Понятие национальной экономики и ее функции.
Понятие национальной экономики и ее функции.
Национальная экономика – это исторически сложившаяся в определенных территориальных границах система общественного воспроизводства, это взаимосвязанная система отраслей, производств и территориальных комплексов, охватывающая все сложившиеся формы общественного труда (экономика страны). Она состоит из ряда крупных сфер: материальное производство (промышленность, сельское хозяйство, транспорт и т.д.); нематериальное производство (образование, здраво-охранение, культура); непроизводственная сфера (армия, юридические органы, религиозные учреждения), которые образуют ее структуру.
Структура национальной экономики - это устойчивые количественные соотношения между ее составными частями. Различают воспроизводственную, социальную, отраслевую, территориальную структуру экономики страны.
Воспроизводственная структура предполагает деление экономики по наиболее крупным группам экономических субъектов (группа «А» и «Б»).
Социальная структура означает деление экономики на сектора. Наиболее часто это делается в соответствие с формами собственности на средства производства (государственный сектор, частный, коллективный, смешанный).
Отраслевая структура предполагает деление по отраслям (промышленность, сельское хозяйство, наука и др.)
Территориальная структура предполагает деление национальной экономики на экономические районы и определяется размещением производительных сил на территории страны.
Различают также инфраструктуру экономики которая включает в себя обслуживающие производства (дороги, энерго-, водоснабжение, связь и т.д.).
Основу национальной экономики составляют предприятия, фирмы, организации, домашние хозяйства, объединенные в единую систему экономическими взаимоотношениями, и выполняющими в этой системе определенные функции. В свою очередь у национальной экономики по отношению к обществу своя задача – это рациональное удовлетворение всех разумных потребностей общества и людей. Эта задача включает в себя несколько более мелких.
1. Стабильность экономического роста.
2. Стабильность цен.
3. Высокий уровень занятости.
4. Поддержание внешнеторгового баланса.
5. Экономическая защита нетрудоспособных.
Степень достижения поставленных целей отражаются с помощью ряда показателей.
Так, стабильность экономического роста определяется путем сопоставления объема производства в разные периоды времени.
Стабильность цен проверяется с помощью индекса цен (т.е. соотношение цен на «потребительскую корзину» которая представляет собой набор определенных товаров и услуг).
Занятость оценивается через уровень безработицы.
Состояние торгового баланса определяется через сальдо платежей и поступлений по экспортным и импортным операциям.
Если в экономике достигаются эти цели, то она считается эффективной. И именно на достижение этого направлена макроэкономическая политика практически любого государства.
Мультипликатор инвестиций
Важным элементом экономической теории Дж.М.Кейнса является так называемый мультипликатор. Суть концепции мультипликатора заключается в том, что между изменениями автономных инвестиций и национального дохода существует устойчивая зависимость. Последняя проявляется в том, что прирост инвестиций на определенную величину приводит к росту национального производства в объеме, большем, чем исходный прирост инвестиций.
Рисунок. Графическая интерпретация эффекта мультипликатора.
Рост инвестиций на величину (I2 - I1 ) приводит к большему (на величину (Y2 - Y1) приросту национального дохода. На графике видно, что при инвестиционном спросе I1 совокупные расходы (С+I1), а равновесный объем производства - Е1. Если инвестиции возрастут до I2, то уровень совокупных расходов составит (C+I2) и равновесие будет достигаться в точке Е2. Аналогично, снижение инвестиций определяет падение равновесного национального дохода.
Таким образом, при изменении инвестиций на определенную величину равновесный объем национального производства меняется в том же направлении, но в значительно больших масштабах. Этот эффект называют мультипликативным.
Кейнс доказал, что дополнительные инвестиции обусловливают увеличение национального дохода на величину, кратную приросту инвестиций. Коэффициент кратности и называется мультипликатором.
Мультипликатор (Mult)показывает отношение изменения равновесного объема национального производства к первоначальному изменению в расходах.
