Тема «Общие закономерности экономической организации производства»
1. Экономические потребности. Интересы (мотивы) и стимулы. Принцип: «Люди реагируют на изменение обстоятельств, на стимулы».
2. Экономические ресурсы и их виды. Проблема выбора: ограниченность ресурсов и безграничность потребностей. Альтернативные издержки. Производственная функция. Принцип: «Людям часто приходится идти на компромисс – отказываться от одних благ ради получения других».
3. Общественное производство. Производство, распределение, обмен, потребление, их взаимосвязь. Простое, расширенное воспроизводство.
4. Производственные возможности экономики. Кривая производственных возможностей. Закон возрастания альтернативных издержек.
5. Экономическая эффективность. Производительность труда, фондоотдача, материалоотдача, рентабельность. Парето-эффективность. Эффективность или равенство.
Основные термины:
Экономические интересы, цели и средства. Факторы производства. Экономические блага и их классификация, полные и частичные взаимодополняемость и взаимозамещение благ. Альтернативные издержки. Производственная функция. Альтернативные издержки (издержки отвергнутых возможностей). Закон возрастания альтернативных издержек.Экономическая эффективность. Производительность труда, фондоотдача, материалоотдача, рентабельность. Проблема выбора оптимального решения. Парето-эффективность. Компромисс общества между эффективностью и равенством. Экономическая стратегия и экономическая политика.Проблема выбора оптимального решения.Компромисс общества между эффективностью и равенством. Экономическая стратегия и экономическая политика.
Задачи и вопросы для обсуждения и контроля
1. Что такое экономические ресурсы? «Экономикс (экономическая теория) исчезнет лишь в мире, который станет настолько богатым, что никакие потребности не останутся неудовлетворенными из-за нехватки ресурсов. Такой мир не представляется делом обозримого будущего и вообще может оказаться невозможным, ибо время всегда ограничено». Обстоятельно охарактеризуйте и объясните это утверждение. Согласны ли Вы с тем, что время представляет собой экономический ресурс?
2. Ограниченность каких ресурсов сдерживает возможность экономического развития России? Как, по Вашему мнению, следует решать проблему редкости этих ресурсов?
3. Есть ли различие между понятиями «ресурсы производства» и «факторы производства»? Что из перечисленного ниже мы не можем назвать фактором производства? а)капитал; б)деньги; в)труд; г)земля; д)предпринимательские способности.
4. Что такое благо? Что такое антиблаго? Дайте классификацию благ.
5. Характеристиками экономического блага выступают:
а) способность удовлетворять потребность; б) редкость;
в) ценность; г) верно все указанное.
6. Что из следующего перечня является неэкономическим благом:
а) подводная лодка; б) досуг и развлечения;
в) энергия ветра; г) знания.
7. Каково место технологии, энергии, информации в общественном производстве? Можно ли считать их самостоятельными факторами производства?
8. Упущенная выгода, то самое ценное, чем пришлось пожертвовать при выборе данного блага, называется:
а) предельная выгода; б) ограниченность;
в) альтернативные издержки; г) самый высокий доход.
9. Нотариус, приехавший на работу в центр города на своей машине, не захотел поставить её на платную стоянку, где были места для парковки. Он потратил 20 минут, разъезжая вокруг квартала, и нашёл свободное место у тротуара, где и припарковал машину. Нотариус считал, что он обеспечил себе бесплатную парковку и сэкономил деньги. А как вы думаете: был ли он прав?
10. Сейчас у нас есть положение, по которому желающий учиться в университете или институте может взять под низкий процент или даже беспроцентный займ у государства. Приходится слышать, что это ошибочная политика, что государство могло бы потратить эти деньги с большей пользой. А как вы думаете?
11. Приходится слышать, что чистый воздух – неограниченный и бесплатный ресурс. Для многих это утверждение кажется бесспорным. Но давайте представим себе, что жители какого-то района г. Уфы возмущены высокой загрязнённостью воздушной среды и требуют от властей положить этому конец. Будут ли бесплатными меры, ведущие к улучшению качества воздуха? Что вы думаете о неограниченности и бесплатности чистого воздуха?
12. В любой стране вводят ограничения на скорость движения автомобилей в населённых пунктах. К получению или сохранению каких благ ведёт эта мера? Ведь снижая скорость передвижения, люди теряют время. Однако они соглашаются с этим, следовательно, они получают что-то взамен. Что?
13. Можно ли покончить с ограниченностью благ, внедрив машины на всех участках производства и в домашнем хозяйстве?
14. Можно ли считать очереди, привилегии, подкуп формами конкуренции за ограниченные ресурсы?
15. Вы зарабатываете в день 200 руб. В день «Х» Вы решаете уйти со второй половины дня на футбол, заплатив за билет 50 руб. Ваши альтернативные издержки составляют:
а) 100 руб.; б) 50 руб.; в) 150 руб.; г) 40 руб.;
д) нет альтернативных издержек.
16. Альтернативные издержки платного обучения не включают в себя:
а) зарплату, которую можно было бы получить, работая вместо обучения; б) расходы на учебную литературу и канцелярские принадлежности;
в) расходы на питание; г) плату за обучение.
17. Исчезнут ли альтернативные издержки, если исчезнет ограниченность?
