Современные подходы к классификации регионов
1. Административно-территориальное деление.
В настоящее время РФ включает 84 региона – субъектов Федерации. Это республики (Чеченская, Татарстан и др.), края (Красноярский край и др.), области, автономные округа (Ненецкий и др.), автономная область (Еврейская и др.) и 2 города федерального назначения (Москва, С.-Петербург).
Каждый регион делится на административные районы, города, городские районы, поселки городского типа, сельсоветы и т.д.
В 2000 г. на территории России было образовано 8федеральных округов: Северо-Западный, Центральный, Приволжский, Северо-Кавказский, Уральский, Сибирский, Дальневосточный.
2. Общее экономическое районирование.
Кроме того, территория России разделена на 11 экономических районов по принципу смежности: Северный, Северо-Западный, Центральный, Волго-Вятский, Центрально-Черноземный, Поволжский, Северо-Кавказский, Западно-Сибирский, Восточно-Сибирский, Дальневосточный, Калининградский. В современных условиях выделение экономических районов определяется развитием научно-технического прогресса, рыночной специализацией и кооперацией производства. Экономическое районирование довольно условно и осуществляется в целях стратегического экономического анализа, статистического наблюдения и прогнозирования.
Наряду с экономическими районами в ряде случаев применяется деление России на 2 макроэкономические зоны – Запад и Восток. Главные принципы выделения экономических зон - уровень хозяйственного освоения территории, соотношение между важнейшими ресурсами и степенью их использования.
3. Проблемное экономическое районирование.
Для целей государственного регулирования территориального развития выделяются различные типы проблемных регионов (кризисные, отсталые, депрессивные, приграничные), неспособных справится с проблемами жизнеобеспечения с опорой лишь на собственные ресурсы. В их отношении, как правило, разрабатываются федеральные целевые программы – Программа развития Дальнего Востока и Забайкалья.
К кризисным регионам относят территории, подвергшиеся воздействию техногенных или природных катастроф; регионы широкомасштабных общественно-политических конфликтов; регионы, в которых глубина экономического кризиса может вызвать необратимые социальные и политические деформации. К кризисному и предкризисному состоянию регионы могут относиться по темпам спада производства, неблагоприятной экологической обстановке, уровню депопуляции населения, темпам роста безработицы, по уровню бедности и т.д. Во всех случаях создается прямая угроза безопасности страны. В настоящее время основные угрозы безопасности локализуются в следующих регионах: Псковская и Ивановская области, Республики Мордовия, Калмыкия, Дагестан, Ингушетия, Чечня.
К отсталым принято относить регионы, традиционно имеющие низкий уровень жизни по сравнению с основной массой регионов страны. Для них характерны низкая эффективность хозяйственной деятельности, слабый научно-технический потенциал, малоразвитая социальная сфера. Основным критерием выделения отсталых регионов является уровень ВНП на душу населения (менее 50% от среднероссийской величины). Это Тамбовская область, Республика Алтай, Адыгея, Тыва, Северная Осетия, Ингушетия и др.
Следует отметить, что достижение отсталыми регионами среднероссийского уровня ВРП на душу населения требует очень высоких темпов прироста (около 8-10 % в год) и длительного периода времени (не менее 10 лет). Таким образом, выравнивание регионов по уровню ВРП на душу населения в ближайшей перспективе мало вероятно, можно лишь решать более скромные задачи – сокращение отставания наименее развитых регионов от среднероссийского уровня.
Государство может оказывать им поддержку путем развития производственной инфраструктуры, стимулирования притока частных инвестиций, некоторых налоговых и кредитных льгот, селективного дотирования предприятий. Но в условиях ограниченности возможностей бюджета масштабы такой поддержки вряд ли могут быть значительны.
Депрессивные регионы – это те регионы, ухудшение социально-экономического положения которых связано с проводимыми рыночными преобразованиями. В недалеком прошлом они относились к развитым и, порой, занимали ведущие места в стране, но по каким-либо причинам они потеряли это лидирующее положение.
Депрессивные регионы делятся на:
- старопромышленные (их большая часть). Они пострадали от разрыва прежних экономических связей, сокращение государственного заказа на продукцию ВПК, изменения цен в пользу сырьевых отраслей, увеличения импорта. Большинство их находится в Центральном, Волго-Вятском, Поволжском и Уральском экономических районах. Для их характеристики используются показатели: индекс промышленного производства к 1990 г., уровень безработицы, отношение денежного дохода населения к прожиточному минимуму, доля населения с доходами ниже прожиточного минимума.
- аграрно-промышленные – Центрально-Черноземный район. Для их характеристики используется удельный вес сельского населения в общей численности населения и темпы падения сельско-хозяйственного производства.
- добывающие – это локализованные горнопромышленные и лесопромышленные узлы, размещенные в малозаселенных районах. Проблема заключается в том, что в этих регионах возможности создания новых производств крайне ограничены, а истощение запасов полезных ископаемых требует организации трудоустройства высвобождающейся рабочей силы.
Переход к устойчивому экономическому росту должен благоприятно сказаться на депрессивных районах.
Приграничные районы - это регионы, имеющие непосредственную контакт с государственной границей РФ. В настоящее время 51 субъект РФ является приграничным (приморским). В их составе выделяют старые (22) и новые (26) приграничные регионы (3 региона имеют одновременно и старые и новые участки государственной границы).
