Категории «политическая деятельность» и «политические отношения».
Политические отношения и их динамика в структуре политического процесса характеризуют позиции и роли его субъектов в политической жизни, ее изменения. Содержание и характер политических отношений между субъектами политического процесса определяются их местом и ролью в системе политической власти, существующими в обществе политическими правами и свободами. В самом общем виде политические отношения субъектов политического процесса и их динамика представляют собой форму скрытого механизма производства (воспроизводства), распределения, перераспределения, удержания и использования политической власти, изменения ее качества и зарождения новых элементов.
Политические отношения субъектов политического процесса складываются и развиваются по вертикали и по горизонтали. Вертикальные политические отношения - это отношения господства и подчинения, управления и исполнения. В системе этих отношений структурно-функциональная зависимость нижестоящих субъектов от вышестоящих превращает первых в объекты руководства и управления.
Вертикальные политические отношения позволяют господствующим социально-политическим силам навязывать другим субъектам политического процесса, даже вопреки их сопротивлению, нужные им ценности, важнейшими из которых являются законопослушность, ответственность, рациональность поведения. Эти отношения главным образом сводятся к определению и практическом)' осуществлению правил «правильного политического поведения», достижению согласия между его субъектами, усилению элементов предсказуемости и конструктивности в политической жизни. Опираясь на важнейшие атрибуты власти - ресурсы, авторитет, силу, право, при вертикальных политических отношениях доминирующие в политическом процессе субъекты обеспечивают воспроизводство существующей политической системы, нужное им распределение статусов и ролей, различных социально-политических сил в общественной жизни, реализацию своих коренных интересов.
Горизонтальные политические отношения складываются между отдельными субъектами политического процесса, обладающими примерно равным политическим статусом, действующим на одном уровне политических отношений в установленном правовом поле. Основой этих отношений является формальное равенство и относительная автономность их участников. В системе горизонтальных политических отношений возникают и развиваются конфронтационные и конструктивные связи, отношения конкуренции и сотрудничества.
Данные категории указывают на основные системообразующие факторы политических процессов, раскрывают их главное содержание. Любой политический процесс складывается из политической деятельности людей и их политических отношений. При этом субъекты политического процесса одновременно являются субъектами политической деятельности и политических отношений, в рамках которых осуществляется их политическая деятельность.
Политическая деятельность субъектов — классов, политических партий, наций, политических элит или отдельных личностей — всегда носит целенаправленный характер, т.е. направлена на достижение их политических целей, содержание которых непосредственно определяется содержанием политических интересов данных субъектов. Главное в их содержании — политическая власть, прежде всего государственная, а также политические права и свободы субъектов политической деятельности. Раскрыть содержание понятия «политическая деятельность» — значит раскрыть содержание реальной политической деятельности людей. В этом заключается теоретическое и методологическое значение понятия «политическая деятельность» в исследовании политических процессов.
Не менее важное значение в их исследовании имеет понятие «политические отношения». Любая политическая деятельность осуществляется в условиях сложившихся политических отношений, связанных с другими общественными отношениями — экономическими, правовыми и т.д. Совершая те или иные политические действия, люди одновременно вступают между собой в соответствующие политические отношения, которые и определяют содержание их политической деятельности, ее социальную направленность, ее последствия для существования общества и его субъектов.
На содержание политической деятельности субъектов влияют разные факторы: собственно политические, экономические, идеологические и др. Однако главную роль играет их положение в системе существующих политических отношений, или их политический статус, потому что прежде всего этим обусловлены их политические интересы — непосредственные побудительные силы их политической деятельности.
Важно осознать прямые и обратные связи между политическими интересами субъектов и существующими в обществе политическими отношениями. Политические отношения между субъектами складываются под прямым воздействием существующих на данный момент их политических интересов. Однако, сложившись, политические отношения сами порождают соответствующие политические интересы субъектов — классов, политических партий и т.д. Содержание данных интересов определяется содержанием существующих политических отношений. Поэтому можно сказать, что политические отношения людей проявляются как их политические интересы.
Политические интересы субъектов, будучи объективными проявлениями их политических отношений, сами даны объективно. Они выражают то, что объективно полезно, выгодно тем или иным классам, политическим партиям, нациям, другим субъектам для упрочения их положения в системе политических отношений данного общества, прежде всего в системе отношений государственной власти, а также для более полного использования ими политических прав и свобод.
