СОВМЕСТНОЕ ПОТРЕБЛЕНИЕ – МОЩНОЕ КУЛЬТУРНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ, ОБМЕН ВЕЩАМИ И УСЛУГАМИ.

Три важных принципа sharingeconomy

1.Не используешь – значит теряешь.

2.Необязательно владеть, чтобы пользоваться. (Такой подход связан с «гибким» подходом к жизни. Райдшеринг дает много плюсов такому отношению к жизни – не обязательно иметь машину или водительские права, чтобы путешествовать. Весь мир твой здесь и сейчас.)

3.Доверие – золото. (Глобализация и ИТ делают всех людей в этом мире чуть-чуть ближе.Уже сегодня репутации человека в онлайн сообществе достаточно, чтобы мы доверили ему свою машину или квартиру.)

Фри-маркет — бесплатная ярмарка, куда каждый желающий может принести свои вещи (одежду, обувь, бижутерию, мебель, игрушки, музыкальные диски, книги и т. п.) и взять все, что ему понравилось из числа принесенного другими участниками. А еще каждый может сделать что-нибудь для людей бесплатно: например, рассказать свои стихотворения, сыграть на музыкальном инструменте, нарисовать портрет и т.д.

В России концепция совместного потребления только начинает приобретать популярность однако уже активно используются такие ресурсы, как OtdamDarom.ru (darom.org), ДаруДар и др.

Один из главных посылов и смысла совместного потребления — валютой новой экономики будет не привычные нам доллары, рубли или евро, а доверие и репутация. На основе вашей репутации продавец услуги или товара, спокойно выдаст вам ключи от своей машины, если будет уверен, что перед ним честный человек с хорошей «репутационной историей», а вы в свою очередь возьмете автомобиль в аренду у того продавца которому доверяете и знаете, что он предоставит вам исправный и чистый автомобиль.

Чтобы такое стало возможно в мировом масштабе, необходима единая репутационная база данных для всех сервисов работающих идеей совместного потребления. То есть, у вас есть некий общий аккаунт для всех подобных сервисов, который значительно упростит жизнь, как арендаторам, так и арендодателям. Взяв в прокат автомобиль или попутчика или, сняв квартиру, вы получаете оценку. Хорошая оценка или плохая, будет зависеть от вас, так же как вас зависит оценка сдавшему вам в аренду имущество.

Интервью одного из идеологов движения совместного потребления (CollaborativeConsumption) в России, руководителя проекта «На двоих» Дениса Старка.((интервью достаточно большое. если интересно, то заходите и читайте))

Как совместное потребление позволяет сэкономить миллионы

Программист и эколог Денис Старк(основатель экологического движения «Мусора.Больше.Нет») рассказал The Village, как экономика совместного потребления выручит россиян в кризис и почему, делясь с другими, любой экстраверт может стать богаче. Благодаря совместному потреблению Денис за несколько лет смог сэкономить более 15 тысяч евро и познакомиться с массой интересных людей. Сегодня можно говорить о проектах совместного потребления в интернете, о том, что это явление выходит за границы семьи и близких проверенных друзей и начинает работать между незнакомыми лично людьми. Таких в России пока немного, в мире — тоже: наверное, 10–20 миллионов человек.С 2011 года увеличилось количество проектов и людей, включённых в экономику совместного потребления. По-английски это называется sharingeconomy (от слова toshare — делиться). Идея эта очень точно описана в детской песенке «поделись улыбкою своей, и она к тебе не раз ещё вернётся».

В списке товаров и услуг, которыми люди охотнее всего делятся, лидируют жильё (снять, сдать, совместные путешествия), транспорт (совместные поездки), еда (совместные ужины), инструменты, товары для туризма (совместные покупки, аренда у частных лиц), совместный Wi-Fi.

Совместное потребление — это экономика предложения. У вас есть что-то «лишнее», что вы не используете, и вы предлагаете это другим. Совместное потребление — это экономика изобилия вместо экономики недостаточности. Вся коммерческая реклама построена по одному принципу: она внушает, что нам чего-то не хватает (здоровья, красоты, отдыха, роскоши, свободы), а потом предлагает товар, чтобы компенсировать эту недостаточность. Совместное потребление совершенно иначе устроено: вы понимаете, что у вас есть что-то лишнее, и вы этим делитесь. От этого чувствуете себя свободнее, счастливее, чувствуете достаток.

