Цель и выбор темы контрольнойработы
Санкт-Петербург
УДК -----------
ББК -----------
Г--------
Рассмотрено и рекомендовано к изданию Методическим советом
Института Экономики, менеджмента и информационных технологий
(протокол № ____ от 29 сентября 2016 г.)
Составитель:
доктор экономических наук, профессор О.В. Бургонов
к.э.н, доцент Филимонова Е.Г.
Рецензент:
доктор экономических наук, профессор кафедры международных финансов и бухгалтерского учетаИвлева Е.С.
Э-64 Экономическая теория: методические указания по выполнению контрольных работ для студентов заочной формы обучения / сост. О.В. Бургонов,Е.Г. Филимонова; С.-Петерб. ун-т технол. упр. и экон. — СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского университета технологий управления и экономики, 2017. — 25 с.
ISBN 978-5-----------------------------
Методические указания по выполнению контрольных работ для студентов заочной формы обучения предназначены для студентов высших учебных заведений (бакалавров), обучающихся по направлению 38.03.02 «Менеджмент»
УДК ----------
ББК -----------
ISBN 978-5----------------------------- © Бургонов О.В., Филимонова Е.Г., составление, 2017
© СПбУТУиЭ, 2017
СОДЕРЖАНИЕ
Введение | |
1. Общие положения | |
2. Порядок выполнения контрольной работы | |
3. Рекомендации по содержанию контрольной работы | |
4. Требования по оформлению контрольной работы | |
5. Защита контрольной работы | |
6. Задания контрольных работ | |
7. Рекомендуемая литература | |
Приложение 1. Титульный лист контрольной работы | |
Приложение 2. Оформление оглавления контрольной работы |
ВВЕДЕНИЕ
Целью освоения дисциплины «Экономическая теория» является формирование студентом компетенций в экономической области знаний; развитие умения применять полученные знания в профессиональной деятельности в условиях глобализации мировой экономики, навыков анализа и оценки быстро меняющейся конъюнктуры рынков с целью принятия оптимальных управленческих решений.
Задачами курса являются:
• развитие экономического мышления, изучение принципов функционирования рынков, закономерностей экономических процессов;
• формирование представлений о поведении потребителей и производителей, изучение причин и последствий нарушения равновесного ценообразования;
• ознакомление с методами государственной экономической политики, оценки ее эффективности;
• развитие умений самостоятельно оценивать конъюнктуру рынков на основе имеющихся экономических показателей, прогнозировать развитие ситуации;
• формирование навыков принятия управленческих решений в условиях усиления взаимозависимости национальных экономик.
В данном методическом пособии рассматривается процесс выполнения и оформления контрольных работ по экономике. Приводится тематика контрольныхработ, список рекомендуемой основной и дополнительной литературы.
Учебное пособие предназначено для студентов заочного отделения, изучающих экономику. Призвано оказать методическую помощь по подготовке контрольныхработ.
Общие положения
Контрольнаяработа выполняется бакалаврами в соответствии с учебным планом.
Написание контрольнойработы - важнейший элемент учебного процесса, имеющий целью более углубленное изучение курса экономики и приобретение бакалаврами навыков самостоятельного научного исследования.
Работа выполняется бакалаврами во внеаудиторное время по одной из тем экономики, указанной в тематике контрольных работ.
Контрольная работа должна представлять собой законченную разработку актуального вопроса экономики и включать в себя как теоретическую часть, где бакалавр должен продемонстрировать знания теории экономики по разрабатываемой теме, так и методическую часть, в которой необходимо показать умение использовать методы экономического анализа для решения поставленных в контрольнойработе задач.
Рекомендации по содержанию контрольной работы
Опираясь на собранный материал, студент, прежде всего, составляет план теоретических вопросов контрольной работы. Вопросы плана должны быть логически взаимосвязаны. Это позволит создать продуманную структуру ответа на вопрос, наиболее отвечающую выбранной теме. Важно не перегружать план большим количеством мелких вопросов. Наиболее оптимальным можно считать такой план, который состоит из введения, заключения, основного содержания, которые могут включать по два-три параграфа. Вопросы плана не должны повторять название темы.
