Тема 1.Экономическая теория и микроэкономика продвинутого уровня: особенности предмета и метода
Практические занятия
и самостоятельная работа магистрантов
Цельпрактических занятий – углубление студентами знаний по соответствующей теме на основе изучения литературы, лекционного материала, нормативных актов, приобретение практических навыков применения полученных знаний в будущей их практической и научной деятельности.
На практических занятиях проводится проверка выполнения домашних заданий, опрос магистров о степени знаний и понимания подготовленных вопросов, проводятся дискуссии по наиболее сложным вопросам, тестирование, заслушивание и обсуждение заранее подготовленных магистрантами эссе, докладов или рефератов.
Тема 2. Теории современной смешанной экономики, её законов и категорий
Вопросы для подготовки к занятиям, для обсуждения и дискуссий
1. Взаимодействие производительных сил с производственными отношениями и формы общественного производства.Смешанная экономика. Переходная экономика.
2. Рыночная экономика. Законы рынка.Функции рынка и государства в экономике.
3. Кругооборот ресурсов, продуктов и доходов в смешанной экономике.
4. Категории рынка. Трудовая теория стоимости товара и добавленной стоимости А. Смита, Д. Рикардо и К. Маркса. Теорема эквивалентности Рикардо.
5. Теория предельной полезности. Закон убывающей предельной полезности.
6. Особенности и проблемы формирования рынка и открытой экономики в России.
Задания для самостоятельной работы
Темы эссе, докладов, рефератов, сообщений
1. Рыночные и нерыночные экономические агенты.
2. Противоречия товарного производства как фактор его развития.
3. Рынок и собственность.
Вопросы для самопроверки
1. В чём причины возникновения товарного производства?
2. В каких формах возможно обособление производителей?
3. В чём причины сохранения рынка в социалистическом Китае?
4. Какова роль рынка в системе экономических отношений?
5. Дайте характеристику «свободному рынку».
6. Чем объясняется появление рынка чистой монополии?
7. В чём преимущества и недостатки рынка?
8. Охарактеризуйте основные свойства товара.
9. Чем отличается марксистская теория стоимости товара от теории предельной полезности?
10. Что понимается под абстрактным трудом?
11. Почему 4 кг зерна обмениваются на 1 м тканей, а не на 2 или 4 м?
12. Как связаны между собой стоимость товара, производительность и интенсивность труда?
13. Проанализируйте исторический процесс появления денег.
14. В чём сущность закона денежного обращения?
15. В России наивысшей ликвидностью обладают деньги в следующем агрегате: а) М0; б) М1; в) М2; г) М3; д) L.
16. Что понимается под товарным фетишизмом?
17. Чем отличаются: а) живой труд от прошлого, б) простой труд от сложного, в) индивидуальная стоимость товара от общественной его стоимости, г) стоимость товара от величины его стоимости?
18. Величина стоимости товара определяется затратами: а) абстрактного труда; б) денег; в) валюты; г) конкретного труда.
19. Золото стало всеобщим эквивалентом, так как оно обладает: а) высокой трудоёмкостью; б) высокой портативностью; в) потребительной стоимостью г) длительной сохраняемостью.
20. Количество денег, которое требуется для обращения, определяется: а) решениями парламента; б) суммой цен товаров; в) потребностями населения; г) решениями правления Госбанка.
21. Потребительная стоимость товара реализуется в процессе: а) купли-продажи; б) обмена; в) потребления; г) всё верно.
22. При выплате стипендии деньги выполняют функцию: а) мировых денег; б) средства платежа; в) средства обогащения; г) меры стоимости.
23. Стоимость товара создаётся трудом: а) конкретным; б) абстрактным; в) личным; г) частным.
24. Товарное производство – это производство благ для: а) личного потребления; б) потребления участниками производства; в) удовлетворения общественных потребностей; г) обмена.
25. Товарную природу денег обосновывает теория: а) количественная; б) металлистическая; в) монетаристская; г) кейнсианская.
