По прохождению учебной и производственной практик

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

По прохождению учебной и производственной практик,

ВЫПОЛНЕНИю НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ

для обучающихся по направлениям подготовки

38.04.01 «Экономика» программа магистерской подготовки

«Экономика фирмы»,

38.04.02 «Менеджмент» программа магистерской подготовки

«Экономика и управление фирмой»

Составители:

Г.В. Меняйло,

Е.М. Исаева,

А.Н. Скорнякова

Воронеж

Утверждено научно-методическим советом экономического факультета 16 июня 2016 г., протокол № 6

Рецензент: к.э.н., доцент С.М. Сотников

Подготовлено на кафедре экономики и управления организациями экономического факультета Воронежского государственного университета.

Рекомендовано обучающимся в магистратуре всех форм обучения экономического факультета

Для направлений: 38.04.01 «Экономика» программа магистерской

подготовки «Экономика фирмы»,

38.04.02 «Менеджмент» программа магистерской

подготовки «Экономика и управление фирмой»

СОДЕРЖАНИЕ

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПО ПРАКТИКЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ В МАГИСТРАТУРЕ
1.1. Виды и типы практик
1.2. Требования к базам практик.
1.3. Методические указания для руководителей практик и обучающихся
2. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОХОЖДЕНИЮ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ ПО ПОЛУЧЕНИЮ ПЕРВИЧНЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ    
2.1. Общие положения
2.2. Программа учебной практики по получению первичных профессиональных умений и навыков научно-исследовательской деятельности по направлению подготовки 38.04.01 «Экономика» программа «Экономика фирмы»    
2.3. Программа учебной практики по получению первичных профессиональных умений и навыков научно-исследовательской деятельности по направлению подготовки 38.04.02 «Менеджмент» программа «Экономика и управление фирмой»    
2.4. Порядок представления отчетности по учебной практике по получению первичных профессиональных умений и навыков научно-исследовательской деятельности и критерии оценки    
3. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОХОЖДЕНИЮ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ ПО ПОЛУЧЕНИЮ ПЕРВИЧНЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ АНАЛИТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ    
3.1. Общие положения.
3.2. Программа учебной практики по получению первичных профессиональных умений и навыков аналитической деятельности по направлению подготовки 38.04.01 «Экономика» программа «Экономика фирмы»    
3.3. Программа учебной практики по получению первичных профессиональных умений и навыков аналитической деятельности по направлению подготовки 38.04.02 «Менеджмент» программа «Экономика и управление фирмой»    
3.4. Порядок представления отчетности по учебной практике по получению первичных профессиональных умений и навыков аналитической деятельности и критерии оценки    
4. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОХОЖДЕНИЮ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ ПО ПОЛУЧЕНИЮ ПЕРВИЧНЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ    
4.1. Общие положения
4.2. Программа учебной практики по получению первичных профессиональных умений и навыков педагогической деятельности по направлению подготовки 38.04.01 «Экономика» программа «Экономика фирмы»    
4.3. Программа учебной практики по получению первичных профессиональных умений и навыков педагогической деятельности по направлению подготовки 38.04.02 «Менеджмент» программа «Экономика и управление фирмой»    
4.4. Порядок представления отчетности по учебной практике по получению первичных профессиональных умений и навыков педагогической деятельности и критерии оценки    
5. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОХОЖДЕНИЮ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ ПО ПОЛУЧЕНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УМЕНИЙ И ОПЫТА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  
5.1. Общие положения
5.2. Программа производственной практики по получению профессиональных умений и опыта педагогической деятельности по направлению подготовки» 38.04.01 «Экономика» программа «Экономика фирмы»  
5.3. Программа производственной практики по получению профессиональных умений и опыта педагогической деятельности по направлению подготовки» 38.04.02 «Менеджмент» программа «Экономика и управление фирмой»    
5.4. Порядок представления отчетности по учебной практике по получению первичных профессиональных умений и навыков педагогической деятельности и критерии оценки    
6. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОХОЖДЕНИЮ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ ПО ПОЛУЧЕНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УМЕНИЙ И ОПЫТА АНАЛИТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  
6.1. Общие положения
6.2. Программа производственной практики по получению профессиональных умений и опыта аналитической деятельности по направлению подготовки 38.04.01 «Экономика» программа «Экономика фирмы»    
6.3. Программа производственной практики по получению профессиональных умений и опыта аналитической деятельности по направлению подготовки 38.04.02 «Менеджмент» программа «Экономика и управление фирмой»    
6.4. Порядок представления отчетности по производственной практике по получению профессиональных умений и опыта аналитической деятельности и критерии оценки    
7. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОХОЖДЕНИЮ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРЕДДИПЛОМНОЙ ПРАКТИКИ  
7.1. Общие положения
7.2. Программа производственной преддипломной практики по направлению подготовки 38.04.01 «Экономика» программа «Экономика фирмы»  
7.3. Программа производственной преддипломной практики по направлению подготовки 38.04.02 «Менеджмент» программа «Экономика и управление фирмой»    
7.4. Порядок представления отчетности по производственной практике по получению профессиональных умений и опыта аналитической деятельности и критерии оценки  
8. НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА И НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ СЕМИНАР
8.1. Общие положения
8.2. Программа научно-исследовательской работы и научно-исследовательского семинара  
8.3. Порядок представления отчетности по научно-исследовательской работе и научному семинару и критерии оценки 47
9. СОСТАВЛЕНИЕ ОТЧЕТА О ПРОХОЖДЕНИИ УЧЕБНОЙ И ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИК, НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ
  Список учебных пособий и методических рекомендаций
  Приложение А. Форма титульного листа отчета студента о прохождении практики
  Приложение Б. Макет отчета о прохождении учебной практики по получению первичных профессиональных умений и навыков педагогической деятельности и производственной практики по получению профессиональных умений и опыта педагогической деятельности  
  Приложение В. Форма отзыва руководителя от предприятия.





ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПО ПРАКТИКЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ В МАГИСТРАТУРЕ

Виды и типы практик

В соответствии с ФГОС ВО практика является обязательным элементом основной образовательной программы обучения в магистратуре и представляет собой вид учебной работы, направленной на развитие практических навыков и умений, а также формирование компетенций обучающихся в процессе выполнения определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью.

Учебным планом Воронежского госуниверситета по направлениям 38.04.01 «Экономика» программа «Экономика фирмы» и 38.04.02 «Менеджмент» программа «Экономика и управление фирмой» предусмотрены следующие виды практик: учебная, производственная (в том числе преддипломная).

Каждый из этих видов практик ориентирован на следующие виды деятельности:

- научно-исследовательская;

- аналитическая;

- педагогическая.

Таким образом, в соответствии с ФГОС по направлению 38.04.01 «Экономика» программа магистерской подготовки «Экономика фирмы» и 38.04.02 «Менеджмент» программа магистерской подготовки «Экономика и управление фирмой» учебным планом ВГУ предусмотрены следующие типы практик:

- учебная практика по получению первичных профессиональных умений и навыков научно-исследовательской деятельности;

- учебная практика по получению первичных профессиональных умений и навыков аналитической деятельности;

- учебная практика по получению первичных профессиональных умений и навыков педагогической деятельности;

- производственная практика по получению профессиональных умений и опыта педагогической деятельности;

- производственная практика по получению профессиональных умений и опыта аналитической деятельности;

- производственная преддипломная практика.

Учебная практика направлена на получение первичных профессиональных умений и навыков.

Производственная практика направлена на получение профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности. Преддипломная практика проводится для выполнения выпускной квалификационной работы и является обязательной.

Прохождение практики осуществляется в соответствии с учебным планом и утвержденной программой практики и завершается составлением отчета о практике и его защитой. Защита отчета проходит в форме устной презентации итогов практики руководителю практики от кафедры.

Общее методическое руководство практикой осуществляет кафедра экономики и управления организациями. Непосредственное руководство возлагается на научных руководителей магистрантов.

Руководителем учебной и производственной практик является научный руководитель научно-исследовательской работы обучающегося в магистратуре, который назначается распоряжением декана экономического факультета.