Необходимо внимательно выбирать, отрабатывать и систематизировать весь материал. В процессе работы план может изменяться в связи с уточнением или более полным освоением материала.
Контрольнаяработа по дисциплине «Экономическая теория» должна иметь следующую структуру:
1. Титульный лист.
2.Оглавление.
3. Основная часть контрольной работы, состоящая из ответов на теоретические вопросы и решение задач.
Количество страниц в работе 25-30.
Ответы на теоретические вопросыконтрольной работы должны состоять из введения, трех разделов, каждый из которых подразделяется на параграфы, заключения, приложений, списка использованной литературы.
Введение.
Во введении на 2-3 страницах обосновывается актуальность темы, формируются цель и задачи исследования, определяются объект и предмет исследования, отражается уровень теоретической разработки проблемы, а также используемые методы анализа и информационная база контрольной работы.
Содержание первого раздела носит теоретико-методологический характер. В этой части контрольной работы, как правило:
§ производится критический обзор современного состояния и освещения исследуемой проблемы в литературных источниках;
§ обобщаются и оцениваются точки зрения различных авторов по этой проблеме;
§ приводятся используемые в работе методы решения намеченных исследовательских задач;
§ изучается сущность используемых технологий, его генезис, эволюция, виды, классификации.
Первый раздел должен быть посвящен изучению теории вопроса. Здесь раскрываются основные характеристики предмета исследования, дается описание технологического процесса, обзор литературы, анализ статистических данных и обобщение подходов. В одном из параграфов первого раздела рекомендуется рассмотрение передового отечественного и зарубежного опыта, а также специфики изучаемого процесса (явления) в конкретных условиях места и времени.
Выполненный на высоком уровне первый раздел должен обладать следующими характеристиками:
§ глубокий анализ понятий и категорий, необходимых для раскрытия темы работы;
§ анализ подходов различных авторов к рассматриваемым вопросам;
§ группировка и обобщение рассматриваемых подходов;
§ соответствие структуры и содержания раздела теме и выводам по разделу в целом.
Анализ должен проводиться либо на примере реального субъекта хозяйствования, либо с использованием статистической информации о состоянии исследуемого явления в России (в сравнении с другими странами).
Положительным моментом при проведении анализа является использование информации, полученной в ходе самостоятельного исследования, применение экономико-математических методов и эконометрических моделей, оценка эффективности конкретных действий, программ и мероприятий.
Ответ на вопрос должен обладать следующими характеристиками:
§ глубокая характеристика объекта исследования и выявление характеристик, значимых с точки зрения предмета исследования;
§ наличие грамотно составленной методической части исследования, в том числе программы исследования, характеристики используемой статистической или иной информации с указанием ее источников и степени достоверности, описания используемых моделей и прочее;
§ глубокий анализ полученных результатов, предполагающий выявление взаимосвязей, оценку силы влияния факторов, расчет зависимостей и прочее;
§ наличие выводов по разделу в целом.
В конце ответа на вопрос на основании оценки состояния исследуемого процесса, данной во втором разделе работы, выявляются основные тенденции и проблемы развития, динамика их изменения, формируются прогнозные оценки будущего состояния исследуемых процессов, определяются возможные пути разрешения выявленных в ходе анализа проблем их развития. Предлагаются рекомендации и конкретные практические решения, направленные на совершенствование изучаемых технологических процессов. Рекомендации должны быть конкретными и вытекать из результатов предыдущего анализа.
Выполненный на высоком уровне анализ должен обладать следующими характеристиками:
§ наличие самостоятельно разработанных рекомендаций;
§ связь предлагаемых рекомендаций с результатами предшествующего анализа;
§ конкретность рекомендаций;
§ экономическая обоснованность предлагаемых рекомендаций. Все разделы и параграфы контрольной работы должны быть логически увязаны между собой так, что каждый предыдущий раздел, параграф создает методологическую основу для исследований, намечаемых в последующих разделах, параграфах.
Заключение.