26. Проанализируйте следующие утверждения: «Рынок решает всё»; «Рынок и обмен – синонимы»; «В современном мире определяющую роль играет рынок, а фирма подчинена исключительно потребителю»; «Рынок выполняет информационную функцию, а информация стоит денег»; «В современном мире все блага являются товарами»; «Способностью удовлетворять потребности людей обладают только продукты труда»; «Блага первой необходимости не должны быть товарами»; «Товар не всегда является продуктом труда»; «Деньги – это обычный товар»; «Современный студент может обходиться без наличных денег»; «В системе экономических отношений деньги играют определяющую роль».
Задачи
1. Заполните данную таблицу примерами соответствующих товаров.
Цель использования Время использования | Потребительские товары | Инвестиционные товары |
Товары длительного пользования | ||
Товары краткосрочного пользования |
2. Составьте логическую схему процесса исследования товара.
3. Определите пути преобразования полевых цветов в товар.
4. Укажите название объекта, удовлетворяющего в самом общем смысле потребности студента: а) товар; б) продукт; в) благо; г) ресурс.
Задачи
1. Заполните последнюю колонку прилагаемой таблицы.
Цена 1 кг зерна в руб. | Общая величина спроса на зерно в неделю в кг | Общая величина предложения зерна в неделю в кг | Избыток (+) или недостаток (-) зерна |
1 000 2 000 3 500 5 500 8 000 | 6 000 5 000 3 500 2 000 |
2. Определите равновесную цену (Р) на рынке, где спрос (QD) и предложение (QS) заданы функциями: QD = 120 - 5P и QS = 50 + 12Р.
3. Рассчитайте коэффициент ценовой эластичности спроса, если при росте цены зерна на 1% объём его продаж снизится на 2%.
II. МАКРОЭКОНОМИКА
Тема 13. Макроэкономика продвинутого уровня:
теории, содержание и измерения
Вопросы для подготовки к занятиям, для обсуждения и дискуссий
1. Введениевмакроэкономику её предмет, особенностиметодологииианалитического аппарата.
2. Теории общественного воспроизводство: содержание, традиционные и современные методы измерения результатов. Совокупный (валовой) общественный продукт (СОП). Баланс народного хозяйства и межотраслевой баланс.
3. Современная система национального счетоводства, её принципы и структура. Методы расчёта ВВП.
4. Основныемакроэкономическиетождества.Макроэкономическиеиндикаторы(занятости,инфляции) ииндексы(цен,опережающих, запаздывающих индикаторовииндикаторовсовпадения). Номинальные и реальные показатели.
5. Проблемы оценки благосостояния нациии чистое экономическое благосостояние. Структура ВВП России: доли промышленности, сельского хозяйства, сферы услуг.
Задания для самостоятельной работы
Вопросы для самопроверки
1. Чем отличается макроэкономика как наука от макроэкономики как системы жизнедеятельности людей?
2. В чём особенности методов познания макроэкономики?
3. Каковы закономерности общественного воспроизводства?
4. Что означает понятие «общественный капитал»?
5. В чём особенности современных макроэкономических показателей?
6. Чем отличается конечный продукт от промежуточного?
7. В чём отличие СОП от ВВП?
8. Как измеряется ВВП по производству, доходам и расходам?
9. В чём суть основного макроэкономического тождества?
10. В чём недостатки новой системы СНС?
11. Как выглядит Россия в докладе ООН о человеческом развитии?
12. Чем отличается современная трактовка и структура национального богатства от традиционной его трактовки и структуры?
Задачи
1. По данным таблицы рассчитайте личный располагаемый доход.
Личный доход домохозяйств | 2 000 |
Зарплата и жалование наёмных работников | 1 400 |
Личные потребительские расходы | 1 300 |
Индивидуальные налоги и платежи | |
Личный располагаемый доход домохозяйств | ? |
2. Определите объём номинального ВВП, если потребительские расходы домохозяйств составляют 300 млрд. дол., валовые частные внутренние инвестиции – 150 млрд. дол., государственные закупки – 100 млрд. дол., косвенные налоги – 120 млрд. дол., чистый экспорт – 40 млрд. дол.
