Совокупный спрос и предложение на рынке труда
В случае, если совокупный спрос выше совокупного предложен имя, занятость будет расширяться до того предела, когда совокупный спрос совместится с совокупным предложением. Нет никакой гарантии, что точка равновесия спроса и предложения совпадет с точкой полной занятости, но определенное приближение к полной занятости будет достигнуто. Если же совокупный спрос превышает совокупное предложение, когда полная занятость уже достигнута, результатом такого превышения может быть только рост цен.
Совокупный спрос может не только превышать совокупное предложение, но и отставать от него. Этот случай представляется Дж.М. Кейнсу более важным, и его он рассматривает более подробно.
Совокупный спрос складывается из двух частей: потребительский спрос (D1) и инвестиционный спрос (D2), т.е. это суммарный спрос потребителей и предпринимателей:
D = D1 + D2.
По мере роста занятости, производства и дохода растет и потребительский спрос, но он растет в меньшей пропорции, чем доход. Это связано с психологической склонностью людей по мере роста дохода все большую его часть сберегать и все меньшую тратить на потребление (об этом подробнее будет сказано ниже). Классическая школа исходила из того, что та часть дохода, которая не потребляется непосредственно, инвестируется в производство. Сбережения автоматически порождают инвестиции, и в результате равенство совокупного спроса и совокупного предложения сохраняется.
Дж.М. Кейнс же полагал, что стремление сберегать и стремление инвестировать определяются разными причинами и совсем не обязательно совпадают. Индивидуум сберегает то, что не потребляет, следовательно, сбережения определяются склонностью к потреблению. Но побуждение к инвестированию зависит совсем от других причин: от ожидаемого дохода от инвестиций и от нормы процента.
Для того чтобы совокупный спрос совместился с совокупным предложением, необходимо заполнить разрыв между потребительским спросом и доходом; заполнить же этот разрыв могут только инвестиции.
Совокупный спрос в точке пересечения с совокупным предложением Дж.М. Кейнс назвал эффективным спросом. Эффективный спрос, таким образом, определяется суммой потребительского и инвестиционного спроса, т.е. потреблением и инвестициями.
Здесь мы подходим к одному из самых сложных и принципиальных вопросов. Дж.М. Кейнс говорит, что сберегать — не значит инвестировать. Но в то же время он утверждает, что в обществе в целом инвестиции равны сбережениям. Эффективный спрос определяется решением потреблять и решением инвестировать, но не решением сберегать. Эффективный спрос определяет уровень занятости и уровень дохода. То, что при данном уровне занятости не потребляется, то инвестируется и, следовательно, сберегается. Реальные совокупные сбережения — не самостоятельная величина, а лишь разность между доходом и потреблением, равная инвестициям. Если инвестиции недостаточны, снизится занятость, снизится доход, снизятся сбережения; в конечном счете они придут в соответствие с инвестициями.
Если часть индивидуумов в обществе решит сократить свое потребление и увеличить свои сбережения, это не значит, что возрастут сбережения в обществе в целом. Сократив свой потребительский спрос, эти индивиды сократят доходы других членов общества, а значит, и их сбережения. Сберегая, индивид увеличивает свое индивидуальное богатство, но не богатство общества. Таким образом, доход общества зависит от уровня совокупного спроса, поскольку совокупный спрос определяет размеры занятости и уровень производства.
Итак, спрос определяет доходы, а не доходы определяют спрос — в этом, согласно Дж.М. Кейнсу, отличие теории поведения индивида (микроэкономики) от поведения экономики в целом (макроэкономики). Движение экономической системы в сторону большей занятости и большего дохода может быть достигнуто только в результате роста эффективного спроса. Если же благодаря целенаправленным действиям общества будет достигнуто состояние полной занятости, тогда, согласно Кейнсу, дальнейший рост спроса уже не будет оказывать благотворного воздействия на экономику и в силу вступят постулаты классической школы: уровень дохода будет определять уровень спроса, инвестиции будут определяться сбережениями.
Далее Дж.М. Кейнс переходит к исследованию потребительского и инвестиционного спроса.
Склонность к потреблению. Склонность индивида и общества в целом потреблять свой доход и не откладывать потребление на будущее зависит, согласно Кейнсу, главным образом от уровня этого дохода. Чем выше доход, тем меньшую его долю люди склонны потреблять и большую — сберегать. Таким образом, потребление является устойчивой функцией от дохода:
С = f(y),
где С — потребление;
у — доход.
Поскольку национальный доход в системе Кейнса определяется достигнутым уровнем занятости, функцию потребительского спроса можно определить и как функцию от занятости:
С = f(N),
где N — занятость.
Дж.М. Кейнс отмечает, что склонность к потреблению зависит не только от величины совокупного (национального) дохода, но и от его распределения между социальными группами. Более равномерное и справедливое распределение доходов, например, с помощью прогрессивного налогообложения увеличивает склонность к потреблению. По мере роста дохода склонность к потреблению снижается, и это делает эффективный спрос в богатеющем обществе менее стабильным, чем в обществе бедном. Однако по мере снижения занятости и дохода доля потребления в доходе растет, и это оказывает стабилизирующее воздействие на экономическую систему.