В разделе «Заключение» кратко, но аргументировано излагаются основные выводы, полученные в ходе анализа состояния отрасли, проблемы, и предложения, направленные на совершенствование существующей практики, а также дается объективная, научно-обоснованная оценка полученных результатов.
Здесь логически последовательно излагаются теоретические и практические выводы и предложения, к которым пришел студент в результате исследования. Они должны быть краткими и четкими, дающими полное представление о содержании, значимости, обоснованности и эффективности разработок. Пишутся они тезисно, по пунктам.
Приложения.
В приложении следует помещать промежуточные расчеты, вспомогательные таблицы, методики, инструкции, заполненные формы отчетности или другие документы, непосредственно касающиеся темы контрольнойработы. В приложениях помещаются вспомогательные материалы (схемы, таблицы, алгоритмы и др.) и промежуточные результаты.
Заголовки
Тест должен быть последовательно структурирован (разбит на разделы, главы, параграфы и пр.), структура отражена в иерархии заголовков 1-го, 2-го, 3-го и т. д. уровней:
Раздел I. Общая экономическая теория
Глава 1. Общая экономическая теория в системе экономического знания
1.1. Развитие экономической теории в России и за рубежом
1.2. Предмет и метод экономической теории
1.2.1. Формирование политической экономии как науки
1.2.1.1. Теория и практика рыночной организации производства
……………………………………
В случае выделения полужирным либо курсивным начертанием или набора гарнитурой, отличной от гарнитуры основного текста, заголовки одного уровня следует оформлять единообразно.
Подзаголовки низких уровней, встречающиеся в отдельных частях текста, могут не нумероваться. Однако их следует также единообразно оформлять и отделять вместе с текстом, к которому они относятся, от предшествующего и последующего текста межстрочным интервалом.
Если в конце каких-либо разделов выделяется подраздел «Выводы», он должен быть введен для всех соответствующих разделов. (Если выводы есть в конце гл. 1, они должны иметься в конце гл. 2, 3 и т. д. Если есть выводы в конце параграфа1.3, они должны быть в конце параграфов 1.1, 1.2, 2.1… либо, соответственно, удалены везде.)
Заголовкамследует присвоить соответствующие стили — Заголовок 1, Заголовок 2 и т. д. Окно группы стилей вызывается: вкладка «Главная» — группа «Стили» — маленькая стрелка в нижнем правом углу.
После присвоения заголовкам соответствующих стилей можно видеть структуру текста: вкладка «Вид» — группа «Показать или скрыть» — включить опцию «Схема документа»:
Лишние элементы, попавшие в схему документа, должны быть удалены путем назначения им других стилей (обычно «Основного» — см. ниже).
Из схемы документа далее программными средствами создается оглавление:
Текст
Текст набирается гарнитурой NewTimesRoman и 12 кеглем, с абзацным отступом 1,25, межстрочный интервал одинарный. Поля: левое – 3 см., правое – 1,5 см., верхнее, нижнее – 2 см. Выравнивание: по ширине.
Выделения в тексте: курсивным и полужирным начертанием. При большом количестве выделений допускается полужирное курсивное начертание. Выделение подчеркиванием не допускается.
При необходимости дать прописными буквами слова и предложения используются программные средства MSWord 2007: вкладка «Главная» — кнопка «Аа»:
Прописными буквами слова и предложения не набираются!
Стили
Основному тексту рукописи должен быть присвоен единый стиль (в указанном окне группы стилей чаще всего это «Обычный», «Обычный текст», «Основной текст»). Если автор хочет создать разные стили для разных частей текста — например, выделять отдельные части, содержащие важные положения, или маркированные либо нумерованные списки, подрисуночные подписи и пр., следует создать отдельный стиль (выделить оформленный фрагмент, в окне группы стилей нажать левую нижнюю кнопку «Создать стиль», присвоить стилю название).
Из текста должны быть удалены все неиспользуемые и лишние стили. Для этого в указанном окне группы стилей на все отображенные стили последовательнонаводится курсор, нажимается возникающая справа кнопка с галочкой.Если имеется строка «Выделить все вхождения»,следует нажать на нее и проверить, каким частям текста присвоен данный стиль (например, это может быть нижний индекс символов по всему тексту, сноски, а могут оказаться просто набранные более мелким кеглем отдельные слова). Если его можно без ущерба заменить на основной стиль текста либо созданный автором стиль, следует еще раз выделить все вхождения и удалить стиль. Обычно он заменяется при этом на основной.
