Тематика практических занятий для студентов очной формы обучения

Автономная некоммерческая организация высшего

Профессионального образования академия

«МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ В МОСКВЕ»

Калининградский филиал

   

В.В. Кривошеев

СОЦИОЛОГИЯ

Учебно-методическое пособие

Калининград 2014

УДК 316

ББК 60.5

К 73

Социология: Учебно-методическое пособие. – Калининград: Калининградский филиал Международного университета в Москве, 2014. – 46 с.

Составитель: Кривошеев В.В., д.социол.н., профессор

Учебно-методическое пособие рассмотрено и утверждено на заседании кафедры гуманитарных и естественнонаучных дисциплин. Протокол № 4 от «20» декабря 2013 г.

Печатается по решению Ученого совета Калининградского филиала АНОВПОА «Международный университет в Москве». Протокол № 4 от «25» декабря 2013 г.

В пособии изложен тематический план курса "Социология". Кроме этого содержатся словарь терминов, контрольные тесты, методические указания. Все это поможет студентам очной и заочной форм обучения в закреплении теоретического и практического материала курса. В содержание пособия также включены: планы семинарских занятий; примерный список тем, рекомендуемых для самостоятельного изучения; вопросы к экзамену (зачету); тематика рефератов и методические рекомендации по их выполнению; литература к курсу, в том числе доступная через Интернет; критерии рейтинговой оценки работы студентов.

© Кривошеев В.В., 2014

© Калининградский филиал АНОВПОА

«Международный университет в Москве», 2014

СОДЕРЖАНИЕ

1. Введение 2. Тематический план 3. Содержание курса 4. Тематика практических занятий 5. Тематика самостоятельной работы 6. Вопросы для промежуточного и итогового контроля 7. Тематика рефератов 8. Критерии выставления итоговой оценки 9.Методические рекомендации для студентов к изучению дисциплины 10.Методические рекомендации для преподавателей к изучению дисциплины 11. Методические рекомендации по консультированию студентов в ходе выбора тем реферата, их написанию, по проверке и оценке подготовленных студентами работ 12. Глоссарий 13. Учебно-методическое обеспечение дисциплины      

Введение

Дисциплина "Социология" посвящена изучению общества как макросоциальной системы, всех процессов, которые в ней протекают, а также методам их исследования.

Целью изучения социологии является обеспечение понимания студентами природы социальной действительности, использовании эмпирических исследований в оценке своей деятельности, деятельности социальной организации любого уровня, развитие социологического мышления будущего политолога и на этой основе повышение социального познания, умение разбираться в многообразии средств и способов анализа эффективности его деятельности.

Задачи изучения курса заключаются в:

- формировании у студентов понимания основных проблем современного социального познания, теоретических основ и закономерностей функционирования социологической науки, принципов соотношения методологии и методов социологического знания;

- углублении знаний у студентов многообразных социальных процессов и явлений современного общества;

- воспитании социологического мышление у студентов, передачи им навыков анализа современных проблем общества применительно к конкретному участку деятельности.

По итогам освоения дисциплины студент должен:

Знать закономерности и этапы возникновения социологии, научного изучения социальных явлений и процессов; основные социологические понятия и категории, подходы к выявлению закономерностей развития общества. Студент должен уметь применять понятийно-категориальный аппарат социологии, основные закономерности социологического знания в профессиональной деятельности; ориентироваться в современной социологии, анализировать процессы и явления, происходящие в обществе, других социальных системах. Студент должен владеть навыками социологического мышления и воображения для выработки системного, целостного представления о проблемах общества; навыками первичного социологического анализа явлений и процессов на разных уровнях социальной организации.

