Занятие 13. Экономические системы
Студент должен:
знать, определение понятия «экономическая система», классификацию экономических систем.
уметь характеризовать экономические системы, называя их особенности.
Рекомендуемая литература: ои2.- с.16-29 ди2.- с.122-127
Задание.
1. Необходимо подготовить доклад «Экономика и ее роль в жизни общества».
Подготовка доклада осуществляется во внеаудиторное время, защита пройдет на занятии. Возможно иллюстрировать доклад предварительно подготовленной презентацией. Работа проходит в микрогруппах по 2-3 человека. Объем доклада не должен превышать 5 листов формата А4, напечатанных с одной стороны. Шрифт – Times New Roman, размер шрифта – 14, межстрочный интервал –1,5, ориентация текста – по ширине, кроме заголовков. Для заголовков используется жирный шрифт, ориентация текста – по центру. Нумерация страниц внизу по центру. Доклад предполагает наличие титульного листа (прил. 1), содержания, основной части и библиографического списка (прил. 2) или списка использованных Интернет-ресурсов.
Оценка «5» ставится, если:
выполнены все требования к написанию и защите доклада: обозначена проблема и обоснована её актуальность, сделан краткий анализ различных точек зрения на рассматриваемую проблему, сформулированы выводы, тема раскрыта полностью, выдержан объём, все формулы указаны верно, соблюдены требования к внешнему оформлению, даны правильные ответы на дополнительные вопросы.
Оценка «4» – основные требования к докладу и его защите выполнены, но при этом допущены недочёты. В частности, имеются неточности в изложении материала; отсутствует логическая последовательность в суждениях; не выдержан объём; имеются упущения в оформлении; на дополнительные вопросы при защите даны неполные ответы.
Оценка «3» – имеются существенные отступления от требований. В частности: тема освещена лишь частично; допущены фактические ошибки в содержании доклада или при ответе на дополнительные вопросы; во время защиты отсутствует вывод.
Оценка «2» – тема доклада не раскрыта, обнаруживается существенное непонимание проблемы.
Задание для самопроверки.
1. На основе материалов учебной литературы заполнить таблицу «Сравнительный анализ экономических систем». В таблице необходимо отразить перечень основных типов экономических систем, произвести сравнительный анализ по критериям: что производит, как производит, для кого производит, роль государства, собственность.
Пример:
Виды систем | Что производит? | Как производит? | Для кого производит? | Роль государства | Собственность |
Традиционная | Все основано на традициях | Нет государства | Общественная | ||
Командная | Общественные блага | Решает государство | Для всех потребителей | Определяющая | Государственная собственность |
Рыночная | Потребительские товары | Решает производитель для получения наибольшей прибыли | Для конкретных потребителей | Охранная (армия, полиция) | Частная собственность |
Смешанная | Общественные и потребительские товары | Решает государство для общественных товаров и производитель для потребительских товаров | Для всех и для конкретных потребителей | антимонопольная; законодательная и судебная; перераспределение доходов; обеспечение производства общественных благ; стабилизация и стимулирование роста; ограниченное регулирование рынков; информационная. | Государственная и частная собственность |
Занятие 14. Рыночные отношения в экономике
Студент должен:
знать, определение понятия «рынок», «рыночные отношения».
уметь характеризовать устойчивость современного рынка, анализировать информацию, представленную в учебной литературе, выбирать главное для запоминания.
Рекомендуемая литература: ои2.- с.29-42 ди1.- с.189-190
Задания для самопроверки.
1. Выполните в тетради проблемно-познавательное задание «Основные доходы и расходы семьи. Реальный и номинальный доход. Сбережения».
1.1. Решить задачу.
В статье 25 Всеобщей декларации прав человека, принятой ООН в 1947 году, говорится, что каждый человек имеет право на такой жизненный уровень (включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и социальное обслуживание), который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи и право на обеспечение на случай болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иной причины утраты средств к существованию по независящим от него обстоятельствам.
Каковы, по вашему мнению, экономические условия обеспечения государством этих прав человека? На примере своей семьи определите долю различных источников дохода в обеспечении условий для реализации данных прав.
1.2. Заполните таблицу: «Сбережения»
Типы денег | Достоинства | Недостатки |
Вещи | ||
Металлические деньги | ||
Монеты | ||
Бумажные деньги | ||
Электронные деньги |
Вывод: