Рыночные отношения в экономике.
Типы экономических систем:
- Традиционная - вопросы что, как и для кого производить решаются на основе традиций, передающихся из поколения в поколение.
- Командная ( плановая, централизованная ) – все решения по вопросам принимаются центральными (государственными ) органами.
- Рыночная – основные вопросы экономики производитель решает самостоятельно, ориентируясь на спрос и предложение.
- Смешанная – сочетаются черты рыночной и командной систем ( экономическая свода производителей и регулирующая роль государства.)
В рыночном механизме особое значение имеет соотношение спроса и предложения.
Спрос – это желание купить конкретный товар или услугу по конкретной цене в определённый период времени, подкрепляемое готовностью оплатить покупку.
« спрос» и «потребность» не совпадают
Реальный покупательский спрос – платёжеспособный спрос.
Закон спроса: величина спроса находится в обратной зависимости от изменения цены единицы товара.
Предложение – это желание производителя произвести и предложить к продаже свои товары по конкретным ценам.
Закон предложения : предложение возрастает с увеличением цены и падает при её снижении.
Структура рынка:
1) По объектам ( рынок товаров и услуг, капитала, труда, информации…)
2) По субъектам ( рынок покупателей, рынок продавцов )
3) По географическому положении ( местный, региональный, национальный, мировой)
4) По степени ограниченности конкуренции ( свободный , монополистический )
5) По соответствию законодательству ( легальный, нелегальный « чёрный »)
Биржи:
А) товарная – форма рынка товаров, продаваемых большими партиями, по образцам.
Б) валютная – операции по купле – продаже иностранной валюты
В) труда - посредничество на рынке труда, регистрация безработных, их трудоустройство.
Г) фондовая – учреждение, где осуществляется купля-продажа ценных бумаг.
Фондовый рынок: система экономических отношений между теми, кто выпускает и продаёт ценные бумаги, и теми, кто становится их владельцем.
Товар – эмиссионные ценные бумаги.
Эмиссия (выпуск) ценных бумаг:
1) Частная ( акции и облигации акционерных компаний)
2) Государственная ( облигации государственного займа)
Ценные бумаги – специальным образом оформленные финансовые документы, в которых зафиксированы права их владельца или предъявителя.
Наиболее распространённые : акции и облигации.
Акция – ценная бумага, закрепляющая права её владельца на получение части прибыли АО в виде дивидендов, на участие в управлении АО … Является именной.
Облигация – ценная бумага, закрепляющая право её владельца на получение эмитента облигации в предусмотренный в ней срок её номинальной стоимости или имущественного эквивалента. Доходом по облигации являются проценты.
Документ на предъявителя (имя владельца не фиксируется).
Функции рынка ценных бумаг:
- инвестиционная (т.е. образование, и распределение средств, необходимых для инвестиций – долгосрочных вложений.)
- создание условий для передела собственности.
- покрытие дефицита бюджета
Конкуренция – противоборство, соперничество между производителями товаров и услуг за возможность увеличения прибыли. Борьба за «кошелёк потребителя ».
Монополия – сосредоточение большей части производства товаров в одних руках.
Цель – экономический диктат путём установления цен для получения высокой прибыли.
В России приняты антимонопольные законы.
Маркетинг – деятельность, направленная на продвижение товаров и услуг к покупателю, ориентированная на требования рынка.
Фирмы в экономике.
Фирма - коммерческая организация, осуществляющая затраты экономических ресурсов для изготовления товаров и услуг , реализуемых на рынке.
Цель – получение прибыли.
Производство – процесс превращения экономических ресурсов ( факторов производства ) в товары и услуги.
Факторы производства факторные доходы:
1.Труд ( работники и их квалификация) | Заработная плата |
2. Земля ( земельный участок, сырьё ) | Рента |
3. Капитал (имущество, здания, станки, инструменты – физический; деньги – финансовый; инвестиции – вложение материальных и денежных средств) | Процент |
4. Предпринимательские способности | Прибыль |
Издержки производства – затраты производителя ( владельца фирмы) на приобретение и использование факторов производства.
Экономические издержки – те выплаты, которые фирма должна произвести поставщикам необходимых ресурсов. Виды:
1) Внутренние ( неявные ) – затраты ресурсов , принадлежащих собственнику фирмы ( равны денежным платежам, которые могли быть получены за собственные ресурсы при альтернативном их использовании)
2) Внешние - оплата факторов производства, не являющихся собственность владельца, отражаются в бухгалтерских документах.( = бухгалтерские или явные)
Прибыль:
А) экономическая – разница между общей выручкой фирмы и экономическими издержками.
Б) бухгалтерская – разница между общей выручкой и бухгалтерскими издержками
Издержки производства :
1. Постоянные - часть общих издержек, которая не зависит на данный момент времени от объёма выпускаемой продукции. ( плата за помещение, коммунальные услуги …)
2. Переменные - часть общих издержек, величина которых на данный период времени находится в прямой зависимости от объёма производства и реализации продукции.(приобретение сырья, оплата труда, энергии, транспорт…) Возрастают с увеличением производства.
Для анализа эффективности предприятия используется показатель – рентабельность
прибыль
Рентабельность = затраты
Налоги – значительная статья расходов производителя .
Прямые С доходов граждан и фирм в явном виде | Косвенные Оплачиваются незаметно при совершении определённых действий |
Подоходный налог, налог на прибыль, налог на имущество | Налог с продажи, таможенная пошлина, НДС (налог на добавленную стоимость, акциз) |