3. Определите величину дефлятора ВВП, если ВВП в текущих ценах составляет 1 200 млрд. дол., а реальный – 1 100 млрд. дол.
4. Рассчитайте объём реального ВВП, если при дефляторе ВВП, равном 1,25, номинальный ВВП вырос на 50 млрд. дол.и составил 1 000 млрд. дол.
5. Прокомментируйте следующие утверждения:
«В процессе распределения ВВП в первую очередь должен формироваться фонд личного потребления»; «Основным показателем результатов функционирования экономики должен быть СОП, а не ВВП»; «К процессу формирования ВВП студент никакого отношения не имеет».
Вопросы для самопроверки
1. Что означает частичное и общее макроэкономическое равновесие?
2. Проследите логику анализа общего макроэкономического равновесия.
3. Что понимается под детерминантами совокупного спроса и совокупного предложения?
4. Что означает AD = C + I + G + Хn?
5. Проанализируйте причины нисходящего положения кривой совокупного спроса и восходящего положения кривой совокупного предложения.
6. В чём суть классического, кейнсианского и промежуточного отрезков кривой совокупного предложения?
7. Чем обосновывается разное положение классического, кейнсианского и промежуточного отрезков кривой совокупного предложения?
8. Чем различается равновесие на разных участках кривой совокупного предложения?
9. Проанализируйте следующие утверждения:
«Макроэкономическое равновесие свойственно любой экономической системе»; «Макроэкономическое равновесие невозможно в любой экономической системе»; «Между классической, кейнсианской и марксистской теорией макроэкономического равновесия сходство отсутствует»; «Шоковые изменения спроса и предложения экономике России не свойственны»; «Макроэкономическое равновесие никак не связано с микроэкономическим равновесием»; «Шоковые изменения спроса и предложения вызываются в основном нерациональной экономической политикой государства».
Задачи
1. Определите, что из перечисленного относится к шокам совокупного предложения: а) рост затрат на охрану окружающей среды, связанный с изменением законодательства; б) стихийные катаклизмы, вызывающие значительные потери экономических ресурсов; в) резкие изменения цен на экономические ресурсы; г) войны; д) рост скорости обращения денег, связанный с использованием новых технологий в банковских расчётах.
2. В данной таблице найдите ошибки результатов роста совокупного предложения (AS) на разных её участках при стабильности AD.
Реальный объём производства | Цены | |
Классический участок AS | Не изменится | Вырастут |
Восходящий участок AS | Не изменится | Снижаются |
Кейнсианский участок AS | Не изменится | Вырастут |
3. В данной таблице найдите ошибки результатов роста совокупного спроса (AD) на разных участках стабильной AS.
Реальный объём производства | Цены | |
Классический участок AS | Не изменится | Вырастут |
Восходящий участок AS | Не изменится | Снижаются |
Кейнсианский участок AS | Не изменится | Вырастут |
Вопросы для самопроверки
1. Назовите математические модели, характеризующие макроэкономическое равновесие и отражающие разные взгляды.
2. Какие научные абстракции используются при анализе общественного воспроизводства?
3. Охарактеризуйте особенности марксистской теории общественного воспроизводства.
4. Проанализируйте условия реализации общественного продукта при простом и расширенном воспроизводстве.
5. В чём различия кейнсианской и классической теорий макроэкономического равновесия, в чём суть закона Ж.Б. Сэя?
6. Почему К. Маркс и Дж. Кейнс признали несостоятельность закона Ж.Б. Сэя?
7. В чём, по утверждению Дж. Кейнса, заключается несостоятельность классической теории макроэкономического равновесия?
8. Что следует понимать под предельной склонностью к потреблению и предельной склонностью к сбережению?
9. Почему при анализе равновесного объёма производства кейнсианцы абстрагируются от внешних связей и государственного регулирования?
10. Какие методы для объяснения и определения равновесного уровня производства используют кейнсианцы?
11. Что означает С + I = ВВП и S = I?
12. Что означают понятия «мультипликатор» «простой мультипликатор», «сложный мультипликатор», «мультипликатор инвестиций», «акселератор»?
13. Поясните связь междуформулами: k = 1/MPS и k = 1/(1 - МРС).