Перед прохождением практики обучающийся в магистратуре должен встретиться с руководителем своей магистерской диссертации и получить от него индивидуальное задание.

Кроме того, для консультирования обучающихся при прохождении:

- учебной практики по получению первичных профессиональных умений и навыков аналитической деятельности и производственной практики по получению профессиональных умений и опыта аналитической деятельности от организации (базы прохождения практики) назначается руководитель практики из числа квалифицированных специалистов предприятия, организации для руководства деятельностью магистранта в рамках определенного плана;

- учебной практики по получению первичных профессиональных умений и навыков педагогической деятельности и производственной практики по получению профессиональных умений и опыта педагогической деятельности назначается преподаватель-консультант, специализирующийся в области педагогики профессионального образования.

Продолжительность и сроки прохождения практик определяются учебным планом. К практике необходимо приступить в точно установленный срок. Продолжительность рабочего дня при прохождении практики для обучающихся определяется Трудовым кодексом РФ.

Требования к базам практик

Учебная и производственная практика может проводиться как в сторонних организациях, так и на кафедрах экономического или других факультетов и в лабораториях Воронежского госуниверситета, обладающих необходимым кадровым и научно-техническим потенциалом.

Базами учебной практики по получению первичных профессиональных умений и навыков научно-исследовательской и аналитической деятельности и производственной практики по получению профессиональных умений и опыта аналитической деятельности и производственной преддипломной практики в зависимости от темы магистерской диссертации могут быть производственные предприятия и другие коммерческие организации различных организационно-правовых форм, организации финансово-банковской сферы, научно-исследовательские учреждения, государственные учреждения и структуры, кафедра экономики и управления организациями.

Базами учебной практики по получению первичных профессиональных умений и навыков педагогической деятельности и производственной практики по получению профессиональных умений и опыта педагогической деятельности могут быть общеобразовательные учебные заведения, а также учебные учреждения высшего профессионального образования, в которых ведется преподавание экономических дисциплин, связанных со специализацией магистерской программы, в рамках которой осуществляется обучение в магистратуре.

Магистранты, совмещающие обучение с трудовой деятельностью, вправе проходить практику в организациях по месту трудовой деятельности в случаях, если профессиональная деятельность, осуществляемая ими в указанных организациях, соответствует требованиям к содержанию практики.

В случае прохождения практики в сторонней организации оформляется типовой договор в двух экземплярах. Договор должен быть заверен печатью экономического факультета ВГУ и печатью организации, обеспечивающей прохождение практики.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОХОЖДЕНИЮ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ ПО ПОЛУЧЕНИЮ ПЕРВИЧНЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Общие положения

Учебная практика по получению первичных профессиональных умений и навыков научно-исследовательской деятельности является обязательным компонентом учебного процесса подготовки обучающихся в магистратуре. Она направлена, прежде всего, на освоение и развитие компетенций в области научно-исследовательской деятельности. Практика предполагает закрепление и углубление теоретических знаний, полученных студентами при обучении, приобретение и развитие навыков самостоятельной научно-исследовательской работы. Она обеспечивает преемственность и последовательность в изучении и систематизации теоретического и практического материала, связанного с объектом исследования диссертационной работы.

Целью учебной практики по получению первичных профессиональных умений и навыков научно-исследовательской деятельности по направлению подготовки 38.04.01 «Экономика»программа «Экономика фирмы» является закрепление и конкретизация теоретических знаний, полученных обучающимися в магистратуре на аудиторных занятиях, формирование компетенций в процессе выполнения определенных видов работ, выработка навыков применения полученных знаний при решении конкретных вопросов.

Основными задачами практики являются:

- анализ основных этапов научно-исследовательской деятельности (ОК-3);

- определение темы и составление программы научного исследования (конкретизируется руководителем программы подготовки магистров) (ОК-3, ПК-1);

- составление списка литературы и источников по проблеме научного исследования с обязательным включением источников и литературы на иностранном языке (конкретизируется научным руководителем) (ПК-1);

Целью учебной практики по получению первичных профессиональных умений и навыков научно-исследовательской деятельности по направлению подготовки 38.04.02 «Менеджмент» программа«Экономика и управление фирмой» является закрепление и конкретизация теоретических знаний, полученных обучающимися в магистратуре на аудиторных занятиях, формирование компетенций в процессе выполнения определенных видов работ, выработка навыков применения полученных знаний при решении конкретных вопросов.

