1. Научные ресурсы в мире
2. Образовательные ресурсы
3. Информационные ресурсы
Вопрос 1. Научные ресурсы в мире |
Научные ресурсы мирового хозяйства – это накопленный научный потенциал мировой экономики, совокупность ее научно-технических возможностей |
Научный потенциал включает | · научные кадры; · объем выделяемых на науку финансовых ресурсов; · систему организации научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ |
Показатели, характеризу- ющие научные ресурсы | · доля расходов на НИОКР в ВВП страны (3–5 %); · доля бюджетных ассигнований на НИОКР в общих расходах государственного бюджета; · расходы на НИОКР на душу населения; · материально-техническое обеспечение НИОКР; · доля бюджетных расходов на НИОКР (20–50 % национальных научных расходов); · численность специалистов, занятых в науке и научном обслуживании (в том числе и относительно численности населения данной страны); · количество международных премий (прежде всего Нобелевских) за выдающиеся научные достижения; · индекс цитирования (частота ссылок в научных трудах на работы исследователей из данной страны); · доля наукоемкой продукции в ВВП (по определению национального научного фонда США, к наукоемким относятся отрасли, в которых доля расходов на НИОКР составляет более 3,5%, а доля научного персонала – не менее 2,5 %; в число наукоемких отраслей входят авиакосмическая, приборостроительная, электротехническая, электронная и др.); · объем торговли лицензиями (в 2010 г. составил 245 млрд. $, данные ВТО); · доля данной страны на мировом рынке высоких технологий (к числу высоких технологий чаще всего относят пять важнейших направлений технологического развития: информационные технологии; технологии, основанные на использовании новых материалов, космические технологии, ядерные технологии); · количество и размер грантов, полученных из различных источников. |
Способы накопления научных ресурсов | · прямое участие государства в производстве знаний на основе бюджетного финансирования образования и науки; · предоставление безвозмездных субсидий на проведение фундаментальных научных исследований ученым (грантов) при условии полной отчетности о ходе исследований и публикации результатов; · обеспечение благоприятных условий для частного производства научных знаний и технологий – предоставлением налоговых льгот или субсидий частному бизнесу, вкладывающему средства в научные исследования. |
Доля государственного финансирования | · государство в развитых странах берет на себя от 1/5 до 1/2 научных расходов; · для фундаментальных исследований этот показатель значительно выше – от половины до 2/3; · фундаментальная наука в университетах финансируется почти полностью. |
Источник технологических нововведений | Основной источник - крупные корпорации, ТНК, международные стратегические альянсы. |
Внутренние затраты в 2008 г. на исследования и разработки в России и странах ОЭС | | Всего, млн. $ США | В % к ВВП | На душу населения, $ США | Доля финансирования из средств государственного бюджета (%) |
Россия | 23659,3 | 1,04 | 166,7 | |
США | 398194,0 | 2,77 | 1307,6 | |
Германия | 76796,9 | 2,64 | 935,2 | |
Корея | 45293,6 | 3,37 | 931,8 | |
Чехия | 3767,9 | 1,47 | 361,3 | |
| | | | | | |
Инновационный бизнес | Соединяет науку и предпринимательство. Его центрами становятся научно-производственные комплексы (технопарки, технополисы). В технополисах осуществляются разработка принципиально новых изделий и технологий, материалов и товаров, а также экспериментальное, мелкосерийное производство наукоемкой продукции. |
Научный аутсорсинг | Выполнение НИОКР по контрактам иностранными лицами, фирмами и университетами (распространено в программировании, исполнители - Индия, Ирландия, Китай, Россия, Украина). |
Наукоемкие и приоритетные отрасли | В начале ХХI века были наиболее наукоемкими фармацевтика и информационный комплекс. Приоритетными являются биотехнологии, связанные с генетической природой живых организмов, улучшением качества и продлением жизни человека. |
Миграция научно-технических кадров | Недостаток специалистов в развитых странах привел к увеличению их миграции. Перемещение квалифицированных кадров между развитыми странами связано с процессами глобализации и носит краткосрочный характер. Однако миграция из развивающихся стран в развитые по большей части является «утечкой мозгов». Основной поток мигрантов из развивающихся стран идет в США, Канаду, Австралию, Великобританию, Германию, Францию. |
Результативность сферы НИОКР |
Экономическую эффективность научно-технической сферы можно определить: · отношением прироста выпуска наукоемкой продукции к расходам на НИОКР; · числом ежегодно выдаваемых патентов; · количеством Нобелевских премий по различным направлениям исследований. | |
| | |
Важнейшие научно-технические центры мира |
Научные ресурсы мировой экономики сосредоточены в странах ОЭСР, Японии Китае, России и Индии |