Значение мультипликатора можно выразить следующей формулой:
Изменение в доходе DY DY
Mult = --------------------------------------------------- = ---------- = -------
Первоначальное изменение в расзодах D(C+I) DI
DC
DY = --------- DY=M*DI
MPC
Кейнс связывал мультипликационный эффект с тем, что увеличение покупок инвестиционных товаров означает увеличение доходов тех, у кого эти товары приобретены. Увеличение доходов продавцов инвестиционных товаров, в свою очередь, порождает расширение потребления. Рост потребления приводит к возрастанию эффективного спроса, а следовательно, и дохода. За первичным приростом дохода следует вторичный и т.д.
Для иллюстрации мультипликативного эффекта рассмотрим пример. Предположим, исходные значения макроэкономических показателей составляют:
Y = 400; MPC=0,75; I= 100.
Допустим, в результате научно-технического прогресса инвестиции возросли на 50 единиц. Первоначально на эту же величину увеличится и доход, что вызовет рост потребительских расходов на
DС = D Y * MPC = 50 * 0,75 = 37,5.
Но если потребление выросло, то вырос совокупный спрос, а, следовательно, и национальный доход. Вторичное увеличение дохода на 37,5 вызовет рост потребительских расходов на 28,1. Развитие мультипликационного эффекта иллюстрирует следующая схема:
DY | 37,5 | 28,1 | 21,1 | 15,8 | 11,9 | 8,9 | ... | ||
DI | |||||||||
DC | 37,5 | 28,1 | 21,1 | 15,8 | 11,9 | 8,9 | ... | ... |
Из приведенной схемы видно, что мультипликационный эффект имеет тенденцию к затуханию, что можно установить и с помощью алгебраической интерпретации:
Таким образом, мультипликатор инвестиций представляет величину, обратную предельной склонности к сбережению.
10. Денежный рынок. Спрос и предложение денег.
Денежный рынок - ключевой сектор рыночной экономики. Он представляет собой совокупность отношений, которые складываются между банковской системой, создающей деньги и «публикой», то есть экономическими субъектами, предъявляющими спрос на них.
Равновесие денежного рынка влияет не только на денежную сферу, но и на макроэкономическое равновесие в целом. Здесь, как и на товарных рынках, основными сторонами рыночного механизма являются спрос, предложение и цена. Однако, все эти категории обретают на денежном рынке специфические черты, так как в отличие от товарных рынков, на денежном рынке обращается особый товар – деньги, пронизывающий всю систему рыночных отношений. Не зря говорят : «деньги – это кровь экономики».
На денежном рынке спрос на деньги и их предложение уравновешивает процентная ставка, цена денег. Этому способствует сеть финансовых институтов, обеспечивающих взаимодействие спроса и предложения денег. Спрос на деньги предъявляется со стороны всех экономических субъектов, действующих в данном национальном хозяйстве. Предложение денег регулируется правительством.
Рассмотрение механизмов денежного рынка начнем с предложения денег.
Предложение денег - это денежная масса в обращении на данный момент времени, то есть совокупность всех денежных средств, функционирующих в данной национальной экономике в наличной и безналичной формах и обеспечивающих потребности хозяйственного оборота.
При рассмотрении форм денег мы указывали, что денежный оборот в современной экономике включает оборот наличных денег (монет и казначейских билетов) и безналичных денег - записей на счетах в банках Значительное разнообразие форм финансовых средств в современных хозяйственных системах определяет многообразие трактовок состава и структуры денежного предложения.
При определении денежной массы в качестве ее измерителей применяются различные агрегаты.
