Государственные финансы. Бюджетная и налоговая система в условиях рыночного хозяйства.

12.1. Государственные финансы: сущность, функции, структура.

12.2. Государственный бюджет. Бюджетная система. Бюджетный федерализм.

12.3. Принципы и задачи налогообложения. Виды налогов. Налоговая система Российской Федерации.

Государственные финансы: сущность, функции, структура.

Термин «финансы» происходит от латинского «financia» - денежный платеж. В широком смысле «финансы» - совокупность всех денежных средств, которыми обладают домашние хозяйства, предприятия и государство.

Вся совокупность денежных средств государства и система связанных с ними экономических отношений называется государственными финансами.

Государственные финансы включают в себя:

a) государственный бюджет;

b) специальные внебюджетные фонды (социального страхования, занятости населения, обязательного медицинского страхования, пенсионный фонд и другие.)

Финансовая политика государства выполняет мобилизационные, распределительные и еонтрольные функции.

Мобилизационная функция проявляется в поступлении денежных средств на государственные нужды, которые влияют на развитие общества.

Распределительная функция связана с перемещением доходов из сферы производства и иные сферы хозяйствования.

Контрольная функция заключается в том, что финансовый контроль и государственный аудит на обеспечение развития государственного и частного предпринимательства

Финансовая система состоит из двух частей государственного бюджета и внебюджетных фондов.

Государственный бюджет. Бюджетная система. Бюджетный федерализм.

Главным звеном финансовой системы является-государственныйбюджет, который, во-первых, представляет собой крупнейший централизованный денежный фонд, предназначенный для обеспечения реализации задач и функции органов государственной власти и местного самоуправления.

С другой стороны, бюджет - основной финансовый план соответствующего уровня государственной власти или местного самоуправления, где указываются их доходы и расходы.

Бюджетные отношения можно объединить в три группы:

1. Отношения по поводу бюджетного устройства и бюджетной системы.

2. Отношения по поводу разграничения доходов и расходов между бюджетами .

3. Отношения по поводу формирования и исполнения бюджета (бюджетного процесса).

Федеративное государственное устройство, утверждающееся в России, предполагает выделение в составе государственного бюджета следующих относительно самостоятельных звеньев:

· федеральный (республиканский) бюджет;

· бюджеты субъектов федерации (региональные бюджеты);

· местные бюджеты (бюджеты муниципальных образований).

Консолидированные бюджеты - свод бюджетов нижестоящих территориальных уровней и бюджета соответствующего национально-государственного или административно-территориального образования, используемый для расчетов и анализа.

Бюджет организуется в виде баланса доходов и расходов за определенный период.

В качестве основных принципов бюджетного федерализма выделяются:

· самостоятельность бюджетов разных уровней, которая предполагает:

Ø закрепление за каждым уровнем власти и управления источников

Ø доходов; вправо самостоятельно определять направления расходования

Ø бюджетных средств на каждом бюджетном уровне;

Ø недопустимость изъятия дополнительных доходов и неиспользованных или дополнительно полученных средств в вышестоящие бюджеты;

Ø вправо на компенсацию расходов, возникающих в результате решений, принятых вышестоящими органами власти и управления;

Ø вправо предоставления налоговых и иных льгот только за счет собственных доходов и т.д.

Совокупность принципов и механизмов бюджетно-финансовых отношений между различными уровнями власти и управления в федеративных государствах принято обозначать термином"бюджетный федерализм".

Налоговая система

Налог - это устанавливаемая законом форма отчуждения собственности физических и юридических лиц в пользу субъектов государственной или местной власти, строящаяся на основе безвозмездности, безвозвратности, обязательности.

Налог - это:

1) обязательный взнос в бюджет;

2) изъятие части дохода или собственности субъекта, не сопровождающееся каким-либо обязательством со стороны налоговых органов;

3) определенный по размерам и срокам платеж;

4) юридически устанавливаемый платеж.

Налоговая система - это:

1) совокупность налогов, законно взимаемых на территории страны;

2) система методов и принципов налогообложения;

3) система распределения платежей по звеньям бюджетной системы;

4) государственные налоговые органы, обеспечивающие сбор налогов.

Основные принципы установления налогов:

· Принцип полученных благ.

· Принцип платежеспособности.

· Налогообложение должно носитьоднократный характер.

· Принцип простоты.

· Существуют различныепризнаки классификации налогов.

По методувзимания различают прямые и косвенные налоги.

Прямые - это налоги, устанавливаемые непосредственно на доход или имущество, поэтому их называют еще подоходно-поимущественными.

Косвенные налоги - это налоги на товары или услуги, оплачиваемые в цене товара, или включенные в тариф. Косвенные налоги называют еще налогами на потребление.

С позиций роли в формировании доходоврегиональныхбюджетов налоги подразделяются назакрепленные и регулирующие.

Закрепленные фиксируются полностью или частично на длительный период как доходный источник определенного уровня бюджета, поступают непосредственно в региональные и местные бюджеты.

Регулирующие "дополняют" региональные бюджеты до уровня "необходимой достаточности", они ежегодно перераспределяются между бюджетами разных уровней с целью покрыть дефицит.

Субъект налогообложения (налогоплательщик) - это лицо, на котором лежит обязанность уплатить налог за счет собственных средств.

Объект налогообложения - это те юридические причины, которые обусловливают обязанность уплатить налог.

Предмет налогообложения - это признаки фактического характера, которые обосновывают взимание соответствующего налога.

Налоговая база (основа налога) - часть предмета налогообложения, на которую начисляются налоги.

Ставка налога - размер налога на единицу налогообложения.

Методналогообложения - это порядок изменения ставки налога в зависимости от роста налоговой базы.

Выделяют три основных метода налогообложения, в соответствии с которыми формируются три типа налогов:пропорциональные, прогрессивные и регрессивные.

Налоговые льготы - полное или частичное освобождение от налогов субъекта в соответствии с действующим законодательством.

Различают три вида налоговых льгот: изъятия, скидки, налоговые кредиты.

Рассмотрим основныевиды налогов, применяемых в Российской Федерации.

· Подоходный налог с физических лиц (граждан).

· Налог на прибыль (доходы)предприятий и организаций.

· Налог на добавленную стоимость.

· Акцизы.

· Поимущественные налоги.

Недостаткиналоговой системы:

1. Чрезмерная тяжесть налогового бремени (особенно на предпринимательский сектор)

2. Нестабильность и запутанность нормативной базы и процедур налогообложения, приводящие к большим затратам на содержание налоговой системы.

3. Односторонняя направленность налогообложения на изъятие доходов, недостаточная стимулирующая составляющая.

4. Значительные возможности уклонения от уплаты налогов.

Основные направления налоговой реформы:

· упрощение;

· уменьшение числа налогов;

· сокращение налогового бремени;

· отмена налогов, уплачиваемых со всей выручки;

· сокращение и упорядочение налоговых льгот;

· расширение прав местных администраций в области льготного налогообложения малого бизнеса;

· установление стабильных нормативов распределения налоговых поступлений между бюджетами различных уровней.

“Кривая Лэффера” - модель, указывающая на взаимосвязь между налоговыми ставками и суммарными налоговыми доходами государства.

Государственные финансы. Бюджетная и налоговая система в условиях рыночного хозяйства. - student2.ru

Рисунок Z. Кривая Лэффера

Наши рекомендации