Понимаемая таким образом политическая выгода субъекта, составляющая содержание соответствующего его политического интереса, не является плодом сознания этого субъекта, а существует как момент его объективного отношения к реальной политической действительности. Она должна быть осознана субъектом, который до определенного момента может и не понимать, что ему политически выгодно, а что нет, т.е. что соответствует его политическим интересам, а что противоречит им.
Исследуя политические процессы, необходимо выяснить, кому они выгодны, а также насколько глубоко сами субъекты политических процессов осознают свои объективные политические интересы (что им выгодно для утверждения их положения в системе существующих политических отношений, а что нет).
Неизбежно возникает вопрос, насколько субъективная (по форме) политическая заинтересованность данных субъектов, которой они сознательно руководствуются в своей политической деятельности, соответствует их объективным политическим интересам. В зависимости от этого субъективная заинтересованность может быть либо истинной, т.е. адекватной политическим обстоятельствам их деятельности и их объективным интересам, либо ложной, иллюзорной, а то и вовсе мифологической, что бывает совсем не редко.
Все эти реальные проблемы осмысливаются с помощью таких понятий (категорий), как «объективный политический интерес», или «подлинный политический интерес» субъекта, «осознание объективно данных политических интересов», «субъективная политическая заинтересованность», «истинная субъективная политическая заинтересованность», «ложная субъективная политическая заинтересованность» и т.д.
Следует также использовать в процессе анализа политических процессов понятия «коренной политический интерес» субъекта и его «текущий политический интерес».
Первое из этих понятий указывает на объективно существующие политические интересы субъектов, реализация которых обеспечивает осуществление основополагающих условий упрочения их политического положения в обществе. Коренные политические интересы субъектов определяют их политическую деятельность.
Второе понятие указывает на участие субъекта в менее значимых политических акциях с целью решения сравнительно частных вопросов (относящихся, скажем, к области гражданских прав и свобод).
В конечном счете коренные политические интересы людей прямо или косвенно связаны с их текущими политическими интересами, проявляются через них, направлены на создание условий для их реализации. В свою очередь, текущие политические интересы, направленные на осуществление каждодневных политических прав и свобод, реализуют в той или иной степени коренные политические интересы субъектов.
При анализе деятельности субъектов политических процессов следует учитывать их ценностные ориентации, т.е. ориентации на соответствующие ценности — политические, правовые, нравственные, религиозные и др. Можно выделить, например, такие политические ценности, как «политические права», «политические свободы», «демократия как форма государства», «правовое государство», «политическое сотрудничество», «политическая гармония» и т.д.
Учет этих политических ценностей имеет немаловажное значение для анализа политической деятельности субъектов и политических взаимоотношений между ними, которые в большей или меньшей степени ориентируются на эти ценности.
При этом ценностные ориентации в чем-то будут совпадать, а в чем-то расходиться. Поэтому, анализируя политическую деятельность того или иного субъекта, важно понять, что для него является значимым, а что незначимым. Из этого будет понятно, что для него ценно, а что неценно, т.е. на какие ценности он будет ориентироваться в своей политической деятельности.
Использование понятий «политические ценности» и «политические ценностные ориентации» способствует более полному и глубокому анализу побудительных сил деятельности субъектов политических процессов. Однако в этой деятельности разные субъекты чаще всего руководствуются не только политическими, но и правовыми, нравственными, религиозными и другими ценностями.
51.Политические процессы и политические институты.
Политический процесс - это последовательная смена политических явлений, состояний и событий, совокупность целенаправленных действий субъектов политики по достижению определенных политических целей. Сущность политического процесса составляют разнообразные взаимосвязи и взаимодействия социальных институтов, организаций, образований и групп, отдельных индивидов в сфере политики, их сознательные действия по завоеванию, распределению, перераспределению, удержанию и использованию политической власти. Политический процесс как феномен обеспечивает формирование, функционирование, развитие и изменение, деградацию и распад структур и институтов политического властвования и господства, политической системы, определенного социально-политического устройства.
Политический процесс включает все реально происходящие явления, события и трансформации в сфере политики, как санкционированные, так и несанкционированные политической системой действия субъектов общественных отношений.
