Часть i. общие основы экономической теории
ЧАСТЬ I. ОБЩИЕ ОСНОВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ
ТЕМА 1. ВВЕДЕНИЕ В ЭКОНОМИЧЕСКУЮ ТЕОРИЮ
Основные понятия
Политическая экономия
Экономика («экономикс»)
Микроэкономика
Макроэкономика
Метод абстракции
Экономическая модель
Экономическое экспериментирование
Основные экономические проблемы
Потребности
Благосостояние
Ресурсы
Труд
Земля
Капитал
Предпринимательский талант
Информация
Средства производства
Средства труда
Предметы труда
Экономическая эффективность
Социальный эффект
Кривая производственных возможностей
Закон возрастания альтернативных издержек
Структура экономики
Спрос и предложение
Спрос, факторы, влияющие на него. Закон спроса. Спрос (D, demand) - это желание и возможность покупателей (потребителей) приобретать товары или услуги. Различают индивидуальный и рыночный с Спрос отдельного потребителя на рынке называется индивидуальным. Рыночный спрос представляет собой сумму индивидуального спроса всех потребителей данного товара. Величина спроса показывает взаимосвязь между данной ценой и «ной величиной покупаемого товара. Соотношение между понятиями «спрос» и «величина спроса» наглядно показывает график кривой спроса (рис. 3-2). Если по оси абсцисс отложить все возможные количества покупаемого товара, а по оси ординат - все возможные варианты цен на него, то получим кривую спроса – D0, как множество точек, которое выражает все возможные сочетания цен и количеств покупаемого товара в данный период. Каждая точка на кривой спроса показывает определенную величину спроса, т. е. количество товара, которое покупатели желают и в состоянии купить по данной цене. При прочих равных условиях снижение цены вызывает увеличение количества спроса на товар, и наоборот. Закон спроса выражает обратную связь между ценой товара и количеством спроса на него.
Зависимость между количеством спроса на товар и его ценой можно объяснить эффектом дохода и эффектом замещения. Эффект дохода состоит в том, что при снижении цены (что равнозначно росту дохода) товар становится дешевле относительно общей величины дохода и поэтому его можно купить в большем количестве, не отказывая себе в приобретении других товаров. Эффект замещения означает, что при снижении цены появляется стимул купить данный товар вместо аналогичных других, которые стали относительно дороже (если подешевела говядина, то сократится спрос на баранину, свинину, рыбу, птицу, так как станут больше приобретать говядину). Эффект дохода и эффект замещения определяют нисходящий характер кривой спроса, т. е. по мере снижения цены увеличивается величина спроса.
Кроме цены данного товара на спрос воздействуют другие, неценовые факторы, которые характеризуют потребителей данного товара. К неценовым факторам спроса относятся, потребительские вкусы и предпочтения, число потребителей на рынке, доходы, цены на другие товары, ожидания потребителей, Неценовые факторы изменяют спрос, увеличивая или уменьшая его. Это означает, что при той же цене товара покупатели готовы купить его больше или меньше, либо что прежнее количество товара они готовы купить по более высокой (низкой) цене. Изменение спроса на графике выражается в виде сдвига кривой спроса: при увеличении спроса - вверх и вправо, от D0 к D1, а при уменьшении спроса - вниз и влево, от D0 к D2 (рис. 3-2).
Рис. 3-2. Кривые спроса
Рассмотрим более подробно влияние доходов потребителей и цен других товаров на спрос. Изменение доходов покупателей влияет на спрос, но направление изменений зависит от категории товаров. В высокоразвитых странах выделяют нормальные товары, которые потребляет основная часть населения, и товары низшей категории, предназначенные для бедных и малообеспеченных.
Зависимость между изменением спроса на товары нормального качества (например, новый автомобиль, расходы на отдых) и изменением доходов прямая, а в случае же с товарами низшей категории - обратная. С ростом доходов спрос на них уменьшается, и наоборот.