Если стиль в тексте не встречается вообще, следует просто нажать «удалить».
Списки
Маркировка и нумерация списков осуществляются не вручную, а программными средствами MSWord: вкладка «Главная», группа «Абзац» две кнопки команд слева вверху.
В случае сложных многоуровневых списков предпочтительна структурная последовательность:
I. Классификация финансовой устойчивости организации.
1. Типы финансовой устойчивости:
1) абсолютная устойчивость финансового состояния;
2) нормальная устойчивость финансового состояния;
3) неустойчивое финансовое состояние:
нарушение платежеспособности, при которомсохраняется возможность восстановлении;
кризисное финансовое состояние.
При нумерации после прописной буквы и римской цифры в начале пункта списка ставится точка:
А. Обобщающим показателем финансовой устойчивости является излишек или недостаток источников средств для формирования запасов.
I. Снижение уровня запасов — происходит путем постановки системы планирования остатков запасов, а также в результате реализации неиспользованных товарно-материальных ценностей.
После скобки используется только строчная буква:
Достоинства метода заключаются в том, что с его помощью можно:
1) показывать основные источники притока и направления оттока денежных средств;
2) делать оперативные выводы относительно достаточности средств для платежей по текущим обязательствам.
В тексте, в перечислениях, списках после точки с запятой ставится строчная буква.
Пробелы
В тексте должны быть удалены двойные, тройные и т. д. пробелы.
Между разрядами в числах следует вставлять неразрывный пробел.
Абзацный отступ устанавливается не пробелами и не табуляцией, а либо введением числового значения в окне группы «Абзац» вкладки «Главная» (нажать кнопку со стрелочкой в нижнем правом углу группы), либо перемещением верхнего левого маркера отступов на горизонтальной линейке вверху страницы.
Инициалы, сокращения типа «т. е.» разделяются пробелом.
Единообразие оформления
Инициалы приводятся либо до, либо после фамилии, но единообразно по всему тексту.
Названия валют: руб., долл. (долл. США), евро. Знаки $, ? в русскоязычных текстах не используются.
Разряды числе отделяются неразрывными пробелами: 100 000 руб. либо запятой: 143,56 тыс. руб., но не точкой.
Числовой промежуток «от–до» обозначается коротким тире: 12–13 сентября 2015 г.
Сокращения
Единицы измерения: века — в., вв., года — г., гг.; метры — м, километры — км; квадратный метр — м2, кубический метр — м3; грамм — г, килограмм — кг, тонна — т; тысяч — тыс., миллионов — млн, миллиардов — млрд, триллионов — трлн.
Прочие: абзац — абз., подпункт — пп., пункт — п., часть — ч., статья — ст.
Кавычки — «елочки».
Вместо «ё» используется «е» кроме случаев имен собственных (фамилий, географических названий).
Проценты, градусы при числовом значении обозначаются знаками: 15%, 23°,23° с. ш., 23 °С. Но: повысился на несколько градусов, на несколько процентных пунктов.
Гиперссылки (бывают выделены подчеркиванием, цветом)удалять через правую кнопку мыши — «Удалить гиперссылку».
Таблицы и рисунки
Таблицы и рисунки должны иметь либо сквозную нумерацию (1–…), либо по разделам (1.1.1–…). Автору необходимо проверить правильность нумерации рисунков и таблиц.
Каждая таблица и рисунок должны иметь название. На все рисунки и таблицы должны быть ссылки в тексте.
Таблицы
Не следует использовать цветные заливки таблиц, отдельных строк и ячеек.
Автору следует учитывать, что пространные таблицы, умещающиеся в рукописи на странице формата А4 со значительным уменьшением кегля либо продолжающиеся на нескольких страницах, при верстке затруднительно разместить на странице формата А5 с соблюдением издательских правил и норм. Их приходится расчленять горизонтально и вертикально, ухудшая визуальное представление и восприятие читателем. Поэтому пространные таблицы по возможности следует разделять на две и более, часть данных представлять в списочном виде.
