Тема 9. Развитие экономической мысли в России в XX веке
Экономическая наука в дореволюционной России.В России, так же как и в зарубежных странах, экономическая наука стала специальной областью научной деятельности в XIX в. В этот период широкое распространение получили идеи классической школы. Однако большой интерес российские ученые проявляли также и к гетеродоксным теориям Ж. Сисмонди и исторической школы. Это было связано с особенностями развития капитализма в России после отмены крепостного права в 1861 г. Крепостничество тормозило развитие рыночных институтов и рыночных механизмов, а также капиталистических отношений. После отмены крепостного права развернулась дискуссия о том, в каком направлении будет развиваться Россия. Либеральные народники, опираясь на концепцию "третьих лиц" Сисмонди, утверждали, что здесь возможно развитие по некапиталистическому пути, основанному на мелкотоварном производстве. Последователи классической теории, а также теории Маркса считали, что в России необходимо способствовать созданию крупного промышленного производства; что она будет развиваться по капиталистическому пути.
Теория Маркса была очень популярна в пореформенной России. Интерес к ней проявляли не только революционеры, но и профессора университетов. В конце XIX в. сложилось такое направление как "легальный марксизм". Его представители Михаил Туган-Барановский (1865-1919), Петр Струве (1870-1944) и др., отрицая революционное содержание марксизма, использовали его теорию для обоснования неизбежности капитализма в России, а также для критики народников. Туган-Барановский внес значительный вклад в развитие мировой экономической науки, разработав ряд оригинальных идей по теории рынков, теории кризисов и циклических колебаний, теории распределения, социализма и кооперации.
В начале XX в. в России получили распространение идеи маржинализма. Особенность этого процесса заключалась в том, что некоторые ученые стремились синтезировать трудовую теорию стоимости и теорию предельной полезности. Первым экономистом, выступившим за соединение трудовой теории стоимости с теорией предельной полезности, был Туган-Барановский. Другой российский экономист Владимир Дмитриев (1868-1913) попытался решить задачу синтеза при помощи математических методов. Он исходил из того, что цена одновременно определяется и условиями производства и условиями потребления. На этом основании ученый построил две математические модели цены. В одной модели цена складывается из двух элементов: заработной платы и прибыли; в другой модели он выразил цену через затраты труда. Система уравнений Дмитриева для получения полных затрат дает основания считать его одним из основоположников метода "затраты-выпуск". Его теория цены оказала определенное влияние на исследования экономиста посткейнсианского направления П. Сраффы.
Значительный вклад в развитие теории спроса и поведения потребителя внес другой российский экономист Евгений Слуцкий (1880-1948). В статье, опубликованной в 1915 г. в Италии, он утверждал, что теория спроса должна основываться на концепции ординальной полезности. Такая теория позднее была развита Хиксом. Математические формулы Слуцкого, разделяющие реакцию потребителя на изменение цены на эффект дохода и эффект замещения, были названы уравнениями Слуцкого (Эффект цены = эффект дохода + эффект замещения) и широко используются в современной теории потребительского поведения.
Широкое распространение в России на рубеже XIX-XX вв. получил революционный марксизм. Владимир Ленин (1870-1924) и его соратники восприняли и теорию Маркса, и пролетарскую идеологию, заложенную в ней. Учение Маркса стало теоретическим основанием идеологии большевизма и было использовано для обоснования социалистической революции.
Экономическая теория государственного социализма.Октябрьская социалистическая революция 1917 г. в России положила начало практической реализации марксистско-ленинской концепции построения коммунистического общества. После завершения гражданской войны в начале 20-х гг. ХХ в. началось строительство социалистической экономики. В отличие от капиталистического способа производства, основанного на частной собственности и рыночной организации хозяйства, социалистическая экономика опирается на общественную собственность на средства производства и централизованное планирование.
Уже в начале этого процесса обнаружилось очевидное противоречие с исторической концепцией Маркса, с его тезисом о том, что социалистическая революция должна победить в самой развитой стране. Дореволюционная Россия относилась к числу аграрно-индустриальных стран. В отличие от США и большинства европейских стран здесь еще не завершилась промышленная революция; большая часть населения была занята в сельском хозяйстве. Ленин выдвинул тезис о необходимости переходного периода от капитализма к социализму, в рамках которого посредством индустриализации создается материально-техническая база социализма в виде крупного машинного производства, а также преодолевается многоукладность экономики.
Работы российских экономистов были направлены на поиски наиболее эффективных способов осуществления этих целей. В начале 20-х гг. на повестку дня был поставлен вопрос о научном обосновании предлагаемых решений. Видный политический деятель и теоретик Николай Бухарин (1888-1938) выдвинул "ограничительную версию" предмета политической экономии. Он считал, что политическая экономия исследует только те экономические законы, которые скрыты рыночной стихией. Социализм в противоположность капитлизму основан на сознательном управлении экономикой, поэтому нет предмета для такой научной дисциплины как политическая экономия социализма. Против точки зрения Бухарина выступали А. Богданов и И. Степанов. Однако их позиция не нашла поддержки в академических кругах; "ограничительная версия" доминировала вплоть до конца 20-х гг. XX в.
Тем не менее, период поиска путей социалистического преобразования экономики является самым плодотворным и интересным в истории советской экономической науки. Период 1920-х гг. называют "золотым веком" экономической мысли в СССР. Господство ортодоксального марксизма, представленного Н. Бухариным, Г. Кржижановским, Е. Преображенским, Г.Сокольниковым и т.д., еще не исключало альтернативных течений, представленных немарксистской мыслью (Н. Кондратьев, А. Чаянов, Л. Юровский и др.). В эти годы сложилась относительно благоприятная обстановка для экономических дискуссий.
Теоретические и политические дискуссии разворачивались главным образом вокруг альтернативных моделей перехода к социализму: радикальной и эволюционной. Теоретическое обоснование радикальной модели дал известный экономист Евгений Преображенский (1886-1937) в своей теории первоначального социалистического накопления. Он считал, что диктатура пролетариата должна направить свои усилия на накопление фондов в социалистическом укладе и на его быстрый рост за счет разрушения таких несоциалистических укладов, как мелкотоварное (главным образом крестьянское и ремесленное) и частнокапиталистическое производство. В противоположность Преображенскому Н.Бухарин обосновывал необходимость сбалансированного и равновесного роста экономики, при котором в результате честной конкуренции побеждает социалистический уклад, так как плановое хозяйство является более эффективным, чем рыночное.
Актуальной экономической задачей начального этапа строительства социализма являлось создание системы планирования и разработка его методологии. Наметилось два подхода к пониманию роли и задач планирования: план-прогноз и план-директива. Центральным тезисом концепции "план-директива" являлось утверждение о том, что приоритет в планировании должен отдаваться цели, реализации которой необходимо добиваться любыми средствами. В противоположность ей Николай Кондратьев (1892-1938), российский экономист, получивший мировую известность благодаря своему учению о "больших циклах конъюнктуры", считал, что план должен опираться на реальные возможности экономики и представлять собой наиболее точный прогноз будущего движения народного хозяйства. Он разработал концепцию научного планирования, сознательного воздействия на рыночную экономику методами прямого и косвенного регулирования. Кондратьев занимался исследованием хозяйственной конъюнктуры и внес вклад в мировую экономическую науку, выдвинув идею множественности циклов. Он выделил различные модели циклических колебаний: сезонные (продолжительность меньше года); короткие (продолжительность 3-3,5 года); торгово-промышленные (средние) циклы (7-11 лет) и большие циклы (48-55 лет).
В контексте общей проблемы планирования разрабатывались проблемы балансового метода, а также использования математических методов в экономике. Советские экономисты в 20-х гг. в целом поддерживали идею использования математики для анализа экономических процессов. Важным достижением советской экономико-математической школы является модель сбалансированного экономического роста, разработанная советским экономистом Григорием Фельдманом, который значительно опередил разработки западных экономистов. При построении модели он опирался на схемы расширенного воспроизводства К. Маркса, но давал им собственные интерпретации. Это позволило ученому рассмотреть взаимосвязь темпа роста дохода, фондоотдачи, производительности труда и структуры использования дохода. Он пришел к выводу о том, что для достижения высоких темпов роста необходимо направлять большую часть капитала в производство средств производства. Двухсекторная модель социалистического экономического роста Фельдмана, рассматривающая влияние роста на структуру экономики, получила известность не только в России, но и за рубежом.
