Отечественная наука в 1950 – 1990-е годы
Окончание переходного периода от капитализма к социализму в СССР выдвинуло в качестве ключевой проблемы экономической науки проблему совместимости товарного производства, закона стоимости с построенной моделью, основанной на принципах планового ведения хозяйства и социалистической (государственной, по сути) форме собственности. Еще в первой половине 30-х годов в целом сохранялся взгляд на товарные отношения при социализме, характерный для предшествующего периода нэпа. Так, они рассматривались не в качестве имманентных социалистическому сектору, а как чуждая форма отношений, существовавшая исключительно из-за наличия несоциалистических укладов. С окончанием переходного периода, когда практически были уничтожены элементы несоциалистических укладов, продолжали существовать в действительности такие категории, как деньга, стоимость, товар, цена. В связи с этим все более набирал значимость тезис о том, что причина этого коренится в общественной неоднородности труда, которая и не позволяет ввести безденежные, бестоварные формы обмена, распределения благ.
Во второй половине 30-х годов появились концепции, защищавшие тезис об объективной ценностной основе денег в социалистической экономике. Так, группа ученых в составе В. Батырева, К. Булаева, Т. Берина, А. Мендельсона, К. Островитянова и других предприняла попытки доказательства неизбежности существования товарного производства в социалистическом секторе экономики, обусловливая это не столько внешними (как это было ранее), сколько внутренними условиями. Существовали и иные варианты объяснений сохранения элементов рыночных (капиталистических) отношений. Данная проблема требовала решения.
Исследования советских ученых не только носили сугубо теоретическую направленность, но и преследовали прежде всего идеологические цели. Об этом свидетельствует постановление ЦК ВКП (б) 1936 г. «О перестройке преподавания политической экономии», поставившее перед учеными задачу создания учебного курса политической экономии социализма. С этого момента начались интенсивные работы по подготовке макета учебника, первый вариант которого был представлен в 1938 г. Макет рассматривался лично И. Сталиным, вернувшим его на доработку. В течение 1939-1940 гг. учеными были предложены последующие варианты.
В начале 1941 г. ведущие экономисты Л. Леонтьев, К. Островитянов, И. Трахтенберг, Д. Шепилов, А. Пашков направили в ЦК ВКП(б) очередной макет учебника по политэкономии социализма, который, как и предыдущие, вызвал существенные и многочисленные критические замечания, высказанные в ходе встречи авторов макета и членов ЦК в составе И. Сталина, В. Молотова и Н. Вознесенского. В процессе обсуждения макета учебника было утверждено положение, что закон стоимости при социализме проявляется в измененной форме, или в «преобразованном виде». Такой подход потребовал широкого анализа таких фундаментальных категорий, как товар, стоимость, цена, деньги, заработная плата, прибыль, процент, земельная рента и другие, с новых позиций, не отрицающих по сути наличие закона стоимости при социализме. Над этими проблемами и работала группа авторов нового макета учебника под руководством К. Островитянова.
Обновленный макет учебника был представлен в ЦК ВКП(б) весной 1941 г. Однако начавшаяся Великая Отечественная война приостановила дальнейшую работу над его совершенствованием. Тем не менее в 1943 г. в советских вузах был введен курс политической экономии. Методологической основой его стала статья И. Сталина «Об изучении экономии» опубликованная в том же году в журнале «Под знаменем марксизма». Статья подводила итоги предвоенного обсуждения в ЦК ВКП (б) макета учебника под редакцией К. Островитянова. В ней подчеркивалась необходимость признания объективно существующих экономических законов социализма, в том числе и закона стоимости, действующего в «преобразованном виде». Закон стоимости имеет ограниченную в сравнении с капитализмом сферу действия, но проявляет себя в условиях реально существующих различий в качественном характере труда граждан социалистического общества. Вследствие этого учет меры труда и меры потребления, резюмировал И.В. Сталин, возможен лишь на основе использования закона стоимости. Данное положение было поддержано большинством советских экономистов, и на его базе стала развиваться концепция о социалистическом товарном производстве уже в первые послевоенные годы.