Таблица. Денежные агрегаты
Обозна-чение агрегата | Включаемые активы | Краткая характеристика |
М0 | Наличные деньги | В большинстве повседневных операций в качестве средства обращения используются наличные деньги – бумажные и металлические. |
М1 | Сумма наличных денег (М0), денег на расчетных и текущих счетах, вкладов и депозитов до востребования | Деньги М1 называют “деньги для сделок”, или операционные деньги. Для совершения разного рода сделок купли-продажи и платежей в современных условиях широко используются вклады до востребования, средства, имеющиеся на текущих и расчетных счетах. Эти вклады удобны почти также, как и наличные деньги. Средства, имеющиеся на них, могут быть использованы для платежей непосредственно в безналичной форме и без перевода на другие счета. Для расчетов с помощью средств, размещенных на этих счетах, их владельцы выписывают либо платежные поручения (преобладающая форма расчетов в российской экономике), либо чеки и аккредитивы. |
М2 | Сумма М1, сберегательных и срочных вкладов | Агрегат М2, кроме М1, включает сберегательные и срочные вклады. Срочные вклады - средства, помещенные на хранение на заранее определенный срок. По срочным вкладам банками выплачиваются более высокие проценты. Сберегательные вклады- наиболее распространенная форма срочных вкладов населения. При стабильном экономическом развитии использование средств сберегательных и срочных вкладов часто откладывается на годы. Срочные и сберегательные вклады не являются в прямом смысле деньгами, так как их нельзя непосредственно использовать для сделок купли-продажи. Изъятие их со счетов подчинено определенным условиям, но они могут довольно легко быть выброшены на рынок товаров и услуг, что говорит об их способности в конечном счете выполнять функцию средства обращения. Кроме того, они выполняют функцию денег как средства сбережения. |
М3 | Сумма М2, крупных срочных депозитов, депозитных сертификатов | Депозитные сертификаты - разновидность срочного вклада, оформленного с помощью специальных бланков. Если сертификаты выданы на предъявителя, они могут обращаться на рынке ценных бумаг. Агрегат М3 включает в себя еще менее подвижную часть денежной массы, но при определенных условиях и он рассматривается как суммарное предложение денег, хотя давление М3 на товарный рынок еще слабее, нежели М2, М1 и тем более М0. |
Обратим внимание, что М0 - абсолютно ликвидный агрегат, М1 обладает меньшей ликвидностью и т.д.
Спрос на деньги формируется во всех секторах экономики. Он обусловлен двумя функциями денег: быть средством обращения и средством накопления (сохранения) богатства. Соответственно совокупный спрос на деньги включает:
а) спрос на деньги для сделок;
б) спрос на деньги как средство сохранения богатства (спроснаденьги со стороны активов).
Спрос на деньги для сделок определяется тем, что деньги нужны экономическим субъектам для покупок и платежей (торговых сделок). Чем больше в обществе производится товаров и услуг, тем больше покупок совершается и тем больше спрос на деньги для сделок. Следовательно, он зависит прежде всего от объема номинального валового национального продукта: чем он выше, тем больше нужно денег для сделок и наоборот.
Спрос на деньги как средство сохранения богатства, т. е. спрос на деньги со стороны активов связан с тем, что часть своего сберегаемого дохода население предпочитает держать в виде денег. Данный спрос зависит от доходов на ценные бумаги. Обусловлено это тем, что, сберегая часть своего дохода, население всегда решает вопрос, в какой форме держать свои сбережения. Оно может распределить их между деньгами и ценными бумагами. Деньги не приносят их владельцу дохода, но обладают абсолютной ликвидностью, т. е. немедленно и без всяких затрат могут быть обращены в необходимые товары и услуги. Поэтому выбор варианта размещения сбережений зависит от уровня процентной ставки: чем он выше, тем больше спрос на облигации и меньше на деньги и наоборот. Следовательно, спрос на деньги со стороны активов находится в обратной зависимости от уровня процентной ставки.
Спрос на деньги должен быть удовлетворен соответствующим предложением денег. Равновесие между ними достигается в точке пересечения кривых S и D , т. е. в точке Е. Эта точка определяет равновесную ставку процента, т. е. цену денег.
Налоги: понятие и виды
Под налогом, пошлиной, сбором и другими аналогичными платежами понимают обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками в размерах, порядке и на условиях, соответствующих действующему законодательству.
Налоговая система любой страны включает различные виды налогов. В зависимости от принятых критериев их можно классифицировать по-разному. Так, по объекту обложения налоги делятся на прямые и косвенные. Прямые - это налоги на доходы физических и юридических лиц (подоходный, налог на прибыль) или на отдельные объекты имущества (налог на недвижимость, земельный налог и т.д.). При прямых налогах лицо, чей доход или имущество облагаются налогом, и лицо, уплачивающее налог, является одним и тем же. К прямым налогам относятся такие налоги как:
- подоходный налог и налог на прибыль корпораций (фирм);
- на социальное страхование и на фонд заработной платы и рабочую силу (так - называемые социальные налоги, социальные взносы);
- поимущественные налоги, в том числе налоги на собственность, включая землю и другую недвижимость;
- налог на перевод прибыли и капиталов за рубеж и другие.