14. В чём взаимозависимостьэффектов акселератора и мультипликатора?
15. В чём суть и проявление парадокса бережливости?
16. Возможен ли парадокс бережливости в современной России?
17. Проанализируйте следующие утверждения:«В современной экономике наиболее приемлемой является теория макроэкономического равновесия Дж. Кейнса»; «Закон Ж.Б. Сэя в максимальной степени проявляется в экономике России»; «Марксистская теория общественного воспроизводства используется в практике социалистических стран».
Задачи
1. Определите предельную склонность к потреблению (МРС), если в стране в прошлом году располагаемый доход домохозяйств (Y) составлял 200 000 дол., потребительские расходы (С) – 190 000 дол., а в текущем году эти показатели составили соответственно 225 000 и 210 000 дол.
2. Проследите результат процесса расширенного общественного воспроизводства во втором цикле при m¢ = 100%, неизменности органического строения капитала (4/1) и при следующей исходной схеме:
Средства производства (I подразделение): | 4 000с+ 1 000v+ 1 000m = 6 000 | } = 9 000 |
Предметы потребления (II подразделение): | 1 500с+750v+ 750m = 3 000 |
3. Рассчитайте величину конечного продукта в автомобильной промышленности, если за год выпущено автомобилей на 10 млрд. дол.и на них затрачено сырья и комплектующих на 4 млрд. дол.
4. Заполните две последние колонки данной таблицы.
Предельная склонность к потреблению (МРС) | Предельная склонность к сбережению (MPS) | Величина мультипликатора (kI) |
0,9 | ||
0,8 | ||
0,75 | ||
0,67 | ||
0,5 |
5. Заполните прилагаемую таблицу, указывая взгляды разных экономистов на проблемы макроэкономического равновесия.
Объекты дискуссий | Неоклассики | Неокейнсианцы |
Состояние капиталистической экономики | ||
Процентная ставка | ||
Цены товаров | ||
Заработная плата | ||
Вмешательство государства |
6. Определите мультипликатор автономных расходов (kc) населения страны, если его предельная склонность к потреблению (MPC) равна 0,75.
Вопросы для самопроверки
1. Что такое инвестиции и каковы их источники?
2. Назовите критерии определения форм (видов) инвестиций.
3. Проанализируйте постоянные и переменные факторы, определяющие долю инвестиций в сбережениях населения, их размеры и уровень колебаний.
4. Проанализируйте связь инвестиций с ожидаемой нормой прибыли и ставками банковского процента.
5. Проанализируйте проблемам формирования и использования инвестиций в национальной экономике.
6. В чём причина высокой изменчивости инвестиций?
7. Проанализируйте содержание, основные направления и особенности инвестиционной политики в России.
8. Назовите факторы, противодействующие притоку иностранных инвестиций в экономику России.
9. Назовите возможные пути совершенствования структуры российской экономики в современных условиях.
Задачи
1. Рассчитайте объём чистых инвестиций, если в данном году их общий объём составляет 200 млрд. дол., а начисленная амортизация – 10 млрд. дол.
2. Определите, какое из приведённых соотношений демонстрирует связь валовых и чистых инвестиций: а) валовые инвестиции = чистые инвестиции + амортизация; б) чистые инвестиции = валовые инвестиции + амортизация; в) амортизация = валовые инвестиции + чистые инвестиции; г) амортизация = чистые инвестиции – валовые инвестиции.
И хозяйственная практика
Вопросы для подготовки к занятиям, для обсуждения и дискуссий
1. Долговременная тенденция изменения ВВП (линия тренда). Турбулентность в экономике. Теории экономических циклов, кризисов, технологических укладов и «больших волн» (Н.Д.Кондратьев, Й.Шумпетер).
2. Особенности современных экономических циклов и факторы, их определяющие. Теории антициклического регулирования. Теории Кейнса. «Бег на месте».
3. Модели динамики инфляции и безработицы. Модели Ф.Кейгена, Бруно-Фишера, Сарджента-Уоллеса. Индексы цен Пааше, Ласпейреса и Фишера.