Рисунки
Созданные средствами MSWord рисунки и схемы должны быть сгруппированы, линии и стрелки проведены ровно от и до границ соответствующих объектов.Рисунки должны сохранять возможность разруппировки и редактирования их элементов и надписей.
Созданные средствами MSExcel графики и диаграммы также должны сохранять возможность редактирования. Помимо вставки на соответствующее место в текст их следует приложить к рукописи отдельным файлом(-ами) в формате Excel на случай, если вставленные в текст рисунки утратят возможность редактирования. Файлы Excel либо страницы/рисунки в одном файле следует пронумеровать соответствующим образом, дать названия.
При создании рисунков средствами MSOfficeне следует использовать цветные заливки элементов и различные цвета линий и рамок. Выразительные на экране, при черно-белой печати такие рисунки предстают излишне темными, а все богатство красок превращается в нечеткие линии и фигуры различных оттенков серого цвета.
Формулы
Простые — не содержащие дробей, специальных математических символов — формулы следует набирать в основном тексте рукописи средствами формульного редактора MSOffice — Microsoft Equation.
Библиографический аппарат
Работа снабжается единым библиографическим списком, размещаемым в конце текста после заключения либо последней главы (раздела).
Порядок списка алфавитный. Один источник приводится в списке один раз.
Возможно структурирование списка по видам источников: законодательные и нормативные документы; научные работы (монографии, статьи); справочная и учебная литература; источники на иностранных языках; на иных принципах. Обязательными являются сквозная нумерация и алфавитное расположение источников внутри подраздела библиографического списка. Первым словом в названии источника является фамилия автора (первого автора), первое слово названия работы. Для иностранных источников (переводных и на языке создания) следует точно выяснить, что является именем и что — фамилией автора.
Исправление некорректной последовательности источников влечет изменение нумерации ссылок в тексте, осуществляемой автором(-ами).
Ссылки на источники даются в тексте в квадратных скобках с указанием номера источник и, при необходимости, страницы, диапазона страниц:
Анализ механизма функционирования экономики региона, его отдельных элементов и существующих между ними взаимосвязей применяется для изучения и формирования представлений экономистов и управленцев о структуре экономического пространства. К настоящему времени накоплен обширный и разнообразный аналитический инструментарий изучения региональной экономики, который условно может быть разделен на две группы [67; 90; 93, с. 14–21].
В библиографическом списке необходимо либо привести для всех непериодических изданийих объем в страницах, либо снять.
Для статей в периодических изданиях и сборниках указание промежутка страниц в общем издании обязательно:
25. Вякина И. В., Александров Г. А., Скворцова Г. Г. Инвестиционный климат региона: сущность и составляющие системы // Российское предпринимательство. 2012. № 16. С. 98–103.
31. Кирюхин В. В. Инвестиционный риск в анализе инвестиционной привлекательности // Проблемы современной экономики: сб. ст. М.: Наука, 2013. С. 68–75.
Для газетных публикаций страницы можно не приводить:
45. Иванов Г. Городское хозяйство: вчера, сегодня, завтра // Деловой Петербург. 2014. 17 июля.
Пример оформления библиографического списка
1. Абрамова С. Российские холдинги: новые эмпирические свидетельства // Вопросы экономики. 2013. № 1. С. 98–111.
2. Авдеева С. Б. Бизнес-группы в корпоративном секторе России: сложившиеся представления и новые данные [Электронный ресурс] // Модернизация экономики и государство: материалы VII Междунар. науч.-практ. конф. (Москва, 4–6 апреля 2013 г.). URL: http://d1.hse.ru/org/ hse/conf-april_ru/2013 (дата обращения: 17.02.2015).
3. Административные барьеры: сб. ст. / под общ. ред. А. В. Нечипоренко. М.: Экономика, 2011. 236 с.
4. Алиева Ф. А. Современный мировой финансовый кризис // Специалисты АПК нового поколения (экономические науки): сб. науч. тр. Всерос. науч.-практ. конф. / под науч. ред. Е. Б. Дудниковой. Саратов: БФИ, 2015. С. 3–5.