Зона Севера, занимающая около 70% территории России, является сырьевым потенциалом России и в силу этого является донором федерального бюджета. Однако регионы зоны Севера существенно различаются по комфортности жизнедеятельности и условиям хозяйствования. Для этих территорий необходимо повышение надежности энергообеспечения, создание условий для предотвращения стихийного оттока населения, выполнение решений о гарантиях и компенсациях для лиц, работавших и проживавших на Севере.
4. Районирование по результатам и факторам социально-экономического развития.
Для его реализации было отобрано и изучено с использованием многомерных методов статистического анализа 45 показателей, отражающих различные аспекты социальной и экономической жизни региона. По результатам анализа регионы были объединены в 3 класса:
Класс | Группа | Пример регионов |
Успешные | -столичные мегаполисы | Москва, Санкт-Петербург |
-разработчики месторождений углеводородного сырья | Ханты-мансийский АО, Ямало-Ненецкий АО, Ненецкий АО | |
-промышленные лидеры | Ярославская, Вологодская, Липецкая, Кемеровская, тюменская области, республика Татарстан и др. | |
-инновационно активные регионы | Московская, Калужская, Нижегородская, Новосибирская и др. области | |
- относительно благополучно освоенные регионы Севера | Мурманская, Архангельская области, республики Саха, Коми и др. | |
-динамичные регионы северо-востока | Сахалинская область, Чукотский АО | |
Депрессив- ные | -индустриально-аграрные инфракструктурно обустроенные | Курская, рязанская обл., Краснодарский край и др. |
-аграрные | Орловская, Тамбовская, Ростовская и др. области | |
-старопромышленные | Владимирская, Тверская, Тульская и др. области | |
-слабозаселенные | Кировская, Псковская, Костромская и др. области | |
-неблагополучные регионы Северо-востока | Камчатская область, Хабаровский край и т.п. | |
Слабо-развитые | -трудоизбыточные аграрные | Калмыкия, Республика Алтай, Бурятия и др. |
-перенаселенные отсталые | Адыгея, Кабардино-Балкария и др. | |
-неосвоенные удаленные | Корякский АО, Эвенкийский АО |
Существует и другие виды районирования. Например, отраслевое районирование (металлургические базы, сельскохозяйственные районы и др.), районирование по особенностям производственных циклов (тяжелая индустрия, нефть-гидро-энергия, индустрия-земледелие, обрабатывающая индустрия и др. – Н.Н. Колосовский), по уровню обеспеченности ресурсами (богатые природными ресурсами, но имеющие ограниченные трудовые ресурсы; не обеспеченные полезными ископаемыми, но обеспеченные трудовыми ресурсами; обеспеченные и природными и трудовыми ресурсами – А.М. Корнеев) и т.д.
3. Особые экономические зоны (ОЭЗ) как новый тип региональных образований
Особая экономическая зона– это часть территории Российской Федерации, на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности. (Федеральный закон Российской Федерации от 22 июля 2005 г. N 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации", Ст. 2.).
Основными целями создания ОЭЗ являются:
§ развитие обрабатывающих и высокотехнологичных отраслей экономики;
§ производство новых видов продукции, развитие импортозамещающих производств;
§ развитие туризма и санаторно-курортной сферы.
Как правило, статус ОЭЗ получают территории, имеющие благоприятное геоэкономическое положение. Их создание призвано способствовать:
-привлечению иностранных инвестиций,
-активному использованию передовых технологий,
-развитию экспорта и импортозамещающих производств,
-увеличению импорта (беспошлинного),
-улучшению уровня и качества жизни населения.
Территории, получившие статус ОЭЗ, получают таможенные, налоговые, инвестиционные и ряд других льгот.
Общими условиями успешного развития ОЭЗ являются: завершение формирования законодательной базы их функционирования, гибкие налоговые и таможенные режимы, качественное улучшение инфраструктуры, усиление режима безопасности на территории СЭЗ.
На территории особой экономической зоны не допускается:
§ разработка месторождений полезных ископаемых, их добыча, за исключением разработки месторождений минеральных вод, лечебных грязей и других природных лечебных ресурсов, их добычи, и металлургическое производство в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности;
§ переработка полезных ископаемых, за исключением промышленного розлива минеральных вод, иного использования природных лечебных ресурсов, и переработка лома цветных и черных металлов;
§ производство и переработка подакцизных товаров (за исключением легковых автомобилей и мотоциклов).
Правительство Российской Федерации может определять иные виды деятельности, осуществление которых не допускается в особой экономической зоне.
ОЭЗ, создающиеся на 20 лет, имеют следующие налоговые и таможенные льготы:
- свободный таможенный режим: иностранные товары продаются без импортных пошлин, российские – без экспортных;
- для резидентов ОЭЗ предусмотрена пониженная верхняя ставка ЕСН ( 14 %);
-возможность использования режима ускоренной амортизации,
-возможность включения в себестоимость расходов на НИОКР;
- освобождение на 5 лет от уплаты земельного налога с момента возникновения права собственности на земельный участок.
В Российской Федерации могут создаваться особые экономические зоны трех типов:
1) промышленно-производственные,
2) технико-внедренческие,
3) туристско-рекреационные.