Каучсёрфинг

Каучсёрферы — активное сообщество. (В общем, как я поняла, это когда люди обмениваются домами в разных городах на какое-то время. Например, если ты живешь в Самаре, но хочешь поехать в Москву, и если есть человек из Москвы, который хочет поехать в Самару, то вы можете договориться и «обменяться» домами.)Дальше говорится, что благодаря каучсёрфингу можно познакомится с очень интересными людьми)))

Кризис

Кризис, конечно, способствует экономике совместного потребления. Во-первых, растут спрос и предложение соответствующих услуг.Во-вторых, традиционный бизнес и инвесторы в кризис ищут новые ниши. В-третьих, освобождаются талантливые специалисты на рынке труда.

Поколения

Те, кому 35 и меньше, открыты к темам совместного потребления. При этом у них практичный взгляд на вещи: каким образом мне гарантируют, что совместную машину не сломают? как я защищён от обмана и мошенничества? Нет психологических предубеждений, есть практические вопросы. И с ними мне легко общаться.

Люди постарше — за 40–45 — просто говорят: «Нет и всё». А почему нет? Не отвечают. Их нет — что-то нерациональное.

Для тех, кому 20–23, совместное потребление вообще не проблема. Но у них пока нет денег.

С чего начать

Самое простое: начните использовать Airbnb вместо гостиниц. Зарегистрируйтесь на Couchserfing.com — посмотрите, кто из ваших друзей им пользовался, спросите их о впечатлениях. В разных городах проходят встречи каучсёрферов, сходите, познакомьтесь, прежде чем ехать или приглашать гостей к себе. Зарегистрируйтесь на Blablacar. Предложите место в своей машине или воспользуйтесь предложением — их много уже и по России. Посмотрите видео Рейчел Боцман на TED, почитайте её книгу «Всё моё твоё». Подарите подарок на сайте «Дару-дар».

5 эко-проектов совместного потребления:

Яблоки для друга

Когда владельцы фруктовых деревьев в канадском Торонто не справляются со сбором урожая или попросту его слишком много для одной семьи, на выручку приходят волонтёры проекта Nexttothetree.
Собранный урожай делится на три части:

· треть отправляется к законному владельцу,

· треть распределяется между волонтерами,

· оставшиеся яблоки на велосипедах доставляют в местные «банки еды», приюты и организации социальной помощи.

Знания по бартеру

TradeSchoolCoop — это обучающие всему на свете курсы, знания по бартеру. Гуру делятся своими умениями абсолютно бесплатно. Точнее, в обмен на другие знания, которые им предлагают коллеги-преподаватели. Уроки игры на губной гармошке, оригами, создание сайтов, теория конституционного права ­— наставником и учеником может стать каждый.

Помощники по дому

TaskRabbit спешит на помощь с уборкой, переездом, сборкой икеевской мебели и прочими мелкими хлопотами по дому. Это такая социальная сеть, где каждый кролик rabbit предлагает свои услуги и тут же указывает ожидаемое вознаграждение. В среднем выходит 15–25 долларов в час и 40–60 долларов за одну выполненную миссию. Кролики выполняют задания на совесть, потому что их карма напрямую зависит от он­лайн-отзывов клиентов. Также никто не запрещает клиенту выдвинуться на пост кролика самому.

СОВМЕСТНОЕ ПОТРЕБЛЕНИЕ – МОЩНОЕ КУЛЬТУРНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ, ОБМЕН ВЕЩАМИ И УСЛУГАМИ.

ВАЛЮТА БУДУЩЕГО — это доверие, влияние и так называемый «репутационный капитал».

«Доступ к использованию вещей намного важнее, чем обладание ими» Брайн Чески.

В фильме телекомпании BBC «Век эгоизма. Машины счастья» рассказывается, каким образом в первой половине XX века корпорации превратили миллионы рационально мыслящих покупателей в «общество потребления», подверженное моде, соображениям престижа, импульсам и манипуляциям. По многим признакам, сейчас начался естественный обратный процесс: все больше людей сопротивляется манипуляциям, все меньше им поддается. Компаниям есть резон внимательно следить за изменением моделей потребления. И, невзирая на возраст и размеры своего бизнеса – учиться делать его по новому.

Массовая реклама сто лет назад ориентировалась на рациональные соображения, преподнося товары с точки зрения их функциональности, долговечности, практической ценности для покупателя. И корпорации решили с этим что-то сделать. Например, банкир LehmanBrothers Пол Мазер призывал «…превратить американскую культуру потребностей в культуру желаний. Нужно заставить людей желать, хотеть новые вещи еще до того, как старые пришли в негодность… Желания людей должны стать важнее их потребностей».

