Предмет экономической теории и ее роль в развитии общества.
Предмет экономической теории и ее роль в развитии общества.
Определение предмета экономической теории:
1.Наука о богатстве
2.Наука о происхождении богатства.
3.Это исследование поведения людей в процессах производства, распределения. Обмена, и потребления благ в мире ограниченных ресурсов.
4. Поиск эффективного использования редких ресурсов (ограниченных ресурсов) в производстве товаров и услуг для удовлетворения человеческих потребностей.
Человеческий фактор играет огромную роль в экономике. Развитие экономики зависит от менталитета данного народа.
4. Методология исследования эконом. жизни общ-ва.
Методология исследования–совокупность методов, с помощью которых изучается экономическая жизнь.
Метод научной абстракции (абстрагирование) состоит в отвлечении в процессе познания от внешних явлений и выделении сущности предмета или явления. В результате можно выработать, например, научные понятия, выражающие наиболее общие свойства и связи явлений действительности — категории. Так, абстрагируясь от бесчисленных различий во внешних свойствах производимых в мире миллионов различных товаров, мы объединяем их в одну экономическую категорию — товар, фиксируя то главное, что объединяет различные товары — это продукция, предназначенная для продажи.
Метод анализа и синтеза предполагает изучение явления как по частям (анализ), так и в целом (синтез). Например, изучая главные свойства денег (деньги как мера стоимости, как средство обращения, платежа, сбережения) можем на этой основе попробовать сложить их вместе, обобщить (синтезировать) и.сделать .вывод, что деньги- — особый товар, служащий всеобщим эквивалентом. Сочетая анализ и синтез, мы обеспечиваем системный (комплексный) подход к сложным (многоэлементным) явлениям хозяйственной жизни.
Моделирование, т.е. построение моделей, отражает главные экономические показатели (данные, переменные) исследуемых объектов и связи между ними (их взаимосвязи). Если в модели есть только самое общее описание показателей и их взаимосвязей, то это текстовая модель. Если этим показателям и связям задаются количественные значения, то на базе текстовой модели можно построить графическую, математическую и компьютерную модели, отражающие, как меняются показатели (данные, переменные).
Графический метод (метод графического моделирования) основан на построении моделей с помощью различных рисунков — графиков, диаграмм, схем. Взаимозависимость экономических показателей особенно хорошо демонстрируют графики — изображения зависимости между двумя и более переменными.
Метод математического моделирования основывается на описании экономического явления формализованным языком с помощью математических инструментов: функций, уравнений, неравенств и т.д. При этом экономико- математические модели позволяют не просто формализовать экономическое явление, но и выявить его особенности
Метод компьютерного моделирования основывается на экономико-математических моделях и используется прежде всего в тех случаях, когда моделируемое экономическое явление описывается сложной системой уравнений.
План и рынок: их соотношение в современной рыночной экономике.
В советском союзе была реализована система, основанная на полной государственной собственности и централизованном планировании, как методе управления рыночной экономикой. Существовал Госплан, представлявший государство, который решал что, для кого, по каким ценам и в каких количествах производить. Контроль государства над экономикой был 100%. В централизованно - планируемой системе план и рынок противопоставлялись друг другу.
В рыночной экономике вмешательство государства в экономику ограничено сферами, в которых это необходимо (законодательство, производство общественных благ, борьба с негативными последствиями рыночной системы, защита национальных интересов). Вне этих сфер - рынок саморегулирующаяся система, управляемая соотношениями спроса и предложения.
Современная рыночная система существовать без плана не может, но это не централизованный план, присущий командно – плановой системе.
Формы планирования в условиях рыночной экономики.
1.У фирм – бизнес планы, бюджеты.
2.На государственном уровне – государственный бюджет, общеэкономические целевые программы, государственное стратегическое планирование
Детерминанты спроса.
Спрос покупателей на товары формируется под влиянием потребностей, т.е. стремление человека к обеспечению для себя лучших условий жизни.
Спрос - это рыночная потребность в товарах подкрепленная покупательской способностью.
Величина спроса – это то количество товара, которое покупатели хотят и могут приобрести по данной цене в течении определенного времени.
ЗАКОН СПРОСА. По низкой цене товары могут быть реализованы быстрее и в большем количестве, чем по цене более высокой. Ажиотажный (повышенный) спрос ведет к взвинчиванию цен, а вялый и пониженный – к их снижению.
Закон спроса – при прочих равных условиях потребителями будет куплено тем большее количество товаров, чем ниже их рыночная цена. (иная формулировка – закон спроса состоит в обратной зависимости между уровнем цен и количеством покупаемой продукции)
Неценовые факторы (детерминанты спроса):
1.Доходы покупателей (тем выше доходы тем выше объем спроса, кривая спроса сдвигается вправо) и наоборот.
2. Потребительские предпочтений (мода и тп) - предпочтительный товар будет покупаться и по более высокой цене.
3. Цены на сопряженные товары (товары-заменители или товары дополняющие).
4. Потребительские ожидания (обычно ожидается рост цен «инфляционные ожидания» - спрос резко возрастает, тк покупатели хотят успеть купить товары по более низкой цене). Еще возможно при росте доходов – «торможение спроса» - чтобы потом купить более качественную вещь.