Несмотря на это, изредка появлялись отдельные вариации теоретического обоснования социалистического закона стоимости. Так, например, К. Островитянов, видя причины существования товарных отношений во внешних противоречиях социалистического сектора экономики, в 1948 г. выступил с тезисом, что характер труда при социализме неизбежно ведет к возникновению хозяйственного обособления, изоляции государственных предприятий. Именно это и является причиной наличия товарно-денежных отношений в государственном секторе советской экономики. Однако после теоретической дискуссии 1951 г. и публикации брошюры И. Сталина «Экономические проблемы социализма в СССР» утвердился иной взгляд, усматривающий неизбежность существования товарного производства в наличии двух форм собственности — государственной и кооперативной. В этой точке зрения, кстати, принятой впоследствии и К. Островитяновым, можно отчетливо увидеть связь с высказываниями В.И. Ленина в начальный период нэпа. Однако в подобной трактовке был ряд несоответствий. Например, ее сторонники рассматривали всю продукцию кооперативов в качестве товара, в то время как в государственном секторе товарами признавались производимые им лишь средства потребления, а средства производства исключались из этой категории.
Существенный вклад в теоретические разработки первых послевоенных лет внес крупный партийно-хозяйственный деятель Н.А. Вознесенский, в разное время занимавший посты председателя Госплана СССР, заместителя, а затем и первого заместителя председателя Совета Министров СССР. В 1947 г. вышла в свет его книга «Военная экономика СССР в период Отечественной войны», где наряду с анализом огромного материала о состоянии и развитии предвоенной и военной экономики был сформулирован ряд теоретических положений, в том числе обосновывающих наличие товарно-денежных отношений при социализме качественной неоднородностью труда. НА. Вознесенский обратил внимание на необходимость учета объективных экономических законов при планировании. В частности, на вопрос о том, существуют ли экономические законы производства и распределения, с которыми должно считаться социалистическое планирование, он отвечает положительно. По его мнению, таким «...наиболее элементарным законом является преобразованный в советской экономике закон стоимости». Отсюда вытекали и убеждения Н.А. Вознесенского в том, что под товарами следует понимать не только предметы потребления, но и средства производства, а закон стоимости, таким образом, выполняет регулирующую роль в распределении факторов производства во всей системе народного хозяйства страны. Судьба Н.А. Вознесенского трагична: в 1950 г. в качестве главного фигуранта по так называемому «Ленинградскому делу» он был приговорен к расстрелу.
В 1946 г. был создан новый вариант макета учебника, учитывавший положения, высказанные на встрече в ЦК ВКП(б) в 1941 г. Однако и этот вариант вызвал многочисленные замечания специалистов и был признан неудовлетворительным. Наконец, к весне 1950 г. появляется переработанный вариант, который и обсуждался в ходе известной дискуссии 1951 г.
Дискуссия 1951 г. Дискуссия явилась крупным, этапным событием в истории советской экономической науки. Она охватила фундаментальные проблемы политической экономии социализма, а ее результаты на длительный период определили основные направления развития советской экономической мысли. О масштабности дискуссии могут свидетельствовать сохранившиеся материалы, представленные в 38 томах, из которых 22 тома занимают стенограммы пленарных заседаний, а также длинный перечень ее участников.
Дискуссия выявила наличие различных взглядов на ряд фундаментальных теоретических проблем экономической науки, таких, как:
- характер экономических законов социализма;
- категория «товар» и «закон стоимости» при социализме;
- категория общественно необходимого рабочего времени при социализме;
- необходимый и прибавочный труд при социализме.