5. Алтухов Б. И. Бизнес-группы в период экономического подъема (1999–2003) и их роль в развитии предприятий по материалам опросов и интервью // Конкурентоспособность и модернизация экономики: материалы V Междунар. науч.-практ. конф. (Москва, 6–8 апреля 2014 г.). М.: Изд-во РГГУ, 2014. С. 75–79.
6. Аникушин Е.Ф. Международные финансы. М.: Ин-т экон. РАН, 2010. 368 с.
7. Акулов В.Б., Рудаков М.Н. Теория организации: учеб. пособие для вузов. Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2012, 256 с.
8. Аношкина Е.Л. Регионосозидание как институционально-экономическая форма развития России в условиях глобализации: автореф. дис. … д-ра экон. наук. СПб., 2011. 48 с.
……………
17. Об организации страхового дела в Российской Федерации: Федеральный закон РФ от 27 ноября 1992 г. № 401-ФЗ(ред. от 28.12.2013 № 410-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2013. 29 декабря.
Приложения
Размещаются после библиографического списка в порядке ссылок на них в тексте работы.
Защита контрольной работы
Представленная на кафедру Контрольная работа, регистрируется на кафедре и получает предварительную оценку в виде устной рецензии преподавателя.
В рецензии дается общая характеристика работы, определяется степень самостоятельности ее исполнения. Кроме того, указываются положительные стороны работы и анализируются ее недостатки по структуре и содержанию. Преподаватель отмечает, выполнены ли требования по оформлению контрольной работы. В рецензии также приводятся рекомендации по устранению замечаний, и отмечается, допускается ли работа к защите.
При получении от преподавателя проверенной контрольной работы студенту следует внимательно прочитать рецензию, ознакомиться с замечаниями и проанализировать отмеченные в работе ошибки. Руководствуясь указаниями преподавателя, необходимо еще раз проработать учебный материал.
Практика рецензирования контрольных работ позволяет обобщить наиболее типичные недостатки:
1. Наличие значительного количества устаревшего материала, формулировок, отсутствие связи с практикой, анализа и обобщения фактического и статистического материала, особенно по России.
2. Отсутствие тех или иных обязательных элементов контрольной работы, например, отсутствие плана или введения, заключения и др.
3. Неправильное оформление работы: нет нумерации страниц, не выделены в тексте работы пункты плана. Часто допускаются ошибки при оформлении списка литературы и сносок.
4. Неудачный выбор формы изложения материала, чрезмерная перегруженность цитатами, цифрами без должного анализа, либо их полное отсутствие, наличие листов текста, переписанных с учебников, монографий, журналов.
5. Не допускается прямое переписывание контрольных работ из системы «Интернет». Подобные работы возвращаются студенту с оценкой «один». При появлении двух одинаковых или схожих работ, обе получают оценку «один».
В случае если преподаватель обнаруживает в работе серьезные ошибки и недостатки, то она вместе с рецензией возвращается студенту для полной или частичной доработки.
Если работа не допущена к защите, то рекомендуется переработать ее с учетом замечаний преподавателя и вторично сдать на рецензию.
Предельный срок сдачи контрольной или контрольной работы на кафедру не позднее месяца до начала экзамена.
Заключительный этап в выполнении контрольной работы – защита. Основой для подготовки и защиты контрольной работы является рецензия руководителя. Она, как правило, состоит из трех частей: краткой характеристики положительных сторон работы, подробного анализа недостатков и ошибок как в содержании, так и в оформлении, выводов и оценки результатов проверки задач.
Главное назначение рецензии - оказать помощь студенту в самостоятельной работе над курсом макроэкономики, дать конкретные советы по устранению недочетов. Студенту следует внимательно прочесть рецензию, чтобы обдумать все замечания по содержанию и оформлению работы, стилю, грамотности изложения, ознакомится с записями на полях работы.
В рецензии на контрольную работу может не содержаться окончательной оценки. Предварительная оценка дается в форме вывода «Работа допускается к защите» или «Работа не допускается к защите». Окончательная же оценка дается по результатам защиты. Защита контрольной работы проводится до экзамена / зачета.