Основными задачами практики являются:

- сбор, анализ, систематизация результатов исследований отечественных и зарубежных авторов по теме диссертационного исследования (ПК-7);

- обоснование теоретической актуальности темы исследования (ПК-9);

- подготовка тезисов доклада или научной статьи по материалам научно-исследовательской практики для опубликования (ПК-8);

- подготовка отчета по научно-исследовательской практике (ПК-8).

Программа практики предполагает обязательное выполнение каждым обучающимся заданий, сформулированных руководителем практики от кафедры в соответствии с темой исследования.

В ходе практики должны быть определены источники получения информации (первичные документы, учетные регистры, внутренняя отчетность, бухгалтерская отчетность организации и т. п.), способы обработки и обобщения данных (таблицы, графики, диаграммы, формулы расчетов и т. п.), порядок формирования данных в тексте магистерской диссертации и приложении к ней.

Работа по сбору и обработке теоретических, нормативных и методических материалов определяется содержанием первой, имеющей теоретический (теоретико-методологический) характер, части выпускной квалификационной работы (магистерской диссертации). Эта работа начинается после утверждения темы диссертационного исследования и продолжается в течение учебной практики по получению первичных профессиональных умений и навыков научно-исследовательской деятельности. В ходе практики должны быть выявлены проблемы в области теории, методики, нормативного регулирования, а в процессе практики подтверждена их актуальность.

Образец титульного листа отчета по практике приведен в приложении А.

2.2 Программа учебной практики по получению первичных профессиональных умений и навыков научно-исследовательской деятельности по направлению подготовки 38.04.01 «Экономика» программа «Экономика фирмы»

Практика включает сбор и изучение информации, выбор направления научно-исследовательской работы, составление программы научного исследования, составление списка основных источников и литературы (включая литературу на иностранном языке).

В результате прохождения учебной практики по получению первичных профессиональных умений и навыков научно-исследовательской деятельности обучающийся в магистратуре должен:

Знать:

- теоретические исследования отечественных и зарубежных авторов по теме диссертационного исследовании;

- методы сбора и анализа результатов исследований отечественных и зарубежных авторов по теме диссертационного исследования;

- различные методики проведения научных исследований.

Уметь:

- обосновывать актуальность, теоретическую и практическую значимость избранной темы научного исследования и адекватно подбирать средства и методы для решения поставленных задач в научном исследовании;

- систематизировать и критически оценивать результаты, полученные отечественными и зарубежными исследователями, выявлять перспективные направления, составлять программу исследований;

- составлять отчет о научно-исследовательской практике.

Владеть:

- навыками самостоятельной научно-исследовательской работы и использования творческого потенциала;

- навыками представления результатов проведенного исследования в виде научного отчета, статьи или доклада.

В отчете по практике обучающийся должен:

- обосновать актуальность темы диссертационного исследования;

- представить точки зрения отечественных ученых на изучаемую проблему диссертационного исследования;

- представить точки зрения зарубежных ученых на изучаемую проблему диссертационного исследования;

- систематизировать понятия в исследуемой проблеме.

2.3 Программа учебной практики по получению первичных профессиональных умений и навыков научно-исследовательской деятельности по направлению подготовки 38.04.02 «Менеджмент» программа «Экономика и управление фирмой»

Практика включает поиск литературы, систематизацию понятий, подходов к изучению научной проблемы, подготовку тезисов доклада или научной статьи, отчета об учебной научно-исследовательской деятельности.

В результате прохождения учебной практики по получению первичных профессиональных умений и навыков научно-исследовательской деятельности обучающийся в магистратуре должен:

Знать:

- теоретические исследования отечественных и зарубежных авторов по теме диссертационного исследования;

- методы сбора и анализа результатов исследований отечественных и зарубежных авторов по теме диссертационного исследования;

- различные методики проведения научных исследований в практике менеджмента.