Они взимаются с конкретного физического или юридического лица, их называют прямыми налогами. [7]
К косвенным налогам относятся те, которые включаются в цену товара или услуги. При косвенном налогообложении юридическое или физическое лицо, которое уплачивает такого рода налог, и лицо, которое должно быть подвергнуто налогообложению, - это разные лица. Например, акцизный налог на алкогольные изделия уплачивается производителем, хотя после реализации акциз возмещается ему потребителем, который фактически и стал плательщиком налога. К косвенным налогам относятся такие налоги, как:
- налог с оборота - в большинстве развитых стран заменен налогом на добавленную стоимость;
- акцизы (налоги, прямо включаемые в цену товара или услуги);
- на наследство;
- на сделки с недвижимостью и ценными бумагами и другие.
Они частично или полностью переносятся на цену товара или услуги.
Прямые налоги трудно перенести на потребителя. Из них легче всего дело обстоит с налогами на землю и на другую недвижимость: они включаются в арендную и квартирную плату, цену сельскохозяйственной продукции.
Косвенные налоги переносятся на конечного потребителя в зависимости от степени эластичности спроса на товары и услуги, облагаемые этими налогами. Чем менее эластичен спрос, тем большая часть налога перекладывается на потребителя. Чем менее эластично предложение, тем меньшая часть налога перекладывается на потребителя, а большая уплачивается за счет прибыли. В долгосрочном плане эластичность предложения растет, и на потребителя перекладывается все большая часть косвенных налогов.
По принципам построения различают пропорциональные (ставка остаётся неизменной при увеличении или уменьшении дохода налогоплательщика); регрессивные (ставки уменьшаются по мере увеличения дохода налогоплательщика и уменьшаются по мере его сокращения) налоги.
В зависимости от характера использования налоги делятся на общие и специфические (целевые). Общие поступают в казну государства и используются для общегосударственных нужд, специфические имеют строго определённое назначение, например чрезвычайный налог, взимаемый в Республике Беларусь, направляется на ликвидацию последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Различают также государственные и местные (муниципальные) налоги. Первые взимаются правительством и поступают в центральный бюджет, вторые - местными органами власти и пополняют местные бюджеты
Модели экономического роста
Государство играет значительную роль в регулировании экономического роста и следует рассмотреть какие меры государственного регулирования наилучшем образом могут стимулировать этот процесс.
1. Кейнсианцы рассматривают экономический рост преимущественно с точки зрения факторов спроса. Обычно они объясняют низкие темпы роста неадекватным уровнем совокупных расходов, которые не обеспечивают необходимого прироста ВНП. Поэтому они рекомендуют низкие ставки процента (политику “дешевых денег”) как средство стимулирования капиталовложений. При необходимости финансово-бюджетная политика может использоваться для ограничения правительственных расходов и потребления, с тем чтобы высокий уровень капиталовложений не приводил к инфляции.
2. В противоположность кейнсианцам, сторонники “экономики предложения” делают упор на факторы, повышающие производственный потенциал экономической системы. В частности, они призывают к снижению налогов как к средству, стимулирующему сбережения и капиталовложения, поощряющему трудовые усилия и предпринимательский риск. Например, снижение или отмена налога на доход от процентов приведет к увеличению отдачи от сбережений. Аналогичным образом, если облагать подоходным налогом суммы, идущие на выплаты по процентам, это приведет к ограничению потребления и стимулированию сбережений. Некоторые экономисты выступают за введение единого налога на потребление в качестве полной или частичной замены личного подоходного налога. Смысл этого предложения состоит в ограничении потребления и стимулировании сбережений. В отношении капиталовложений эти экономисты обычно предлагают уменьшить или отменить налог на прибыли корпораций, в частности предоставить значительные налоговые льготы на инвестиции. При этом, если кейнсианцы уделяют больше внимания краткосрочным целям, а именно поддержанию высокого уровня реального ВНП, воздействия на совокупные расходы, то, в отличие от них, сторонники “экономики предложения” отдают предпочтения долгосрочным перспективам, делая упор на факторы, обеспечивающие рост общественного продукта при полной занятости и полной загрузке производственных мощностей.
