Национальная принадлежность наиболее крупных ТНК мира
В 2010 г.
Страна | Число компаний | Процент от общего числа | Крупнейшая компания |
США | 27,5% | JPMorgan Chase (1) | |
Япония | 14% | Nippon Telegraph & Tel (41) | |
Великобритания | 5% | HSBC Holdings (8) | |
Китай | 4,5% | ICBC (5) | |
Франция | 3,6% | BNP Paribas (11) | |
Германия | 2,8% | Allianz (23) | |
Индия | 2,3% | Reliance Industries (121) | |
Россия | 1,4% | Gazprom (16) |
По каким критерия составляется рейтинг? |
Крупнейшие мировые компании оцениваются по четырём показателям — выручке, чистой прибыли, активам (по отчётности за последние 12 месяцев) и рыночной капитализации компаний. Среднее арифметическое занятых в четырёх списках мест выбирается в качестве интегрального показателя, согласно которому компании и расположены в итоговом рейтинге. В список попали только те компании, чей объём продаж составляет как минимум 1 $ млрд., а акции доступны для инвесторов в США и стоят не менее 5 $. |
Данные по основным показателям приведены из консолидированной финансовой отчётности в соответствии, как правило, с Международными стандартами финансовой отчётности. |
Крупнейшие ТНК мира на 2010 г.
Место в 2010 г. | Компания | Страна | Рыночная капитализация, млрд. $ | Сектор |
JP Morgan Chase | США | 166,2 | Банки | |
General Electric | США | 169,6 | Конгломерат | |
Bank of America | США | 167,6 | Банки | |
ExxonMobil | США | 308,8 | Нефть и газ | |
ICBC | Китай | Банки | ||
Banco Santander | Испания | Банки | ||
Wells Fargo | США | Банки | ||
HSBS Holdings | Великобритания | Банки | ||
Royal Dutch Shell | Нидерланды | Нефть и газ | ||
BP | Великобритания | Нефть и газ |
Крупнейших компаний США, 2010 г.
Место | Фирма | Продажи (млрд. $) | Прибыль (млрд. $) | Активы (млрд. $) | Капитализация (млрд. $) |
JPMorgan Chase | 115,63 | 11,65 | 2031,99 | 166,19 | |
General Electric | 156,78 | 11,03 | 781,82 | 169,65 | |
Bank of America | 150,45 | 6,28 | 2223,30 | 167,63 | |
ExxonMobil | 275,56 | 19,28 | 233,32 | 308,77 | |
Wells Fargo | 98,64 | 12,28 | 1243,65 | 141,69 | |
AT&T | 123,02 | 12,54 | 268,75 | 147,55 | |
Wal-Mart Stores | 408,21 | 14,34 | 170,71 | 205,37 | |
Berkshire Hathaway | 112,49 | 8,06 | 297,12 | 190,86 | |
Chevron | 159,29 | 10,48 | 164,62 | 146,23 | |
Goldman Sachs Group | 51,67 | 13,39 | 849,00 | 84,95 |
Крупнейших компаний России, 2010 г.
Место | Фирма | Продажи (млрд. $) | Прибыль (млрд. $) | Активы (млрд. $) | Капитализация (млрд. $) |
Gazprom | 115,25 | 24,33 | 234,77 | 132,58 | |
Lukoil | 86,34 | 9,14 | 70,94 | 45,18 | |
Rosneft | 34,70 | 6,51 | 83,11 | 83,19 | |
Sberbank | 23,27 | 3,20 | 220,62 | 57,70 | |
TNK-BP Holding | 31,60 | 6,38 | 31,18 | 27,73 | |
Surgutneftegas | 18,88 | 4,80 | 37,90 | 29,95 | |
Severstal | 22,39 | 2,03 | 22,48 | 11,76 | |
Novolipetsk Steel | 11,70 | 2,28 | 14,06 | 18,99 | |
VTB Bank | 11,28 | 0,22 | 125,85 | 26,43 | |
VimpelCom | 10,12 | 0,52 | 15,73 | 18,63 |
Подведение результатов рейтинга Global 2000 в 2010 году |
Общий объем поступлений от продаж в компаниях списка Global 2000, поднялся с 19,4 трлн. $ в 2004 году до 30 трлн. $, то есть увеличился на 55%. За этот период совокупная прибыль увеличилась на 85%, на 82% увеличились активы, а общее число работников увеличилось более чем на 12 миллионов человек. |
Компании из 51 страны участвовали в Global 2000 в 2004 году, в 2010 г. их число доходит до 62 . |
Тема 7. Международная экономическая
Интеграция и ИНТЕГРАЦИОННЫЕ объединения
В МИРОВОй ЭкономикЕ
1. Сущность международной экономической интеграции (МЭИ).