Цены на другие товары, влияя на поведение потребителей, также изменяют спрос. Направление изменения при этом зависит от вида товара, является ли он взаимодополняемым или взаимозаменяемым. Взаимодополняемые (сопряженные) товары - это товары, которые потребляются вместе. Взаимосвязь между спросом на данный товар и ценой сопряженного товара обратная. Если, например, резко выросли цены на видеомагнитофоны, то спрос на видеокассеты упадет.
Взаимозаменяемые товары могут использоваться один вместо другого. Взаимосвязь между изменением цены взаимозаменяемого товара и изменением спроса на данный товар прямая. Если цена на птицу упала, то при прочих равных условиях спрос на говядину уменьшится.
Предложение, факторы, влияющие на него. Закон предложения. Предложение (S, supply) показывает желание и способность производителей - продавцов поставлять на рынок товары или услуги по любой из возможных цен в данный период времени. Так же, как в случае со спросом, необходимо различать понятия « индивидуальное предложение и «рыночное предложение», «предложение» и «величина предложения». Величина предложения показывает взаимосвязь между данной ценой и данной величиной предложения.
Если величина спроса находится в обратной зависимости от иены товара, то между ценой и величиной предложения существует прямая зависимость: если цена растет, то при прочих равных условиях на рынок поступит больше данного товара, так как производителю выгодно увеличить его производство и наоборот. Закон предложения выражает прямую взаимосвязь между ценой и величиной предложения товара.
Кривая предложения S0 на графике (рис. 3-3) показывает все возможные сочетания цен и количества предложенного товара при прочих равных условиях. Согласно закону предложения она имеет восходящий характер.
Рис. 3-3. Кривые предложения
Кроме цены данного товара на предложение влияют следующие неценовые факторы:
1) цены на ресурсы, взаимосвязь между ценами на ресурсы и предложением прямая. Снижение цен на ресурсы снизит издержки на производство единицы товара (средние издержки), поэтому для производителей поставка этого товара на рынок станет выгодной и предложение увеличится. Рост цен на ресурсы, увеличивая издержки производства, уменьшает предложение товара;
2) технология производства. Введение прогрессивных технологий, сокращая средние издержки производства, увеличивает предложение;
3) налоги и субсидии. Высокие налоги сокращают предложение, а субсидии, льготные кредиты при эффективном их использовании могут стимулировать рост производства и предложения;
4) число производителей. Существует прямая зависимость между количеством продавцов и предложением на рынке;
5) ценовые ожидания продавцов также оказывают влияние на предложение. Если ожидается повышение цен на данный товар, то производители придержат его в данный момент и наоборот. Изменение предложения под действием неценовых факторов, среди которых определяющее значение имеет изменение средних издержек производства (цены на ресурсы, экономика производства, налоги и льготы), показано на рис. 3-3. Рост предложения приводит к сдвигу вниз, влево кривой предложения от S0 к S1 а уменьшение предложения - к сдвигу вправо, вверх от S0 к S2.
Эластичность спроса ипредложения. Степень чувствительности спроса (или предложения) на товар к изменению егоцены называется эластичностью спроса (предложения). У разных товаров она неодинакова и может быть измерена с помощью коэффициента эластичности.
Коэффициент эластичности (Е – elasticity) показывает, на сколько процентов меняется количество спроса (или предложения) на данный товар при изменении его цены на один процент.
Если эта отношение больше единицы, спрос считается эластичным, если меньше единицы - неэластичным. При единичной эластичности спроса Еd равен единице. Если изменение цены вообще никак не изменяет количество спроса, то имеет место совершенно неэластичный спрос. Когда же при неизменной цене количество спроса постоянно растет, наблюдается совершенная эластичность спроса.
Разные варианты эластичности спроса могут быть представлены на трафике (рис. 3-4). Кривая А показывает неэластичный спрос, кривая В - единичную эластичность, а кривая С - эластичный спрос. Кривая эластичного спроса С более пологая, чем линия неэластичного спроса А. При этом всякий спрос является более эластичным в области высоких цен и малых объемов спроса и неэластичным в области низких цен и больших возможных продаж. (Горизонтальная прямая N изображает совершенно эластичный спрос, а вертикальная прямая М - совершенно неэластичный спрос).