3. Экономисты других теоретических направлений рекомендуют и иные возможные методы стимулирования экономического роста. Например, индустриальную политику, посредством которой правительство взяло бы на себя прямую активную роль в формировании структуры промышленности для поощрения экономического роста. Правительство могло бы принять меры, ускоряющие развитие высокопроизводительных отраслей и способствующие перемещению ресурсов из низко производительных отраслей. Правительство также могло бы увеличить свои расходы на фундаментальные исследования и разработки, стимулируя технический прогресс. Рост расходов на образования также может способствовать повышению качества рабочей силы и росту производительности труда.
При всей многочисленности и сложности возможных методов стимулирования экономического роста большинство экономистов едины в том, что увеличение темпов экономического роста является весьма непростой задачей, т.к. капиталоемкость и склонность к сбережениям нелегко поддаются мерам регулирования.
Поэтому в условиях рыночной экономики существенно возрастает роль государственного планирования и прогнозирования. Это связано с двумя обстоятельствами:
1. Во-первых, с тем, что рыночное хозяйство отличается постоянными колебаниями конъюнктуры, которые непосредственно отражаются на доходах и судьбе каждого продавца и покупателя. Для того, чтобы не допустить грубых ошибок, нужно оценивать возможные варианты поведения контрагентов и конкурентов.
В этих условиях прогнозирование становится неотъемлемым элементом выработки рыночной стратегии и тактики на любом уровне хозяйства.
2. Во-вторых, в рыночном хозяйстве прогнозирование выступает как исходный пункт при обосновании долгосрочных программ, индикативных, стратегических и директивных планах крупных проектов.
Прогнозирование - это процедура планирования развития рыноч-ной экономики и ее важнейших звеньев и структурных элементов. Оно является одной из форм плановой деятельности, состоящей в научном предвидении состояния объекта управления в определенный момент.
Понятие национальной экономики и ее функции.
Национальная экономика – это исторически сложившаяся в определенных территориальных границах система общественного воспроизводства, это взаимосвязанная система отраслей, производств и территориальных комплексов, охватывающая все сложившиеся формы общественного труда (экономика страны). Она состоит из ряда крупных сфер: материальное производство (промышленность, сельское хозяйство, транспорт и т.д.); нематериальное производство (образование, здраво-охранение, культура); непроизводственная сфера (армия, юридические органы, религиозные учреждения), которые образуют ее структуру.
Структура национальной экономики - это устойчивые количественные соотношения между ее составными частями. Различают воспроизводственную, социальную, отраслевую, территориальную структуру экономики страны.
Воспроизводственная структура предполагает деление экономики по наиболее крупным группам экономических субъектов (группа «А» и «Б»).
Социальная структура означает деление экономики на сектора. Наиболее часто это делается в соответствие с формами собственности на средства производства (государственный сектор, частный, коллективный, смешанный).
Отраслевая структура предполагает деление по отраслям (промышленность, сельское хозяйство, наука и др.)
Территориальная структура предполагает деление национальной экономики на экономические районы и определяется размещением производительных сил на территории страны.
Различают также инфраструктуру экономики которая включает в себя обслуживающие производства (дороги, энерго-, водоснабжение, связь и т.д.).
Основу национальной экономики составляют предприятия, фирмы, организации, домашние хозяйства, объединенные в единую систему экономическими взаимоотношениями, и выполняющими в этой системе определенные функции. В свою очередь у национальной экономики по отношению к обществу своя задача – это рациональное удовлетворение всех разумных потребностей общества и людей. Эта задача включает в себя несколько более мелких.
1. Стабильность экономического роста.
2. Стабильность цен.
3. Высокий уровень занятости.
4. Поддержание внешнеторгового баланса.
5. Экономическая защита нетрудоспособных.
Степень достижения поставленных целей отражаются с помощью ряда показателей.
Так, стабильность экономического роста определяется путем сопоставления объема производства в разные периоды времени.
Стабильность цен проверяется с помощью индекса цен (т.е. соотношение цен на «потребительскую корзину» которая представляет собой набор определенных товаров и услуг).
Занятость оценивается через уровень безработицы.
Состояние торгового баланса определяется через сальдо платежей и поступлений по экспортным и импортным операциям.
Если в экономике достигаются эти цели, то она считается эффективной. И именно на достижение этого направлена макроэкономическая политика практически любого государства.