Уметь:

- обосновывать актуальность, теоретическую и практическую значимость избранной темы научного исследования и адекватно подбирать средства и методы для решения поставленных задач в научном исследовании;

- составлять отчет о научно-исследовательской практике.

Владеть:

- навыками самостоятельной научно-исследовательской работы;

- навыками представления результатов проведенного исследования в виде научного отчета, статьи или доклада.

В отчете по практике обучающийся должен:

- обосновать актуальность темы диссертационного исследования;

- представить точки зрения отечественных ученых на изучаемую проблему диссертационного исследования;

- представить точки зрения зарубежных ученых на изучаемую проблему диссертационного исследования;

- систематизировать понятия в исследуемой проблеме.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОХОЖДЕНИЮ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ ПО ПОЛУЧЕНИЮ ПЕРВИЧНЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ АНАЛИТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Общие положения

Учебная практика по получению первичных профессиональных умений и навыков аналитической деятельности является обязательным компонентом учебного процесса подготовки обучающихся в магистратуре. Она направлена, прежде всего, на развитие навыков поиска, анализа и оценки информации для подготовки и принятия управленческих решений.

Целью учебной практики по получению первичных профессиональных умений и навыков аналитической деятельности по направлению подготовки 38.04.01 «Экономика» программа «Экономика фирмы» является закрепление и конкретизация теоретических знаний в области обобщения материалов исследования, формулирования выводов и результатов.

Основными задачами практики являются:

- сбор информации о социальных, этнических, конфессиональных и культурных особенностях среды, сложившейся в рамках организации, где проходит практика (ОПК-2);

- сбор информации об основных характеристиках организации (ПК-8);

- первичный анализ собранной информации (ПК-9).

Целью учебной практики по получению первичных профессиональных умений и навыков аналитической деятельности по направлению подготовки 38.04.02 «Менеджмент» программа «Экономика и управление фирмой» является закрепление и конкретизация теоретических знаний в области обобщения материалов исследования, формулирования выводов и результатов.

Основными задачами практики являются:

- сбор информации об основных характеристиках организации (ПК-4);

- первичный анализ собранной информации (ПК-4).

Программа практики предполагает обязательное выполнение каждым обучающимся заданий, сформулированных руководителем практики от кафедры в соответствии с темой исследования.

Образец титульного листа отчета по практике приведен в приложении А.

3.2 Программа учебной практики по получению первичных профессиональных умений и навыков аналитической деятельности по направлению подготовки 38.04.01 «Экономика» программа «Экономика фирмы»

Практика включает:

- сбор информации об организации, направлениях ее деятельности, особенностях управления, основных экономических показателях, отрасли, макроэкономических факторах, определяющих деятельность;

- первичный анализ собранной информации, написание отчета, корректировка индивидуальных задач в соответствии с темой НИР.

В результате прохождения по получению первичных профессиональных умений и навыков аналитической деятельности обучающийся в магистратуре должен:

Знать:

- теоретические основы в области обобщения материалов исследования;

- различные методики проведения научных исследований в практике менеджмента.

Уметь:

- обобщать результаты исследований по данной проблематике;

- способностью готовить аналитические материалы для оценки мероприятий в области экономической политики и принятия стратегических решений на микро- и макроуровне;

- анализировать и использовать различные источники информации для проведения экономических расчетов.

Владеть:

- навыками применения количественных и качественных методов анализа и синтеза при проведении диссертационного исследования;

- навыками формулирования выводов и результатов.

В отчете по практике обучающийся должен:

- выявить и представить особенности управления в исследуемой организации;

- проанализировать основные макроэкономические факторы, определяющие деятельность исследуемой организации;

- проанализировать основные внутренние факторы, определяющие деятельность исследуемой организации;

- проанализировать экономические показатели деятельности исследуемой организации.

