Эйхнер А. Посткейнсианская теория: введение. // Мировая экономика и международные отношения. - 1980.


Тема 7. Развитие неолиберализма и теории социального рыночного хозяйства

Современное "основное направление".В результате "неоконсервативного сдвига" середины 70-х гг. ХХ вв. в экономической науке произошло возрождение неоклассических методологических и теоретических принципов. Для современного "основного направления" характерна значительная доля основных идей создателей неоклассической теории. Отказ от теории ценности на основе издержек производства в пользу субъективной теории цены, основанной на спросе и предложении, теория предельной производительности вместо определяемого социальными факторами распределения дохода, а также видение гармоничной экономической системы доминирует в неоклассической экономической теории после Кейнса так же, как это было и в XIX в.

В отличие от неоклассики начала ХХ в. современная ортодоксия предпринимает попытки решать макроэкономические вопросы. Они появились в период господства кейнсианской теории, когда неоклассика находилась в оппозиции к ней.

Американский экономист Роберт Солоу (1924) обосновал неоклассическую модель экономического роста, использовав агрегированную производственную функцию Y=F(K,L), где K - капитал, а L - труд. В отличие от Харрода и Домара он считал, что замещение между капиталом и трудом в производственной функции обеспечивает устойчивый и сбалансированный рост. Таким образом, в неоклассической теории исключается проблема нестабильности, возникающая в модели экономического роста Харрода-Домара, которые исходили из постоянного отношения труда к капиталу.

Одним из немногих академических центров, где преобладали неоклассические взгляды в период господства кейнсианской теории, оставался Чикагский университет, где сформировалась Чикагская школа. Она объединяет экономистов, которые разделяют следующие основные положения. Во-первых, что экономическая теория может быть свободна от оценочных суждений так же, как естественные науки. Во-вторых, что неоклассическая теория цены дает точное описание того, как работает экономическая система. В-третьих, что функционирование свободных конкурентных рынков представляет собой наилучшее решение проблемы распределения ресурсов. Представители Чикагской школы выступают за ограничение государственного регулирования экономики.

В ее недрах родились многие новейшие теории современной неоклассиики. Профессор экономики Чикагского университета Милтон Фридмен (1912) стал основателем монетаристского направления в области макроэкономики, возникшего в конце 50-х-начале 60-х гг. Монетаристская теория опирается на количественную теорию денег, а "уравнение обмена" играет роль ее "основного уравнения".

Монетаристы признают, что изменения денежной массы могут повлиять на объем производства и безработицу в краткосрочном плане, но отрицают влияние денег на реальный сектор в долгосрочном периоде. В этом вопросе они опираются на теорию адаптивных ожиданий, согласно которой экономические агенты в принятии решений по поводу объемов производства и потребления опираются на прошлый опыт.

Основная область разногласий между монетаристами и кейнсианцами сосредоточена вокруг главного источника нестабильности экономики. Кейнсианцы утверждают, что главный источник нестабильности следует искать в частном секторе. Они, в частности, подчеркивают нестабильность частных инвестиций и поэтому поддерживают активные антициклические действия правительства, направленные на достижение стабильности. Монетаристы утверждают, что рыночная экономика стабильна по своей природе и необходимо установление постоянных правил, которые избавили бы ее от болезненных и несвоевременных действий государства, являющихся главным источником нестабильности. В качестве главного инструмента денежно-кредитной политики монетаристы предлагают использовать монетарное правило, предписывающее изменять денежную массу в соответствие с темпами экономического роста.