Помимо этого в центре внимания стояли проблемы принципов ценообразования в СССР, золотом стандарте советских денежных знаков, а также проблемы современного хозяйственного состояния капиталистических стран в условиях «всеобщего кризиса капитализма»; возможности возникновения новых империалистических войн. Не были обойдены и такие традиционные для отечественной науки теоретико-экономические проблемы, как дифференциальная рента, формы эксплуатации при феодализме. Наконец, были предложены различные варианты структуры раздела учебника «Социалистический способ производства».
Различия в подходах к проблеме экономических законов при социализме, несмотря на оттенки, обозначились между самой многочисленной группой сторонников объективного характера законов, которые сознательно используются в интересах общества, и их противниками, признававшими субъективный характер законов, которые создаются социалистическим государством. Однако спорившие стороны соглашались с реальным наличием закона стоимости при социализме, хотя и не были солидарны в оценке его характера и сфер действия.
Очевидно, что дискуссия отражала не только своеобразие состояния национального хозяйства СССР, сложившиеся реалии в мире после разгрома фашизма, уровень экономической науки в стране, но и в значительной мере внутреннюю политико-идеологическую атмосферу периода расцвета режима «культа личности».
Сталинская концепция. Материалы дискуссии, в которой И.В. Сталин не принимал непосредственного участия, тем не менее были им внимательно рассмотрены. Об этом свидетельствует уже упоминавшаяся работа «Экономические проблемы социализма в СССР» (1952). В ней высказано окончательное, непререкаемое мнение, надолго определившее концептуальную направленность отечественной экономической теории. Сталин согласился с положением об объективном характере экономических законов социализма, но отметил возможность ограничения сферы их деятельности. Вождь дал новое определение основного экономического закона, которое сохранилось с различными модификациями на все время господства советской власти: «обеспечение максимального удовлетворения постоянно растущих материальных и культурных потребностей всего общества путем непрерывного роста и совершенствования социалистического производства на базе высшей техники». Таким образом, И. Сталин обосновал известную марксистско-ленинскую идею (закон) о преимущественном росте производства средств производства, или I подразделения, которое производит оборудование для всех остальных сфер хозяйства, без чего «вообще невозможно осуществить расширенное воспроизводство». Очевидно, что данный закон был положен в основу политики форсированного строительства социализма в «переходный период», он же оставался теоретическим базисом хозяйственной политики советского государства на все последующее время его существования.
Большое внимание в работе И. Сталина уделялось товарному производству и товарно-денежным отношениям при социализме. Он признал только одну причину существования товарного производства — наличие двух форм собственности: государственной и колхозной, рассматривая товарное производство и товарооборот как необходимость. При этом он отмечал, «что нашетоварное хозяйство представляет собой не обычное товарное производство, а товарное производство особого рода ... сфера действия которого ограничена предметами личного потребления»1, и констатировал, что при социализме рабочая сила не может быть товаром, а средства производства становятся товаром только тогда, когда выходят на международный рынок. Закон стоимости, пока существует товарное производство, будет действовать, но он не может выполнять при социализме функцию регулятора производства.
Отстаивая положение о том, что рабочая сила не является товаром при социализме, И. Сталин предложил отказаться от ряда понятий, взятых из «Капитала» К. Маркса, которые, по его мнению, искусственно применялись к социалистическим отношениям. Такими категориями оказались необходимый и прибавочный труд, необходимый и прибавочный продукт, необходимое и прибавочное время.
Очевидно, что в работе И. Сталина далеко не второстепенное место заняли проблемы перехода от социализма к коммунизму, перспективы стагнации капитализма, оценки возможности новых империалистических войн и др. Сталинские трактовки перспектив коммунистического строительства, взаимоотношений стран с различным социально-экономическим устройством стали методологической основой для дальнейших исследований.
Данные концептуальные положения легли и в основу создававшегося учебника политической экономии, который наконец увидел свет уже после смерти Сталина в 1954 г. и выдержал без каких-либо изменений переиздание в 1955 г.