2. Формы интеграционных объединений.
3. Интеграционные объединения.
3.1 Европейский союз (ЕС).
3.2 АСЕАН.
3.3 АТЭС.
3.4 МЕРКОСУР и Андское сообщество.
3.5 Содружество Независимых Государств (СНГ).
3.6 НАФТА.
4. Формирование общерегиональных интеграционных группировок
4.1 Восточноазиатское сообщество (ВАС) (East Asian Community)
4.2 Проект Общеамериканской зоны свободной торговли (ФТАА)
4.3 Африканский союз
Вопрос 1. Сущность международной экономической интеграции (МЭИ) | ||
МЭИ – форма интернационализации хозяйственной жизни, представляющая собой объективный процесс переплетения национальных хозяйств и проведение согласованной на межгосударственном уровне экономической политики | ||
В основе лежит принцип выгоды страны от специализации каждой страны в рамках МРТ. | ||
Причины интеграции | Экономические: развитие НТР; стремление преодолеть протекционистскую политику стран-партнеров; поиски надежного стабилизатора экономики в период кризиса; решение проблемы реализации продукции | |
Политические: общность политической стратегии правящих кругов; поиск путей, смягчающих обострившиеся проблемы; политическая консолидация | ||
Виды интеграции | горизонтальная – региональная (территориальная); вертикальная – межгосударственная; на уровне производителей продукции | |
Особенности региональной интеграции развитых и развивающихся стран | ||
Интеграция развитых стран | Интеграция развивающихся стран | |
Цель: Устранение административных и экономических препятствий для взаимной торговли стран ее членов, для ограничения методами таможенной и налоговой защиты внутренних рынков от конкуренции производителей из других стран и регионов мира | Цель: Ускорение экономического развития, создание оптимальной структуры национальной экономики, ослабление зависимости от иностранного капитала, вмешательства ТНК, изменение подчиненного положения в системе МРТ, стремление объединиться и выступить за новый экономической порядок | |
Интеграция – следствие высокого уровня развития производительных сил, перешагнувших национальные границы, и средство их дальнейшего развития | Интеграция – результат недостаточного развития производительных сил. Слабость материально-технической базы развития придает ей нестабильный и зависимый от внешних факторов характер | |
Объединения включаютоднородные (в значительной мере) по своей социальной ориентации государства, имеющие одинаковые цели и находящиеся на одном экономическом уровне развития и в географической близости друг от друга | Интегрированное сотрудничествовозможно между странами с различной политической направленностью и расположенными в различных регионах (например, БРИКС) | |
Интеграция устойчива, динамична, расширяется как во времени, так и в пространстве | Множественность типов интеграционных объединений(торговые блоки, координация экономических программ, кредитные организации) | |
Интеграция– результат деятельности трех сил: ТНК, государства и социально-политических сил | Большое влияние на характер интеграционных процессов оказывает государство | |
Этапы МЭИ | Первый этап МЭИ – прямые хозяйственные связи на уровне фирм. На следующих этапах в процессе развития интеграции происходит взаимоприспособление национальных, правовых, фискальных и других систем и формирование надгосударственных структур, вплоть до определенного сращивания управленческих структур |
Движущая сила | В МЭИ движущей силой выступают фирмы. Они заинтересованы в достижении оптимального масштаба деятельности без таможенных и других ограничений |
Последствия МЭИ | Как правило, позитивные, но при интеграции имеют место ограничения суверенитета государств, что может наносить существенный ущерб целым отраслям производства этих стран (пример: защита своего суверенитета – отказ Великобритании, Дании и Швеции от введения единой общеевропейской валюты – евро) |
