Методы и формы государственного регулирования
Ограниченность рыночного саморегулирования в решении многих важных экономических и социальных задач требует, чтобы недостатки рыночной стихийности восполнялись целенаправленным государственным регулированием.
В процессе эволюции государственного регулирования можно выделить несколько этапов. Долгое время (XVII в. - середина XIX в.) буржуазное государство играло роль «ночного сторожа», т.е. ограничивалось обеспечением самых общих условий производства (прежде всего, используя экономическое законодательство), не вмешиваясь активно в сам производственный процесс. Начиная с конца XIX в., экономика достигает такой степени сложности, что стихийное рыночное саморазвитие начинает грозить острыми социально-экономическими потрясениями. Поэтому возникает система постоянного и активного участия государства в управлении экономикой.
В современном хозяйстве государство выполняет три основные экономические функции, необходимые для сохранения рыночной системы:
1.Защита конкуренции, борьба с монополизмом.
2. Стимулирование экономического роста путем сбалансированного и стабильного развития различных секторов экономики (структурная политика).
3 Целенаправленное перераспределение доходов и богатства для обеспечения социальной справедливости. Иными словами, государство стремится «очеловечить» рыночный механизм, сделать его приемлемым для подавляющего большинства граждан. Вековой опыт государственного регулирования позволил накопить обширный набор методов и форм воздействия на рыночное хозяйство.
Государство может, с одной стороны, вмешиваться в экономику прямо и непосредственно. Прямое вмешательство государства в рыночное хозяйство осуществляется посредством экономического законодательства и государственного предпринимательства.
С другой стороны, государство может воздействовать на экономику опосредованно, косвенными методами: с помощью налогов, кредитов и т.п. В реальной действительности прямые и косвенные методы регулирования взаимопереплетаются, используются комплексно и потому очень часто сливаются друг с другом.
Рассмотрим основные формы государственного регулирования экономики.
1. Экономическое законодательство слагается из следующих основных компонентов.
Антимонопольное законодательство. Его задача-максимум - предотвращение формирования монополий, задача-минимум - снижение негативных последствий от их деятельности.
Законодательство о собственности. Государство определяет объекты и субъекты отношений собственности, объем правомочий собственников, гарантирует защиту их прав. Субъекты различных форм отношений собственности в принципе должны пользоваться равной защитой.
Налоговое законодательство. Законодательство о налогах призвано отражать основные приоритеты национальной налоговой политики. Для оптимального функционирования экономики налоговое законодательство обязательно должно быть стабильным.
Законодательство о труде и социальной защите. Речь идет о регулировании взаимоотношений между предпринимателями, наемными работниками и государством (как верховным арбитром).
Законодательство об охране природы. Его главные задачи определить предельно допустимые нормы вторжения в экологическуюсреду, а также меры ответственности за нарушение этих норм.
Законодательство о защите прав потребителей. Оно определяет права потребителей - физических лиц, потребляющих, приобретающих, либо имеющих намерения приобрести товары и услуги для личных бытовых нужд, не связанных с извлечением прибыли, и механизм их реализации.
2 Государственное предпринимательство - это организация деятельности предприятий, находящихся в государственной собственности.
В государственный сектор рыночного хозяйства входят прежде всего предприятия тех отраслей, которые производят общественные блага: инфраструктура (транспорт, связь), военная промышленность. Кроме того, государство прямо и непосредственно берет под свой контроль естественные монополии - те отрасли производства, в которых конкуренция принципиально невозможна (газоснабжение, производство электроэнергии и т.д.).
Хотя в целом в рыночном хозяйстве государственное предпринимательство не может стать главной формой, в названных отраслях оно играет огромную, часто преобладающую роль. В отличие от частного бизнеса, для государственных предприятий максимизация прибыли не является основной целью их деятельности.
3 Социальная политика направлена на обеспечение определенного стандарта благосостояния с целью поддержания экономической и социальной стабильности в обществе, стимулирования экономического роста. Составной частью социальной политики является материальная поддержка наиболее «слабых» групп населения.
4. Бюджетно-финансовая (фискальная) политика направлена на сбор и эффективное использование средств государственного бюджета Результатами этой деятельности должны стать, во-первых, обеспечение бездефицитности (или минимизация дефицита) госбюджета и, во-вторых, эффективное распределение финансовых ресурсов по различным программам, отраслям и регионам.
5. Денежно-кредитная (монетарная) политика осуществляется с целью регулирования массы денег в обращении. Бюджетно-финансовая политика и денежно-кредитная политика настолько тесно взаимосвязаны, переплетены, что в последнее время всё чаще используется понятие «смешанная фискально-монетарная политика».
Централизованное планирование как форма государственногорегулирования. При осуществлении государственного регулирования экономики необходимо добиваться планомерности - сознательного регулирования важнейших экономических пропорций в соответствии с избранными приоритетами. Ключом к достижению планомерности является комплексная централизованная плановая деятельность. Различают следующие виды танов:
1) планы развития экономики в целом: годовые, пятилетние и т.д.;
2) программно - целевые планы, рассчитанные на осуществление каких-либо преобразований в отдельных сферах экономики (Программа приватизации, Программа конверсии).
Все виды плановой деятельности можно осуществлять двумя методами:
1) директивное планирование - планы-приказы, предназначенные для обязательного выполнения (прежде всего, по отношению к государственным предприятиям);
2) индикативное планирование - планы-рекомендации, участие в которых необязательно, но стимулируется и поощряется государством.
В развитых странах мира плановая деятельность государства есть важный элемент экономической политики. При этом планирование носит преимущественно программный характер и осуществляется в основном индикативными методами.