Экономическая наука в период «оттепели» и до начала 1980-х годов. После этапного XX съезда КПСС (1956), осудившего культ личности Сталина, хотя и не столь масштабно, как ранее, были вновь обсуждены фундаментальные проблемы политэкономии социализма. Так, в 1957 г. в Институте экономики АН СССР было проведено совещание по проблеме закона стоимости при социализме, а в 1959 г. на конференции в Ростове-на-Дону эта дискуссия была продолжена, но практически ни одного принципиально нового положения по проблемам товарного производства и закона стоимости высказано не было. Фактически сложившаяся концепция политической экономии социализма отражала интересы бюрократической верхушки партии и правительства, обосновывала сложившуюся систему экономической политики тоталитарного государства и в силу этого не могла претерпеть кардинальные изменения. Отсюда очевидно, что основные положения сталинской концепции учебника «Политическая экономия» сохраняли свою фундаментальную функцию для последующих учебников вплоть до конца 1980-х годов.
Тем не менее можно отметить некоторую трансформацию взглядов советских ученых в послесталинский период. Так, например, со второй половины 1950-х годов все большее число экономистов стало склоняться к точке зрения А.И. Ноткина, который еще в 1952 г. подверг критике концепцию разделения продукции в социалистической экономике на товары и нетовары в зависимости от того, представляет она средства производства или средства потребления. В результате во второй половине 1950-х годов одновременно с отходом от деления продукции на товары и «нетовары», возобладал взгляд о повсеместном действии закона стоимости. В условиях готовящейся экономической реформы одновременно предметом дискуссии становятся проблемы хозяйственного расчета и амортизации. В области теории денег был сформулирован тезис о реальной, стоимостной сущности советских денег и их специфической связи с золотом. В качестве социалистического закона был признан закон распределения по труду, сформулированный еще классиками марксизма, и расширились работы по исследованию характера труда, а также заложены основы в теорию труда при социализме. Хозяйственный расчет был признан не только как пригодный метод счета и стимулирования выполнения хозяйственных планов, но и как объективная категория социалистических производственных отношений. Эти положения впоследствии было распространены на все связанные с хозрасчетом категории (прибыль, амортизация и др.), что позволило предпринять попытки сформулировать внутренне более прочную, согласованную систему основных категорий политической экономии социализма.
Таким образом, смерть Сталина и ослабление режима репрессий привели к появлению несколько иных точек зрения не только по отдельным вопросам политэкономии, но и на всю науку в целом. Но хотя внешне это выглядело как поиск теоретического объяснения реальных условий производства и образа жизни, на деле речь шла о разработке нормативной, идеальной модели социализма на базе возведенных в догмат марксистско-ленинских положений.
Попытки построить такую модель привели к усилению внимания к понятиям экономическая система и система производственных отношений.
Первые учебники по политической экономии создавали теорию советского хозяйства, взяв за основу сталинское положение об определяющей роли собственности в формировании системы производственных отношений, и не придерживались методологии «Капитала». В последующие 10 лет доминирующей оставалась именно эта концепция. В 1963 г. выходит в свет учебник «Курс политической экономии» под редакцией НА. Цаголова, в котором на основе методологии К. Маркса сделана попытка реализовать идею «экономической клеточки». Для социализма такой клеточкой стала планомерность. Позднее учеными Центрального экономико-математического института АН СССР (ЦЭМИ) была разработана система СОФЭ (система оптимального функционирования экономики) и основанная на ней «конструктивная политическая экономия».
Возникновение теории оптимального функционирования экономики не только свидетельствовало о весьма высоком уровне советской экономико-математической школы, но и было реальной попыткой применения прогрессивных методов исследований к решению прикладных задач, стоявших перед народным хозяйством в условиях готовившихся реформ. Помимо этого можно говорить о попытке сближения отечественной науки с мировой на основе использования экономико-математических методов, прочно вошедших в арсенал экономического анализа за рубежом с момента возникновения маржинализма. Становление СОФЭ как теории оптимального функционирования экономики произошло в середине 1960-х годов в результате исследований талантливой плеяды ученых — А. Вайнштейна, С. Вишнева, Л. Канторовича, А. Лурье, В. Немчинова, В. Новожилова и др. После создания ЦЭМИ в 1963 г. экономико-математические исследования приобрели развернутый характер. Многочисленные работы 1960-х годов позволили приступить к созданию самостоятельного направления в теоретических исследованиях в рамках политической экономии социализма. Несмотря на применение новых методов анализа, признание положения о рациональном поведении субъектов в оптимальном состоянии экономики (рыночном режиме), ученые доказывали непротиворечивость данных постулатов трудовой теории стоимости. В 1970—1980-е годы. СОФЭ оставалось достаточно авторитетным направлением в экономической науке, разрабатывающим проблемы оптимального функционирования народного хозяйства, системы планирования и др. В отличие от ортодоксальных концепций «клеточки» в социалистическом хозяйстве, сторонники СОФЭ доказывали, что такой «клеточкой» является непреходящая категория общественной полезности. На этой основе должны строиться концепции эффективности народного хозяйства. Очевидно, что во многом новаторские идеи встретили ожесточенную критику противников СОФЭ.
В конце 1970-х годов ИЭ АН СССР выпускает трехтомник «Экономический строй социализма», в котором не содержалось сколько-нибудь новых теоретических положений, а лишь предпринималась попытка исходя из прежних позиций теоретически объяснить сложившиеся реалии.
Все теоретические работы, издававшиеся в эти годы, пытались обосновать структуру системы производственных отношений социализма. Выделялись общие, особенные и специфические отношения, определялась воспроизводственная структура (отношения производства, распределения, обмена и потребления), уровневая структура (отношения внутри общественного производства, между предприятиями и обществом, между предприятиями, внутри предприятий, между обществом и индивидом, между индивидами).
Так, например, А. К. Покрытаном была предложена модель, включающая технико-экономические, социально-экономические и организационно-экономические отношения. В ходе дискуссии по этому вопросу Л.И. Абалкин доказывал, что технико-экономические отношения существуют в производительных силах, а в системе производственных отношений наличествуют два слоя: организационно-экономические отношения по поводу организации функционирования производительных сил и социально-экономические (отношения собственности, система интересов, социальная структура), которые придают определенные свойства всей системе. У всех этих концепций были как сторонники, так и оппоненты, поэтому дискуссии практически велись постоянно.
В конце 1970-х годов, после принятия новой Конституции, которая узаконивала положение о том, что общественная собственность является основой социализма, с новой силой вспыхнули дискуссии о собственности. Конечно, этой проблемой ученые занимались и раньше, поэтому к моменту дискуссии уже четко сформировались три ведущие концепции.
1. Собственность — это самостоятельное производственное отношение по поводу присвоения материальных благ, и прежде всего средств производства (ленинградская школа во главе с Н.Д. Колесовым, Я.А. Кронрод и др.).
2. Собственность не существует как отдельное отношение, она пронизывает всю систему производственных отношений, и познать ее можно, только изучая эту систему (школа МГУ, А.К. Покрытан и др.).
3. Собственность не имеет экономического содержания, это юридическая категория (Шкредов В.П. и др.).
В ходе дискуссии, которая велась на страницах научных изданий, на теоретических конференциях и симпозиумах между представителями различных точек зрения, практически было достигнуто относительное единство в том, что основой системы производственных отношений является собственность, что любая собственность должна приносить какую-то пользу своему хозяину, т.е. реализовываться. Социалистическая собственность, как собственность общественная, главной формой реализации имела рост благосостояния трудящихся.
Одновременно с разработкой общетеоретических проблем большое внимание уделялось проблемам, связанным с практикой хозяйствования, чему способствовали подготовка и проведение хозяйственной реформы (1965). В это время на первое место вышли вопросы товарно-денежных отношений.
Уже в конце 1950-х годов была сделана попытка отойти от сталинской трактовки причин существования товарного производства при социализме, что, в частности, обосновывалось феноменом общественного разделения труда (Дьяченко В.П.) и неоднородностью труда в государственном секторе (Я.А. Кронрод).
Споры вокруг хозяйственной реформы. В 1961—1965 гг. обсуждались основные направления хозяйственной реформы. Начало дискуссий было связано с постановкой проблемы необходимости реформирования действующей системы хозяйствования. В 1962 г. в газете «Правда» была опубликована статья проф. Е. Либермана «План, прибыль и премия», где четко ставилась задача создания системы планирования, которая бы заинтересовала предприятия в улучшении работы и ускорении НТП. При этом возникала проблема частичной децентрализации планирования, передача ряда функций по определению номенклатуры продукции непосредственным производителям.
Схема руководства предприятиями должна была отвечать принципу: что выгодно предприятию — выгодно стране. По методам управления предприятиями и народным хозяйством в целом разгорелись споры, в которых приняли участие практически все видные экономисты того периода. Ведущей организацией по этим проблемам был Институт экономики АН СССР, который концентрировал у себя все предложения по совершенствованию методов хозяйствования и готовил материалы для ЦК КПСС. На основе данных материалов и были приняты решения мартовского и сентябрьского 1965 г. пленумов ЦК КПСС.
Период «оттепели» сделал возможным публикацию мнений группы молодых, талантливых экономистов (Г. Лисичкин, И. Петраков, Б. Ракитский, А. Емельянов и др.), пытавшихся доказать, что если существует товарное производство, то существует и необходимость перехода к настоящим рыночным отношениям, к реальному хозрасчету, основанному на полной самостоятельности предприятий. С целью повышения эффективности производства они предлагали обеспечить режим свободного перелива капитала из одной отрасли в другую, дать полную самостоятельность всем предприятиям, создать всем равные условия для работы, создать систему стимулирования на основе согласования экономических интересов субъектов хозяйства. Таким образом, социализм превращался в одну из разновидностей товарного производства.
Против этой точки зрения выступили ученые МГУ во главе с П.А. Цаголовым, а также З.В. Атлас, В.А. Соболь, И. С. Малышева и др. Они отстаивали взгляд на социалистические производственные отношения как на «нетоварные» по своей природе. Реальное существование товарных отношений на первой фазе коммунистического способа производства объяснялось незрелостью социализма, в процессе развития которого (непосредственно общественного производства) товарные отношения отомрут. Точку в этой дискуссии поставили события в Чехословакии (1968 г.), после которых любая попытка обосновать товарное производство при социализме пресекалась, а сторонники этой концепции объявлялись апологетами теории рыночного социализма. Термин «товарное производство» перестал появляться в печати и был заменен понятием «товарно-денежные отношения».
Такой уход от реальности, половинчатость принимаемых решений не могли не сказаться на начавшейся реформе. Сразу стало ясно, что центральная власть не собирается отказываться от системы мелочного контроля за производителями. Руководителей производства, которые пытались работать по-новому, стали ставить в невыгодные условия (отказывали в поставках необходимого оборудования, сырья, сокращали фонды заработной платы, снижали нормативы отчислений в фонды экономического стимулирования и пр.), а затем и просто освобождать от работы. Уже в первые годы проявились негативные последствия такого подхода к реформе, а в начале 1970-х годов от продолжения реформы отказались.
Дискуссии 1970 – 1980 гг. Планирование от достигнутого, которое практиковалось в последующий период, неизбежно вело к увеличению объемов выпускаемой продукции и расширению производства на старой технической базе. Говорить в этих условиях о выпуске принципиально новой продукции, о повышении качества, о расширении ассортимента было очень сложно. Все четче начинает проявляться тенденция к падению темпов роста. Конечно, об этом нельзя было говорить официально, но все, кто как-то был связан с общественным производством, знали об этом. Было выдвинуто положение о необходимости перехода к преимущественно интенсивным факторам развития на основе использования последних достижений науки и техники.
Лозунг о превращении науки в непосредственную производительную силу вызвал дискуссию экономистов и философов по вопросу о том, является ли наука по природе непосредственной производительной силой или она превращается в производительную силу при наличии определенных условий, и что это за условия. Одновременно обсуждалась сущность эффективности общественного производства как экономической категории, делались попытки определить ее критерии и основные показатели. Все это говорит о том, что с начала 1970-х годов внимание экономистов было приковано к проблемам развития производства, повышения его результативности, а чисто теоретические, методологические проблемы как бы отошли на второй план.
Обострение внимания ученых к проблеме эффективности в 1970—1980 гг. потребовало дискуссионного обсуждения вопросов о месте эффективности как экономической категории в системе производственных отношений, о содержании и слагаемых эффекта и затрат, о критерии и системе показателей эффективности производства. Отмечалось, что категория эффективности не просто отражает соотношение эффекта и затрат, в ней проявляется социальный результат функционирования экономики, ее цели и характер развития. Эффектом признавался не любой результат производства, а лишь тот, который был получен на основе овеществления в производстве творческих научных идей. Отсюда делался вывод, что эффект не может иметь затратного содержания, что это лишь экономия затрат в производстве. Различные аспекты данной концепции разрабатывали Т. С. Хачатуров, B.C. Немчинов, В. К Богачев и др.
При определении критерия эффективности политэкономы исходили из необходимости учета в нем сущности социалистических производственных отношений, поэтому его часто выводили из требований основного экономического закона социализма, т.е. критерием эффективности считались повышение жизненного уровня народа и всестороннее развитие личности. Экономисты-кибернетики критерий эффективности отождествляли с оптимальным планом или с народно-хозяйственным оптимумом (В. Дадаян), трудовики — с ростом производительности общественного труда (Ю. Сухотин, Б. Егиазарян).
Так как общее мнение было таково, что критерий отражает качественную определенность эффективности, то возникла проблема ее показателей. Процесс производства достаточно сложен, поэтому потребовалась сложная и громоздкая система показателей эффективности. Это подтолкнуло к поиску единого обобщающего показателя, причем появились обоснования различных показателей. В качестве показателей предлагались увеличение массы и доли национального дохода в общественном продукте (Е. Громов), прирост фонда потребления в расчете на одного работающего или на душу населения (Б. Смехов и В. Феодоритов); конструировались сложнейшие формулы расчета такого показателя (Ю. Сухотин, А. Ноткин, И. Шилин и др.). В итоге оппоненты пришли к мнению, что обобщающий показатель не дает ответа на вопрос, за счет каких факторов изменились результаты производства, и на практике опять стала использоваться система прежних показателей.
Период перестройки и реформ 1990-х годов. Данный период представляет современную историю отечественной науки. Его можно условно разделить на два этапа — «перестройку» (1985-1990 гг.) и «переходный» (с 1991 г. по настоящее время). Обострение в 1980-е годы экономической и политической ситуации в стране требовало радикальных изменений в руководстве экономикой, в поддержании темпов экономического роста. В середине 1980-х годов появляются первые статьи и книги с резкой критикой существующего положения (А. Анчишкин, Л. Абалкин, О. Лацис, Н. Шмелев, Г. Попов, А. Аганбегян, С. Шаталин и др.). С приходом к власти М. Горбачева провозглашается политика на ускорение социально-экономического развития страны. Первоначально в 1985-1987 гг., в так называемый розовый период реформ, была разработана стратегия ускорения. Ее авторы исходили из того, что исчерпанные возможности экстенсивного развития в условиях неблагоприятной для СССР конъюнктуры на внешнем рынке позволяют обеспечить оптимальные темпы экономического роста, дальнейшего развития национального хозяйства на основе не количественных, а преимущественно качественных параметров. В центре внимания государства должен находиться научно-технический прогресс, который является базой преобразования структуры народного хозяйства на основе изменения его инвестиционной и структурной политики. Одновременно авторами стратегии ускорения предусматривалась существенная (в рамках существовавших отношений) активизация элементов товарно-денежных отношений, что должно было способствовать преодолению наиболее вопиющих недостатков, стимулировать развитие субъектов хозяйства. Однако развитие рыночного механизма рассматривалось высшим руководством в качестве второстепенного, вспомогательного направления в стратегии «ускорения». Об этом свидетельствует следующее высказывание М. Горбачева: «Не рынок, не стихийные силы, а прежде всего план должен определять основные стороны развития народного хозяйства». В основу стратегии ускорения ее авторы заложили два императива: 1) догнать Запад и 2) сделать это, опираясь на преимущества обновленной социалистической системы. Данная стратегия не может не вызывать реминисценцию об известном в 1950-1960 гг. лозунге партии «догнать и перегнать» и уходит идейными корнями в политику ускоренной индустриализации 1930-х годов, в марксистско-ленинскую трактовку социально-экономического прогресса в государстве победившего пролетариата. Неудивительно, что уже к началу 1987 г. стало очевидным, что политика ускорения требовала непомерных средств, которыми не располагало государство. Помимо этого эффективное использование имеющихся средств было невозможно в условиях сохранявшейся системы хозяйственных отношений, а точнее, ее предельной бюрократизации.
Результатом проводимой политики ускорения стал рост дефицита бюджета, дальнейшая деформация на рынке потребительских товаров, снижение уровня управляемости хозяйством. Положение усугублялось ухудшением мировой конъюнктуры на сырьевых рынках (главным образом нефтяном), чрезвычайными расходами государства, связанными с ликвидацией последствий Чернобыльской катастрофы, параноидальной антиалкогольной кампанией и пр. В этих условиях обозначилось некоторое смещение акцентов в стратегии реформ. К лету 1987 г. на первый план выходит более объемное направление, сконцентрированное в понятии перестройка, в то время как ускорение рассматривается лишь в качестве его составляющей.
В середине 1987 г. предпринимаются активные попытки сделать упор на развитие элементов рыночных отношений путем преимущественного расширения самостоятельности хозяйственных субъектов. Предприятия получили возможность распоряжаться большей частью полученной прибыли. Однако и это не обеспечило притока инвестиций, столь необходимых для модернизации базовых отраслей хозяйства, структурной его перестройки. Значительную часть высвободившихся средств предприятия направляют в фонд заработной платы, что было вполне оправданно в условиях постоянного падения жизненного уровня граждан. Одним из результатов этого стало дальнейшее углубление диспропорций, что выразилось в тотальном дефиците на рынке потребительских товаров при одновременном росте «денежного навеса». В результате к 1988 г. в реформационном процессе усиливается политическая доминанта. 1989-1991 гг. характеризуются тенденцией к дальнейшей потере управляемости экономикой и попытками консервативной стабилизации (политика кабинета В.Павлова), что в свою очередь еще более усугубляет экономическое, внутреннее социально-политическое положение.
В условиях перестройки происходит трансформация взглядов отечественных ученых-экономистов. Если в начале реформ главный акцент приходился на проблему совершенствования социалистических отношений, то по мере развития процесса реформирования он смещается в сторону необходимости кардинального преобразования государственной модели социализма в рыночную.
Реформы 1990-х годов. Вновой политической ситуации, после августа 1991 г. и распада СССР, в центре внимания оказалась проблема вариантов перехода к рыночной экономике. При этом, впрочем, как и в настоящее время, существовали разнообразные оттенки спектра — от радикальных рыночно-капиталистических до ортодоксальных социалистических. В действительности в начале 1990-х годов в основу преобразований были положены теоретические конструкции сторонников радикального, рыночно-капиталистического варианта. Избранная модель была подчинена императиву: «делать, как на Западе — жить, как на Западе». Ее чертами являются опора на частную собственность, максимально сво