18. Учитывают ли люди в повседневной жизни принцип альтернативных издержек? Приведите собственные примеры.
19. В группе по результатам психологического тестирования обнаружено 10 Лидеров, 10 Организаторов, 1 Работник, 1 Мыслитель. Ко Дню студента группа должна приготовить 15 бумажных корабликов и придумать к ним 15 названий. Известно, что:
-работник сделает кораблик за 1 мин и придумает название за 5 мин;
-мыслитель сделает кораблик за 10 мин и придумает название за 1 мин;
-лидер сделает кораблик за 5 мин и придумает название за 10 мин;
-организатор сделает кораблик за 10 мин и придумает название за 5 мин.
Определите, сколько времени потребуется группе, чтобы подготовиться ко Дню студента:
а) 5 мин; б) 10 мин; в) 11 мин; г) 21 мин.
20. В отсталой латиноамериканской стране Кокабане все население занято в сельском хозяйстве, занимаясь выращиванием либо бананов, либо листьев коки, из которых затем нелегально изготавливают кокаин. Затраты труда на производство 1 т бананов равны затратам на производство 1 кг кокаина и составляют 1 чел./год.
а) Нарисуйте кривую производственных Кокабаны, если ее население равно 1 млн. человек.
б) Укажите точку на кривой производственных возможностей, показывающую структуру производства в этой стране, если ее жители в рабочие дни работают на банановых плантациях, а по выходным на своих огородах тайком выращивают коку.
в) В мировой экономике отношение цен таково, что цена 1 кг кокаина равна цене 5т бананов. Какой будет кривая торговых возможностей Кокабаны? На производстве какого товара ей выгоднее специализироваться?
г) Пусть потребление бананов в Кокабане является стабильным, оно равно его производству в условиях закрытой экономики и не зависит от участия страны в мировом хозяйстве. Покажите на кривой торговых возможностей, каким количеством бананов и кокаина будут располагать жители этой страны при рациональном ведении хозяйства.
д) Какой политический режим в Кокабане более выгоден для мирового сообщества – демократический или тоталитарный?
21. Что выражает КПВ?
а) взаимосвязь между факторами производства;
б) максимальный объём производства двух продуктов при использовании всех имеющихся ресурсов;
в) соотношение между производственными мощностями и объёмом выпускаемой продукции;
г) дополнительный выпуск продукции при увеличении (уменьшении).
22. Если экономика действует внутри пространства, ограниченного КПВ, то сталкивается ли она с необходимостью выбирать между товарами А и В?
23. Что происходит с КПВ, если растёт количество ресурсов, находящихся в распоряжении общества? Может ли при этом произойти скачок вперёд в развитии технологии?
24. Что происходит с кривой производственных возможностей, если растет количество ресурсов, находящихся в распоряжении общества? Может ли при этом произойти скачок вперед в развитии технологии?
25. Может ли экономика работать эффективно при незанятости части ресурсов?
26. Программист Петрова зарабатывает в час 10 руб. Ее мать на пенсии. В магазине за говядиной по 8 руб. за 1 кг надо стоять час, за говядиной по 12 руб. за 1 кг очереди нет. При каком объеме покупок рационально приобретение более дешевой говядины для программиста Петровой? Ее матери?
27. В Казахстане один работник производит 1 т мяса или 20ц пшеницы в год, в Кыргызстане - 2т мяса или 10ц пшеницы. Всего в Казахстане на производстве пшеницы и мяса специализируются 400 тыс., а в Кыргызстане - 100 тыс. человек. Президенты обеих республик подписывают соглашение об экономическом сотрудничестве, включая эффективное разделение труда в производстве хлеба и мяса. Как будет выглядеть совокупная кривая производственных возможностей 2-х государств по производству мяса и пшеницы?
28. Можно ли делать вывод о неэффективности экономик бывших социалистических стран по сравнению с западными державами на основании данных об отставании производства потребительских товаров в СССР и Восточной Европе? Используйте при ответе аппарат кривой производственных возможностей.
29. Повышение производительности труда может не сопровождаться сдвигом кривой производственных возможностей, если:
а) растет количество используемого капитала;
б) происходят структурные сдвиги от трудоемких к капиталоемким технологиям;
в) уменьшается количество работников;
г) сокращается заработная плата.
30. Верно ли, что товары и услуги, предоставляемые государством, являются бесплатными?
31. Возможно ли обществу, на ваш взгляд, поставить и осуществить одновременно несколько экономических целей?
32. Каковы источники экстенсивного пути развития?
а) новые изобретения и технологии;
б) повышение квалификации работников;
в) увеличение факторов производства;
г) современная техника.
33. Общественное производство в широком смысле этого слова состоит из 4-х фаз. Каких? Впишите в схему соответствующие слова.
34. Почему представление о производстве, распределении, обмене и потреблении как о следующих одно за другим звеньях цепи является поверхностным?
35. Чем отличается расширенное воспроизводство от простого?
36. Приведите и проанализируйте формулы, на основе которых определяется эффективность производства. Можно ли производственную функцию отнести к этим показателям?
37. Охарактеризуйте различные подходы к анализу экономической эффективности.
38. Перечислите основные препятствия, существующие в реальной экономике, для достижения Парето-эффективного размещения ресурсов и распределения благ.