2. Тематический план для студентов очной формы обучения

№ п/п Раздел дисциплины Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)  
Лек-ции Прак-тичес-кие КСР Самосто-ятельная работа
Предмет социологии как проблема  
История становления и развития социологии  
Социальная система и ее элементы  
Социальная структура и различные основания структурирования общества  
Социология культуры  
Социология личности  
Социальные изменения и движения  
Эмпирическая социология и ее методы  
    -
  Всего 72 часа 2 зачетных единицы  
     
             

Тематический план для студентов заочной формы обучения

№ п/п Раздел дисциплины Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)  
Лек-ции Прак-тичес-кие КСР Самосто-ятельная работа
Предмет социологии как проблема    
История становления и развития социологии -    
Социальная система и ее элементы    
Социальная структура и различные основания структурирования общества -    
Социология культуры -    
Социология личности -    
Социальные изменения и движения -    
Эмпирическая социология и ее методы -  
    -
  Всего 72 часа 2 зачетных единицы  

Содержание дисциплины

Содержание основных разделов и тем курса

№ п/п Наименование темы Содержание темы
Предмет социологии как проблема Проблема научного познания социального. Общество как многозначная категория и реальность. Сочетание неповторимости, уникальности и повторяемости социальных явлений и процессов. Особенности понятия «закон», «закономерность» по отношению к обществу, социальным явлениям. Общество, трактуемое в социальной философии как часть мира, выделившаяся из него, от него качественно отличающаяся и относящаяся к нему как к естественной среде обитания. Сущность различий социального и несоциального. Субстанциональный и функциональный аспекты рассмотрения социального. Специфика предмета социологического знания. Общество, понимаемое в социологии как сложно структурированная, самодостаточная система. Общество – как надорганическая, надындивидуальная реальность, главными элементами которой являются связи, взаимодействия, отношения индивидов. Общество как взаимообусловленный комплекс структур. Общество для социологии – целостность, предельно общая категория. Социология как наука об обществе, других социальных системах и процессах, происходящих в них. Современные различия в определении предметного поля социологии. Структура социологического знания. Макро - и микросоциология. Главное для социологии – нахождение первичной абстракции, позволяющей развертывать анализ реального общества. Фундаментальная и прикладная социология, задачи, которые они решают. Понятие социологических теорий среднего уровня. Современная социология и ее проблемы.
История становления и развития социологии История социально-философских взглядов. Нераздельность понятий «государство», «общность» и «общество» в античности. Корпоративная система единоверцев как представление об обществе в средние века. Социальные утопии эпохи Возрождения. Справедливое общественное устройство, основанное на всеобщем труде и отсутствии частной собственности. Социальная физика в Новое время. Эпоха Просвещения и взгляды на общество. Проблема общественных связей, государства и гражданского общества в классической немецкой философии. Возникновение социологии как отграниченного знания об обществе. Переход к позитивной стадии познания по Огюсту Конту и возможность теоретического знания об обществе. Закон трех стадий развития общества. Социология венчает познание окружающей действительности. Органицистское направление в социологии и его основатель Г.Спенсер. Общее и различное в обществе и организме. Социологизм Э. Дюркгейма. Социальный факт как предмет социологии. Виды фактов. «Понимающая социология» М. Вебера и завершение становления социологии как самостоятельной отрасли знания. Задача социологии - выявление степени рационализации своих поведенческих актов. Выделение социального действия как первичной ячейки общества. Виды социальных действий. Превалирующая роль культуры в развитии общества. Социология марксизма. Идея формационного развития общества. Социальная революция как условие перехода от формации к формации. Общество как сложная система, а его структура как совокупность классов. Поиск объективных оснований социальной жизни. Материальное производство - реальный базис общества. Критика некоторых теоретических построений марксизма. Социологическая мысль в России. Географическая школа и натуралистическое направление. Л.И. Мечников об основных эпохах в развитии общества. А.И. Стронини и биологическая аналогия общества. Субъективное направление российской социологии. Н.К. Михайловский о роли личности в развитии общества. Концепция подражания. Основа исследования социального - субъективный метод. Психологическая школа, попытка редуцирования всех социальных процессов к процессам психологическим и этическим. Плюралистическая концепция М.