Сущность спроса и его виды. Закон спроса

Термин «спрос» выражает желание и способность покупателя приоб­рести тот или иной товар, поэтому под спросом всегда поминается плате­жеспособная потребность.

Изменение спроса отражается в законе спроса. В наиболее доступной форме закон спроса можно сформулировать сле­дующим образом: при высоких ценах спрос на данный товар будет сокра­щаться по сравнению с низкими ценами, но при прочих равных условиях. Или при низких ценах спрос будет расти по сравнению с высокими цена­ми на этот же товар, но опять-таки «при прочих равных условиях».

Та­ким образом, закон спроса говорит о том, что объем спроса на любой то­вар обратно пропорционален цене спроса на данный товар при прочих равных условиях.

Фраза «при прочих равных условиях» является интегральной частью закона спроса. Цена на данный товар не представляет собой единствен­ного фактора, который определяет, как много этого продукта желает при­обрести покупатель. Имеются и другие факторы, влияющие на количест­во приобретаемого товара, – доходы потребителей, цены других товаров и услуг, ожидаемые цены товаров в будущих периодах, вкусы потребите­лей и т. д.

Зависимость объема спроса от определяющих его факторов называ­ется функцией спроса. Эта функция является наиболее важным инструментом экономиче­ского анализа. Она может задаваться тремя способами: табличным; гра­фическим; аналитическим (Q = P-2).

Q= 2 4 6

P= 4 6 8

В табличной форме (табл. 4.1) фиксируются отношения между альтернативными ценами определенного блага и соответствующим объемом спроса на данное благо при соблюдении стандартного требова­ния, что остальные условия равны. Таблица не может проиллюстриро­вать все комбинации, но дает необходимую информацию о ряде альтер­натив, например, от А до F. Прочитав таблицу сверху вниз, отмечаешь как падение цен (колонки 2) ведет к увеличению объема спроса (колон­ка 3), и наоборот.

Сущность спроса и его виды. Закон спроса - student2.ru

Рис. 4.1. Кривая индивидуального спроса на мясо

Кривая индивидуального спроса Q = f(P) имеет отрицательный на­клон, по двум причинам:

1) когда цена растет, потребитель стремится покупать товары — заменители, соответственно сокращая спрос на данное благо;

2) когда цена увеличивается, реальный доход потребителя падает, что и отражает обратную связь между объемом спроса и ценой.

Кривая спроса определяет наибольший объем товара, покупаемого индивидуумом по разным ценам при прочих равных условиях.

С точки зрения альтернативной перспективы, она рассматривается как отраже­ние максимальной цены, которую потребитель согласен платить за до­полнительную единицу товара в рамках своего текущего потребления. Таким образом, кривая спроса отражает субъективно устанавливаемую предельную полезность товара.

Кривая спроса показывает, как меняется объем спроса потребителя в зависимости от уровня цен на товар. Движение по кривой спроса назы­вается изменением объема спроса, представляющее собой изменение ко­личества покупаемого товара в ответ на изменение его цены.

Движение всей кривой спроса в ответ на колебания некоторых других факторов, влияющих на спрос, помимо собственной цены, полу­чил название изменение спроса.

Эти два понятия — изменение объема спроса и изменение спроса — весьма значимы для концепции как спроса, так и предложения. Их необ­ходимо четко различать.

Таблица 4.3 Факторы, вызывающие сдвиг кривой спроса

Сдвиг влево (уменьшение спроса) Сдвиг вправо (увеличение спроса)
Рост цен на товары-комплименты Падение цен на товары-комплименты
Рост дохода потребителя (некачест­венные товары) Рост дохода потребителя (нормальные товары)
Падение дохода потребителя (нор­мальные товары) Рост дохода потребителя (товары низ­кого качества)
Утрата (ослабление) вкуса Усиление вкуса
Ожидание падения будущих цен Ожидаемый рост будущих цен;
Ожидание падения будущих доходов (нормальные товары) Ожидаемый рост будущих доходов (нормальные товары)
Сокращение числа потребителей Рост числа потребителей
Сущность спроса и его виды. Закон спроса - student2.ru

Рыночная кривая спроса является суммой по горизонтали всех инди­видуальных кривых спроса. При любой цене общий объем спроса на рын­ке равняется сумме покупок каждого индивидуума. Например, при цене Р*х рыночный спрос составит

Рис. 4.3. Построение рыночной кривой спроса:

а) индивидуум № 1; б) индивидуум № 2; в) рыночный спрос

Наши рекомендации