Рыночные отношения в экономике.

Типы экономических систем:

  1. Традиционная - вопросы что, как и для кого производить решаются на основе традиций, передающихся из поколения в поколение.
  2. Командная ( плановая, централизованная ) – все решения по вопросам принимаются центральными (государственными ) органами.
  3. Рыночная – основные вопросы экономики производитель решает самостоятельно, ориентируясь на спрос и предложение.
  4. Смешанная – сочетаются черты рыночной и командной систем ( экономическая свода производителей и регулирующая роль государства.)

В рыночном механизме особое значение имеет соотношение спроса и предложения.

Спрос – это желание купить конкретный товар или услугу по конкретной цене в определённый период времени, подкрепляемое готовностью оплатить покупку.

« спрос» и «потребность» не совпадают

Реальный покупательский спрос – платёжеспособный спрос.

Закон спроса: величина спроса находится в обратной зависимости от изменения цены единицы товара.

Предложение – это желание производителя произвести и предложить к продаже свои товары по конкретным ценам.

Закон предложения : предложение возрастает с увеличением цены и падает при её снижении.

Структура рынка:

1) По объектам ( рынок товаров и услуг, капитала, труда, информации…)

2) По субъектам ( рынок покупателей, рынок продавцов )

3) По географическому положении ( местный, региональный, национальный, мировой)

4) По степени ограниченности конкуренции ( свободный , монополистический )

5) По соответствию законодательству ( легальный, нелегальный « чёрный »)

Биржи:

А) товарная – форма рынка товаров, продаваемых большими партиями, по образцам.

Б) валютная – операции по купле – продаже иностранной валюты

В) труда - посредничество на рынке труда, регистрация безработных, их трудоустройство.

Г) фондовая – учреждение, где осуществляется купля-продажа ценных бумаг.

Фондовый рынок: система экономических отношений между теми, кто выпускает и продаёт ценные бумаги, и теми, кто становится их владельцем.

Товар – эмиссионные ценные бумаги.

Эмиссия (выпуск) ценных бумаг:

1) Частная ( акции и облигации акционерных компаний)

2) Государственная ( облигации государственного займа)

Ценные бумаги – специальным образом оформленные финансовые документы, в которых зафиксированы права их владельца или предъявителя.

Наиболее распространённые : акции и облигации.

Акция – ценная бумага, закрепляющая права её владельца на получение части прибыли АО в виде дивидендов, на участие в управлении АО … Является именной.

Облигация – ценная бумага, закрепляющая право её владельца на получение эмитента облигации в предусмотренный в ней срок её номинальной стоимости или имущественного эквивалента. Доходом по облигации являются проценты.

Документ на предъявителя (имя владельца не фиксируется).

Функции рынка ценных бумаг:

- инвестиционная (т.е. образование, и распределение средств, необходимых для инвестиций – долгосрочных вложений.)

- создание условий для передела собственности.

- покрытие дефицита бюджета

Конкуренция – противоборство, соперничество между производителями товаров и услуг за возможность увеличения прибыли. Борьба за «кошелёк потребителя ».

Монополия – сосредоточение большей части производства товаров в одних руках.

Цель – экономический диктат путём установления цен для получения высокой прибыли.

В России приняты антимонопольные законы.

Маркетинг – деятельность, направленная на продвижение товаров и услуг к покупателю, ориентированная на требования рынка.

Фирмы в экономике.

Фирма - коммерческая организация, осуществляющая затраты экономических ресурсов для изготовления товаров и услуг , реализуемых на рынке.

Цель – получение прибыли.

Производство – процесс превращения экономических ресурсов ( факторов производства ) в товары и услуги.

Факторы производства факторные доходы:

1.Труд ( работники и их квалификация) Заработная плата
2. Земля ( земельный участок, сырьё ) Рента
3. Капитал (имущество, здания, станки, инструменты – физический; деньги – финансовый; инвестиции – вложение материальных и денежных средств) Процент
4. Предпринимательские способности Прибыль

Издержки производства – затраты производителя ( владельца фирмы) на приобретение и использование факторов производства.

Экономические издержки – те выплаты, которые фирма должна произвести поставщикам необходимых ресурсов. Виды:

1) Внутренние ( неявные ) – затраты ресурсов , принадлежащих собственнику фирмы ( равны денежным платежам, которые могли быть получены за собственные ресурсы при альтернативном их использовании)

2) Внешние - оплата факторов производства, не являющихся собственность владельца, отражаются в бухгалтерских документах.( = бухгалтерские или явные)

Прибыль:

А) экономическая – разница между общей выручкой фирмы и экономическими издержками.

Б) бухгалтерская – разница между общей выручкой и бухгалтерскими издержками

Издержки производства :

1. Постоянные - часть общих издержек, которая не зависит на данный момент времени от объёма выпускаемой продукции. ( плата за помещение, коммунальные услуги …)

2. Переменные - часть общих издержек, величина которых на данный период времени находится в прямой зависимости от объёма производства и реализации продукции.(приобретение сырья, оплата труда, энергии, транспорт…) Возрастают с увеличением производства.

Для анализа эффективности предприятия используется показатель – рентабельность

прибыль

Рентабельность = затраты

Налоги – значительная статья расходов производителя .

Прямые С доходов граждан и фирм в явном виде Косвенные Оплачиваются незаметно при совершении определённых действий
Подоходный налог, налог на прибыль, налог на имущество Налог с продажи, таможенная пошлина, НДС (налог на добавленную стоимость, акциз)

Наши рекомендации