4. Неравновесие на рынке труда. Безработица: содержание, причины, формы, показатели, последствия. Государственнаяполитика занятости и её реализация в России.
5. Взаимосвязь инфляции и безработицы. Кривая Филлипса и её современная интерпретация. Дилемма экономической политики, заложенная в кривой Филлипса.
6. Особенности экономического кризиса конца XX – начала XXI века в России.
Задания для самостоятельной работы
Вопросы для самопроверки
1. Чем отличается экономический цикл от кризиса?
2. В чём причины экономических кризисов и циклов?
3. Назовите формы экономических кризисов и циклов.
4. Чем обусловлены особенности современных кризисов?
5. Чем характеризуются циклы Н.Д. Кондратьева?
6. Почему практическое применение кейнсианской теории антициклического регулирования не приводит к ликвидации кризисов?
7. Что понимается под инфляцией спроса и предложения?
8. Какова связь безработицы, инфляции, экономических циклов и кризисов в современных условиях?
9. Чем объяснить резкое падение реального потребления россиян в 1990-е годы при увеличении их доли в ВВП с 41,4 до 50,4%?
10. Прокомментируйте следующие утверждения:
«Кризис современной российской экономики – объективный и неизбежный процесс командной экономики»; «Экономические циклы возможны и без кризисов»; «Уровень безработицы определяется лишь уровнем циклической безработицы»; «Безработица – проблема не государства, а самих безработных»; «Марксистская теория безработицы устарела»; «Современная экономика России может развиваться без экономических кризисов и циклов».
Задачи
1. Заполните в данной таблице вторую колонку.
Название цикла | Длина цикла | Главнее особенности цикла |
Китчина | Колебание величины запасов, ВВП, инфляции, занятости | |
Жугляра | Колебание величины инвестиций, ВВП, инфляции, занятости | |
Кузнеца | Колебание величины дохода, иммиграции, жилищного строительства, совокупного спроса | |
Кондратьева | Технический прогресс, структурные изменения | |
Форрестера | Изменения применяемой энергии и материалов | |
Тоффлера | Развитие цивилизаций |
2. Определите уровень инфляции, если за год номинальный ВВП вырос на 11%, а реальный ВВП – на 4%.
3. Рассчитайте уровень безработицы, если в стране численность населения 200 млн. человек, трудоспособных – 125 млн. человек, занятых – 90 млн. человек, безработных – 10 млн. человек.
Тема 18. Теории экономического роста и развития:
Вопросы для самопроверки
1. В чём суть понятия «экономический рост»?
2. Проанализируйте типы и факторы экономического роста.
3. Что означает экономический рост без развития?
4. Что понимается под новым качеством экономического роста?
5. В чём суть структурной политики государства?
6. Назовите основные направления структурной политики в России.
Задачи
1. Определите, какие из данных показателей изменений предельной склонности к потреблению домохозяйств не способствуют экономическому росту: а) с 0,7 до 0,8; б) с 0,9 до 0,8; в) с 0,9 до 0,75; г) с 0,75 до 0,9.
2. Определите соответствие между терминами и их содержанием.
Термины: а) экономический рост; б) экстенсивный тип экономического роста; в) факторы экономического роста; г) темп прироста ВВП.
Содержание терминов: 1) использование большого количества факторов производства при сохранении его прежней технологической основы; 2) определяется отношением ВВПt текущего года за минусом ВВПt-1 предыдущего года к ВВПt-1 предыдущего года, умноженная на 100; 3) долговременная тенденция к увеличению реального объёма производства; 4) те явления и процессы, которые определяют возможности увеличения реального объёма производства.
3. На какую минимальную величину в целях стимулирования экономического роста правительство должно увеличить государственные закупки при повышении налога на 10%?
4. Прокомментируйте следующие утверждения:
«Экономика России должна развиваться только интенсивно»; «Рост уровня жизни невозможен без роста ВВП»; «Сегодня в России невозможен новый тип экономического роста»; «В отдельные периоды возможен неэффективный экономический рост»; «России необходима японская модель экономической структуры и экономической политики».
Вопросы для самопроверки
1. Чем различаются ставка процента и норма процента?