3.3 Программа учебной практики по получению первичных профессиональных умений и навыков аналитической деятельности по направлению подготовки 38.04.02 «Менеджмент» программа «Экономика и управление фирмой»

Практика включает:

- сбор информации об организации, направлениях ее деятельности, особенностях управления, основных экономических показателях, отрасли, макроэкономических факторах, определяющих деятельность;

- первичный анализ собранной информации, написание отчета, корректировка индивидуальных задач в соответствии с темой НИР.

В результате прохождения по получению первичных профессиональных умений и навыков аналитической деятельности обучающийся должен:

Знать:

- теоретические основы в области обобщения материалов исследования;

- различные методики проведения научных исследований в практике менеджмента.

Уметь:

- обобщать результаты исследований по данной проблематике;

- выявлять ключевые факторы и их взаимосвязи.

Владеть:

- навыками применения количественных и качественных методов анализа и синтеза при проведении диссертационного исследования;

- навыками формулирования выводов и результатов.

В отчете по практике обучающийся должен:

- выявить и представить особенности управления в исследуемой организации;

- проанализировать основные макроэкономические факторы, определяющие деятельность исследуемой организации;

- проанализировать основные внутренние факторы, определяющие деятельность исследуемой организации;

- проанализировать экономические показатели деятельности исследуемой организации.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОХОЖДЕНИЮ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ ПО ПОЛУЧЕНИЮ ПЕРВИЧНЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Общие положения

Учебная практика по получению первичных профессиональных умений и навыков педагогической деятельности является составной частью учебного процесса обучающихся в магистратуре и выполняет функции общепрофессиональной подготовки в части развития компетенций обучающихся, связанных с педагогической деятельностью: способностью разрабатывать учебные программы и методическое обеспечение управленческих дисциплин.

Учебная практика выявляет уровень научной подготовки обучающегося в магистратуре по всем важнейшим направлениям профессиональной специализации и является связующим звеном между теоретической подготовкой к профессиональной деятельности и формированием практического опыта её осуществления. Для развития компетенций, предусмотренных образовательным стандартом, педагогическая практика предполагает разработку учебно-методического материала каждым обучающимся в магистратуре.

Целью учебной практики по получению первичных профессиональных умений и навыков педагогической деятельности по направлению подготовки 38.04.01 «Экономика» программа «Экономика фирмы» является приобретение практических навыков самостоятельной научно-методической и педагогической работы, выработка умений применять полученные знания в процессе преподавания, а также приобретение навыков использования компетенций в учебной (научно-исследовательской), учебной (аналитической) и производственной (аналитической) практиках в учебном процессе.

Основными задачами практики являются:

- подбор материалов для проведения занятий (подбор литературы, подготовка теоретического материала, практических заданий, тестов, кейсов и т.п.) (ПК-14);

- разработка планов лекций, практических занятий по учебной дисциплине (совместно с научным руководителем) (ПК-14).

Целью учебной практики по получению первичных профессиональных умений и навыков педагогической деятельности по направлению подготовки 38.04.02 «Менеджмент» программа «Экономика и управление фирмой» является приобретение практических навыков самостоятельной научно-методической и педагогической работы, выработка умений применять полученные знания в процессе преподавания, а также приобретение навыков использования компетенций в учебной (научно-исследовательской), учебной (аналитической) и производственной (аналитической) практиках в учебном процессе.

Основными задачами практики являются:

- подбор материалов для проведения занятий (подбор литературы, подготовка теоретического материала, практических заданий, тестов, кейсов и т.п.) (ПК-11);

- разработка планов лекций, практических занятий по учебной дисциплине (совместно с научным руководителем) (ПК-11).

Совместно с научным руководителем обучающийся определяет дисциплину для подготовки к аудиторным занятиям или иные виды педагогической нагрузки (для проведения занятий со студентами очной, очно-заочной или заочной формы обучения) и темы, по которым он должен разработать и согласовать с руководителем методическое обеспечение, включающее обоснование актуальности темы занятия, ее связь с предыдущими темами курса, основные теоретические положения темы, перечень вопросов, рассматриваемых на практических занятиях, методические указания к изучению каждого вопроса темы, перечень контрольных вопросов для студентов, задачи, тесты, кейсы и т. п., относящиеся к изучаемым вопросам. Кроме того, должен быть представлен список рекомендуемой (основной и дополнительной) литературы к каждому разделу темы (в соответствии с ГОСТом) с указанием страниц, непосредственно относящихся к изучаемому разделу.

