Сущность и виды макроэкономического равновесия. Модели равновесия.
Макроэкономическое равновесие - это одна из центральных проблем общественного воспроизводства. Макроэкономическое равновесие показывает ситуацию, при которой D = S, производство = потреблению, затраты * результатам, совпадают материально вещественные и финансовые потоки. Таким образом макроэкономическое равновесие отражает ситуацию в экономике, которая устраивает всех.
Виды макроэкономического равновесия: идеальное; реальное.
Идеальное равновесие достигается в экономическом поведении субъектов при полной оптимизации их интересов во всех отраслях и секторах национальной экономики.
Условия идеального равновесия:
1) все домашние хозяйства должны найти на рынке нужные им предметы потребления;
2) все предприниматели обеспечены всеми факторами производства;
3) весь продукт прошедшего года должен быть полностью реализован:
4) наличие рынка совершенной конкуренции;
5) отсутствие в экономике внешних эффектов.
На практике невозможно выполнение всех отмеченных условий. Реальное равновесие - это равновесие, устанавливающееся в условиях несовершенной конкуренции. Выделяют:
1) частичное равновесие, которое предполагает сбалансированность лишь на от
дельных видах рынков (например, только на рынке труда спрос совпадает с
предложением труда);
2) общее равновесие - это равновесие, достигаемое одновременно на всех видах рынков.
Установление экономического равновесия зависит от типа экономического роста системы.
Если для экономики характерно экстенсивное развитие, то равновесию
присущи следующие особенности:
1) существенно не изменяется структура народнохозяйственных пропорций:
2) тиражируется тот же способ производства:
3) в условиях избытка экономических ресурсов равновесие достигается при
одновременном росте результатов производства во всех секторах.
При дефиците ресурсов, характерном для интенсивного развития, макроэкономическое равновесие достигается в условиях быстрого роста цен или снижения реального объема производства.
При интенсивном типе экономического роста неизбежно нарушаются устоявшиеся народнохозяйственные пропорции, но при этом создаются предпосылки для сбалансированного развития на более высоком уровне.
Модели макроэкономического равновесия:
1. Экономическая модель Франсуа Кенэ.
2. Модель экономического равновесия в законе Сэя. Макроэкономическое
предложение создает и балансирует спрос, так как каждый продавец одно
временно является и покупателем.
3. Модель К. Маркса. В основе равновесия лежит обмен СОП, осуществляемый
при соблюдении трех уравнений (см. тему № 3).
4. Модель Леонтьева. Равновесие достигается через межотраслевой баланс,
который обеспечивает одновременное равенство одноименных строк и
столбцов между собой.
5. Модель экономического равновесия Л. Вальраса.
Суть: Основную роль в установлении макроэкономического равновесия играют цены, обеспечивающие равновесие между спросом и предложением. Если суммарная величина предлагаемых на рынке товаров и услуг уравнивается с объемом рыночного спроса, который тождествен величине факторных доходов, то в экономике достигается экономическое равновесие.
IPX - IVY
где Р - уровень цен;
Y - уровень доходов;
V - цены на экономические блага.
X - количество товаров и услуг
Вальрас математически доказал, что если в экономике достигается равновесие на n-1 рынке из и возможных рынков, то обязательно будет достигаться равновесие на всех рынках.
Понятие госбюджета. Основные доходы и направления расходов го-
Сударственного бюджета
Фискальная (бюджетно-налоговая) политика – один из важнейших экономических инструментов, с помощью которого правительство может влиять на объем национального производства и занятость, а также на уровень инфляции. В кейнсианской модели регулирования экономики фискальная политика
выступает самым главным инструментом макрорегулирования. Классическая модель отдает предпочтение денежно-кредитной политике. Одним из важнейших звеньев финансовой системы любого государства является государственный бюджет (см. рис. 10.1). Манипулируя расходами и доходами госбюджета, правительство может оказывать влияние на величину АD, а
соответственно и на объем национального производства.
Бюджет – это роспись доходов и расходов государства, местных органов власти, домашних хозяйств и т.д. Государственный бюджет возникает лишь при капитализме.
Принципы построения государственного бюджета:
1) единство – все расходы и доходы государства должны отражаться в госбюджете;
2) гласность и правдивость – бюджет подлежит обязательной публикации и представительному обсуждению в парламенте;
3) полнота – учет по каждой статье всех расходов и доходов.
Бюджетная политика государства основывается на учете бюджетных правил, которые включают в себя календарные сроки финансового года. В РБ финансовый год и календарный совпадают. В Великобритании, Японии, Канаде
финансовый год начинается с 1-го апреля, в Швеции и Норвегии – с 1 июля, в США – с 1 октября. Бюджетная политика помимо рамок финансового года включает в себя
налоговую политику, а также политику изменения государственных расходов.
Через бюджетную политику можно влиять на следующие макроэкономические процессы:
1) структурную перестройку;
2) научно-техническую политику;
3) нормы накопления;
4) эффективность внешнеэкономических связей;
5) динамику ВНП;
6) уровень самобеспечения энергетическими ресурсами.
Основные функции государственного бюджета сводятся к следующим:
1) фискальная (перераспределительная);
2) стабилизирующая;
3) государственный бюджет выступает инструментом проведения социальной политики.
Структура госбюджета каждого государства предопределяется его административно-правовой формой государственного устройства, а также национальными традициями в финансовой политике.
В США госбюджет состоит из 2-х частей:
1) собственно правительственный бюджет;
2) доверительные фонды.
За счет последних осуществляется социальное страхование, строительство дорог, электростанций.
Исполнение бюджета осуществляется следующими субъектами:
1) Центральным банком – он осуществляет кассовое обслуживание правительства;
2) Минфином и казначейством;
3) Местными органами власти в лице областных исполнительных комитетов и райисполкомов.