Вопрос 2. Формы интеграционных объединений | |
1. Зона свободной торговли (ЗСТ) | Самая простая форма. В рамках ЗСТ отменяются торговые ограничения, снижаются или отменяются таможенные пошлины. При этом относительно остальных стран мира каждая страна проводит свою таможенную политику |
2. Таможенный союз | Является формой более тесного сотрудничества. Для него характерны установление единого таможенного тарифа и проведение единой внешнеторговой политики в отношении третьих стран |
3. Общий рынок | Знаменует «четыре свободы» пересечения государственных границ: товаров, услуг, капиталов и рабочей силы. Опыт Европейского союза (ЕС), реализовавшего этап «общего рынка», показывает, что директивы, адресуемые государствам-членам, обязательны для исполнения, но каждой из стран предоставляется свобода выбора форм и методов их выполнения |
4. Экономический и валютный союз | Форма интеграции, при которой «общий рынок» дополняется соглашениями о проведенииобщей экономической и валютной политики. Эта форма предполагает функционирование единого внутреннего рынка, а также гармонизацию и координацию экономической политики государств – членов на основе совместно принятых решений и контроля над их выполнением, замену национальных валют единой валютой и проведение единой валютной и денежной политики |
5. Политический союз | Дальнейшее развитие союза и совершенствование форм международной экономической интеграции может привести к превращению интеграционного объединения в политический союз (единая конституция, надгосударственные органы власти) |
К концу XX столетия в мире возникло несколько десятков интеграционных экономических группировок. | |
Цели объединений | Страны создают объединения в целях развития социального и экономического сотрудничества, расширения объемов торговли и повышения конкурентоспособности товаров на мировых рынках |
Классификация объединений по уровню интеграции | ||
Уровень интеграции (поставленные цели) | Название, год создания | Страны-члены и организации |
Соглашения об экономическом и торговом сотрудничестве | Соглашение о сотрудничестве и партнерстве между ЕС и странами бывшего СССР (Cooperation and Partnership Agreements), 1994 | EC, Белоруссия, Казахстан, Россия, Украина |
Соглашения об ассоциации с ЕС (EU Association Agreements), 1991-1995 | Болгария, Чехия, Венгрия, Польша, Румыния, Словакия, Эстония, Латвия, Литва, Словения. | |
Инициатива «Предприятие для всей Америки» (Enterprise for the American Initiative - EAI), 1990 | США, большинство латиноамериканских и центрально - американских государств | |
Зоны свободной торговли (3СТ) | Европейская ассоциация свободной торговли EACT (European Free Trade Association - EFTA), 1960 | Австрия, Исландия, Лихтенштейн, Норвегия, Финляндия, Швеция |
Европейская экономическая зона (European Economic Area - EEA), 1994 | Страны Европейского союза, Исландия, Лихтенштейн | |
Балтийская 3CT (Baltic FTA), 1993 | Эстония, Латвия, Литва | |
Центральноевропейская 3CT (Central European FTA), 1992 | Чехия, Венгрия, Польша, Словакия | |
Североамериканская 3CT (North American Free Trade Agreement - NAFTA), 1994 | Канада, Мексика, США | |
Соглашение о свободе торговли стран АСЕАН (ASEAN Free Trade Agreement - AFTA), 1992 | Бруней, Индонезия, Малайзия, Сингапур, Таиланд, Филиппины | |
Австралийско-новозеландское торговое соглашение об углублении экономических связей (Australia-New Zealand Closer Economic Relations Trade Agreement - ANZCERTA), 1983 | Австралия, Новая Зеландия | |