Педагогическая практика может проходить в следующих формах:

- участие обучающегося в подготовке лекций и проведении практических занятий по теме, определенной руководителем практики и соответствующей направлению научных интересов магистранта;

- разработка инновационных методов проведения занятий со студентами в активных и интерактивных формах;

- подготовка деловых игр, кейсов и материалов для практических работ, составление контрольных задач и тестов по заданию руководителя практики;

- другие формы работ, определенные руководителем практики.

Итоги практики оформляются в отчете. Образец титульного листа отчета по практике приведен в приложении А.

4.2. Программа учебной практики по получению первичных профессиональных умений и навыков педагогической деятельности по направлению подготовки 38.04.01 «Экономика» программа «Экономика фирмы»

Практика включает подготовку материалов к проведению занятий, включая подбор литературы, подготовку теоретического материала, практических занятий, тестов, кейсов и т.п., посещение занятий по педагогике высшей школы.

В результате прохождения учебной практики по получению первичных профессиональных умений и навыков педагогической деятельности обучающийся должен:

Знать:

- нормативно-правовую базу, регулирующую деятельность в сфере высшего профессионального образования, а так же требования, предъявляемые к преподавателю ВУЗа в современных условиях;

- методологические принципы и методические приемы научной деятельности.

Уметь:

- осуществлять методическую работу по проектированию и организации учебного процесса, в т.ч. разрабатывать учебные планы, программы и соответствующее методическое обеспечение для преподавания экономических дисциплин в высших учебных заведениях;

- разрабатывать планы лекций, практических занятий по учебной дисциплине (совместно с научным руководителем).

Владеть:

- навыками самостоятельной педагогической работы;

- приемами разработки учебно-методического обеспечения практического и лекционного занятия по выбранной теме.

В отчете по практике обучающийся должен:

- представить тему лекции по теме, приближенной к теме диссертационного исследования, и разработанный план лекции;

- представить тему практического занятия по теме, приближенной к теме диссертационного исследования, и разработанный план практического занятия;

- разработать и представить лекционный материал и раздаточный материал к лекции;

- разработать перечень контрольных вопросов для обучающихся, задачи, кейс и тесты;

- представить список рекомендуемой (основной и дополнительной) литературы к каждому разделу темы (в соответствии с ГОСТом) с указанием страниц, непосредственно относящихся к изучаемому разделу.

4.3. Программа учебной практики по получению первичных профессиональных умений и навыков педагогической деятельности по направлению подготовки 38.04.02 «Менеджмент» программа «Экономика и управление фирмой»

Практика включает подготовку материалов к проведению занятий, включая подбор литературы, подготовка теоретического материала, практических занятий, тестов, кейсов и т.п., посещение занятий по педагогике высшей школы.

В результате прохождения учебной практики по получению первичных профессиональных умений и навыков педагогической деятельности обучающийся должен:

Знать:

- нормативно-правовую базу, регулирующую деятельность в сфере высшего профессионального образования, а так же требования, предъявляемые к преподавателю ВУЗа в современных условиях;

- методологические принципы и методические приемы научной деятельности.

Уметь:

- осуществлять методическую работу по проектированию и организации учебного процесса, в т.ч. разрабатывать учебные планы, программы и соответствующее методическое обеспечение для преподавания экономических дисциплин в высших учебных заведениях;

- разрабатывать планы лекций, практических занятий по учебной дисциплине (совместно с научным руководителем).

Владеть:

- навыками самостоятельной педагогической работы;

- приемами разработки учебно-методического обеспечения практического и лекционного занятия по выбранной теме.

В отчете по практике обучающийся должен:

- представить тему лекции по теме, приближенной к теме диссертационного исследования, и разработанный план лекции;

- представить тему практического занятия по теме, приближенной к теме диссертационного исследования, и разработанный план прак

Наши рекомендации