М. Ковалевского. Идея многофакторности развития общества. Социология возвышается не над биологическими законами, а органично включает все многообразие знаний об обществе. Вклад П.А. Сорокина в социологию XX века. Интегральная социология. Социальное как единство социальной системы, системы культуры и личности. Социология советского периода истории. Невозможность объективного исследования социальных процессов и явлений в этот период. Два этапа социологии советского периода. Трудности современной российской социологи, направления основных исследований. Зарубежная социология ХХ века. Т. Парсонс и структурный функционализм, структурализм о социальном действии, об основных функциях подсистем общества. Адаптация, целеполагание, интеграция, поддержание образца как основа функционирования любой подсистемы общества. Г. Гарфинкель и этнометодология как микросоциологическая концепция, выявление контекста социального действия. Символический интеракционизм об условно знаковой системе взаимодействий. Д. Белл и теория индустриального и постиндустриального общества о новых основаниях социального неравенства, технико-технологическом характере движущих сил прогресса общества. Теория конвергенции о схождении, сближении различных социокультурных систем, появлении перспектив интегрального общества. М. Кастельс об информационном обществе. П. Штомпка о социальной травме как переходном состоянии общества.
Социальная система и ее элементы Социальная система и система культуры как два взаимообусловленных феномена жизни общества, как ее содержание и форма. Социальная система как целостное образование. Элементы социальной системы, уровни социальных систем. Социальная связь – фундаментальное понятие в социологии. Социальная связь как любое проявление зависимостей индивидов, групп, как любой факт, отражающий совместную жизнедеятельность людей. Классификация социальных связей. Социальная связь как одно из оснований самоидентификации личности. Контактные и опосредованные социальные связи. Понятие социального взаимодействия. Социальное взаимодействие как устойчивая, длительная и взаимная социальная связь. Деятельностный характер взаимодействий. Основные виды взаимодействий. Необходимость кооперации, координации и субординации для поддержания целостности социальной системы. Конфликт и конкуренция как особые виды взаимодействий. Категория «социальное отношение» и ее место в анализе процессов общественной жизни. Содержание основных социальных отношений в обществе. Экономические социальные отношения как базовые отношения в любой социальной макросистеме. Характер основных социальных отношений в современном российском обществе.  
Социальная структура и различные основания структурирования общества Понятие социальной структуры в широком и узком смыслах слова. Социальная структура как устойчивая связь элементов в социальной системе. Социальная структура как строение общества в целом. Социальная структура как многомерная система. Основные элементы социальной структуры общества. Марксистская концепция структурирования общества. Классовый подход как основа выделения структурных единиц общества. Понятие класса. Отношения собственности как основа, критерий выделения классов. Классы основные и неосновные. Понятие социальной прослойки. Теория стратификации. М. Вебер, Т. Парсонс, К. Дэвис, У. Мур о новых основаниях структурирования социальных систем. Основные критерии выделения страт в обществе. Примеры стратификации обществ на различных стадиях их развития. Б. Барбер о структуре современного американского общества. Т. И. Заславская, А.В. Дмитриев, другие современные российские социологи о стратификации российского общества. Проблемы выделения среднего класса в современной России. Понятие «социальная группа» как одно из основных в социологии. Социальные объекты, близкие группам. Агрегаты и квазигруппы как социальные объекты. Проблемы социологического изучения толпы, аудитории, социальных кругов и социальных категорий. Типологизация социальных групп, основные их характеристики и параметры. Большие и малые группы. Группы референтные и нереферентные. Аут - и ин-группы. Различие групп по степени организованности. Группы социальные и асоциальные. Проблемы социологического анализа криминальных групп. Этнические социальные группы и их значение в понимании развития и функционирования общества. Естественно-биологическая и социокультурная концепции формирования этнических социальных общностей. Гумилев о проблемах этногенеза. Общее и специфическое между социальными группами и этническими общностями. Исторические типы этнических социальных общностей. Понятие социальной организации. Многозначность содержания этого понятия. Организация как вид деятельности, искусственно