2. Проанализируйте факторы изменчивости ставки и нормы процента.
3. Что такое предпринимательский доход?
4. Чем отличается ссуда от кредита?
5. Проанализируйте принципы и функции кредита.
6. Что означает денежный агрегат?
7. Чем отличается денежный рынок от рынка капиталов?
8. От чего зависит спрос на деньги для сделок и для активов?
9. Как устанавливается равновесие на денежном рынке?
10. Что может входить в портфель активов современного российского студента?
11. Что представляет собой банковская система государства?
12. В чём особенности Федеральной резервной системы США?
13. Охарактеризуйте структуру управления и функции Банка России.
14. В чём суть трёх основных видов операций банков?
15. Назовите основные формы забалансовых операций банков.
16. Чем отличается чистая прибыль банка от её нормы?
17. Назовите тенденции развития мировой банковской системы.
18. Что понимают специалисты МВФ и Всемирного банка под «финансовыми стервятниками»?
19. В чём особенности банковской системы России?
20. В чём суть монетаристской политики государства?
21. Охарактеризуйте общие и селективные методы кредитно-денежной политики государства.
22. Назовите формы проведения политики «дорогих» и «дешёвых» денег.
23. В чём суть денежного мультипликатора?
24. В чём суть дисконтной политики и дисконтирования затрат?
25. Охарактеризуйте модель IS – LM («крест Хикса»).
26. В чём суть «ликвидной ловушка» и «инвестиционной ловушки»?
27. Назовите основные теории денег и денежно-кредитной политики.
28. В чём суть металлистической и номиналистической теорий денег?
29. Охарактеризуйте основные положения количественной теории денег.
30. В чем суть классической дихотомии и нейтральности денег?
31. В чём суть монетарного (денежного) правила?
32. В чём сходство и различия формул C + I + G + Хn) и MV = PQ?
33. Проанализируйте сходство и различия кейнсианской и монетаристской теорий денег и денежно-кредитной политики.
34. В чём отличие финансов от финансовой системы?
35. Почему деньги сами по себе не являются финансами?
36. Назовите основные объекты, функции и принципы построения финансовой системы.
37. Почему, по Рикардо, сокращение налогов, финансируемое путём государственных займов, не повлияет на богатство индивидов?
38. Чем отличается фискальная политика от финансовой?
39. В чём суть встроенных в экономику стабилизаторов?
40. Чем отличается дискреционная фискальная политика от недискреционной?
41. Прокомментируйте следующие утверждения: «Общество вполне может обходиться без налоговой системы»; «Основным налогом в России должен быть подоходный налог с физических лиц»; «Дефицит госбюджета – всегда плохо»; «Финансовая система – главный рычаг государственного регулирования экономики»; «Государственный долг – всегда плохо»; «Главная проблема России – внешний долг».
Задачи
1. Определите норму ссудного процента в стране, если банк получил годовой доход 10 000 руб. за отданные в ссуду 100 000 руб.
2. Определите реальную ставку процента, если номинальная ставка процента составляет 10% при уровне инфляции в стране 8%.
3. Среди предложенных вариантов найдите тот, который показывает соответствие разницы между «М3» и «М2»: а) «М0 + М1 + М2» - «М0 + М1»; б) «М0 + М2» - «М0 + М1»; в) «М2 + крупные срочные вклады» - («наличные деньги в обращении + чековые вклады + мелкие срочные вклады»); г) «наличные деньги + мелкие срочные вклады» - «М1 + мелкие срочные вклады».
4. Определите процент предпринимательского дохода, если предприниматель взял в ссуду 2 000 дол.под 10% годовых, вложил эти средства в производство сапог и получил на этой основе в конце года 20% прибыли.
5. Найдите ошибки в данной таблице.
Политика центрального банка | «дешёвых» денег | «дорогих» денег |
Денежная эмиссия | Неизменна | Растёт |
Резервная норма | Растёт | Растёт |
Учётная ставка | Растёт | Растёт |
Ценные бумаги государства | Покупаются | Покупаются |
6. Заполните прилагаемую таблицу, указывая альтернативные взгляды кейнсианцев и монетаристов относительно финансовой политики.