На волне неоклассического возрождения сформировался более жесткий вариант неоклассической традиции, характерный для новой классической макроэкономики, разрабатываемой современными экономистами Р.Лукасом, Т.Сарджентом, А.Уоллесом и др. с середины 70-х гг. ХХ в. Она основывается на понятии рациональных ожиданий в сочетании с концепцией естественной нормы безработицы. Сторонники этой теории утверждают, что экономика находится в устойчивом положении при естественной норме безработицы, а попытки нарушить это равновесие, например, с целью уменьшения безработицы ниже естественной нормы легко предупреждаются и нейтрализуются экономическими агентами. Любые попытки стабилизировать производство или занятость на отметке выше или ниже естественного уровня, используя бюджетную или денежно-кредитную политику, будут неэффективными и не окажут кратко- или долгосрочного влияния на реальный сектор. Таким образом, в отличие от кейнсианцев современные неоклассики считают, что не существует выбора между инфляцией и безработицей даже в краткосрочном плане. В моделях новой классической макроэкономики краткосрочная кривая совокупного предложения и краткосрочная кривая Филипса вертикальны.

Во второй половине 70-х гг. ХХ в. появилась экономическая теория предложения. Это доктрина, в которой делается упор на то, что главным определяющим фактором роста национального производства, как в долгосрочном, так и в краткосрочном периоде являются аллолкация и эффективное использование в экономике труда и капитала. В соответствии с таким подходом внимание концентрируется на препятствиях, лежащих на пути предложения и эффективного использования факторов производства. Главное внимание уделяется проблемам совокупного предложения и отчасти факторам, определяющим естественную норму безработицы, а не краткосрочному уровню эффективного спроса, как это принято в кейнсианской макроэкономике.

Считается, что главными препятствием в эффективном использовании ресурсов являются отсутствие стимулов к труду и инвестированию, связанное с высоким уровнем и неблагоприятной структурой налогов, а также таких институциональных барьеров, препятствующих эффективной аллокации ресурсов, как политика профсоюзов. Политические рекомендации, вытекающие из этой теории, обычно сводятся к мерам по сокращению налогов и увеличению конкуренции на товарных рынках и рынках труда. Экономическая теория предложения получила особое распространение в начале 80-х годов после избрания в США консервативной администрации во главе с президентом Рейганом, в честь которого ее экономическая политика была названа "рейганомикой".

Главным аналитическим инструментом экономической теории предложения является кривая Лаффера, которая показывает, что ставка налога на доходы, как частных лиц, так и предприятий выше оптимальной лишает их стимулов к производству и ведет к снижению налоговых поступлений.

Современная экономическая пролитика опирается на рекомендации новейших неоклассических теорий. Их основной императив - невмешательство государства в экономику. В отличие от политики кейнсианского типа она направлена на реализацию долгосрочных целей и игнорирует текущие колебания экономической конъюнктуры.

Современная гетеродоксия.Неоспоримым преимуществом демократического общества является свобода в научном творчестве. Несмотря на то, что в экономической науке господствуют теории неоклассичекского направления такие, как монетаризм, новая классическая макроэкономика, экономическая теория предложения, существует целый ряд теорий, выступающих с критикой "основного направления".

Главным источником различий в современных теориях являются, прежде всего, мировоззренческие принципы и приверженность различным приоритетам в политической философии. Современное "основное направление" представлено теориями, опирающимися на индивидуалистические ценности и защищающими экономический либерализм. В современной гетеродоксии, которая выступает с критикой основного "направления", можно выделить два направления. Одно направление представляют теории, которые опираются на альтернативную политическую философию и признают необходимость государственного вмешательства в экономику. Оно включает современных представителей американского (традиционного) институционализма, в частности, Д.Гэлбрейта, а также новой кейнсианской теории, например Д.Стиглица.

Другое направление современной гетеродоксии представляют теории, которые, так же как и "основное направление" признают идеи экономического либерализма, но имеют значительные расхождения в методологии и аналитических инструментах. К их числу относится неоавстрийская школа. В отличие от монетаризма и других современных ортодоксальных теорий, она отрицает макроэкономический анализ и использование макроэкономических агрегатов. Ее представители Людвиг фон Мизес (1881-1973) и Фридрих Август фон Хайек (1899-1992) считают, что такие понятия как совокупный доход, совокупные инвестиции и т.д. являются статистическими измерителями и не имеют реального экономического содержания; только микроэкономические понятия имеют действительный экономический смысл. Кроме этого, они критикуют равновесный подход, характерный для "основного направления", считая, что хотя рыночная экономика и стремится к равновесию, но никогда его не достигает.