Азиатско-тихоокеанское экономическое сообщество – АТЭС (Asian Pacific Economic Cooperation -APEC), 1989 | Австралия, Бруней, Гонконг, Канада, Китай, Кирибати, Малайзия Маршалловы острова, Мексика, Новая Зеландия, Папуа-Новая Гвинея, Республика Корея, Россия, Сингапур, США, Таиланд, Тайвань, Филиппины, Чили | |
Бангкокское соглашение (Bangkok Agreement), 1993 | Бангладеш, Индия, Республика Корея, Лаос, Шри-Ланка | |
Таможенные союзы | Ассоциация ЕС с Турцией (Turkey Association Agreement - EU), 1963 | EC, Турция |
Арабский общий рынок (Arab Common Market -ACM), 1964 | Египет, Ирак, Иордания, Ливия, Мавритания, Сирия, Йемен | |
Центральноамериканский общий рынок (Central American Common Market CACM), 1961 | Коста-Рика, Сальвадор, Гватемала, Гондурас, Никарагуа | |
3CT между Колумбией, Эквадором и Венесуэлой (Colombia, Ecuador, Venezuela FTA), 1992 | Колумбия, Эквадор, Венесуэла | |
Организация восточно-карибских государств (Organization of East Caribbean States), 1991 | Антигуа и Барбуда, Доминика, Гренада, Монтсеррат, Сент-Китс и Невис, Сент-Люсия, Сент-Винсент и Гренадины | |
Общий рынок | Совет сотрудничества арабских стран Персидского залива (The Gulf Cooperation Council), 1981 | Бахрейн, Кувейт, Оман, Катар, Саудовская Аравия, ОАЭ |
Андский общий рынок (Andean Common Market, Andean Pact), 1990 | Боливия, Колумбия, Эквадор, Перу, Венесуэла | |
Латиноамериканская интеграционная ассоциация - ЛАИА (Latin American Integration Association-LAI A), 1960 | Аргентина, Боливия, Бразилия, Чили, Колумбия, Эквадор, Мексика, Перу, Уругвай, Венесуэла | |
Общий рынок южного конуса - Меркосур (Southern Cone Common Market - Mercosur), 1991 | Аргентина, Бразилия, Парагвай, Уругвай | |
Карибское сообщество и Карибский общий рынок - КАРИКО (Caribbean Community and Common Market— CARICOM), 1973 | Антигуа и Барбуда, Багамские острова, Барбадос, Белиз, Доминика, Гренада, Гайана, Ямайка, Монтсеррат, Сент-Китс и Невис, Сент-Люсия, Сент-Винсент и Гренадины, Тринидад и Тобаго | |
Экономические союзы | Европейское экономическое сообщество (European Economic Communities – ЕЭС), 1957, позже Европейский союз - EC (European Union-EU), 1993 | Австрия, Бельгия, Великобритания, Дания, Германия, Греция, Ирландия, Испания, Италия, Люксембург, Нидерланды, Португалия, Финляндия, Франция, Швеция |
Экономический союз - Бенилюкс (Belgium,: Netherlands, Luxemburg Economic Union — BENILUX), 1948 | Бельгия, Нидерланды, Люксембург | |
Содружество независимых государств (Commonwealth of independent States), 1992 | Армения, Азербайджан, Беларусь, Грузия, Казахстан, Киргизия, Молдова, Россия, Таджикистан, Туркменистан, Украина, Узбекистан | |
Союз Арабского Магриба (Arab Maghreb Union), 1989 | Алжир, Ливия, Мавритания, Марокко, Тунис | |
Межстрановая инициатива (Cross-Border Initiative), 1993 | Бурунди, Коморские острова, Кения, Мадагаскар, Малави, Мавритания, Намибия, Руанда, Сейшельские острова, Танзания, Уганда, Замбия, Зимбабве | |
Лагосский план действия (Lagos Plan of Action), 1973 | Все страны Африки к югу от Сахары | |
Союз реки Ману (Manu River Union), 1973 | Гвинея, Либерия, Сьерра-Леоне | |
Западноафриканский экономический и валютный союз (West African Economic and Monetary Union), 1994 | Бенин, Буркина-Фасо, Кот-д’Ивуар, Мали, Нигер, Сенегал, Того |
Вопрос 3. Интеграционные объединения |
3.1 Европейский союз (ЕС) (European Union) | ||
Европейский Союз – объединение европейских государств. | ||
Это пример наиболее глубокой экономической интеграции. | ||
Население около 400 млн. человек, на 1 января 2007 насчитывает 27 государств – членов ЕС: | ||
Австрия | Бельгия | Болгария |
Великобритания | Венгрия | Германия |
Греция | Дания | Ирландия |
Испания | Италия | Кипр |
Латвия | Литва | Люксембург |
Мальта | Нидерланды | Польша |
Португалия | Румыния | Словакия |
Словения | Финляндия | Франция |
Чехия | Швеция | Эстония |