Большую роль в этом перевороте сыграл американец Эдвард Бернейс – племянник Зигмуда Фрейда, блестяще использовавший теорию своего австрийского дядюшки для продвижения товаров и услуг. Именно Бернейс придумал термин «общественные связи» (вместо дискредитированного за годы войны слова «пропаганда»). Он первым начал эксплуатировать в рекламе мотивы сексуальности, престижа, доминирования, продвигать товары с помощью кинозвезд, выставлять напоказ торговые марки в кадрах кинофильмов и т. д. Но сам же Бернейс писал в своей книге «Пропаганда», изданной в 1928 году, что со временем этот инструмент перестанет быть эффективным, поскольку общественность к нему привыкнет.

Рос уровень образования людей, развивались средства коммуникаций, повышалась информированность потребителей, в том числе – о господствующих методах маркетинга, рекламы и PR. С середины 1980-х годов на Западе был замечен тренд персонализации товаров и услуг: покупатели начали все чаще заказывать и приобретать немассовые вещи или вещи в единственном экземпляре, чтобы подчеркнуть свою индивидуальность (для чего вначале нужно задать себе «подрывной» вопрос: а в чем на самом деле заключается моя индивидуальность?). В 1990 году футуролог ЭлвинТоффлер заговорил о т. н. «протребителях» – потребителях, участвующих в процессе производства товаров и услуг, которыми они же и пользуются. В «нулевые» годы публиковались исследования, показывающие, что количество людей, которых заботит престижность товара, снижается, а влияние рекламы – ослабевает.

Именно благодаря интернет-среде сейчас рождаются все новые потребительские тренды. О том, что благодаря интернету современные дети все чаще не только самостоятельно делают покупки, но и создают собственный бизнес. О развитии сервисов и сообществ, позволяющих потребителям самостоятельно изготавливать различные вещи – и объединении этих сообществ в производственные и торговые цепочки. О смещении акцента с владения товарами на их аренду и совместное потребление.

В 2010 году Рэйчел Боцман, социальный инноватор из США, опубликовала книгу «Что МОЕ — ТВОЕ». Книга «Что ТВОЕ — МОЕ» исследует расцвет Совместного Потребления, как культурной и экономической движущей силы, меняющей взгляд на коммерцию, потребление и образ жизни.

Переход от ГИПЕРпотребления к Совместному потреблению — один из наиболее захватывающих и важных процессов современности!Суть явления Совместного Потребления вовсе не нова — общины, социализм — все это существовало и ранее. Однако сегодня с появлением сетевых технологий стало возможным использование виртуальной среды для социальных взаимоотношений.

В мире, в котором есть столько вещей, сколько может использоваться одновременно, существует совсем не так уж много вещей, зато много общения и встреч между теми, кто их использует и передает друг другуИнтернет технологии позволяют легко и удобно поддерживать круговорот вещей среди друзей или совсем незнакомых людей.Совместное Потребление позволяет разделить на двоих не только пользу от владения вещью, но и ответственность за ее хранение и использование. Рэйчел Боцман удалось описать это явление и обозначить общим термином множество сервисов и обменных площадок, действующих в США и странах Европы.

В 2010 году, TIME Magazine назвал совместное потребление одной из десяти идей, которые изменят мир.Десятилетиями многие общественные и частные организации использовали вариант совместного использования: библиотеки, секонд-хенд магазины, каршейринг, велошейринг. В последнее время получила развитие идея аренды товаров у других людей (а не только организаций), в особенности у проживающих по-соседству. Вместо аренды у организаций появляются площадки для обмена между людьми напрямую.

Система совместного потребления основана на товарах, бывших в употреблении, которые передаются (временно или навсегда) от одного человека, которому они больше не нужны, к другому, которому они требуются.Совместное потребление основано на идее, что иногда удобнее платить за временный доступ к продукту, чем владеть этим продуктом.

Новые торговые площадки, такие как TaskRabbit, ParkatmyHouse, Zimride, Swap.com, Zilok, Bartercard и thredUP, позволяют обмениваться навыками, вещами, услугами и деньгами, система для обмена путешествиями (Airbnb) и каршейринг сеть (Zipcar или RelayRides).

Предприниматели сегодня видят потенциал для развития новых бизнесов. Они хотят максимально упросить процесс обмена между людьми прежде немыслимых вещей – собственных домов, автомобилей, личных вещей.

В 2013 году экономика совместного потребления демонстрировала 25% годовой рост. Эта цифра может сильно вырасти, если донести мысль о выгодности совместного потребления до простых людей. Человек, имеющий финансовые трудности, может «подзаработать»на неиспользуемом имуществе.

Наши рекомендации