Как изменится кривая спроса и предельного дохода фирмы? Изобразите графически и кратко прокомментируйте.
P
Р1
PN
Эссе
А. Следует ли российскому государству препятствовать олигополистическим процессам в отечественном хозяйстве?
Обратите внимание на следующие аспекты проблемы:
· Взвесьте все известные вам положительные и отрицательные черты олигополии. Какие из них, на ваш взгляд, преобладают?
· Насколько реалистично предположение, что современная рыночная экономика может быть организована как рынок совершенной или монополистической конкуренции и не иметь олигополистических элементов?
· Считаете ли вы российскую экономику в силу объективных причин (географических, исторических, политических и пр.) более или менее других предрасположенной к олигополизации?
· Обдумайте международный аспект проблемы. Может ли, например, в одной стране в определенной отрасли действовать рынок монополистической конкуренции, если в других странах эта отрасль олигополизирована? В каком случае это возможно?
· Выбрав один из возможных вариантов ответа на тему эссе, обдумайте, какие меры надо принять, чтобы минимизировать связанные с ним отрицательные и максимизировать положительные последствия.
Б. Свободное эссе по проблемам олигополии. Требования к свободному эссе см. в методических указаниях к рабочим тетрадям.
МОНОПОЛИЯ
Логика курса
А. Ответьте на следующие вопросы:
1. Опишите особенности монопольного рынка. Какие барьеры ограничивают доступ на него новых фирм?
2. Рыночное равновесие в условиях монополии.
3. Что такое ценовая дискриминация? Какие ее разновидности вы знаете? Распространена ли ценовая дискриминация в России?
4. Что такое Х-неэффективность? Каковы причины ее появления?
5. Как осуществляется антимонопольная политика в отношении естественных монополий?
6. Проблема национализации и приватизации естественных монополий в мире и в России.
7. Как измеряется степень концентрации производства?
8. Как осуществляется антимонопольная политика в отношении искусственных (предпринимательских) монополий?
9. В чем состояли особенности государственного монополизма советской эпохи?
10. Какие основные пути снижения уровня монополизации российской экономики вы знаете? Их плюсы и минусы.
11. Существует ли связь монополизации российской экономики и глубины современного кризиса в ней?
Б. В терминах микроэкономики объясните, что пытается определить продавец в следующей ситуации: Вы покупаете на рынке фрукты и спрашиваете: «Сколько стоит один лимон?» Ответ: «8 рублей». Вы отходите от прилавка, а вам вслед несется: «Давай за 6 рублей». Вернувшись, Вы покупаете лимон по цене ниже, чем первоначально было объявлено. Зависит ли первоначальная цена от внешнего вида покупателя? Вы купили лимон за 7 рублей. Означает ли это, что всем другим покупателям продавец будет предлагать лимоны по 7 рублей?
Тесты и задачи
Тест | Обоснование | |
1. Причиной монопольной власти фирмы не может служить: а) патентное законодательство; б) количество фирм на отраслевом рынке; в) явный или неявный сговор между фирмами данной отрасли; г) государственные стандарты по охране окружающей среды; д) квоты на импорт. | ||
2. К числу черт монополии не относится: а) единственный производитель; б) уникальность продукта; в) непреодолимость барьеров; г) совершенная информация; д) все предыдущие ответы соответствуют чертам монополии. | ||
3. В отличие от фирмы, действующей в окружении конкурентов, монополия: а) работает в условиях абсолютно неэластичного спроса; б) может установить произвольно высокую цену; в) может полностью контролировать объем предложения на рынке; г) может при любых условиях получать экономическую прибыль. |
4. Нечестной конкуренцией нельзя называть: а) демпинг; б) лишение сырья; в) введение в заблуждение потребителя; г) использование чужих торговых марок; д) все перечисленное является формами нечестной конкуренции. |
5. Фирма способна присвоить весь излишек потребителя, если: а) является единственным производителем (монополией); б) осуществляет ценовую дискриминацию первой степени; в) осуществляет ценовую дискриминацию второй степени; г) осуществляет ценовую дискриминацию третьей степени; д) является естественной монополией, производящей абсолютно незаменимый продукт. |
6. Регулирование естественных монополий преследует все перечисленные ниже цели, кроме: а) ограничение цен; б) увеличение объема производства; в) установление размера приемлемых избыточных прибылей; г) установление цен на уровне средних издержек (АС); д) установление цен, обеспечивающих нормальную прибыль. |
7. Х-неэффективностью называют: а) навязывание потребителю монопольно завышенных цен; б) бесхозяйственность, ведущую к превышению реальными издержками уровня кривой средних общих издержек; в) искусственное сдерживание монополией технического прогресса; г) сознательное занижение монополией объема производства; д) получение монополией экономических прибылей. |
8. К числу недостатков социалистической монополии относились: а) сильная мотивация монополистических злоупотреблений; б) сознательное занижение монополией объема производства; в) получение монополистом экономических прибылей; г) Х-неэффективность; д) монопольное завышение цен. |
Задача № 1.
Сравните три рынка: рынок № 1, на котором действуют три фирмы, контролирующие 50%, 40% и 10% производства, № 2 – на котором действуют фирмы, контролирующие 35%, 35% и 30% производства, № 3 – на котором действуют три фирмы, контролирующие 55%, 25% и 20% производства. Какой рынок сильнее монополизирован?
Задача № 2.
1) На рынке действует ряд крупных фирм. Доля крупнейшей – 25%. Вторая и третья по размеру фирмы имеют по 15%. Остальная часть рынка занята 10 равными по размеру фирмами.
Насколько велик риск монополизации? Подсчитайте необходимый индекс.
Обоснуйте ответ.
2) Верно или неверно следующее утверждение: «Монополия может увеличить общую прибыль, устанавливая на свой продукт разные цены на разных рынках». О каком экономическом явлении идет речь?
Эссе