В 30-е гг. ХХ в. Хайек анализировал проблемы рационального экономического планнирования при социализме и пришел к выводу, что рациональность в данном слунчае столкнется с проблемой информации. Он утверждал, что центральная власть не в состоянии получить всю информацию, необходимую для принятия рациональных решений. Хайек выступал за децентрализованную систему, обеспечивающую быстрое и полное иснпользование знаний и информации. В работе "Дорога к рабству" (1944) он перенес свои исследования в область философии права и политической философии, аналинзируя, в частности, проблему свободы.

Неоинституциональное направление, которое также опирается на идеи экономического либерализма и индивидуализма, представлено работами таких современных ученых как Р.Коуз, Д.Норт, Дж.Бьюкенен, О.Уильямсон и др. Оно принципиально отличается от традиционного американского институционализма. В то время как американские институционалисты утверждали, что неэкономические факторы оказывают влияние на экономику, неоинституционалисты, наоборот, стремятся распространить экономический подход на неэкономические процессы. Этот подход получил название "экономического империализма". Расхождение с "основным направлением", несмотря на родство философских оснований, заключается в том, что неоинституционалисты признают влияние отношений собственности, а также политических процессов на аллокацию ресурсов. К неоинституционализму относят теорию прав собственности, теорию общественного выбора, новую экономическую историю, трансакционную теорию организации.

Гетеродксия, основанная на признании вмешательства государства в экономику, представлена современными представителями американского (традиционного) институционализма и новой кейнсианской теории. Современным продолжателем традиционного институционализма является американский экономист и общественный деятель Джон Кеннет Гэлбрейт (1908). Основная идея его книг состоит в том, что индустриальное общество уже больше не соответствует модели конкурентного рынка, на котором действуют фирмы, максимизирующие прибыль, и независимые потребители, максимизирующие полезность.

Он считает, что идея Смита о рыночной конкуренции между продавцами устарела, и что в современном обществе следует рассматривать конкуренцию между покупателями и продавцами товаров, включая такой товар как труд. Например, рост крупных компаний и профсоюзов означает, что заработная плата перестала определяться конкуренцией покупателей труда и теперь зависит от относительной силы покупателей труда и его продавцов. Эта сила изменяется вместе с уровнем экономической активности. Гэлбрейт ставит под сомнение неоклассический тезис о суверенитете потребителя; теперь производитель определяет, куда направлять ресурсы, навязывая потребителю свои решения посредством рекламы и других мер воздействия.

Гэлбрейт выдвинул концепцию нового индустриального общества. Он утверждает, что в современной развитой капиталистической экономике произошел сдвиг экономической и политической власти от собственников капитала к тем силам, которые институционалисты называют техноструктурой. Они используют корпоративное планирование для достижения таких целей, как рост фирмы, престиж и власть. Преимущества крупных предприятий являются результатом сложной природы современной технологии. Техноструктура осуществляет принятие решений исходя не из максимизации прибыли, а скорее борясь за выживание, безопасность и исключение риска. Такие цели предполагают использование внутреннего финансирования и максимизацию роста с помощью рекламы, поддержки со стороны работников, правительства и населения. Ценности техноструктуры становятся общественной моделью, для которой характерен "культ валового национального продукта".

В работах авторов, представляющих новое кейнсианство, предпринимаются попытки разработать микроэкономические основания макроэкономического анализа и тем самым дополнить теорию, разработанную Дж. М. Кейнсом. Новые кейнсианцы считают, что неоклассическая микроэкономика не дает реалистического описания современной экономики, для которой характерна несовершенная конкуренция и ассиметричная информация.

Алгоритм самостоятельной работы

Наши рекомендации