Теория накопления капитала Дж. Робинсон
Ранее всех с критической переоценкой теории Кейнса, с попытками развить его теоретический анализ на базе синтеза с другими неортодоксальными течениями выступили еще в 1940—1950-е годы члены Кембриджской школы (Великобритания), многие из которых были учениками и соратниками Кейнса, — Дж. Робинсон, Н. Каддор, П. Сраффа, Р. Кан.
Для этих теоретиков помимо Дж. Кейнса важное значение имели идеи и методология «классиков», и прежде всего Д. Рикардо и К. Маркса; влияние оказали на них и работы М. Калецкого, известного польского экономиста, долго работавшего в Кембридже. Их признанным лидером со временем стала Джоан Робинсон.
В экономической литературе это течение нередко называют левым кейнсианством, поскольку его сторонники придавали важное значение росту заработной платы в качестве фактора расширения эффективного спроса, выступали за ограничение власти монополий и проведение социальных реформ. Они решительно порывают и с основой основ неоклассической школы — с теорией предельной производительности и предельной полезности, на базе которой выстроено все здание неоклассической школы производства, использования ресурсов, распределения продукта и ценообразования. Этот разрыв проявился наиболее отчетливо, во-первых, в разработке новой теории накопления капитала, экономического роста и распределения продукта и, во-вторых, в развитии нового подхода к теории стоимости, основанного на возрождении рикардианства. Подъем радикальных настроений, рост интереса к марксизму с конца 1960-х и особенно в 1970-е гг. не случайно сделал эту школу особенно популярной среди молодых экономистов, выдвинув ее на передний край в условиях, когда остро ощущалась потребность в обновлении теоретического арсенала экономической мысли.
Дж. Робинсон и ее коллеги по Кембриджу — Н. Калдор, а в дальнейшем Л. Пазинетти, Я. Крегель, Дж. Итуэлл и другие попытались создать альтернативный вариант «Общей теории» Кейнса, соединив его краткосрочный анализ эффективного спроса с долгосрочным анализом факторов накопления капитала, технического прогресса и распределения продукта. Приоритет в этом несомненно принадлежит Дж. Робинсон. В 1956 г. Дж. Робинсон публикует свой главный труд — «Накопление капитала», в которой она предприняла попытку синтезировать основные факторы, влияющие на долговременный рост экономики (распределение между прибылью и заработной платой, объем капитала и характер технического прогресса, степень монополизации и конкурентности экономики, рост народонаселения и т.п.), а также определить причины, из-за которых происходит отклонение от устойчивости роста.
Дж. Робинсон взяла на себя задачу обобщения «Общей теории», т.е. распространения кейнсианского краткосрочного анализа на проблемы долгосрочного развития. Определенное влияние на сам характер анализа, на исходную модель, представляющую собой двухсекторную экономику, оказали марксистские схемы простого и расширенного воспроизводства. Намечая исследование этой проблемы, которая (подобно марксистской теории накопления капитала) должна была представить теоретическое обобщение законов развития капиталистической системы хозяйства, Дж. Робинсон писала: «Схема расширенного воспроизводства (Маркса) дает очень простой и совершенно неизбежный подход к проблеме равенства сбережений и инвестиций и равновесия между производством средств производства и производством потребительских товаров. Он заново открыт и сделан основой исследований кейнсианской проблемы Калецким и вновь изобретен Харродом и Домаром в качестве базиса для теории длительного развития. Если бы Маркса изучали как серьезного экономиста, вместо того, чтобы обращаться с ним, с одной стороны, как с непогрешимым оракулом, а с другой — рассматривать как мишень для дешевых эпиграмм, это сберегло бы для нас много времени».
Исследование теории накопления капитала Дж. Робинсон было построено на положении о взаимосвязи производства и распределения в любой законченной теоретической системе. Она создает теорию, в которой взаимоувязанность роста, накопления капитала и распределения осуществляется на основе действия реально существующих институтов, определяющих стремление предпринимателей к накоплению, с одной стороны, и борьбу рабочих за долю продукта в национальном доходе, с другой стороны. Экономическая история представляет собой, по утверждению Дж. Робинсон, арену конфликтующих интересов, которые неоклассики как раз и не хотят обсуждать. В этом проявилось стремление ученой обойтись не только без трудовой теории стоимости, но и без категории предельного продукта.
Все общественное производство Дж. Робинсон делит на два сектора — сектор инвестиционных товаров (I) и сектор предметов потребления (II). Она исходит из того, что стоимость конечной продукции каждого подразделения складывается из заработной платы (W)и так называемой квазиренты (как бы ренты), состоящей из прибыли и амортизации (Q).
(I) W1 + Q1= Y1; (II) W2 + Q2= Y2; W1 = Q2.
Для выяснения закономерностей накопления Дж. Робинсон предполагает ряд ограничительных условий, в том числе: отсутствие государственного вмешательства в экономику, наличие только двух классов — рабочих и предпринимателей, отсутствие потребления из прибыли, целиком идущей на накопление капитала. Заработная плата в ее системе — независимая переменная. Это плата за труд, и величина ее представляет собой результат длительного исторического развития. Она имеет свой нижний предел — физиологический минимум, который обеспечивает возможность существования и содержания семьи. «Но с тех пор процесс исторического развития, — пишет Дж. Робинсон, — привел заработную плату и занятость к такому уровню, который мы имеем в настоящее время». Таким образом, заработная плата определяется тем, что она есть в настоящее время.
Предполагая, что заработная плата — независимая переменная, она делает первый вывод из приведенных равенств: фонд зарплаты и занятость в подразделении I определяются величиной квазиренты подразделения II. Следовательно, чтобы произошел акт инвестирования, должно увеличиваться производство и занятость в подразделении I. Условием этого будет либо снижение реальной заработной платы, либо соответственный рост квазиренты подразделения II (Q2). Таков основной фон, на котором развивается отношение между накоплением, занятостью и потреблением.
Дж. Робинсон делает очень важный вывод, что рыночное хозяйство может испытывать стагнацию двух видов: 1) вызванную недостатком технического прогресса; 2) вызванную насыщением, апатией, нежеланием вкладывать капитал.
Простейшая модель является для Дж. Робинсон исходным пунктом анализа проблемы накопления в долгосрочной перспективе, которую она рассматривает как соотношение между прибьшью, заработной платой и занятостью. Причем это глобальное соотношение исследуется ею под влиянием трёх динамических процессов: 1) роста народонаселения и изменения предложения рабочей силы; 2) соотношения монополии и конкуренции; 3) технического прогресса.
Учение о техническом прогрессе — важнейшая часть теории Дж. Робинсон. Она рассматривает три типа технического прогресса: нейтральный, когда соотношения между основными параметрами двух подразделений, в том числе и по занятости, не меняются; и два его уклона — капиталосберегающий и капиталоемкий технический прогресс. Первый означает более быстрый темп роста нововведений и производительности труда в инвестиционном подразделении; второй предполагает, что производительность труда растет быстрее в подразделении II, производящем предметы потребления. Эти уклоны будут менять соотношения двух подразделений, в том числе и распределение дохода, и величину спроса на рабочую силу. Подробно анализирует Дж. Робинсон и обратное воздействие соотношения заработной платы и прибыли на выбор техники производства, на «уклоны» и темпы технического прогресса.
В своей книге Дж. Робинсон формулирует идеальные условия экономического развития — условия «золотого века». Важнейшими из них являются следующие:
1. Нейтральный технический прогресс, в условиях которого производительность труда, заработная плата на одного человека и капиталовооруженность повышаются в одинаковой пропорции, а норма прибыли остается постоянной.
2. Гибкость и подвижность реальной заработной платы рабочего класса, повышающиеся вместе с ростом производства на душу населения.
3. Свободная конкуренция, являющаяся непременным и обязательным условием именно такого роста заработной платы.
4. Накопление капитала в условиях «золотого века» зависит только от темпов технического прогресса и прироста занятого населения.
Потенциальный темп роста, по ее мнению, приблизительно равен темпу роста занятости плюс темп роста продукции на душу населения.
Дж. Робинсон считает, что нарушение именно этих условий является причиной нестабильного развития капитализма.
По ее мнению, существует оптимальный уровень темпа накопления капитала, соответствующий такому распределению национального дохода, при котором рост эффективного спроса идет в ногу с ростом производства. Слишком высокий темп накопления обусловливает чрезмерно высокую долю прибыли в доходе и уменьшает долю рабочего класса. В этом случае развиваются инфляционные процессы, вследствие того, что снижение уровня жизни побуждает рабочих бороться за повышение денежной заработной платы в целях сохранения своего привычного уровня существования.
Слишком низкий темп накопления приведет к снижению нормы и доли прибыли и тем самым уменьшит стимулы для экономического роста. В экономике возникают тенденции к стагнации. Однако тенденция к стагнации может возникнуть и в условиях слишком высокой нормы прибыли, если эта прибыль является результатом монополии, а не чрезмерно высокой нормы накопления.
Повышение заработной платы (в меру роста производительности труда), по Робинсон, не только разрешает противоречия реализации капиталистического роста в условиях технического прогресса, но и является важнейшим его стимулом. У общества всегда существует определенный спектр технологических решений той или иной технической проблемы, определяемой уровнем производительности труда капиталовооруженности: как правило, техника, обеспечивающая более высокий уровень производительности труда, требует больших затрат капитала на единицу труда. Уровень и динамика заработной платы определяют границы прибыльности техники. Чем выше заработная плата, тем выгоднее применять менее трудоемкую, следовательно, более капиталоемкую технику.
Дж. Робинсон создала помимо долгосрочной концепции накопления капитала, составляющей базис ее теории, целый ряд других, как бы усложняющих и уточняющих ее центральное ядро.
14.2. Теория стоимости и ценообразования П. Сраффы
Толчок к разрешению проблем несовершенной конкуренции и перевороту во взглядах на устройство и работу современного рынка дали идеи Пьеро Сраффы (1898—1983). Практически он сделал поворот на 180°, как бы обесценивающий все, что было сделано в науке за сто лет до того. В 1960 г. вышла его книга «Производство товаров посредством товаров». К кейнсианским проблемам эта книга непосредственного отношения не имела. Но для посткейнсианства она оказалась сильным теоретическим оружием в критике того аспекта неоклассической теории, который «кейнсианская революция» оставила в неприкосновенности, — ее микроэкономической основы.
Эта книга вызвала теоретические споры как среди радикальных экономистов, так и среди экономистов-марксистов. Она представила новые формальные доказательства логической несостоятельности, противоречивости неоклассической теории ценности. К тому же она претендовала на решение той проблемы, перед которой остановился Рикардо, а за ним и Маркс: П. Сраффа предложил метод, с помощью которого казалось возможным найти такую цену производства особого товара, которая в силу своей устойчивости могла стать мерилом ценности всех других товаров.
Свою модель Сраффа использовал также для решения той проблемы, которую поставил Рикардо и которую по-своему пытался, решить Маркс. Оба считали, что если цены определяются стоимостью товаров, то сумма цен и стоимостей должна уравниваться. Это равенство обеспечивается тем, что общественная цена производства (равная стоимости) регулируется ценой производства товаров, произведенных в условиях среднего органического строения капитала, так что отклонения стоимостей от цен производства в отраслях с более высоким или более низким составом капитала взаимно погашаются.
Вся критика теории стоимости сосредоточилась вокруг этой проблемы и сводилась к доказательству того, что равенство суммы стоимостей и суммы цен производства в действительности не обеспечивается. Это обусловлено тем, что сама цена производства среднего товара не остается неизменной. Если меняется соотношение между заработной платой и прибылью, то изменяется и вся структура цен. Ведь издержки производства различных товаров зависят от того, в какой пропорции участвуют в их создании труд и капитал. Издержки более трудоемких товаров возрастут в большей степени, чем издержки менее трудоемких товаров. Если эти товары в свою очередь входят в качестве затрат в производство других товаров, то изменение цен производства этих других товаров будет зависеть от удельного веса первых в их издержках и т.д. В итоге цена производства может повыситься, а может и относительно снизиться — однозначного решения не существует. Если данный товар трудоемок, но его основные материальные издержки капиталоемкие, то повышение заработной платы увеличит трудовые издержки рассматриваемого товара, но относительно снизит издержки материальных затрат, использованных в производстве данного товара. Цена будет равнодействующей этих противоположных сил.
Отсюда следует, что невозможно найти такой товар, цена производства которого оставалась бы неизменной и не зависела бы от сдвигов в распределении дохода. Другими словами, цена производства в отрасли со средним органическим составом капитала не может служить измерителем меновых пропорций товаров. П. Сраффа ставит своей целью найти другой «измеритель» меновой стоимости, не зависящий от изменения распределения и цен. Он ставит вопрос так: можно ли теоретически сконструировать такую отрасль, в которой отношение чистого продукта к стоимости материальных затрат (Y/C)не менялось бы под влиянием изменения в распределении и в ценах? И показывает, что такую отрасль можно выделить из реальной экономики. Он называет ее стандартной отраслью. Для построения стандартной отрасли ученый формулирует понятие так называемых базисных товаров, т.е. таких товаров, которые прямо или косвенно входят в производство всех других товаров. Замкнутая система уравнений, характеризующих взаимосвязь производства и потребления этих товаров, и образует стандартную отрасль. Особенность этой отрасли состоит в том, что и натуральная структура продукта, и натуральная структура затрат в ней одинаковы. Единицу продукта стандартной отрасли П. Сраффа и его сторонники считают физическим измерителем стоимости, не зависящим от изменения цен.
Книга, как уже говорилось, вызвала теоретические споры. Многие утверждали, что Сраффа развивает Марксову теорию стоимости. Однако существовала и противоположная точка зрения, согласно которой теоретические разработки П. Сраффы не имеют непосредственного отношения к марксистской теории; он развивает рикардианскую, но отнюдь не марксистскую традицию теории стоимости.
Таким образом, работы П. Сраффы, как и Дж. Робинсон, внесли значительный теоретический вклад в общее развитие современной экономической мысли и, в частности, в ту антимаржиналистскую революцию, которая, то усиливаясь, то затухая, постоянно бурлит на окраинах основного течения современной экономической мысли.
Монетарное кейнсианство (США)
Представители этого направления посткейнсианства (оно возникло в США) выбрали иной путь. Они выступили как поборники восстановления истинного духа кейнсианской революции, подлинного смысла его теории. Такие экономисты, как Р. Клауэр, А. Лейонхуфвуд, П. Давидсон, С. Вайнтрауб, X. Мински, утверждали, что версия кейнсианства, разработанная старшим поколением ученых в лице Э. Хансена, П. Самуэльсона и Дж. Хикса, на самом деле исказила смысл теории Дж. Кейнса.
Определенной вехой в развитии этого нового подхода была опубликованная в 1965 г. статья американского экономиста Р. Клауэра «Кейнсианская контрреволюция: теоретическая оценка». В статье давалось принципиально новое толкование теории Дж. Кейнса в отличие от ортодоксального кейнсианства, которое трактовало ее как «теорию равновесия в условиях неполной занятости, как частный случай неоклассической теории общего равновесия».
Интерпретация Р. Клауэра получила дальнейшее развитие в изданной в 1968 г. работе другого американского экономиста — А. Лей-онхуфвуда «О кейнсианской экономической теории и теории Кейнса». А. Лейонхуфвуд решительно объявил, что стандартная интерпретация теории Дж. Кейнса (теория доходов-расходов) не только не развила, но и отвергла главные элементы его теории. Основными недостатками данной интерпретации, по его мнению, были: 1) недооценка роли денег («Как получилось, — спрашивал он, — что теория, признавшая важность денег, превратилась в теорию, в которой деньги не имеют существенного значения?»); 2) преуменьшение роли процентной ставки, благодаря чему в центре внимания оказался лишь мультипликационный процесс, развертывающийся под влиянием изменений спроса; 3) предпочтение бюджетной политики и недооценка значения кредитно-денежного регулирования. А. Лейонхуфвуд иронично замечает: так много внимания уделяли проблеме безработицы, что о денежном аспекте теории вовсе забыли, исчезла большая часть ценовой и монетарной стороны теории Дж. Кейнса; в итоге на свет появилась странная доктрина «неважности денег» и «неэффективности кредитно-денежной политики».
Оценив подобную трактовку кейнсианской теории, известный историк экономической мысли, М. Блауг писал: «Для Клауэра и Лейонхуфвуда кейнсианская теория — это теория неполной информации, получение которой связано с издержками медленного приспособления цен; это теория адаптации посредством изменения объемов производства, а не цен; это гипотеза двойственного решения и процесса, ограничиваемого доходом; неправильных и неравновесных рыночных цен вследствие отсутствия вальрасовс-кого аукциониста... Как только мы отходим от довольно специфического случая немедленного приспособления цен, мы уже не можем исходить из того, что работа ценового механизма автоматически ведет к устранению избытков и дефицитов на рынке, а, следовательно, и к полной занятости».
Интерпретация теории Дж. Кейнса Р. Клауэром и А. Лейонхуфвудом вызвала жаркие споры и оказала большое влияние на дальнейшее развитие экономической мысли Запада.
В конце XX в. это направление посткейнсианства активно развивается такими представителями «нового» кейнсианства, как Дж. Тейлор, Дж. Стиглер, Дж. Акерлоф и др. Свои теоретические модели они строят на базе общей теории равновесия, но без главной ее предпосылки — автоматической «расчистки» рынков, т.е. без автоматического приведения в соответствие спроса и предложения с помощью быстрого изменения цен. Причины — отсутствие полной или надежной информации и различные институциональные ограничения.
Теория Р. Клауэра и А. Лейонхуфвуда, равно как и монетаризм, оказала заметное влияние на дальнейшее развитие посткейнсианства, в особенности его монетарных аспектов. Эти аспекты связаны со значительным изменением условий развития современной экономики, и, прежде всего с усилением инфляционных процессов, с одной стороны, с ослаблением размаха кризисных колебаний, с другой, с необходимостью переосмысления инструментов и целей макроэкономической политики, с третьей.
Инфляция — вот проблема, которая стала темой первостепенной важности не только для монетаристов, но и для современного кейнсианства. В анализе ее (и это характерно именно для посткейнсианства) большое влияние уделяется как факторам, определяющим процессы ценообразования на разных рынках, так и денежным аспектам развития экономики.
Что касается процессов ценообразования, то в этих вопросах позиции посткейнсианцев во многом смыкаются с современным институционализмом. Изучая проблему негибкости цен и заработной платы, более того, автономного характера их взаимодействия, они связывают это с существованием монопольных рынков, включая рынок труда. Основой устойчивого инфляционного процесса многие из них считают спираль «цены — зарплата».
Накопление бюджетных дефицитов привело к росту государственной задолженности и соответственно к росту удельного веса процентных платежей в структуре государственных расходов. Кроме того, стало ясно, что бюджетное регулирование, т.е. манипулирование расходами и доходами, является громоздким и негибким инструментом для быстрого реагирования на смену экономической конъюнктуры. Оно само может стать источником ее нестабильности. Поэтому современные кейнсианцы проявляют более осторожное отношение к бюджетной политике, нежели их предшественники.
Многие представители посткейнсианства, особенно в 1970-е годы, выступали и за то, чтобы увязать политику доходов с политикой роста в целом, в том числе с политикой, определяющей темпы и структуру инвестиций. А это означало даже использование «общенационального планирования», призванного придать государственному регулированию недостающую ему скоординированность и долгосрочный аспект.
Однако подобные идеи сегодня уже утратили популярность, и в спорах с консерваторами (новыми классиками и монетаристами) современные кейнсианцы отстаивают главным образом необходимость продолжения стабилизационной политики, причем в основном за счет использования кредитно-денежного инструментария.
Период существенного обновления неоклассического синтеза приходится на 1980—1990-е годы. Известный американский экономист, лауреат Нобелевской премии Дж. Тобин в 1983 г. писал: «Кейнсианские идеи переживут контрреволюции. Тот синтез, который возникает под их влиянием, будет, я думаю, более приемлемым теоретически, чем прежний «неоклассический синтез». Кризис экономической теории касается как микроэкономики, так и макроэкономики, и выход из него должен быть найден на основе последовательной перестройки теории на не Вальрасовой основе». А по поводу 100-летия со дня рождения Дж. Кейнса тот же автор высказался еще определеннее: «В новом интеллектуальном синтезе, который, по моему мнению, заменит нынешние раздоры и хаотические дебаты относительно макроэкономической политики, кейнсианские идеи займут свое почетное место».
Вопросы для самопроверки
1. В чем состоит отличие посткейнсианства от неокейнсианства?
2. Охарактеризуйте вклад Дж.Робинсон в развитие посткейнсианства.
3. Назовите основные положения концепции ценообразования П. Сраффы.
4. Каковы особенности монетарного кейнсианства?
Глава 15. Неолиберализм
Либерализм (liberalis) в переводе с латинского означает «свободный». Либерализм в экономике — это совокупность взглядов на функционирование хозяйства и принципы экономической политики, отвергающие необходимость вмешательства государства в экономическую жизнь; доктрина, утверждающая, что лучшей экономической системой является та, которая обеспечивает свободу личной инициативы хозяйствующих субъектов. Принцип экономического либерализма laissez-faire (от фр. позволь нам делать) возникает в XVIII в. как требование экономических свобод со стороны французской буржуазии. В дальнейшем идея экономической свободы занимает центральное место и обретает законченные формы в учении классической и неоклассической школ. В XIX в. либерализм является официальной доктриной государств, вставших на путь промышленного развития. В основе либерализма лежат три принципа: неприкосновенность частной собственности, свобода хозяйственной деятельности, свободная конкуренция.
Первая мировая война, социалистическая революция в России, Великая депрессия 1929 - 1933 гг. привели к значительной концентрации государственной власти, все большему отказу от конкурентного механизма регулирования экономических процессов. В этих условиях как реакция на кризис либеральных традиций и происходит становление нового либерализма, или неолиберализма.
Значительное место в неолиберальной концепции играет роль индивида в экономическом процессе. Понятия экономической и политической свободы неразделимы. Эффективность экономической системы непосредственно связана со свободой.
Учение неолибералов полностью придерживается трех основополагающих принципов либерализма, но это не однородное направление экономической мысли. Трактовка и механизм реализации указанных принципов в трудах неолибералов имеют различия, что является основанием выделить наиболее влиятельные направления внутри самого неолиберализма. Имея сходные целевые установки, они различаются методологическими принципами, инструментарием исследования, оценкой отдельных феноменов хозяйственной жизни и пр.
Особое место в системе современных либеральных учений занимают западногерманская и неоавстрийская школы. Оформившиеся в межвоенный период, они имеют общие предпосылки: негативное отношение к практике государственного регулирования социально-экономических процессов; неудовлетворенность состоянием экономической науки — неопределенность предмета экономического исследования, недостаточная методологическая база экономического анализа. Либералы-ортодоксы в условиях активной этатизации выступали за ограничение государственного участия и уповали на автоматизм рынка, но не сумели выработать практических рекомендаций, что существенно подорвало позиции либерализма в целом. Это в свою очередь сделало возможным широкое развитие теорий, обосновывающих необходимость и желательность государственного вмешательства, идейно поддержавших приход к власти тоталитарных режимов.
Важно отметить, что современные либералы отнюдь не являются сторонниками анархии рынка, глубоко понимая сущность происшедших перемен в условиях его функционирования. Они ведут речь главным образом о сферах и границах государственного регулирования. Именно данный аспект, с акцентом на практическую востребованность, становится важнейшим направлением их работ. Важной особенностью неолиберализма является разработка гносеологических и методологических проблем экономической науки, формирование новых подходов к пониманию социально-экономических процессов с выходом за рамки чисто экономической проблематики.
В условиях господствующих достаточно агрессивных представлений неолибералам удалось создать целостные, самодостаточные, не конъюнктурные альтернативные научные системы. Несмотря на имеющиеся различия в методологических подходах и выводах, они не конфликтны, а, напротив, являются примером продуктивности либеральной идеи, что позволяет лучше осознать действительные проблемы XX в. и заложить основы для понимания будущих изменений.
Неоавстрийская школа
Возрождение и развитие австрийской традиции связано с именами Л. Мизеса и Ф. Хайека. Оформившиеся в межвоенный период, в условиях доминирования кейнсианства, теоретические положения неоавстрийцев характеризуются как крайние и излишне академичные. Кризис капиталистической экономики в 1970-е годы, развал социалистической системы подтвердили правоту многих выдвинутых положений.
Л. Мизес и его теория. Людвиг Эдлер фон Мизес (1881 - 1973) родился в г. Лемберге (ныне г. Львов). Образование получил в Венском университете. В 1906 г. Мизесу присваивают степень доктора права. С 1909 г. он работает в «Правовой австрийской палате коммерции и индустрии», где занимается вопросами денежного обращения, исследует теорию циклов предпринимательской деятельности. В 1913 г. Л. Мизес получает профессорскую должность в Венском университете. В первые послевоенные годы разрабатывает антиинфляционные меры. В 1926 г. создает Австрийский институт бизнес-циклов. С 1934 г. работает в Женеве профессором в Высшем институте международных исследований. В 1940 г. в связи с распространением фашизма Мизес переезжает в США, где продолжает научную и преподавательскую деятельность, сначала в Высшей школе деловой администрации, а затем в университете Нью-Йорка.
Л. Мизес разделяет основополагающие установки австрийской школы — методологический индивидуализм, субъективную теорию ценности, дедуктивный метод анализа, критику абсолютизации метода историзма и др. Развивая научные традиции школы, он продвинул далеко вперед методологию экономического исследования. Его теоретическая конструкция представляет синтез экономической теории, философии, социологии, психологии, истории.
Значительное место в исследованиях Мизеса занимает тема философии знания, или эпистемологии (от греч. episteme — знание и ... логия, что означает «логика познания», «теория познания»), получившая развитие в работах: «Эпистемологические проблемы экономики» (1933), «Человеческая деятельность: трактат об экономике» (1949) (впервые была издана в 1940 г. под названием «Национальная экономика»), «Теория и история» (1957), «Основания экономической науки: очерки методологии» (1962).
Мизес полагает, что в основе всех общественных явлений находится субъективный мир действующего человека. В работе «Человеческая деятельность» он систематизирует структуру экономической науки, выделяет общую, универсальную, теорию человеческого действия, которую называет праксеологией (от греч. praxeology — букв, логика действия), а исследование экономических процессов определяет в область каталлактики (catallactic). Область каталлактики, или экономии (в более узком смысле), — анализ рыночных явлений, т.е. анализ тех действий, которые производятся на основе денежно-кредитных расчетов. «Предмет каталлактики — все рыночные явления со всеми их корнями, разветвлениями и последствиями».
Основополагающим принципом праксеологии является методологический индивидуализм. Это значит, что путь к познанию общества в целом, социальных институтов, экономических процессов лежит через изучение поведения отдельного индивидуума. «Развитие разума и развитие общества — один и тот же процесс. Весь дальнейший рост общественных отношений есть исключительный результат действия воли. Оно не существует помимо мысли и воли. Его бытие внутри человека, а не во внешнем мире. Изнутри оно проецируется наружу. Общество — это сотрудничество, это общность в действии».
Л. Мизес доказывает, что человеческая деятельность является рациональной и экономической. Человеческие поступки проистекают от испытываемого индивидуумом чувства беспокойства. Беспокойство может быть связано как с материальными, так и с идеальными, или духовными, потребностями. Традиционно в качестве предмета исследования экономическая наука стремилась выделить только экономическую сторону человеческой деятельности. Но всякий раз, когда экономист ограничивает исследования только материальными аспектами человеческого действия, предмет исследования исчезает. «Теория рационального действия должна охватывать такое действие как целостное. ... Сферы рациональной и экономической деятельности, таким образом, совпадают. Всякое разумное действие есть одновременно и действие экономическое. Всякая экономическая деятельность рациональна. Только отдельный человек мыслит. Только индивидуум рассуждает. Только индивидуум действует». В то же время эти сферы имеют различия. Экономическая деятельность прежде всего основывается на расчетах с использованием денег. «Безрасчетная экономическая деятельность невозможна».
Аксиома целеустремленного человеческого действия определяет предметом праксеологии исследование логики человеческого действия. Через исследование микроэкономических составляющих, прежде всего поведения индивидуумов — их предпочтений и ожиданий, осуществляется макроэкономический анализ. Такой подход противостоит достаточно распространенным концепциям универсализма и коллективизма. Для Л. Мизеса идеи коллективизма неприемлемы. «Коллективизм — явление политическое, а не научное ...Коллективизм в целом всегда склонен к идее обобществления средств производства, поскольку это близко к его мировосприятию».
Тот факт, что в основе экономических процессов лежит деятельность индивидов, является отправной точкой критики Л. фон Мизесом сторонников идеи использования метода естественных наук в анализе социальных явлений. Социальные науки не могут проводить эксперименты и идут к знанию через постижение человеческих действий. Характерной особенностью исследований в сфере естественных наук является определенность исходных состояний физических величин. В целях подтверждения верности гипотезы исследователь имеет возможность повторить опыт. В истории не существует абсолютно идентичных событий. Каждая сложившаяся ситуация — это сложное сочетание многих обусловливающих данное состояние системы факторов. По этой причине нельзя ставить в один ряд несколько событий. Например, в анализе делового цикла ошибочно считать каждый цикл абсолютно идентичным другому и исходя из этого коррелировать данные. В экономике не существует постоянных отношений между величинами, и уравнения лишены практического применения. Математики, используя дифференциальные уравнения, описывают исключительно воображаемое состояние экономического равновесия, где не учитывается комплекс действий, ведущих к постоянным изменениям, и не учитываются эти изменения.
Л. Мизес обращает внимание на то, что не все социальные явления можно объяснить, основываясь на методологическом индивидуализме и субъективизме. Познание социальных явлений не исключает методологический дуализм. Так, иногда идентичные внешние события приводят к различным результатам, и различные внешние события производят один и тот же результат. Мы не знаем, почему, но мы абсолютно уверены, что существует причинная связь этих явлений. Разум и опыт показывают нам, что существуют две отдельные области: внешний мир физических и физиологических явлений и внутренний мир мысли, чувств и целеустремленного действия. Мы не знаем, как внешние события воздействуют на человеческие мысли, идеи, желания. Из этого следует, что «... наука, по крайней мере в настоящее время, должна принять дуалистический подход...».
В конечном счете, отмечает Л. Мизес, еще не обнаружены другие методы, имеющие отношение к человеческому действию, кроме методов праксеологии и истории, но выводы исторической науки также ненадежны. Одинаковые факты и одинаковые статистические данные могут подтверждать противоречащие теории. Экономическая история не может ни доказать, ни опровергнуть экономическую теорию. Наоборот, экономическая теория является основным инструментом для понимания экономической истории.
Исследование экономических процессов. «Основной вопрос, который должна решить экономическая наука, — установить связь между ее основополагающими выводами и реальностью человеческого действия». Учитывая логическую основу поведения индивидуумов, можно проанализировать процесс человеческих действий, представив его в виде отдельных компонентов. Такой подход должен стать основой экономического анализа. Таким образом, экономический анализ требует прежде всего учета качественных, а не количественных