Эволюция ЕС | В своей эволюции ЕС прошел все формы интеграции, развиваясь вглубь и вширь: зону свободной торговли; таможенный союз; общий рынок; экономический и валютный союз; политический союз (становление третьей и четвертой форм еще не завершено). Включает страны с разным уровнем развития, поэтому быстрое расширение союза сталкивается с определенными трудностями |
История создания ЕС | |
Рост количества членов | У истоков ЕС стояло образование в 1952 г. Европейского объединения угля и стали (ЕОУС) – отраслевой интеграционной группировки с участием ФРГ, Франции, Италии, Бельгии, Нидерландов и Люксембурга. Эти шесть стран подписали в 1957 г. Римский договор об образовании Европейского экономического сообщества (ЕЭС). С начала 1973 г. к группировке присоединились Великобритания, Дания и Ирландия, в 1981 г. – Греция, 1986 г. – Испания и Португалия, 1995 г. – Австрия, Швеция и Финляндия, в 2004 г. – Страны Центральной и Восточной Европы (Чехия, Венгрия, Польша, Словения, Эстония, Кипр и др.), 2007 г. – Болгария и Румыния. В первые годы существования ЕЭС его неофициально называли «Общий рынок» |
Этапы развития | · В 1958–1968 гг. («переходный период» становления общего рынка товаров, услуг, капитала и рабочей силы) были отменены таможенные пошлины и количественные ограничения экспорта и импорта. В целом, к середине 1968 г. в ЕЭС сложился развитый таможенный союз, дополненный элементами межгосударственного согласования (гармонизации) экономической и валютной политики, а также (но в значительно меньшей степени) внешней политики. · В 1967 г. интеграционная группировка стала официально называться Европейским экономическим сообществом (ЕЭС). С середины 70-х до середины 80-х гг. интеграция в рамках ЕЭС переживала длительный застой. С начала 1975 г. страны – члены ЕЭС окончательно передали свои полномочия в области внешнеторговой политики соответствующим органам ЕЭС. · В 1979 г. была создана Европейская валютная система (ЕВС) на базе единой расчетной единицы – ЭКЮ. Были установлены пределы отклонений рыночного курса валют стран – членов ЕЭС, от курсов центральных банков этих стран в ±2,25%, названные «валютной змеей». Вместе с тем, к ЕВС не смогли подключиться сразу Великобритания, Греция, Испания и Португалия, а Италия вошла в нее на особых условиях (± 6%). · С середины 80-х гг. в ЕЭС наблюдается резкая активизация интеграционных процессов в связи с коренным изменением позиции Франции в отношении ЕЭС. До начала 80-х гг. позиция Франции в отношении интеграции была деструктивной, что объяснялось отголосками ее имперских амбиций и претензиями на ведущую роль в ЕЭС как великой ядерной державы. · С 1993 г. ЕЭС переименован в Европейский союз. · В 2004 г. и в 2007 г. расширен со вступлением Польши, Венгрии, Литвы, Латвии, Эстонии, Чехии, Словакии, Мальты и др. · В 2005 г. началась непосредственная подготовка к вступлению, а затем - вступление в ЕС Болгарии и Румынии |
ЕС и Маастрихтский договор |
Договор о Европейском Союзе – документ, подписанный государствами Европейского экономического сообщества 2 февраля 1992 г. (другое название – Маастрихтский договор – Maastricht Treaty, Treaty on Monetary and Political Union), вступил в силу в ноябре 1993 г. после ратификации парламентами стран ЕС. Важной целью Маастрихтского договора было создание Экономического и валютного союза. Две другие цели – переход к общей внешней политике и политике безопасности и сотрудничество государств – членов в области внутренней политики. Договор ввел единое гражданство Союза. |
Из состава до мая 2004 г. лишь Великобритания сохраняет свою национальную валюту. Дания, Швеция намерены перейти к евро, но позднее. Можно ожидать, что переход к евро обеспечит снижение издержек и рост эффективности производства. |