Высокая склонность к потреблению не только ограничивает спад. В случае, если общество, желая увеличить эффективный спрос, добивается роста инвестиций, воздействие этих новых инвестиций на эффективный спрос и занятость зависит в конечном счете от склонности к потреблению. Так, если 100 тыс. безработных будут заняты в результате новых инвестиций, они предъявят дополнительный спрос на рынке потребительских товаров, что послужит стимулом для дальнейшего роста занятости, производства и дохода. Новая занятость породит новый спрос и т.д. В конечном счете прирост занятости будет кратным по отношению к занятости, обеспеченной первоначальными инвестициями, а прирост дохода будет кратным к первоначальным инвестициям. Коэффициент, связывающий первоначальные инвестиции с приростом дохода, Дж.М. Кейнс назвал мультипликатором инвестиций; коэффициент, связывающий прирост занятости с общим ее приростом в результате расширения спроса, — мультипликатором занятости (идея мультипликатора занятости была выдвинута Р.Ф. Каном).
Δу = KΔI; ΔN = КΔN2,
где К — мультипликатор инвестиций;
К — мультипликатор занятости;
N2 — прирост занятости, вызванный первоначальным ростом инвестиций.
Чем выше склонность к потреблению, тем выше мультипликатор занятости и мультипликатор инвестиций, тем больший эффект оказывают на экономическую систему первоначальные инвестиции.
Дж.М. Кейнс определял мультипликатор как величину, зависящую от предельной склонности к потреблению, т.е. от потребления тех рабочих, которые получили работу в результате прироста инвестиций. Так, если предельная склонность к потреблению составляет 0,9 прироста дохода, а сбережения — 0,1 от прироста дохода, то мультипликатор инвестиций будет равен 10. Однако в экономике действует ряд факторов, которые ослабляют эффект мультипликатора инвестиций.
Во-первых, если новые государственные инвестиции финансируются за счет эмиссии денег и сопровождаются высокой инфляцией, при которой рост цен инвестированных товаров и рост процента приведет к снижению частных инвестиций.
Во-вторых, если новые инвестиции финансируются за счет займов, а привлечение на работу безработных сопровождается сокращением потребления уже работающих.
В-третьих, если на потребительском рынке велик удельный вес импортных товаров, то мультипликатор инвестиций окажет воздействие не в своей стране, а в странах-экспортерах.
Рассмотрев факторы, влияющие на склонность к потреблению, Дж.М. Кейнс переходит к центральной теме книги — к выяснению факторов, обусловливающих побуждение к инвестициям.
Дж.М. Кейнс, как и А. Маршалл, исходит из того, что побуждение к инвестированию зависит от ожидаемого дохода и текущих затрат. Но в отличие от А. Маршалла он по сути дела рассматривает лишь краткосрочные инвестиции, которые начинают приносить доход немедленно и определяются ценой конкретных видов машин и оборудования.
Вложения в разные виды оборудования имеет разную эффективность (отношение между предполагаемым доходом от данного вида оборудования и затраты на данный вид оборудования). Допустим, что предприниматель сначала осуществляет инвестиции в более эффективный вид оборудования, затем приобретает оборудование с несколько меньшей эффективностью и т.д. Словом, по мере роста инвестиций их предельная эффективность убывает. Пределом, до которого может продолжаться убывание предельной эффективности, а следовательно, расширение инвестиций, является рыночная ставка процента. Капитал не может инвестироваться, если предполагаемая отдача от него будет ниже ставки процента.
Таким образом, существующая ставка процента оказывает непосредственное влияние на размер инвестиций. Если ставка процента растет — объем инвестиций сокращается, если ставка процента снижается — объем инвестиций растет.
Теория процента.Согласно Кейнсу, главная ошибка классической теории процента заключается в том, что она рассматривает процент как плату за воздержание от немедленного потребления (т.е. связывает размер сбережений с уровнем процента).
На самом деле, говорит Дж.М. Кейнс, сберегая часть своего дохода, индивидуумы и фирмы принимают два различных решения: во-первых, какую часть дохода сберегать (это зависит от величины самого дохода); во-вторых, в какой форме держать сбережения — в форме денег (наличных или счетов в банках до востребования), которые в любой момент можно использовать для покупок, расчетов, платежей, или в форме ценных бумаг, которые не столь ликвидны, как деньги, но зато приносят определенный доход.
Процент, по теории Кейнса, есть плата за расставание с ликвидностью. Если процент повышается, то возрастает и склонность держать сбережения в форме ценных бумаг. Если процент снижается, возрастают сбережения в форме наличных денег.
Индивиды и фирмы, желающие держать свои сбережения в форме денег, предъявляют тем самым спрос на деньги. Предложение денег, их количество в конечном счете зависят от решений правительства и центрального (эмиссионного) банка. Процент устанавливается на таком уровне, который приводит в соответствие спрос на деньги с их предложением. Увеличение количества денег при прочих неизменных условиях ведет к снижению процента, а сокращение денежной массы — к росту процента. Но влияние денежной массы на процент, а через процент — на стимулирование хозяйственной системы не автоматическое. Возможны обстоятельства, когда рост денежной массы не окажет серьезного влияния на процент, а процент — на рост инвестиций, занятости и дохода (по выражению Кейнса, «кубок не дойдет до рта»).
Увеличение массы денег не вызовет снижения процента, если предпочтение ликвидности у публики (стремление держать доходы в денежной форме) возрастет еще больше, чем количество денег. Снижение процента не вызовет роста инвестиций, если снизится их предельная эффективность.
Рост инвестиций не вызовет роста занятости, если снизится склонность к потреблению. Поэтому, заключает Дж.М. Кейнс, не стоит рассчитывать, что одних только манипуляций с денежной массой достаточно для того, чтобы преодолеть депрессию, добиться экономического роста, приблизиться к полной занятости. Что же в таком случае он рекомендует для поддержания экономической активности?
Во-первых, Дж.М. Кейнс рекомендует государственное регулирование нормы процента; во-вторых, социализацию инвестиций, т.е. осуществление инвестиций в необходимых размерах самим государством; в-третьих, стимулирование потребления широких слоев населения путем перераспределения доходов через налоги в пользу бедных за счет богатых. Все это должно привести, по мысли Кейнса, к преодолению «наиболее отталкивающих черт капитализма». Снижение процента приведет к эвтаназии (тихой, безболезненной смерти) слоя владельцев капиталов — рантье. Прибыль сведется к вознаграждению усилий предпринимателя. Неравенство доходов не исчезнет, но значительно уменьшится, частичная социализация инвестиций не будет означать исчезновения сферы свободного предпринимательства.
Признание неизбежности вмешательства государства как условия приспособления капиталистических производственных отношений к растущему обобществлению производства явилось основным выводом из теории Дж.М. Кейнса. Теория исходит из факта крайнего обострения противоречия между производством и потреблением в условиях современного капитализма, а также первостепенной важности для него проблемы реализации. Именно поэтому Дж.М. Кейнс в центр исследования поставил теорию эффективного спроса как основного условия, определяющего уровень национального дохода и занятости. Однако он не предвидел, что государственное вмешательство в предложенных им формах регулирования спроса в свою очередь порождало целый ряд противоречивых последствий, ставящих объективные пределы возможностям самой системы государственного интервенционизма.
Вопросы для самопроверки:
1. Поясните смысл определения «общая» в названии книги Дж.М. Кейнса «Общая теория занятости, процента и денег».
2. Что означает категория «эффективный спрос»?
3. В чем смысл «основного психологического закона», сформулированного Дж.М. Кейнсом?
4. Что представляет собой коэффициент мультипликатора? От чего зависит мультипликативный эффект?
5. Какое влияние оказали идеи Дж.М. Кейнса на экономическую науку и хозяйственную политику
Глава 12. Неокейнсианство
Теория эффективного спроса Дж.М. Кейнса, изложенная в его книге «Общая теория занятости, процента и денег» (1936), явилась наиболее важным, революционным событием в истории экономической мысли Запада межвоенных лет. Концепции Дж.М. Кейнса рассматривались в рамках краткосрочного периода, основные категории (инвестиции, сбережения) не менялись во времени. Такой подход был во многом обусловлен особенностями экономической действительности 1930-х годов. Труд Дж.М. Кейнса оставлял возможности для расхождений в понимании его теории. Нельзя исключать и то, что многие идеи, высказанные Кейнсом, так или иначе уже зарождались в умах и других экономистов 20-30-х годов XX в. К этому побуждала экономическая реальность. Познакомившись с теорией Кейнса, некоторые ученые стали излагать ее по-своему, развивать ее идеи.
Дж.М. Кейнс и его многочисленные сторонники образовали целое направление — кейнсианство, объединенное идеей относительной нестабильности рыночной экономики и необходимости ее государственного регулирования. Однако следует учитывать, что кейнсианская теория государственного регулирования прежде всего связана с анализом соотношения инвестиций и сбережений, с исследованием такой макроэкономической категории, как эффективный спрос, — центральной категории кейнсианства.
Кейнсианская теория в развитых странах рыночного хозяйства стала основой формирования механизма регулирования экономических процессов, т.е. оптимального соотношения рыночной конкуренции, влияния крупных корпораций и централизованного государственного механизма воздействия на экономическую жизнь страны. Этим во многом определялась роль экономической политики как средства выхода из кризиса при решении хозяйственных проблем.
Теории Дж.М. Кейнса и его последователей стали базой для разработки различных вариантов восстановления экономики ведущих стран Запада и после Второй мировой войны. Национальные экономические программы возрождения при всем своем разнообразии имели и общие черты, обеспечивая высокие устойчивые темпы развития. Проблемы экономической динамики — долговременного экономического роста и условий его обеспечения выдвинулись на первое место. Решение вопросов экономической динамики стало вызовом времени, и его приняло кейнсианское направление, претерпев существенные изменения. Оно превратилось в неокейнсианство. Возникли новые концепции, развивающие наследие Дж.М. Кейнса. К таким новациям относятся прежде всего теории экономического роста и циклического развития.