созданный социальный объект и свойство социального объекта иметь упорядоченную структуру. Эффект синергии в различных общностях и социальная организация как средство увеличения синергии. Различные социологические подходы к понятию организация. Основные элементы социальных организаций и их взаимодействие. Структура, внешнее окружение, социальная технология, наличие персонала с определенной квалификацией как условия деятельности организации. Различные виды социальных организаций. М. Вебер и Т. Парсонс о бюрократическом типе социальных организаций. Достоинства и недостатки бюрократии как воплощения целерационального действия. Организационные цели и их виды, взаимообусловленность организационных целей. Цели задания, цели ориентиры и цели системы. Проблема управления социальными организациями и их саморегуляция. Социальные технологии как условие успешного функционирования социальных организаций. Различные стратегии отношений социальных организаций с внешним окружением. Понятие социального института. Потребности и возможности их реализации, удовлетворения, как главное условие функционирования социальных институтов. Этапы институционализации взаимодействий. Появление социальной потребности, стихийных норм взаимодействия, их отработка и закрепление, появление фиксированных статусов и санкций за нарушение норм. Социология о «вечных» социальных институтах. Явные и латентные функции социальных институтов, их основные признаки. Семья как один из важнейших социальных институтов. Эволюция брака и семьи в истории общества. Различная классификация семей. Кризис семьи в современном обществе. Проблемы семьи и первичной семейной социализации в современной России.
Социология культуры Социологическое рассмотрение культуры как целостного феномена, обеспечивающего воспроизводство и функционирование социальной жизни. Культура как исторически сложившаяся, генетически не наследуемая система, обеспечивающая социальное наследование основных форм жизнедеятельности людей. Основные элементы системы культуры. Культура духовная и материальная, их влияние друг на друга. Нормативный характер культуры. Виды социальных норм, проблемы выявления и отграничения норм. Ценности как основа культуры. Виды и уровни ценностей. Знаково-символические элементы культуры. Язык как средство аккумуляции, передачи социального опыта и информации. Идеалы, маркеры как поле существования культуры. Основные социальные функции культуры. Интеграционно-дезинтеграционное наполнение культуры. Транслирующая роль культуры. Образовательно-воспитательное предназначение культуры. Культура доминирующая и субкультура, понятие контркультуры. Проявления контркультуры в современном обществе. Культурный этноцентризм как обособление инкультуры от других источников и условий социального наследия. Культурный релятивизм как форма растворения своеобразного этнического культурного наследия, стихийного восприятия ценностей, норм, форм взаимодействия, принятых в иной культурной среде. Взаимообусловленность двух этих подходов к реализации культуры в жизни общества. Общество как целостная макросоциокультурная система.
Социология личности Отграничение и определение понятий «человек», «индивид», "индивидуальность", «личность». Специфика социологического понимания личности. Интра - и интериндивидуальный подходы в изучении личности. Первичные факторы формирования личности и внутриличностных структур. Роль биологической наследственности, среды обитания в появлении личностных качеств человека. Личность как продукт социализации. Понятие «социализация» с социологической точки зрения. Групповой опыт, индивидуальный опыт, включенность в культуру и определенные этнические сообщества как условия появления зрелой личности. Социально-психологическая концепция «зеркального Я» и ее место в социологическом понимании появления уникального, наделенного специфическими социальными свойствами индивида. Основные этапы социализации. Подходы к решению этой проблемы в советской и зарубежной социологии. Дотрудовая, трудовая и послетрудовая социализация как уровни формирования личности с точки зрения советской социологии. Первичная и вторичная социализация. Особенности ресоциализации и условия, при которых этот процесс наиболее важен. Проблемы социализации подрастающего поколения в современной России. Основные социологические теории личности. Марксистская концепция личности. Личность как ансамбль общественных отношений. Общество как решающий фактор появления развитой личности. Личность как продукт длительного исторического развития, предметно-чувственной деятельности. Усложнение и разделение труда как факторы усложнения личностных структур. Ролевая теория личности. Понятие социального статуса, виды статусов. Статус предписанный и достигаемый. Социальная роль как поведенческая модель, как поведение, ожидаемое от индивида, занимающего определенное положение в обществе. Ролевое поведение как реальное действие личности. Возможность конфликта между социальной ролью и ролевым поведением. Способы преодоления ролевого напряжения. Понятие комплексов генеральных ролей личности. Общегражданская, профессиональная и семейная комплексы ролей. Ролевое обучение, его виды и содержание. Типология личности, основы выделения типов личности. Маргинальная, конформистская и модальная личности. Проблемы изучения личности в современной России. Социализирующие возможности современного российского социума. Маргинальность и люмпенизация российского общества.