Рис. 3-4. Эластичность спроса
Примером неэластичного (слабо эластичного) спроса может ««жить спрос на лекарства, наркотики, многие товары первой необходимости (например5 хлеб): как бы не менялась цена на эти товары, спрос на них меняется мало или совсем не меняется. Поэтому рост цены ведёт к увеличению валовой выручки - произведения цены на объём продаж, и наоборот (рис. 3-5, А).
При единичной эластичности спроса изменение цены не ведет к изменению выручки, так как снижение цены компенсируется таким же повышением объема продаж товара (рис. 3-5, В). Если спрос на данный товар эластичен, т. е. небольшое снижение цены на товар вызывает большее увеличение величины спроса, то фирма не окажется в проигрыше от такого снижения и получит в итоге больше дохода. Следовательно, при эластичном спросе цена и выручка меняются в противоположных направлениях, а при неэластичном спросе - в одном направлении (3-5, С).
Концепция эластичности применима также и для изучения предложения товара. Изменение предложения определяется трудностями в перераспределении ресурсов между отраслями, что связано с фактором времени: предложение менее эластично на коротком отрезке времени и более эластично на протяжении долгого периода, когда можно приспособиться к изменившейся рыночной ситуации.
Рис.3-5. Влияние эластичности спроса на общую выручку
Эластичность спроса товаров имеет важное значение для практики, данный вопрос тщательно изучается и учитывается в рыночной стратегии любой фирмы.
Основные понятия
Рынок
Товар
Цена
Спрос
Индивидуальный и рыночный спрос
Величина спроса
Закон спроса
Предложение
Величина предложения
Индивидуальное и рыночное предложение
Закон предложения
Эластичность спроса и предложения
Рыночное равновесие
Равновесная цена
Рыночный механизм регулирования
Дефицит
Избыток
«Невидимая рука» рынка
Основные понятия
Прямые методы регулирования
Косвенные методы регулирования
Государственное предпринимательство
Бюджетно-финансовая политика
Денежно-кредитная политика
Директивное и индикативное планирование
Кейнсианство
Монетаризм
Провалы правительства
Разгосударствление (деэтатизация)
Приватизация
Акционирование
Основные понятия
Экономические системы
Командная экономика
Способ производства
Смешанная экономика
Постиндустриальное общество
Национальные модели смешанной экономики
Научно-техническая революция
Социальное рыночное хозяйство
Классическая рыночная экономика
Переходная экономика
Защита прав потребителя
Права потребителей.Грамотный потребитель знает свои права и механизм их реализации. Поэтому потребительское образование должно быть нацелено, в первую, очередь на изучение законодательства о защите прав потребителей.
Впервые права потребителя были сформулированы в Специальном Послании президента Д. Кеннеди «О защите прав потребителей» Конгрессу США в 1962г. Он выделил в этом документе четыре основных права:
-право на безопасность (на защиту в случае продажи товаров, опасных для жизни и здоровья);
-право на информацию (на сообщение фактов, необходимых для совершения обоснованного выбора, и на защиту от мошеннической или вводящей в заблуждение информации, ложной рекламы);
-право на выбор (на возможность приобретения разных товаров и услуг по конкурентным ценам);
-право быть услышанным (быть уверенным, что жалобы потребителей будут своевременно рассмотрены административными органами, а их интересы учтены при разработке правительственной политики).
Позднее эти права были дополнены еще тремя:
-право на потребительскую грамотность;
-право на возврат недоброкачественной продукции;
-право на чистую окружающую среду.
В Европе начало официальной политике по защите прав потребителей было положено принятием в апреле 1975г первой предварительной программы ЕЭС по защите потребителей и информационной политике. В программе назывались пять основных прав потребителей:
- право на охрану жизни и здоровья и безопасность товаров и услуг;
- право на защиту экономических интересов;
- право на возмещение ущерба;
- право на информацию и просвещение;
- право на представительство интересов (быть услышанным).