№ п/п | Основные характеристики | Кейнсианство | Монетаризм |
Представители | |||
Время возникновения | |||
Оценка фискальной политики | |||
Оценка кредитно-денежной политики | |||
Связи между деньгами и номинальным ВВП | |||
Объект воздействия | |||
Уравнение | |||
Применение в мировой экономике | |||
Внедрение в России |
7. В прилагаемой таблице приведите примеры номинальных и реальных переменных, характеризующих классическую дихотомию.
Экономические характеристики | Примеры |
Номинальныепеременные | |
Реальныепеременные |
8. Установите правильную последовательность результатов снижения учётной ставки процента по кредитам при условии, что равновесие совокупного спроса (AD) и совокупного предложения (AS) соответствует кейнсианскому отрезку совокупного предложения (AS): а) совокупный спрос увеличится; б) реальный объём национального производства возрастёт; в) кривая совокупного спроса (AD) сдвинется вправо: г) уровень цен не изменится.
9. Установите правильную последовательность результатов снижения центробанком нормы обязательных резервов: а) мультипликатор денежного предложения увеличивает денежную массу; б) растёт совокупный спрос; в) возрастают избыточные резервы коммерческих банков для нужд кредитования; г) процентная ставка снижается, инвестиции растут.
10. Определите норму обязательных резервов банка, если его обязательные резервы составляют 25 млн. дол., а депозиты – 200 млн. дол.
11. Определите величину валовой прибыли банка, чистой прибыли банка и норму банковской прибыли за прошедший год, учитывая следующие показатели: собственный капитал банка составлял 60 млн. руб., привлечённый капитал – 250 млн. руб., банк отдал в ссуду 300 млн. руб., взимая с заёмщиков 4% годовых, а выплачивал своим вкладчикам 2% годовых, расходы банка по выполнению кредитных операций и другие административно-хозяйственные расходы составляли 1 млн. руб.
12. Определите количество денег, необходимое для обслуживания товарно-денежного обращения в стране, если сумма цен товаров, находящихся в обращении, составляет 500 млрд. дол., а доллар совершает 50 оборотов в год.
13. Определите сумму, которую рабочий уплатит с дохода в 60 тыс. руб. при прогрессивной ставке налогообложения, если при доходе в 50 тыс. руб. ставка налога составляет 12%, а свыше этой суммы – 20%.
14. Определите сумму налоговых доходов госбюджета, если ВВП равен 500 млрд. дол., ставка налога на доход – 12%, а госдолг – 10 млрд. дол.
15. Определите размер дефицита или профицита госбюджета, если его доходы составляют 900 млрд. дол., расходы на социальные нужды – 400 млрд. дол., государственные закупки товаров и услуг – 350 млрд. дол., проценты по обслуживанию государственного долга – 100 млрд. дол.
Вопросы для самопроверки
1. Что понимается под закрытой и открытой экономикой?
2. Влияет ли развитие экономики России и степень её открытости на конкретные исторические этапы развития мировой экономики? Как?
3. Как определить степень открытости национальной экономики?
4. Назовите элементы структуры современной мировой экономики.
5. В чём сущность и каковы принципы составления платёжного баланса?
6. Зачем в платёжном балансе выделена статья «Ошибки и пропуски»?
7. Как определяется актив или дефицит платёжного баланса?
8. Почему дефицит платёжного баланса США можно признать дефицитом «без слёз», а России – чаще «со слезами»?
9. Чем вызвана необходимость государственного регулирования платёжного баланса? Какие из его форм важнее для России?
10. Чем отличается система валютных курсов от валютной системы?
11. Каковы причины появления европейской валютной системы?
12. Что общего и каковы различия между СДР/SDR, экю и евро?
13. В чём содержание теории паритета покупательной способности?
14. Назовите факторы, определяющие величину валютных курсов.
15. От чего зависит величина реального валютного курса и каковы последствия его изменений для экономики России и всех её субъектов?
16. Почему не все валюты являются свободно конвертируемыми?