Малые развитые страны (Швеция, Швейцария, Нидерланды и др.) входят в число лидеров лишь на отдельных, сравнительно узких направлениях научно-технического прогресса, при этом нередко в кооперации с фирмами других стран. Некоторые новые развитые страны (Южная Корея) и ключевые развивающиеся страны (Индия) прорываются на отдельных направлениях в число лидирующих |
Научно- технический потенциал США | Выделяемые ежегодно ассигнования на НИОКР превышают аналогичные расходы остальных ведущих в научно- техническом отношении стран, вместе взятых |
Общая численность занятых в науке и научном обслуживании в США 7 млн., в том числе высококлассных научных работников — 1 млн. человек |
Фундаментальные исследования как часть НИОКР на 60 % сосредоточены в высших учебных заведениях |
В отличие от фундаментальных прикладные исследования (опытно-конструкторские работы как часть НИОКР) осуществляются в основном в промышленности и частными фирмами в специальных исследовательских институтах и лабораториях |
Соединенные Штаты Америки лидируют в мире по таким направлениям научно-технического прогресса, как выпуск суперкомпьютеров военного и производственного назначения и их программное обеспечение, производство авиационной и космической техники, лазеров и биотехнологии. Сюда входит и разработка новых технологий по охране окружающей среды. Они остаются крупнейшим в мире производителем наукоемкой продукции: их доля в мировом производстве этой продукции около 40 % |
Научно-технический потенциал Западной Европы | сравнительно большое количество военных и космических исследований, ориентация на фундаментальные исследования. Страны региона занимают передовые рубежи в строительстве АЭС, производстве фармацевтических препаратов, технике связи, ряде отраслей транспортного машиностроения. В то же время Западная Европа отстает в таких областях, как производство интегральных схем и полупроводников, изготовление микропроцессоров, биоматериалов |
Научно-технический потенциал Японии | До начала 80-х гг. Япония заметно отставала от США и отчасти Западной Европы по научно-техническому потенциалу, особенно в области фундаментальных исследований. Но затем Япония перешла к опережающему росту наукоемких отраслей. С этой целью государство и частные компаний сосредоточили усилия на развитии собственных исследований вместо преимущественного использования зарубежных научно-технических достижений, как это было в 50-60-е гг. Расходы Японии на НИОКР возросли. Приоритетными отраслями японской экономики стали такие наукоемкие производства, как выпуск промышленных роботов, медицинской электроники, информационных систем, интегральных схем, новых металлов и керамики, оптических волокон, биотехнологий. Япония занимает ведущие позиции по экспорту микроэлектронных компонентов и электронной потребительской техники |
Научно-технический потенциал России | К началу 90-х гг. СССР занимал второе место в мире после США по научно-техническому потенциалу. Затраты на НИОКР в 1990г. составляли 3,5 % ВВП. Общее число научных работников на начало 1991г. составляло 1985 тыс. человек, в том числе 542 тыс. докторов и кандидатов наук. Научно-технический потенциал СССР ориентирован прежде всего на оборонные НИОКР, доля которых составляла около 75 % общего объема затрат на научно-технические работы. В период перехода к рыночной экономике в России значительно снизились ассигнования на науку (менее 1 % ВВП в 1996-1997 гг.), примерно вдвое уменьшилась численность специалистов, занятых в науке и научном обслуживании. Полностью или частично сохраняются позиции в мире по таким направлениям, как авиационная и космическая техника, атомная энергетика, биотехнология на основе биоинженерии, керамические и сверхтвердые материалы, белковые препараты и компоненты, системы искусственного интеллекта и виртуальной реальности. В связи с длительной нехваткой финансовых ресурсов России пришлось перейти к тактике точечных прорывов. Из 100 главных направлений НИОКР (по отечественной классификации) Россия лидирует по 17 из них |
Вопрос 2. Образовательные ресурсы |
Образовательные ресурсы – накопленные поколениями объем и качество знаний и профессионального опыта, которые усвоены населением и воспроизводятся через систему образования |
Основные тенденции развития сферы образования | · повышение расходов на образование в целом; · непрерывность цепочки этапов образования; · фундаментализация и профессионализация (сочетание базовых знаний со специальными); междисциплинарность; · ускоренное развитие новых дисциплин; · диверсификация (конкуренция между школами, формами обучения); · демократизация, интернационализация; · наличие ступеней образования |