В России ««Закон о защите прав потребителей» был принят 7 февраля 1992г. 5 декабря 1995г Государственной Думой принят документ «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О защите прав потребителей». Российскому потребителю отныне гарантированы согласно этим законодательным актам права, эквивалентные принятым в ЕЭС: на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества, на безопасность их для жизни, здоровья и окружающей среды, на получение информации о товарах (работах, услугах) и их изготовителях (исполнителях, продавцах), на просвещение потребителей, на государственную и общественную защиту их интересов.
Консъюмеризм. Воспитание грамотного потребителя, способного защитить свои права, является одной из главных задач консъюмеризма. Консъюмеризм - это организованное движение граждан и государственных органов в защиту и за расширение прав потребителей.
Движение потребителей зародилось в начале века в США под влиянием растущих цен и разоблачений Э. Синклера по поводу патентованных медицинских препаратов и мясных продуктов. Вторая волна его в середине 30-х годов была вызвана взлетом розничных цен во время Великой депрессии и скандалом с лекарствами. Третья волна поднялась в 60-е годы, когда президент Дж. Кеннеди провозглашает права потребителя, а экономисты Дж. К. Гэлбрейт, В. Паккард и Р. Карсон обвиняют в своих книгах крупный бизнес в махинациях и расточительстве. Ральф Нейдер, легендарный лидер потребительского движения, начинает кампанию по обвинению «Дженерал моторе» в обмане потребителей, покупавших ее автомобили с явными дефектами. В результате 1 млн. автомобилей впервые в истории США забракован, а деньги возвращены потребителям.
В послевоенные годы общественные организации потребителей возникают и в других странах мира, прежде всего в Великобритании, Франции, ФРГ, Скандинавских странах, Японии и ряде развивающихся стран. Несмотря на некоторые различия в деятельности организаций потребителей во всех странах прослеживаются и общие черты. Все они весьма активно занимаются просветительской деятельностью, сбором и анализом информации о товарах, тестированием их, участвуют в работах по стандартизации, оказывают юридическую помощь и защищают потребителей в случае злоупотреблений. Их практическая деятельность концентрируется вокруг следующих вопросов: честность в рыночных отношениях, качество и безопасность товаров (услуг), удовлетворение жалоб потребителей.
В 80-е годы активизируется движение потребителей в социалистических странах. Создаются организации потребителей в Польше, Китае, Венгрии, ГДР. В этих странах потребителей защищают прежде всего государственные органы (по стандартизации, ценообразованию и др.). При этом речь идет не о защите интересов и прав каждого конкретного потребителя, как в странах с рыночной экономикой, а всех потребителей в целом.
В России движение потребителей зародилось во второй половине 80-х годов на волне перестройки. В 1989г была образована Федерация обществ потребителей СССР под руководством А. Собчака, которая в 1992г в связи с распадом Союза преобразована в Международную конфедерацию обществ потребителей (КОНФОП).
Контроль за соблюдением законодательства о защите прав потребителей осуществляет Государственный комитет по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур (ГКАП), его важнейшими функциями являются пресечение монополистической деятельности предпринимателей и недобросовестной конкуренции на потребительском рынке, направление предписаний о прекращении нарушений прав потребителей, предъявление исков в суды, арбитражные суды в случаях обнаружения нарушений прав потребителей. (Это право - только у ГКАП РФ, но не у его территориальных управлений, которых 83).
Возложение функции защиты прав потребителей на антимонопольный комитет, возглавляемый председателем, имеющим ранг министра, в России и в других странах Восточной Европы является новшеством. Только во Франции в последние годы и в Великобритании в 70-е годы эту деятельность возглавлял министр, в компетенции которого находились исключительно вопросы защиты прав потребителей. В Ирландии, Дании и Соединённом Королевстве эта обязанность возлагается на министра торговли и промышленности; в Германии, Франции, Бельгии, Греции и Голландии - на министра экономики, в Португалии - на министра защиты окружающей среды, в Испании - на министра здравоохранения.
