Государственные финансы. Бюджетная и налоговая система в условиях рыночного хозяйства.
12.1. Государственные финансы: сущность, функции, структура.
12.2. Государственный бюджет. Бюджетная система. Бюджетный федерализм.
12.3. Принципы и задачи налогообложения. Виды налогов. Налоговая система Российской Федерации.
Государственные финансы: сущность, функции, структура.
Термин «финансы» происходит от латинского «financia» - денежный платеж. В широком смысле «финансы» - совокупность всех денежных средств, которыми обладают домашние хозяйства, предприятия и государство.
Вся совокупность денежных средств государства и система связанных с ними экономических отношений называется государственными финансами.
Государственные финансы включают в себя:
a) государственный бюджет;
b) специальные внебюджетные фонды (социального страхования, занятости населения, обязательного медицинского страхования, пенсионный фонд и другие.)
Финансовая политика государства выполняет мобилизационные, распределительные и еонтрольные функции.
Мобилизационная функция проявляется в поступлении денежных средств на государственные нужды, которые влияют на развитие общества.
Распределительная функция связана с перемещением доходов из сферы производства и иные сферы хозяйствования.
Контрольная функция заключается в том, что финансовый контроль и государственный аудит на обеспечение развития государственного и частного предпринимательства
Финансовая система состоит из двух частей государственного бюджета и внебюджетных фондов.
Государственный бюджет. Бюджетная система. Бюджетный федерализм.
Главным звеном финансовой системы является-государственныйбюджет, который, во-первых, представляет собой крупнейший централизованный денежный фонд, предназначенный для обеспечения реализации задач и функции органов государственной власти и местного самоуправления.
С другой стороны, бюджет - основной финансовый план соответствующего уровня государственной власти или местного самоуправления, где указываются их доходы и расходы.
Бюджетные отношения можно объединить в три группы:
1. Отношения по поводу бюджетного устройства и бюджетной системы.
2. Отношения по поводу разграничения доходов и расходов между бюджетами .
3. Отношения по поводу формирования и исполнения бюджета (бюджетного процесса).
Федеративное государственное устройство, утверждающееся в России, предполагает выделение в составе государственного бюджета следующих относительно самостоятельных звеньев:
· федеральный (республиканский) бюджет;
· бюджеты субъектов федерации (региональные бюджеты);
· местные бюджеты (бюджеты муниципальных образований).
Консолидированные бюджеты - свод бюджетов нижестоящих территориальных уровней и бюджета соответствующего национально-государственного или административно-территориального образования, используемый для расчетов и анализа.
Бюджет организуется в виде баланса доходов и расходов за определенный период.
В качестве основных принципов бюджетного федерализма выделяются:
· самостоятельность бюджетов разных уровней, которая предполагает:
Ø закрепление за каждым уровнем власти и управления источников
Ø доходов; вправо самостоятельно определять направления расходования
Ø бюджетных средств на каждом бюджетном уровне;
Ø недопустимость изъятия дополнительных доходов и неиспользованных или дополнительно полученных средств в вышестоящие бюджеты;
Ø вправо на компенсацию расходов, возникающих в результате решений, принятых вышестоящими органами власти и управления;
Ø вправо предоставления налоговых и иных льгот только за счет собственных доходов и т.д.
Совокупность принципов и механизмов бюджетно-финансовых отношений между различными уровнями власти и управления в федеративных государствах принято обозначать термином"бюджетный федерализм".
Налоговая система
Налог - это устанавливаемая законом форма отчуждения собственности физических и юридических лиц в пользу субъектов государственной или местной власти, строящаяся на основе безвозмездности, безвозвратности, обязательности.
Налог - это:
1) обязательный взнос в бюджет;
2) изъятие части дохода или собственности субъекта, не сопровождающееся каким-либо обязательством со стороны налоговых органов;
3) определенный по размерам и срокам платеж;
4) юридически устанавливаемый платеж.
Налоговая система - это:
1) совокупность налогов, законно взимаемых на территории страны;
2) система методов и принципов налогообложения;
3) система распределения платежей по звеньям бюджетной системы;
4) государственные налоговые органы, обеспечивающие сбор налогов.
Основные принципы установления налогов:
· Принцип полученных благ.
· Принцип платежеспособности.
· Налогообложение должно носитьоднократный характер.
· Принцип простоты.
· Существуют различныепризнаки классификации налогов.
По методувзимания различают прямые и косвенные налоги.
Прямые - это налоги, устанавливаемые непосредственно на доход или имущество, поэтому их называют еще подоходно-поимущественными.
Косвенные налоги - это налоги на товары или услуги, оплачиваемые в цене товара, или включенные в тариф. Косвенные налоги называют еще налогами на потребление.
С позиций роли в формировании доходоврегиональныхбюджетов налоги подразделяются назакрепленные и регулирующие.
Закрепленные фиксируются полностью или частично на длительный период как доходный источник определенного уровня бюджета, поступают непосредственно в региональные и местные бюджеты.
Регулирующие "дополняют" региональные бюджеты до уровня "необходимой достаточности", они ежегодно перераспределяются между бюджетами разных уровней с целью покрыть дефицит.
Субъект налогообложения (налогоплательщик) - это лицо, на котором лежит обязанность уплатить налог за счет собственных средств.
Объект налогообложения - это те юридические причины, которые обусловливают обязанность уплатить налог.
Предмет налогообложения - это признаки фактического характера, которые обосновывают взимание соответствующего налога.
Налоговая база (основа налога) - часть предмета налогообложения, на которую начисляются налоги.
Ставка налога - размер налога на единицу налогообложения.
Методналогообложения - это порядок изменения ставки налога в зависимости от роста налоговой базы.
Выделяют три основных метода налогообложения, в соответствии с которыми формируются три типа налогов:пропорциональные, прогрессивные и регрессивные.
Налоговые льготы - полное или частичное освобождение от налогов субъекта в соответствии с действующим законодательством.
Различают три вида налоговых льгот: изъятия, скидки, налоговые кредиты.
Рассмотрим основныевиды налогов, применяемых в Российской Федерации.
· Подоходный налог с физических лиц (граждан).
· Налог на прибыль (доходы)предприятий и организаций.
· Налог на добавленную стоимость.
· Акцизы.
· Поимущественные налоги.
Недостаткиналоговой системы:
1. Чрезмерная тяжесть налогового бремени (особенно на предпринимательский сектор)
2. Нестабильность и запутанность нормативной базы и процедур налогообложения, приводящие к большим затратам на содержание налоговой системы.
3. Односторонняя направленность налогообложения на изъятие доходов, недостаточная стимулирующая составляющая.
4. Значительные возможности уклонения от уплаты налогов.
Основные направления налоговой реформы:
· упрощение;
· уменьшение числа налогов;
· сокращение налогового бремени;
· отмена налогов, уплачиваемых со всей выручки;
· сокращение и упорядочение налоговых льгот;
· расширение прав местных администраций в области льготного налогообложения малого бизнеса;
· установление стабильных нормативов распределения налоговых поступлений между бюджетами различных уровней.
“Кривая Лэффера” - модель, указывающая на взаимосвязь между налоговыми ставками и суммарными налоговыми доходами государства.
Рисунок Z. Кривая Лэффера