Многообразие форм экономических отношений в Европе представлено на следующей схеме. |
В Совет Европы входят 47 европейских государств (2011 г.), в том числе – Россия. |
В Европейскую экономическую зону входят 27 государств ЕС и Исландия, Норвегия, Лихтенштейн. |
Десять стран Европейского союза, пока не используют евро: Болгария, Великобритания, Венгрия, Дания, Латвия, Литва, Польша, Румыния, Чехия, Швеция. Дания и Великобритания получили специальное послабление действующего Маастрихтского договора. От обеих стран не требуется в обязательном порядке присоединения к еврозоне до тех пор, пока их правительства не решат этот вопрос: либо голосованием в парламенте, либо проведя референдум. Действующее правительство Дании огласило планы о проведении референдума по вопросу принятия лиссабонского соглашения. |
Страны и территории Европы и ЕС, использующие евро или привязку своей валюты к евро | ||
Категория | Население | Страны и территории |
Официальные члены | 329 миллионов | Австрия, Бельгия, Кипр, Финляндия, Франция, Германия, Греция, Ирландия, Италия, Люксембург, Мальта, Нидерланды, Португалия, Словения, Испания, Словакия, Эстония |
Другие европейские страны и территории, использующие евро | 3 миллиона | Акротири и Декелия, Андорра, Косово, Черногория, Монако, Сан-Марино, Ватикан |
Страны ЕС с валютами, привязанными к евро (или узко граничащими) | 26 миллионов | Болгария, Дания, Латвия, Литва |
Другие европейские государства с валютами, привязанными к евро | 4 миллиона | Босния и Герцеговина |
Наднациональные органы ЕС | |
Система органов, обеспечивающих функционирование ЕС | 1.Европейский Совет – высший законодательный орган Европейского Союза, обладающий правом принятия решений. Состоит из представителей государств – членов ЕС в ранге министров национальных правительств. Фактически существует более 25 Советов, занимающихся конкретными направлениями деятельности ЕС и объединяющих соответствующих национальных министров |
2. Европейский парламент – орган Европейского союза. Избирается в ходе прямых всеобщих выборов. Он участвует в законодательном процессе ЕС и осуществляет контроль над деятельностью других институтов ЕС, утверждает бюджет ЕС, одобряет или вносит поправки в принимаемые правовые акты и бюджет ЕС (резиденция в Страсбурге, избирается с 1979 г.) | |
3. Совет Европейского союза – состоит из министров правительств государств – членов ЕС, обеспечивает рамки участия правительств государств – членов, несет ответственность за принятие основных политических решений Сообщества на основе предложений, выдвигаемых Европейской комиссией | |
4. Европейская комиссия – исполнительный орган Европейского Союза, который разрабатывает законодательство ЕС, как по инициативе, так и по поручению Европейского парламента или Совета Европейского Союза; несет ответственность за соблюдение и выполнение Договора об ЕС | |
5. Европейский суд(находится в Люксембурге) состоит из 15 судей и 9 генеральных прокуроров. Должен обеспечивать соблюдение закона при интерпретации и применении Договора |
3.2 АСЕАН (Association of South East Nations, ASEAN) | |
В Азиатско-Тихоокеанском регионе в настоящее время функционирует несколько интеграционных объединений, наиболее значительными из которых являются АСЕАНи АТЭС. | |
Ассоциация государств Юго-Восточной Азии АСЕАН – региональная организация стран Юго-Восточной Азии. Образована в 1967. Включает 10 стран: Индонезия, Малайзия, Сингапур, Таиланд, Филиппины, Бруней (1984), Вьетнам (1995), Лаос (1997), Мьянма (1997), Камбоджа (1999). | |
Цели | Экономическое, социальное, культурное и научно-техническое сотрудничество. Создание зоны свободной торговли АСЕАН, полная ликвидация пошлин к 2015 г. для шести стран и к 2018 г. для остальных стран. |