В числе государственных органов, защищающих права потребителя, - Госстандарт, Тоссанэпидемнадзор, Минприроды и др. В Межведомственном совете по защите прав потребителей, созданном постановлением Правительства РФ, представлено 21 министерство и ведомство. По мнению западных экспертов, Россия с образованием Межведомственного Совета опередила другие страны Европы в деле организации защиты прав потребителей. Все более существенную роль в потребительской политике начинает играть Национальный Фонд защиты прав потребителей, созданный в 1993г по инициативе ГКАП. Одно из главных направлений его деятельности - участие в формировании системы независимой экспертизы товаров, работ и услуг. Для этого создается сеть независимых центров и лабораторий по экспертизе и сертификации при участии государственных и негосударственных учреждений. Национальный Фонд осуществляет также финансовую поддержку программы подготовки кадров, работающих в консъюмеристском движении, и предпринимательства для формирования конкурентной среды на потребительском рынке.
Значительную роль по рассмотрению жалоб потребителей но месту их жительства ведут Комитеты по защите прав потребителей при местных администрациях. Эти органы создаются по постановлению главы местной организации и подчиняются ему. Они извещают федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие контроль за качеством и безопасностью товаров, услуг, о выявленных некачественных и опасных для жизни, здоровья, окружающей среды товарах; при обнаружении нарушения права потребителя на информацию прекращают или приостанавливают продажу товаров или оказание услуг до предоставления информации.
Основные понятия
Рационализм потребителя
Суверенитет потребителя
Кардиналистская теория потребительского поведения (полезности)
Ординалистская теория потребительского поведения (полезности)
Кривые безразличия
Предельная норма замещения
Бюджетная линия
Оптимум потребителя
Функциональный спрос
Нефункциональный спрос
Консъюмеризм
Основные понятия
Экономические издержки
Внешние и внутренние издержки
Нормальная прибыль
Бухгалтерская прибыль
Экономическая прибыль
Краткосрочный и долгосрочный периоды
Средняя и предельная производительность
Закон убывающей отдачи
Постоянные и переменные издержки
Валовые, средние, предельные издержки и доходы
Эффект масштаба
Чистая конкуренция
Совершенная и несовершенная конкуренция
Трансакционные издержки
Теорема Коуза
Неценовая конкуренция
Чистая монополия
Естественная монополия
Монополистическая конкуренция
Олигополия
Финансово-промышленные группы
Основные понятия
Доходы
Заработная плата
Премия (бонус)
Трансферты
Социальные фонды
Повременная зарплата
Сдельная зарплата
Система зарплаты
Многофакторные системы зарплаты
Часовая ставка зарплаты
Номинальная заработная плата
Реальная заработная плата
Индекс реальной зарплаты
Бюджет семьи
Текущие потребительские расходы
Сбережения
Норма сбережений
Закон Энгеля
Черта бедности
Кривая Лоренца
Социальная программа
Коэффициент Джини
Рента. Цена земли
Мы переходим к кругу вопросов связанных с экономическими отношениями по поводу земли. Основной вопрос: каким образом землевладелец получает рентный доход от своего участка земли, который используется производительно им самим, или арендатором?
При анализе этого вопроса необходимо прежде всего исходить из факта ограниченности земли и различий участков по плодородию и местоположению. Именно ограниченность, неэластичность предложения земли является важнейшей причиной особенностей ценообразования в сельском хозяйстве. Цена здесь базируется на предельных издержках по наименее плодородным землям и наиболее удаленным от рынка сбыта. Поэтому все владельцы земель лучших по плодородию и менее удаленных от рынка сбыта получают больший доход по сравнению с худшими участками. Разница и составляет дифференциальную ренту.