17. Назовите и проанализируйте основные причины глобализации.
18. Прокомментируйте следующие утверждения:
«Глобализация возможна без разрушения национального суверенитета государств»; «Чем больше в отдельной стране либерализма, тем меньше у неё суверенитета»; «Основным оператором глобализации является ООН»; «Глобализация сглаживает международные противоречия и упрощает возможности решения глобальных проблем»; «Антиглобалисты – это молодёжь, не нашедшая места в современном демократическом обществе»; «Защита своей экономической безопасности свойственна только беднейшим государствам мира».
Задачи
1. Определите степеньоткрытости экономики страны, если её экспорт равен 50 млрд. дол., импорт – 40 млрд. дол., а ВВП – 1 000 млрд. дол.
2. Определите обменный курс песо страныА к реалу страны Б при паритете покупательной способности в текущемгоду, если в прошлом году равновесный обменный курс составлял 3 песо к 1 реалу, но в текущемгоду в стране А индекс цен составил 200% по сравнению с прошлымгодом, а в стране Б, которая является торговым партнёром страны А, – 100%.
3. Рассчитайте величину форвардной премии (FPm) или дисконта (FDic), если форвардный курс валюты (F) составляет 25 руб./1 дол., спот-курс (S) – 23 руб./1 дол., а время действия контракта (t) – 180 дней.
4. Заполните третью колонку прилагаемой таблицы, отражающей в платёжном балансе операции по дебету и кредиту.
Операции | Кредит (+) | Дебет (-) |
Товары и услуги | экспорт | |
Доходы от инвестиций и оплата труда | полученные | |
Трансферты | полученные | |
Операции с финансовыми активами (долгосрочные и краткосрочные кредиты) | получение кредитов |
Вопросы для самопроверки
1. В чём суть регулирования экономической жизни?
2. Назовите механизмы регулирования экономики России.
3. Назовите внешние механизмы регулирования экономики США.
4. Чем отличается корпоративное регулирование от рыночного?
5. Чем вызвана необходимость ГРЭ?
6. Чем вызываются «провалы» государства?
7. Какие объекты и субъекты ГРЭ являются основными?
8. Что означает «магический четырёхугольник»?
9. Назовите основные цели ГРЭ в современной России.
10. Какими бывают формы и методы ГРЭ?
11. Есть ли в России объекты неизбежного администрирования?
12. Чем отличается планирование от программирования?
13. Проанализируйте пути совершенствования ГРЭ в России.
14. Какую роль в регулировании экономики страны играет ВТО?
15. Назовите положительные и отрицательные последствия присоединения России к ВТО.
16. Назовите и проанализируйте факторы, сдерживающие отрицательные последствия присоединении России к ВТО.
17. Прокомментируйте следующие утверждения:
«Основным регулятором современной экономики является рынок»; «ГРЭ допустимо, но лишь экономическими методами»; «Главный рычаг регулирования экономики России – деньги»; «Государственное планирование – метод лишь административной экономики»; «Правительство России должно максимально уйти от целенаправленного регулирования экономики»; «В России нет объектов для администрирования»; «Международный валютный фонд не может регулировать экономику в России».
Задачи
1. Изобразите схему Л. Вальраса и проследите в ней возможные связи государства с рынками ресурсов, потребительских благ, а также с бизнесом и домохозяйствами.
2. Установите правильную последовательность результатов экспансионистской (стимулирующей) бюджетно-налоговой политики: а) увеличение государственных расходов; б) рост доходов частного сектора; в) рост совокупного спроса; г) рост занятости и объёмов производства.
3. Установите правильную последовательность результатов автоматической бюджетно-налоговой политики в период экономического подъёма: а) рост доходов частного сектора; б) автоматическое увеличение налоговых сборов в бюджет; в) сокращение социальных трансфертов; г) сдерживание экономического роста.
ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ
1. Предмет экономической теории: разные подходы. Особенности и значение микро- и макроэкономика продвинутого уровня. Экономическая политика.
7. Теории кономических ресурсов, производительных сил и факторов производства. Граница и кривая производственных возможностей. Парето́-эффективность.
2. Экономичес<