Две концепции участия государства в финансировании высшего образования: | · неолиберальная концепция «дохода от образования» (на первое место ставит прямые и косвенные выгоды, получаемые частным лицом); · концепция «социальной пользы» (на первое место ставит косвенные выгоды, полученные всем обществом от образования); · основная доля финансирования высшего образования в развитых странах приходится на государственные средства (78% в среднем по ОЭСР), однако растет доля частного финансирования (средств компаний и физических лиц), колеблется по странам от 4% (в Скандинавии) до 84% (в Ю. Корее); · вместе с тем, дефицит государственных бюджетов вынуждает правительства переходить к платному образованию |
Показатели развития сферы образования | · доля расходов на образование в ВВП; · расходы на образование на душу населения; · доля молодых людей, окончивших полную среднюю школу; · доля студентов в возрастной группе 18-29 лет; · численность студентов на 10 тыс. населения; · рост численности студентов (особенно в Исландии, Ю. Корее, Чехии, Венгрии, Польше, Великобритании, Финляндии, Ирландии, Австралии, Швеции, Испании, Португалии, Мексике); · доля лиц с высшим образованием; · доля иностранцев в общей численности студентов (Австралия – 17%, Швейцария – 17%, Великобритания – 11%, Германия – 10%, США – 3%, РФ– 1%) |
Качество образования | · проявляется в его востребованности и современности; · составляют не столько объем усвоенных знаний (они быстро стареют, кроме фундаментальных), а умение учиться, навыки самостоятельного поиска информации и самообучения |
Лидеры по подготовке кадров | · США и ЕС, а до последнего времени и Россия; · большой рывок в деле подготовки национальных кадров за последние двадцать лет сделали страны Азии, наиболее серьезные достижения достигнуты в послевузовском образовании; · в США в общей сложности насчитывается примерно 4 тыс. университетов. Особую роль среди вузов США играют 156 университетов; в большинстве своем они обладают современной технической базой и высококвалифицированными кадрами. Выделяются 20 ведущих университетов с наибольшим объемом научных исследований (Массачусетский технологический институт, Стэндфордский, Гарвардский, Принстонский университеты и др.) |
Болонская Декларация | В июне 1999г в итальянском городе Болонье министры образования 29 европейских стран приняли «Декларацию о европейском пространстве высшего образования», предусматривающую гармонизацию национальных систем высшего образования («Болонский процесс»). Декларацию подписали 40 стран, Россия присоединилась к «Болонскому процессу» в 2003 г. |
Академическая миграция (перемещение преподавателей и студентов) | отражает конкурентоспособность и качество национальной системы образования. Лидерами в этой области являются США, Великобритания, Франция, Германия, Канада и Австралия |
Вопрос 3. Информационные ресурсы мира |
Информационные ресурсы - совокупность информации, предназначенной для распространения, приобретения и использования, находящейся как в государственной, так и негосударственных формах собственности |
Значение ресурсов | уровень развития информационной инфраструктуры - важнейшее условие конкурентоспособности страны в мировой экономике |
Развитие Интернета обеспечивает: | либерализацию рынков связи; снижение стоимости коммуникационных услуг; развитие информационного рынка, формирование глобального информационного общества |
Показатели уровня развития информационных ресурсов | · число ежедневных газет, телевизоров, телефонов, ПК, Интернетсерверов, пользователей Интернета на 100 чел.; · доступность Интернета (отношение стоимости к доходам); · доля расходов отраслей информационно – коммуникационных технологий (ИКТ) в ВВП |
Основные центры ИКТ | В странах ОЭСР занято в сфере ИКТ около 20 млн. чел., на неё пришлись 1/4 затрат на НИОКР частного сектора, 1/5 патентов. Мировые продажи информационно-технологических услуг составили около 570 млрд. $ |
Наращивают ресурсы знаний Китай, Ю. Корея, Индия. США обладают крупнейшим в мире научно-техническим и образовательным потенциалом. |
На мировом рынке информационных технологий лидируют компании США, на их долю приходится 59% глобальных затрат. Ведущей компанией в 2002-2003гг являлась “IBM”, ее доля составила 7,5% мирового рынка информационно-технологических услуг. Лидерами в распространении Интернета являются страны Северной Европы. |
Доля информационных технологий (ИТ) в ВВП, % (Источник: Eurostat, 2007) | США Великобритания Япония Франция Германия Чехия Португалия Индия Испания Россия | 4,6 4,2 3,6 3,3 3,1 2,8 1,7 1,4 |
Информационные ресурсы России | · в России меры по расширению информатизации внутреннего рынка позволят увеличить объем российского рынка информационных технологий в ближайшие годы с 6,9 млн. $. до 40 млн. $, а его долю в ВВП – до 5%; · по темпам развития ИКТ за последние три года Россия опережает развитые страны |
Возрастание роли информационного обеспечения, интеллектуальной собственности создают предпосылки для развития мирового информационного рынка |
Наши рекомендации