Экономический смысл объединения | Повышение конкурентоспособности стран, содействие социальному и экономическому развитию |
Особенности | Функционирует несколько специализированных учреждений АСЕАН. |
АСЕАН + 3 | Государства, входящие в межправительственный форум АСЕАН Плюс Три (АПТ - страны АСЕАН, Китай, Япония и Республика Корея), становятся костяком для восточноазиатской экономической интеграции с более широким участием стран из примыкающих регионов. |
Множество экономических связей, распространение и развитие сотрудничества в Восточной Азии образно называют эффектом «тарелки спагетти». |
3.3 АТЭС (Asia – Pacific Economic Сooperation, APEK) | |
Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС) создано в 1989 г. | |
Объединяло 18 государств региона: Австралию, Бруней, Гонконг, Канаду, Китай, Кирибати, Малайзию, Маршалловы Острова, Мексику, Новую Зеландию, Папуа–Новую Гвинею, Республику Корею, Сингапур, США, Таиланд, Тайвань, Филиппины, Чили. | |
Сейчас объединяет 21 государство (вошли Вьетнам, Перу и Россия). | |
Цели и экономический смысл объединения | Создание зоны свободной торговли и либерализации инвестиционной сферы к 2020 г. (для развитых стран – до 2010 г.). Снижение таможенных барьеров будет происходить в соответствии с соглашениями, достигнутыми в ГАТТ/ВТО |
Особенности | · Охватывает страны с разным уровнем развития. · Уровень интеграционных отношений пока невысок |
3.4 МЕРКОСУР и Андское сообщество |
Южноамериканский общий рынок МЕРКОСУР | |
действует c 1991 г. в составе Аргентины, Бразилии, Парагвая, Уругвая и Венесуэлы | |
Население | 300 млн. человек |
Суммарный ВВП | 4,5 трлн. $ (свыше 50% совокупного ВВП Латинской Америки) и 33% объема внешней торговли стран Латинской Америки |
Экономический смысл объединения | · Отмена в перспективе всех пошлин и тарифных ограничений во взаимной торговле, установление единого таможенного тарифа в отношении третьих стран, свободное движение капитала и рабочей силы, координация экономической политики. Итоги функционирования МЕРКОСУР свидетельствуют об успехах интеграционной группировки |
Андское сообщество (АС), (группа, пакт; исп. Comunidad andina, CAN, или англ. Andean Common Market, ANCOM) | |
создано в 1969 г. в составе Боливии, Колумбии, Перу, Чили (вышла из группы в 1976 г.) и Эквадора. С 1973 года членом этой организации стала Венесуэла (вышла из сообщества в 2011 г.) | |
Население | 110 млн. человек |
Суммарный ВВП | 408 млрд. $ |
Экономический смысл объединения | АС прошло путь от зоны свободной торговли к таможенному союзу и формируемому ныне общему рынку. Большие надежды возлагаются на сближение с МЕРКОСУР. В 2004 г. вступило в силу соглашение о зоне свободной торговли МЕРКОСУР - АС. Предпринимаются шаги по сближению АС с Карибским сообществом (КАРИКОМ), Ассоциацией карибских государств (АКГ), а также с такими нерегиональными объединениями и странами, как ЕС, Канада, Китай, США. Является одной из наиболее динамичных интеграционных группировок мира. |
3.5 Содружество Независимых Государств (СНГ) Commonwealth of Independent States (CIS) | ||||||
Создано в 1991 г. в соответствии с Соглашением об образовании СНГ, Алма-Атинской декларацией и Протоколом к Соглашению. Государства – члены СНГ: Азербайджан, Армения, Беларусь, Грузия, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Российская Федерация, Таджикистан, Туркмения, Украина, Узбекистан (Туркмения и Украина не ратифицировали Соглашение, Грузия вышла из СНГ) | ||||||
Азербайджан | Кыргызстан | Таджикистан | ||||
Армения | Молдова | Туркмения | ||||
Беларусь | Российская Федерация | Украина | ||||
Казахстан | Узбекистан | |||||
Цели СНГ | Интеграция в экономической, политической и гуманитарной областях | |||||
Предпосылки создания СНГ | |