На защите студент должен раскрыть основное содержание работы, обосновать свою точку зрения по теме, а также ответить на замечания рецензента. После этого выносится окончательная оценка контрольной работы. По итогам защиты выставляются оценки: «зачет» или «не зачет» с учетом содержания работы и результатов защиты.
Оценку «Зачет» получают те работы, в которых содержатся элементы научного творчества, делаются самостоятельные выводы, дается аргументированная критика и самостоятельный анализ фактического материала на основе глубоких знаний экономической литературы по данной теме, в работе полно и всесторонне освещаются вопросы темы, но нет должной степени творчества.
«Не зачитываются» работы в том случае, когда студент неправильно ответил на вопросы, не может ответить на замечания рецензента, не владеет материалом работы, не в состоянии дать объяснения выводам и теоретическим положениям по данной проблеме. В этом случае работа не зачитывается и студенту предстоит повторная защита.
Защита контрольных работ - это подведение итогов самостоятельной работы студента. В результате он получает право допуска к экзамену /зачету по дисциплине.
Лучшие контрольные работы могут быть рекомендованы на конкурс студенческих научных работ, использованы для выступления на студенческих конференциях, а также в качестве раздела для написания ВКР.
После защиты, Контрольная работа сдается на кафедру.
6. Заданияконтрольных работ:
Задание 1
1. Основные направления и школы экономической мысли.
2. Факторы производства. Распределение ресурсов в рыночной экономике.
3. Инвестиционный спрос в национальной экономике описывается: I = 1000 – 5000r, а потребительские расходы: С = 100 + 0,7Y. Реальная процентная ставка (r) равна 10%. Уровень цен постоянен. Определите:
a) объем инвестиций;
b) равновесный объем национального дохода;
c) темп прироста равновесного объема национального дохода при снижении процентной ставки до 4%.
Задание 2
1. Предмет и метод экономической теории. Макроэкономика и микроэкономика.
2. Совокупный спрос и совокупное предложение.
3. Зависимость между величиной национального дохода и объемом потребления домашних хозяйств задана следующей таблицей:
Y | ||||
C |
Определить:
а) алгебраический вид кейнсианской функции потребления;
б) при каком доходе сбережения равны нулю?
Задание 3
1. Потребности и ресурсы общества, их особенности. Проблемы выбора. Ограниченность ресурсов.
2. Фискальная политика: сущность, инструменты.
3. В отчетном году результаты развития страны отразились в макроэкономических показателях (см. табл.). Найти чистый валовой продукт (ЧВП), национальный доход (НД), личный доход (ЛД) и располагаемый доход (РД).
ВВП | |
амортизационные отчисления | |
косвенные налоги | |
личные трансферты | |
взносы на социальное страхование | |
налоги на прибыль | |
нераспределенная прибыль | |
индивидуальные налоги |
Задание 4
1. Рынок: условия возникновения, функции, структура, инфраструктура.
2. Сущность, показатели и факторы экономического роста.
3. Рыночная корзина состоит из 3 кг муки и 2 кг яблок. Начальная цена муки равна 8 руб./кг, яблок - 10 руб./кг. Цена муки не изменилась. Найти величину индекса потребительских цен (дефлятора), отражающего степень развития инфляционных процессов, если цена яблок выросла на 60 %.
Задание 5
1. Роль государства в рыночной экономике.
2. Безработица: сущность, причины, формы. Последствия безработицы. Государственное регулирование занятости. Взаимосвязь инфляции и безработицы. Кривая Филлипса.
3. Реальный ВНП 1995 года составил 2400 млрд ден. ед. Номинальный ВНП 1996 года равен 2250 млрд ден. ед., а дефлятор ВНП - 0,9. Определите темп экономического роста и фазу цикла.
Задание 6
1. Рыночный спрос: объем спроса, функция и кривая спроса.