5. Число покупателей на рынке в данный момент.
25. Эластичность спроса. Коэффициент эластичности спроса.Эластичность спроса (в широком смысле) – это его потребность быстро изменяться под воздействием влияющих на него факторов. Эластичность показывает на сколько процентов изменится одна переменная экономическая величина при изменении другой на один процент.
Эластичность спроса по цене показывает (или ценовая эластичность – степень чуткости потребителя к изменению цены продукции), на сколько изменяется объем спроса на товар при изменении его цены.
Эластичность спроса по доходу - отношение процентного изменения спроса на товар к процентному изменению дохода потребителей
Коэффициент эластичности равен отношению изменению объема спроса к изменению цены (в %). Если коэффициент >1, то спрос – эластичный, если <1, то спрос – неэластичный. Если спрос = 1, то говорят о единице эластичности (т.е. изменение цены равно изменению объема в %)
Факторы, влияющие на эластичность спроса:
1) Взаимозаменяемость товаров. Чем больше на рынке товаров-заменителей, призванных удовлетворять одну и ту же потребность, тем больше возможностей у покупателей отказаться от приобретения данного продукта в случае повышения его цены, тем выше эластичность спроса на этот товар; 2) Удельный вес товаров в доходе потребителя. Чем больше доля товара в доходах потребителя, при прочих равных условиях, тем выше будет эластичность спроса на него; 3) Полезность того или иного товара для потребителя. Спрос на предметы первой необходимости неэластичен, на товары, не играющие важной роли в жизни потребителя - эластичен; 4) Фактор времени. В краткосрочном периоде спрос менее эластичен, чем в долгосрочном периоде. С течением времени каждый потребитель имеет возможность изменить свою потребительскую корзину, найти товары-заменители. Не последнюю роль играют и привычки людей, которые сложно изменить. Т.е. нужно время, чтобы проверить качество товаров-заменителей, и только после этого переходить на них.
Перекрестная эластичность-зависимость эластичного спроса на одно благо при изменении цены на другое (взаимозаменяющие и взаимодополняющие товары).
Существует два крайних случая. На определенных ограниченных участках спроса он может быть абсолютно эластичным или абсолютно неэластичным.
В первом случае существует только одна цена, при которой товар будет приобретаться покупателями. Любое изменение цены приведет либо к полному отказу от приобретения данного товара (цена повысилась), либо к неограниченному увеличению спроса.
Другой крайний случай – изменение цены не отражается на величине спроса. Абсолютно неэластичным спрос может быть только на определенном участке. Если цена вырастет существенно, покупатели все равно откажутся от приобретения жизненно важных товаров, и степень эластичности изменится.
Детерминанты предложения.
Предложение – способность и желании продавцов поставить на рынок товары по определенным ценам.
Классическая кривая предложения исходит из Закона предложения, т.е. того что объем предложения прямопропорционален цене на данный товар.
Под действием неценовых факторов кривая предложения может сдвигаться влево-вправо.
Детерминанты предложения:
1. Цены на используемые факторы пр-ва, т.е. цены на эконом ресурсы. Рост цен на факторы пр-ва влечет рост издержек пр-ва и объем предложения падает. И наоборот.
2. Технология пр-ва. Улучш технологии - снижаются издержки и предложения растет.
3. Налоги. Налоги увеличивают издержки.
Тут существует кривая Артура Лаферна (выгладит как верхняя часть окружности из нуля). С ростом налогов – парадет пр-во – уменьшение налоговых сборов – налоги могут стимулировать предложение.
4. Число продавцов на рынке: число растет – предложение падает.
Рынок земли и рента.
Земля порождает свой факторный доход, который получил название земельной ренты. Земельная рента – это доход за использование природных ресурсов.
По классической установке рента достается собственнику, но она может доставаться и арендатору.
Рента бывает: дифференциальная и чистая. Дифференциальная рента – это разностная рента, она основана на различиях, которыми обладает данный участок земли.
Дифференциальная рента бывает двух видов: I-ого и II-ого. Дифференциальная рента I основана на различиях земель по их естественному плодородию и по их местоположению. Дифференциальная рента II связана с различиями, вызванными дополнительными вложениями капитала в землю (к примеру, земля была неплодородной, а вложив деньги землю сделали плодородной).
Дифференциальная рента I целиком и полностью достается собственнику.
Дифференциальная рента II частично будет доставаться арендатору, т.к. он вкладывает деньги.
Чистая рента: если дифференциальная рента возникает только на лучших и средних землях, то чистая рента возникает на все земли: и на лучшие, и на средние, и на худшие.
На лучших землях существует и дифференциальная и чистая рента.
На худших землях существует только чистая рента.
Объявлять землю частной собственность – дело гос-ва.
В Китае и Израиле земля – собственность гос-ва.
Сейчас считается, что частный собственник становится эффективным хозяином, но это не всегда так.
Доходы бюджета .
