Сущность спроса и его виды. Закон спроса
Термин «спрос» выражает желание и способность покупателя приобрести тот или иной товар, поэтому под спросом всегда поминается платежеспособная потребность.
Изменение спроса отражается в законе спроса. В наиболее доступной форме закон спроса можно сформулировать следующим образом: при высоких ценах спрос на данный товар будет сокращаться по сравнению с низкими ценами, но при прочих равных условиях. Или при низких ценах спрос будет расти по сравнению с высокими ценами на этот же товар, но опять-таки «при прочих равных условиях».
Таким образом, закон спроса говорит о том, что объем спроса на любой товар обратно пропорционален цене спроса на данный товар при прочих равных условиях.
Фраза «при прочих равных условиях» является интегральной частью закона спроса. Цена на данный товар не представляет собой единственного фактора, который определяет, как много этого продукта желает приобрести покупатель. Имеются и другие факторы, влияющие на количество приобретаемого товара, – доходы потребителей, цены других товаров и услуг, ожидаемые цены товаров в будущих периодах, вкусы потребителей и т. д.
Зависимость объема спроса от определяющих его факторов называется функцией спроса. Эта функция является наиболее важным инструментом экономического анализа. Она может задаваться тремя способами: табличным; графическим; аналитическим (Q = P-2).
Q= 2 4 6
P= 4 6 8
В табличной форме (табл. 4.1) фиксируются отношения между альтернативными ценами определенного блага и соответствующим объемом спроса на данное благо при соблюдении стандартного требования, что остальные условия равны. Таблица не может проиллюстрировать все комбинации, но дает необходимую информацию о ряде альтернатив, например, от А до F. Прочитав таблицу сверху вниз, отмечаешь как падение цен (колонки 2) ведет к увеличению объема спроса (колонка 3), и наоборот.
Рис. 4.1. Кривая индивидуального спроса на мясо
Кривая индивидуального спроса Q = f(P) имеет отрицательный наклон, по двум причинам:
1) когда цена растет, потребитель стремится покупать товары — заменители, соответственно сокращая спрос на данное благо;
2) когда цена увеличивается, реальный доход потребителя падает, что и отражает обратную связь между объемом спроса и ценой.
Кривая спроса определяет наибольший объем товара, покупаемого индивидуумом по разным ценам при прочих равных условиях.
С точки зрения альтернативной перспективы, она рассматривается как отражение максимальной цены, которую потребитель согласен платить за дополнительную единицу товара в рамках своего текущего потребления. Таким образом, кривая спроса отражает субъективно устанавливаемую предельную полезность товара.
Кривая спроса показывает, как меняется объем спроса потребителя в зависимости от уровня цен на товар. Движение по кривой спроса называется изменением объема спроса, представляющее собой изменение количества покупаемого товара в ответ на изменение его цены.
Движение всей кривой спроса в ответ на колебания некоторых других факторов, влияющих на спрос, помимо собственной цены, получил название изменение спроса.
Эти два понятия — изменение объема спроса и изменение спроса — весьма значимы для концепции как спроса, так и предложения. Их необходимо четко различать.
Таблица 4.3 Факторы, вызывающие сдвиг кривой спроса
Сдвиг влево (уменьшение спроса) | Сдвиг вправо (увеличение спроса) |
Рост цен на товары-комплименты | Падение цен на товары-комплименты |
Рост дохода потребителя (некачественные товары) | Рост дохода потребителя (нормальные товары) |
Падение дохода потребителя (нормальные товары) | Рост дохода потребителя (товары низкого качества) |
Утрата (ослабление) вкуса | Усиление вкуса |
Ожидание падения будущих цен | Ожидаемый рост будущих цен; |
Ожидание падения будущих доходов (нормальные товары) | Ожидаемый рост будущих доходов (нормальные товары) |
Сокращение числа потребителей | Рост числа потребителей |
Рыночная кривая спроса является суммой по горизонтали всех индивидуальных кривых спроса. При любой цене общий объем спроса на рынке равняется сумме покупок каждого индивидуума. Например, при цене Р*х рыночный спрос составит
Рис. 4.3. Построение рыночной кривой спроса:
а) индивидуум № 1; б) индивидуум № 2; в) рыночный спрос