2. Инфляция: сущность, причины возникновения. Инфляция спроса и издержек. Виды инфляции. Социально-экономические последствия инфляции. Антиинфляционная политика государства
3. Уровень безработицы в текущем году (U) составил 7 %, а реальный ВНП (Y) - 800 млрд руб. Естественный уровень безработицы (U*) - 6%. Определите величину потенциального ВНП (Y*), если коэффициент Оукена (β) равен 3.
Задание 7
1.Рыночное предложение: объем, функция и кривая предложения.
2. Циклическое развитие. Понятие и виды циклов.
3.Пусть ВВП равен 480 млрд.р., валовые инвестиции – 80 млрд.р., чистые инвестиции – 30 млрд.р., объем потребления домашних хозяйств – 300 млрд.р., государственные расходы – 96 млрд.р. Определите ЧВП и чистый экспорт.
Если бы импорт вырос на 40 %, как изменился бы размер ВВП?
Задание 8.
1. Сущность рыночного равновесия.
2. Потребление и сбережение. Предельная склонность к потреблению и сбережению.
3. Номинальная процентная ставка постоянна и составляет 10% годовых. Ожидаемый годовой темп инфляции 8 %.
Определите реальную стоимость срочного вклада на сумму 3 млн. руб.:
а) через 1 год; б) через 3 года.
Задание 9.
1.Эластичность спроса и предложения. Показатели эластичности.
2. ВНП и ВВП: способы измерения. Номинальный, реальный и потенциальный ВНП (ВВП).
3.В отчетном году результаты развития страны отразились в макроэкономических показателях (см. табл.). Найти чистый валовой продукт (ЧВП), национальный доход (НД), личный доход (ЛД) и располагаемый доход (РД).
ВВП | |
амортизационные отчисления | |
косвенные налоги | |
личные трансферты | |
взносы на социальное страхование | |
налоги на прибыль | |
нераспределенная прибыль | |
индивидуальные налоги |
Задание 10
1. Совершенная конкуренция: понятие, признаки.
2. Характеристика макроэкономических показателей.
3. ВВП составил 638 861 млрд. р., С – 247 082 млрд. р., G – 134 976, 4 млрд. р., Nx – 27 868 млрд. р.
Задание 11
1. Формы несовершенной конкуренции.
2. Цели и инструменты макроэкономической политики.Денежно-кредитная политика: сущность, инструменты.
3. Каков размер инвестиций? Экспорт составляет 169 534 млрд. р. Каков размер импорта? Если бы экспорт сократился на 20 %, как изменился бы размер ВВП?
Задание 12
1. Фирма: выручка и прибыль, экономические потери.
2. Рынок капиталов. Ссудный процент. Взаимосвязь процентной ставки и инвестиций.
3. Определите характер взаимосвязи товаров, если при цене товара А, равной 150р., объем спроса на товар В составляет 30 тыс.ед., и при цене товара А, равной 250р., объем спроса на товар В снижается до 20 тыс.ед.
Задание 13
1. Издержки производства и обращения: понятия, виды.
2. Рынок земли. Экономическая рента.
3. Функция спроса населения на данный товарQd = 15 – 2P. Функция предложения данного товара Qs = -10 + 3P, где QdиQs- соответственно объем спроса и объем предложения в млн. шт. в год, Р – цена в тыс. рублей. Определить равновесную цену и равновесный объем продаж.Решить задачу графическим и математическим способами.
Задание 14
1. Средние и предельные издержки.
2. Рынок труда. Номинальная и реальная заработная плата.
3. В результате повышения цены на товар с 10 до 12 р. объем спроса сокращается с 8 до 6 тыс. шт. Определите тип и коэффициент эластичности спроса по цене.
Задание 15
1. Интеграционные процессы в мировой экономике. Платежный баланс. Валютный курс и валютная политика.
2. Финансовая система: сущность и структура. Государственные расходы и налоги. Бюджетный дефицит и государственный долг.
3. Функция спроса населения на данный товарQd = 10 – P. Функция предложения данного товара Qs = -5 + 2P, где QdиQs- соответственно объем спроса и объем предложения в млн. шт. в год, Р – цена в тыс. рублей. Определить равновесную цену и равновесный объем продаж.Решить задачу графическим и математическим способами.
&nbs