Занятие 13. Экономические системы

Студент должен:

знать, определение понятия «экономическая система», классификацию экономических систем.

уметь характеризовать экономические системы, называя их особенности.

Рекомендуемая литература: ои2.- с.16-29 ди2.- с.122-127

Задание.

1. Необходимо подготовить доклад «Экономика и ее роль в жизни общества».

Подготовка доклада осуществляется во внеаудиторное время, защита пройдет на занятии. Возможно иллюстрировать доклад предварительно подготовленной презентацией. Работа проходит в микрогруппах по 2-3 человека. Объем доклада не должен превышать 5 листов формата А4, напечатанных с одной стороны. Шрифт – Times New Roman, размер шрифта – 14, межстрочный интервал –1,5, ориентация текста – по ширине, кроме заголовков. Для заголовков используется жирный шрифт, ориентация текста – по центру. Нумерация страниц внизу по центру. Доклад предполагает наличие титульного листа (прил. 1), содержания, основной части и библиографического списка (прил. 2) или списка использованных Интернет-ресурсов.

Оценка «5» ставится, если:

выполнены все требования к написанию и защите доклада: обозначена проблема и обоснована её актуальность, сделан краткий анализ различных точек зрения на рассматриваемую проблему, сформулированы выводы, тема раскрыта полностью, выдержан объём, все формулы указаны верно, соблюдены требования к внешнему оформлению, даны правильные ответы на дополнительные вопросы.

Оценка «4» – основные требования к докладу и его защите выполнены, но при этом допущены недочёты. В частности, имеются неточности в изложении материала; отсутствует логическая последовательность в суждениях; не выдержан объём; имеются упущения в оформлении; на дополнительные вопросы при защите даны неполные ответы.

Оценка «3» – имеются существенные отступления от требований. В частности: тема освещена лишь частично; допущены фактические ошибки в содержании доклада или при ответе на дополнительные вопросы; во время защиты отсутствует вывод.

Оценка «2» – тема доклада не раскрыта, обнаруживается существенное непонимание проблемы.

Задание для самопроверки.

1. На основе материалов учебной литературы заполнить таблицу «Сравнительный анализ экономических систем». В таблице необходимо отразить перечень основных типов экономических систем, произвести сравнительный анализ по критериям: что производит, как производит, для кого производит, роль государства, собственность.

Пример:

Виды систем Что производит? Как производит? Для кого производит? Роль государства Собственность
           
Традиционная Все основано на традициях Нет государства Общественная    
Командная Общественные блага Решает государство Для всех потребителей Определяющая Государственная собственность
Рыночная Потребительские товары Решает производитель для получения наибольшей прибыли Для конкретных потребителей Охранная (армия, полиция) Частная собственность
Смешанная Общественные и потребительские товары Решает государство для общественных товаров и производитель для потребительских товаров Для всех и для конкретных потребителей антимонопольная; законодательная и судебная; перераспределение доходов; обеспечение производства общественных благ; стабилизация и стимулирование роста; ограниченное регулирование рынков; информационная. Государственная и частная собственность

Занятие 14. Рыночные отношения в экономике

Студент должен:

знать, определение понятия «рынок», «рыночные отношения».

уметь характеризовать устойчивость современного рынка, анализировать информацию, представленную в учебной литературе, выбирать главное для запоминания.

Рекомендуемая литература: ои2.- с.29-42 ди1.- с.189-190

Задания для самопроверки.

1. Выполните в тетради проблемно-познавательное задание «Основные доходы и расходы семьи. Реальный и номинальный доход. Сбережения».

1.1. Решить задачу.

В статье 25 Всеобщей декларации прав человека, принятой ООН в 1947 году, говорится, что каждый человек имеет право на такой жизненный уровень (включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и социальное обслуживание), который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи и право на обеспечение на случай болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иной причины утраты средств к существованию по независящим от него обстоятельствам.

Каковы, по вашему мнению, экономические условия обеспечения государством этих прав человека? На примере своей семьи определите долю различных источников дохода в обеспечении условий для реализации данных прав.

1.2. Заполните таблицу: «Сбережения»

Типы денег Достоинства Недостатки
Вещи    
Металлические деньги    
Монеты    
Бумажные деньги    
Электронные деньги    

Вывод:

Наши рекомендации