Социальные изменения и движения Понятие социального изменения. Изменение как переход любого социального объекта из одного состояния в другое. Основные виды социальных изменений и основания их классификации: скорость социальных изменений, содержание социальных изменений. Революционные и эволюционные социальные изменения. Открытие, изобретение, диффузия и инновация как виды социальных изменений. Социальный процесс как совокупность социальных изменений. Кооперация, конкуренция, адаптация, конфликт и другие социальные процессы. Инновация как наиболее значимое и комплексное социальное изменение. Примеры социальных инноваций в ХХ веке. Теории социальной трансформации и модернизации: основные позиции, критика. Социальная мобильность как один из видов социального изменения. П.А. Сорокин о социальном пространстве, основных типах мобильности, ее условиях, факторах. Мобильность вертикальная и горизонтальная. Мобильность групповая и индивидуальная. Мобильность восходящая и нисходящая. Ресурсы социальной мобильности в прошлом и в современных обществах. Знание, информация как основной ресурс мобильности в развитом индустриальном обществе. Основные каналы мобильности. Параметры социальной мобильности. Интенсивность и скорость мобильности. Проблемы социальной мобильности в современном российском обществе. Групповая и индивидуальная мобильность в современном российском социуме. Атомизация российского социума и самоотчуждение людей от общества. Понятие социального движения как коллективного действия, направленного на поддержку социальных изменений либо против них. Два основных подхода к определению содержания социальных движений. Революционаристские и эволюционные идеи. Реформистское движение как разновидность эволюционного. Условия успеха действия сторонников реформ. Экспрессивное социальное движение и его сущность. Движение сопротивления. Утопические социальные движения. Классификация социальных движений по социальному положению участников. Рабочее движение. Феминистское движение. Молодежное социальное движение. Стадии и условия эффективности революционного движения. П.А. Сорокин о революционном социальном движении и революционерах.
Эмпирическая социология и ее методы Становление эмпирической социологии и необходимость фиксации социальных явлений и процессов. Использование статистических данных и специальных измерений для социологического анализа. А. Кетле и измерение преступности в обществе. «Чикагская школа жизни» и специфика эмпирических исследований локальных процессов и небольших групп и общностей. Проблема репрезентативности прикладного социологического исследования и ее решение. Дж. Гэллап и решение проблемы выборки. Возникновение индустриальной социологии. Концепция человеческих отношений Э. Мэйо. Социология на службе менеджмента. Современное состояние прикладной социологии. Социальная инженерия и клиническая социология. Эмпирическая социология и PR-деятельность. Социальный факт как основа эмпирического социологического исследования. Э. Дюркгейм о природе социальных фактов, выделение морфологических и духовных, ментальных социальных фактов. Возможность фиксации поведенческих актов людей, результатов деятельности, вербальных фактов. Требования к подбору социальных фактов для социологического анализа. Необходимость фиксации только тех фактов, которые отвечают задаче данного исследования. Использование инструментария, не искажающего изучаемые факты. Программа эмпирического социологического исследования и ее элементы. Формулирование проблемы. Перевод познавательной проблемы на язык гипотез, процедур. Категориальный аппарат и его интерпретация. Задачи, формулируемые в организационном разделе программы. Понятие пилотажного исследования и его цели. Методы эмпирической социологии. Совокупность приемов, методов исследования, использование разнообразных приемов изучения социальных фактов. Изучение документов, требования к этому методу. Контент-анализ. Наблюдение, включенное наблюдение. Разнообразие опросов. Порядок и технология разработки анкеты. Экспертный анализ. Метод фокус-групп.

Тематика практических занятий для студентов очной формы обучения

Наши рекомендации