Одним из наиболее острых политических вопросов переходного периода был вопрос о тенденциях развития крестьянского хозяйства. Целый ряд российских экономистов, представлявших организационно-производственную школу в аграрной теории, считали, что крестьянство имеет трудовую природу и не стремится к такой капиталистической цели как максимизация прибыли. Лидер этой школы Александр Чаянов (1888-1937) обосновал концепцию семейно-трудового крестьянского хозяйства, теорию крестьянской кооперации, а также разработал ряд предложений по организации сельскохозяйственной отрасли в целом.
С 1927 г. в СССР начался курс на свертывание новой экономической политики, а к концу 20-х гг. были закрыты все методологические и теоретические дискуссии. Возобладала идея коллективизации сельского хозяйства и форсированной индустриализации, концепция плана-директивы, опиравшаяся на тезис о революционной воле пролетариата, стремящегося построить коммунистическое общество. Марксизм-ленинизм превратился в официальную доктрину и идеологию.
В 1936 г. было заявлено о завершении переходного периода и принята первая конституция СССР, в которой провозглашалась победа социалистического способа производства. В этой системе господствовала государственная собственность на средства производства; государство являлось собственником и распорядителем экономических ресурсов. Система государственного социализма требовала научного осмысления; необходима была также разработка механизмов ее функционирования. Поэтому неслучайно в 1936 г. произошло официальное признание политической экономии социализма, и была поставлена задача создания учебника. В 30-40-е гг. были разработаны несколько его макетов, однако только в 1951 г. состоялось первое открытое обсуждение, в котором активное участие принял Сталин. В 1952 г. вышла его работа "Экономические проблемы социализма", которая подвела итог дискуссии.
Важнейшей методологической проблемой политической экономии социализма был вопрос об объективном характере экономических законов социализма. В результате дискуссии возобладала точка зрения о том, что при социализме действуют экономические законы, независимые от воли и сознания людей и что задача заключается в их познании и сознательном использовании в хозяйственной деятельности.
Другая проблема - это значение товарно-денежных отношений при социализме. Несмотря на предсказания Маркса об их отмирании в социалистическом обществе, товарно-денежные отношения и денежные категории (цена, процент, прибыль, рентабельность и т.д.) продолжали играть важную роль в социалистическом хозяйстве. Сталин объяснял это тем, что при социализме еще не было достигнуто единство отношений собственности; наряду с общенародной сохранялась колхозно-кооперативная собственность, что в свою очередь вело к сохранению элементов товарного производства. Однако он подчеркивал, что товарное производство распространяется только на производство товаров личного потребления; сфера производства средства производства имеет исключительно плановый характер.
Концепция Сталина легла в основу учебника политэкономии, вышедшего в 1954 г. Он состоял из двух основных частей: политической экономии капитализма и политической экономии социализма, что соответствовало исторической концепции марксизма-ленинизма. Такой подход в исследовании и преподавании политической экономии сохранялся вплоть до начала рыночных реформ в России.
В 60-80-е гг. советские ученые предпринимали попытки построить целостную теорию советского хозяйства, описать систему производственных отношений и законов социализма, а также в соответствие с политическими установками правящей Коммунистической партии Советского Союза обосновать траекторию движения к коммунизму. Однако политэкономы мало внимания уделяли проблемам эффективного функционирования социалистической экономии.
В 60-70 гг. сложились благоприятные условия для формирования альтернативных концепций в экономической теории государственного социализма, которые тем не менее. В поисках теоретического основания хозяйственных реформ середины 60-х гг. советские ученые опирались на идеи марксизма-ленинизма.
После многолетнего запрета получили признание математические методы решения народнохозяйственных задач. Несмотря на то, что в течение многих десятилетий сохранялось отрицательное отношение к использованию математики в экономике, традиции математической экономии, продолжали такие выдающиеся исследователи как Леонид Кантарович (1912-1986), лауреат Нобелевской премии 1975 г., и Виктор Новожилов (1892-1970). Благодаря их деятельности был создан Центрально-экономический институт АН СССР (ЦЭМИ), где получила развитие так называемая Система оптимального функционирования экономики (СОФЭ). Главная проблема, которую стремились решить ученые, не меняя основных устоев системы государственного социализма, - это оптимальное использование ограниченных ресурсов в условиях плановой экономики.
Однако негативные тенденции застоя экономики, проявившиеся уже в 70-е гг. продолжали нарастать в 80-е гг., что привело на рубеже 80-90-х гг. к отказу от системы централизованного планирования и переходу к рыночной экономике.
Алгоритм самостоятельной работы