались на Вас, Ваших близких и знакомых достигнутый уровень социальной политики и существующий уровень социальной защиты со стороны государства и бизнеса?

2. Последствия каких демографических сдвигов и процессов проявляются сегодня в российской экономике? Поможет ли их преодолению современная демографическая политика государства, в частности программа «материнский капитал»? Свой ответ обоснуйте.

3. Что такое уровень жизни населения?

4. Какие показатели характеризуют уровень жизни населения?

5. Какой показатель уровня жизни населения используется в международных сравнениях?

6. Что является основой для расчета индекса развития человеческого потенциала (ИРЧП)?

7. Что представляет собой минимальный потребительский бюджет и на основе чего он формируется?

8. Какова роль минимального потребительского бюджета в экономике страны?

9. Как определяется бюджет прожиточного минимума и какова его роль?

10. Какой экономический смысл минимальной заработной платы?

11. Как прогнозируется оплата труда?

12. На основе чего прогнозируются социальные трансферты?

13. Выберите правильный ответ. Обязательные платежи населения прогнозируются: а) эмпирически; б) методом экспертных оценок; в) нормативным методом; г) с применением факторных моделей; д) все ответы верны.

14. Выберите правильный ответ. Изменение размеров вкладов населения в банках, приобретение ценных бумаг, валюты прогнозируется: а) эмпирически; б) методом экспертных оценок; в) нормативным методом; г) с применением факторных моделей; д) все ответы верны.

Практическое занятие 2: Прогнозирование и планирование трудовых ресурсов и занятости

Вопросы для проверки освоения компетенций

1.Что такое трудовые ресурсы?

2.Кто входит в состав трудовых ресурсов?

3.Что является основой формирования трудовых ресурсов?

4.Как влияет миграция населения (внешняя и внутренняя) на количество и распределение трудовых ресурсов?

5.Выберите правильный ответ. К экономически активному населению относятся: а) все занятое население; б) безработные; в) женщины, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком до 3 лет; г) студенты и учащиеся (обучающиеся с отрывом от производства); д) лица, занятые ведением домашнего хозяйства; уходом за детьми старше 3 лет; больными родственниками; е) лица, не занятые экономической деятельностью; ж) военнослужащие; з) все ответы верны.

6.Выберите правильный ответ. К экономически неактивному населению относятся: а) все занятое население; б) безработные; в) женщины, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком до 3 лет; г) студенты и учащиеся (обучающиеся с отрывом от производства); д) лица, занятые ведением домашнего хозяйства; уходом за детьми старше 3 лет; больными родственниками; е) лица, не занятые экономической деятельностью; ж) военнослужащие; з) все ответы верны.

7.Что такое безработица?

8.По каким направлениям осуществляется анализ и прогноз трудовых ресурсов?

9.Как рассчитать перспективную численность населения?

10.Какова методика расчета коэффициента рождаемости и смертности?

11.В чем сущность метода передвижки возрастов?

12.Как прогнозируется численность трудоспособного населения в трудоспособном возрасте?

13.Выберите правильный ответ. Как определяется численность занятых в отраслях материального производства в прогнозном периоде: а) по количеству рабочих мест; б) на основе данных прошлых лет; в) исходя из прогнозируемого объема производства и прогнозируемого уровня производительности труда; г) по нормам обслуживания; д) все ответы верны.

14.Выберите правильный ответ. Какие методы применяются для расчета численности занятых в отраслях материального производства на начальных этапах краткосрочного прогнозирования: а) нормативный метод; б) многофакторные модели; в) методы экстраполяции в сочетании с экспертными оценками; г) методы оптимизации; д) все ответы верны.

15.Каким образом прогнозируется численность занятых в непроизводственной сфере?

16.Объясните, почему повышение минимальной заработной платы может привести к увеличению занятости женщин в возрасте 25–55 лет и снизит занятость среди подростков?

17.Какова методика определения количества безработных в прогнозном периоде?

18.Как рассчитывается уровень безработицы?

19.Какие отрасли включает сфера обслуживания населения?

20.Какие показатели прогнозируются по образованию?

21.Какие показатели определяются в процессе прогнозных расчетов по здравоохранению?

22.Выберите правильный ответ. Какой метод широко используется при прогнозировании показателей развития здравоохранения: а) балансовый; б) нормативный; в) программно-целевой; г) экономико-математические методы; д) все ответы верны.

23.Что прогнозируется по жилищно-коммунальному хозяйству?

24.Выберите правильный ответ. Какие методы используются при прогнозировании спроса на бытовые услуги: а) методы экстраполяции в сочетании с экспертными оценками; б) нормативный метод; в) факторные модели; г) балансовый метод; д) программно-целевой метод; е) все ответы верны.

25.Какие показатели характеризуют развитие учреждений культуры и каким образом они определяются в прогнозном периоде?

Раздел 4 Прогнозирование и планирование природопользования

Наши рекомендации