Итак, дифференциальная рента - это доход, полученный в результате использования ресурсов (с неэластичным предложением), более высокой производительности в ситуации ранжирования этих ресурсов.
В принципе рента - это доход от такого фактора производства, предложение которого ограничено (неэластично).
Это может быть нефте- и газодобыча, добыча каменного угля и т.д.
А что же получит инвестор, купивши худший участок земли и сдавший его в аренду? Процент на свой капитал.
Земельная рента означает платность земли. Опыт показывает что в условиях бесплатности земли сельское хозяйство нигде не достигло высокого уровня развития.
В условиях рыночной экономики земля приобретает товарную форму: она покупается и продается. Цена земли определяется двумя факторами: размером земельной ренты, которую можно получать, став собственником данного участка и ставкой ссудного процента.
Покупатель земельного участка покупает его ради той ренты, которую приносит земля. Он сравнивает: куплю участок за 20 млн. долл., сдам его в аренду, буду получать арендной платы 1 млн.долл. в год. А если положу 20 млн. долл. в банк, буду получать 900 тыс. долл. в год. Значит выгоднее купить землю. Разумеется, при этом покупатель изучает и динамику ставок арендной платы и процента, делает прогноз.
Цена земли определяется как отношение размера арендной платы, умноженной на 100 %, к величине ссудного процента.
Рынок земли - один из важных рынков товаров и факторов производства в рыночной экономике. Нельзя перейти от командно-административной системы к рыночной, если запретить функционирование, в частности рынка земли, её свободную куплю-продажу. В России вопрос этот, по крайней мере в 1995г., ещё не был до конца отрегулирован.
Основные понятия
Процент
Простой и сложный процент
Дисконтирование
Номинальная и реальная ставки процента
Прибыль
Финансовый рычаг (леверидж)
Рентабельность продаж
Рентабельность активов
Рентабельность собственного капитала
Облигации
Акции: обыкновенные и привилегированные
Уставная и кумулятивная системы голосования
Дивиденд
Курс акций
Первичный и вторичный фондовый рынок
Рента
Цена земли
Основные понятия
Валовый внутренний продукт (ВВП)
Валовый национальный продукт (ВНП)
Добавленная стоимость
Конечный продукт
Промежуточный продукт
Учет ВНП по расходам и по доходам
Валовые внутренние инвестиции
Амортизация
Чистые внутренние инвестиции
Чистый национальный продукт
Национальный доход
Личный доход
Личный располагаемый доход
Чистое национальное богатство
Теневая экономика
Основные понятия
Экономический цикл
Кризис (спад)
Депрессия
Оживление
Подъём
Длинные волны конъюнктуры
Безработица
Фрикционная безработица
Структурная безработица
Циклическая безработица
Уровень безработицы
Естественный уровень безработицы
Застойная безработица
Скрытая безработица
Закон Оукена
Инфляция
Модель Фишера
Умеренная инфляция
Галопирующая инфляция
Гиперинфляция
Подавленная инфляция
Стагфляция
Индекс потребительских цен
Номинальный ВНП
Реальный ВНП
Дефлятор ВНП
Основные понятия
Уровень цен
Совокупный спрос
Эффект богатства
Эффект процентной ставки
Эффект чистого экспорта
Совокупное предложение
Эффект храповика
Стагфляция
Равновесный уровень производства
Предельная склонность к потреблению
Предельная склонность к сбережению
Эффект мультипликатора
Парадокс бережливости
ТЕМА 15. Мировое хозяйство
Основные понятия
Мировое (всемирное) хозяйство
Международное разделение труда
Принцип абсолютных преимуществ
Принцип относительных преимуществ
Фритредерство
Протекционизм
Тарифные и нетарифные ограничения
Торговые войны
Вывоз капитала
Прямые зарубежные инвестиции
Портфельные зарубежные инвестиции
Мировая валютная система
Валютный курс
Девальвация
Ревальвация
Платёжный баланс
Международная экономическая интеграция
ЧАСТЬ I. ОБЩИЕ ОСНОВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