Главная роль в мобилизации средств в гос бюджет принадлежит налогам. Под налогами понимают обязательные платежи в бюджет, осуществляемые юрид и физ лицами. Основные налоги, обеспечивающие поступление в бюджет подоходный налог, налог на прибыль, НДС, акцизы таможенные пошлины. Сущность налогов проявляется в их функциях: Фискальная, Регулирующая, Социальная.
Бюджетный дефицит – это превышение расходов бюджета над его доходами.
Природа дефицита: 1.необходимость осуществления крупных финансовых вложений в развитие экономики. 2.в результате чрезвычайных обстоятельств. 3.кризисные явления в экономике, ее несбалансированность, неспособность правительства держать под контролем финансовую ситуацию в стране. 4.Источники покрытия бюджетного дефицита – государственные займы и эмиссия ценных бумаг. Иногда как к средству уменьшения бюджетного дефицита прибегают к сокращению расходов на государственные нужды.
57. Денежно-кредитная политика государства.
Совокупность гос. мероприятий в области денежного и кредита, получила название денежно-кредитной (монетарной) политики. Основные цели - обеспечение экономического роста, сдерживание инфляции и поддержание стабильности национальной валюты, Денежно-кредитную политику обычно проводят ЦБ.
В условиях падения пр-ва и увеличения безработицы ЦБ пытаются оживить экономику путем роста денежной массы (в целях расширения кредита) или снижения ставки банковского %. А экономический подъем часто сопровождается «биржевой горячкой», ростом цен, нарастанием диспропорций в экономике. В таких условиях ЦБ стремятся предотвратить «перегрев» экономики при помощи повышения процента, сдерживания роста денежной массы.
Инструменты денежно -кредитной политики.
Процентная (дисконтная) политика. Это условия, на которых ЦБ в конечном счете кредитует КБ и тем самым определяет уровень банковского % в стране. Эффективность данного инструмента зависит от уровня развития денежно-кредитных отношений.
Установление норм обязательных резервов КБ которые они обязаны держать в ЦБ, с одной стороны способствует улучшению банковской ликвидности, а с другой нормы выступают в качестве прямого ограничителя кредитных возможностей КБ, соответственно ограничителя. роста денежной массы.
Операции на открытом рынке заключаются в продаже или покупке ЦБ у КБ гос. ценных бумаг. В результате увеличивается (при покупке ЦБ ценных бумаг) либо уменьшается (при их продаже) объем денежных активов КБ в отдельности и банковской системы в целом, что влечет за собой изменение денежной массы и соответственно стоимости кредита.
Предмет экономической теории и ее роль в развитии общества.
Определение предмета экономической теории:
1.Наука о богатстве
2.Наука о происхождении богатства.
3.Это исследование поведения людей в процессах производства, распределения. Обмена, и потребления благ в мире ограниченных ресурсов.
4. Поиск эффективного использования редких ресурсов (ограниченных ресурсов) в производстве товаров и услуг для удовлетворения человеческих потребностей.
Человеческий фактор играет огромную роль в экономике. Развитие экономики зависит от менталитета данного народа.
4. Методология исследования эконом. жизни общ-ва.
Методология исследования–совокупность методов, с помощью которых изучается экономическая жизнь.
Метод научной абстракции (абстрагирование) состоит в отвлечении в процессе познания от внешних явлений и выделении сущности предмета или явления. В результате можно выработать, например, научные понятия, выражающие наиболее общие свойства и связи явлений действительности — категории. Так, абстрагируясь от бесчисленных различий во внешних свойствах производимых в мире миллионов различных товаров, мы объединяем их в одну экономическую категорию — товар, фиксируя то главное, что объединяет различные товары — это продукция, предназначенная для продажи.
Метод анализа и синтеза предполагает изучение явления как по частям (анализ), так и в целом (синтез). Например, изучая главные свойства денег (деньги как мера стоимости, как средство обращения, платежа, сбережения) можем на этой основе попробовать сложить их вместе, обобщить (синтезировать) и.сделать .вывод, что деньги- — особый товар, служащий всеобщим эквивалентом. Сочетая анализ и синтез, мы обеспечиваем системный (комплексный) подход к сложным (многоэлементным) явлениям хозяйственной жизни.
Моделирование, т.е. построение моделей, отражает главные экономические показатели (данные, переменные) исследуемых объектов и связи между ними (их взаимосвязи). Если в модели есть только самое общее описание показателей и их взаимосвязей, то это текстовая модель. Если этим показателям и связям задаются количественные значения, то на базе текстовой модели можно построить графическую, математическую и компьютерную модели, отражающие, как меняются показатели (данные, переменные).
Графический метод (метод графического моделирования) основан на построении моделей с помощью различных рисунков — графиков, диаграмм, схем. Взаимозависимость экономических показателей особенно хорошо демонстрируют графики — изображения зависимости между двумя и более переменными.
Метод математического моделирования основывается на описании экономического явления формализованным языком с помощью математических инструментов: функций, уравнений, неравенств и т.д. При этом экономико- математические модели позволяют не просто формализовать экономическое явление, но и выявить его особенности
Метод компьютерного моделирования основывается на экономико-математических моделях и используется прежде всего в тех случаях, когда моделируемое экономическое явление описывается сложной системой уравнений.