Сложности создания Содружества Независимых Государств | После распада Советского Союза возникли тенденции к дезинтеграции, а затем к возможной новой интеграции на основе ранее сформировавшихся структурно-хозяйственных связей |
Факторы, предопределяющие интеграцию | – желание широких масс населения; – исторически сложившееся разделение труда; – технологическая взаимозависимость |
Место России в СНГ | Россия – естественное ядро СНГ, на нее приходится свыше 3/4 территории, почти 1/2 населения и более 1/2 ВВП |
История создания СНГ | СНГ объединило сначала Россию, Белоруссию и Украину в конце 1991 г. В дальнейшем к СНГ присоединились все бывшие советские республики, кроме прибалтийских. СНГ – открытая организация для присоединения других стран |
Препятствия интеграции | – стремление упрочить сравнительно недавно полученный суверенитет; – неодобрение Запада (рассматривает как попытки воссоздания СССР); – низкая экономическая культура (излишняя политичность) |
Союзы внутри СНГ | ||||
Мировой финансовый кризис 1997 г. ухудшил перспективы экспорта стран – членов СНГ, усилил тенденции сотрудничества в рамках СНГ | ||||
Интеграция Россия – Белоруссия | Наиболее интенсивная интеграция идет между Россией и Белоруссией. Это объясняется высоким уровнем разделения труда и взаимозависимости. Свыше 1/2 всей внешней торговли Белоруссии приходится на Россию. Продолжаются попытки создания единого союзного государства. Создан и развивается таможенный союз Россия – Белоруссия – Казахстан, открытый и для других стран СНГ. | |||
Таможенный союз | С 1995 г. начал формироваться Таможенный союз, куда вошли Россия, Белоруссия, Казахстан, Таджикистан. В дальнейшем к нему присоединилась Киргизия. Интересы не всегда совпадали, результаты были недостаточными | |||
«Союз четырех» | Таможенный союз в 1996 г. был дополнен союзом четырех стран (Россия, Казахстан, Киргизия и Белоруссия), который охватывал сотрудничество в национальной и гуманитарной областях (науке, образовании, культуре и др.). Прекратил существование по причине принятия Кыргызстана в ВТО | |||
ЕврАзЭС | Евразийское экономическое сообщество – международная организация, созданная в октябре 2000 г. в результате подписания соответствующего договора Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой, Российской Федерацией и Республикой Таджикистан. Основная цель создания ЕврАзЭС – эффективное продвижение процесса формирования Таможенного союза и Единого экономического пространства | |||
Центрально-азиатский союз | Общие интересы в развитии регионального сотрудничества привели к заключению Центрально-азиатского союза между Казахстаном, Узбекистаном, Киргизстаном и Туркменистаном | |||
Объединение вокруг Украины | Идет сближение между Украиной, Грузией, Азербайджаном и Молдавией | |||
Таможенный союз Белоруссии, Казахстана и России | 1 июля 2011 года завершено формирование единой таможенной территории России, Казахстана и Белоруссии. С 1 января 2012 года начинает работать Единое экономическое пространство. По оценкам специалистов, создание Таможенного союза позволит стимулировать экономическое развитие и может дать дополнительно 15 % к ВВП стран-участниц к 2015 году | |||
Воздействие регионализации СНГ на общие интеграционные процессы в рамках Содружества неоднозначно | ||||
Интеграционные объединения с участием стран, входящих в СНГ, показаны в следующей таблице.
Интеграционные объединения с участием СНГ | ||||||||||
СНГ | Союз | ТС | ЕЭП | ЕвразЭС | ГУАМ | ЧЭС | ШОС | ОДКБ | ЦАС | |
Азербайджан | Х | Х | Х | |||||||
Армения | Х | Х | Х | |||||||
Беларусь | Х | Х | Х | Х | Х | Х | ||||
Грузия | Х | Х | ||||||||
Казахстан | Х | Х | Х | Х | Х | Х | Х | |||
Кыргызстан | Х | Х | Х | Х | Х | |||||
Молдова | Х | &n |