Политический процесс, рассматриваемый как последовательная смена явлений, состояний и событий, составляют взаимопереходы таких феноменов политической жизни, как революция и контрреволюция, застой и реформа, стабильность и кризис. В соответствии с этими феноменами политический процесс может функционировать и развиваться в революционной, реакционной, деградационной, модернизационной, стабилизационной и дестабилизационной формах.
Политический процесс как совокупность последовательных действий участников политической жизни отражает функционально деятельностную сторону политики. Его составляют действия, операции, выполняемые субъектами политики в интересах достижения определенной политической цели.), т.е. происходит по инициативе и при организующей роли субъектов
Такой процесс, как правило является субъективно инициированным (сознательно-организованным), осуществляется последовательно, в разных формах
Так, например, процесс завоевания, удержания и использования политической власти осуществляется поэтапно. Первоочередность и приоритетность каждой из задач (завоевание, удержание, использование) для различных субъектов политики отличаются в зависимости от их места и роли в системе властных отношений. Для одних задачей является завоевание политической власти, а для других (в это же самое время) - ее удержание, укрепление и использование.
Политический процесс обладает определенной структурой. Соотношение и субординация элементов структуры политического промесса определяют его функционирование и развитие, ту или иную последовательность политических явлений, состояний, событий и действий, их особенности и динамику протекания. В современной отечественной научной и учебной литературе в структуре политического процесса принято выделять: субъекты политического процесса, политические отношения между ними, их политическое поведение.
Политические процессы, сущность и содержание которых рассмотрены в п. 6.1, осуществляются, в частности, через деятельность политических институтов — специфических проявлений политического устройства и функционирования общества. Это прежде всего определенные учреждения или системы учреждений, посредством которых различные политические силы реализуют свои политические интересы.
Действующие в обществе политические институты представляют собой некие механизмы функционирования политического строя общества, призванные обеспечить его стабильность и развитие. Через них постоянно воспроизводятся присущие данному обществу виды политической деятельности и политических отношений. Тем самым воспроизводятся принципы, нормы и правила этой деятельности и этих отношений, а также сложившиеся политические традиции. Все это отражается в понятии «содержание деятельности политических институтов».
К наиболее важным политическим институтам общества можно отнести институты политической власти, права и идеологии — деятельность органов государственной законодательной и исполнительной власти — парламента, правительства, местных органов власти, правоохранительных органов, а также деятельность политических партий и средств массовой информации. Каждый из этих политических институтов имеет специфические целевые функции, направленные на обеспечение деятельности того или иного звена существующей политической системы. Все это подлежит анализу при изучении деятельности политических институтов.
Необходимо изучить структуру исследуемых политических институтов и выполняемые ими функции. Центральной является проблема согласования с помощью тех или иных политических институтов политических (а в ряде случаев и иных) интересов социальных групп, политических партий, национальных общностей и других субъектов.
Направления и способы практического решения этой проблемы демонстрируют степень демократичности данного общества, т.е. насколько реально обеспечиваются в нем политические свободы и права граждан, всех других социальных субъектов, насколько гармоничными являются политические отношения между ними. Как утверждал французский ученый и философ XIX в. О. Конт, достижение гармонии в обществе есть основное условие его стабильности, а искусством политиков он считал их умение согласовывать интересы социальных групп. Сегодня это так же справедливо, как и во времена О. Конта.
В конечном счете система политических институтов призвана обеспечивать нормальное функционирование и развитие всей политической жизни общества и тем самым осуществление политических интересов всех его социальных групп и индивидов. Для этого необходимы гибкая деятельность самих политических институтов, их способность обеспечивать сочетание политических интересов всех членов общества, решать политические проблемы на основе компромиссов между различными политическими силами и при необходимости проявлять твердость и решительность в отстаивании коренных интересов всего общества.
Исследование деятельности политических институтов, их роли в происходящих политических процессах направлено на решение перечисленных проблем. Чтобы их решать более эффективно, необходимо глубоко проанализировать объективные и субъективные факторы деятельности политических институтов, их взаимодействие с институтами экономической, социальной и духовной сфер жизни общества, а также перспективы развития различных политических институтов. Основная цель такого анализа — найти пути и способы повышения социальной эффективности деятельности политических институтов, а это выражается прежде всего в том, насколько они способствуют реализации политических интересов большинства членов общества, гармоничному сочетанию данных интересов.