По прохождению учебной и производственной практик
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
По прохождению учебной и производственной практик,
ВЫПОЛНЕНИю НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ
для обучающихся по направлениям подготовки
38.04.01 «Экономика» программа магистерской подготовки
«Экономика фирмы»,
38.04.02 «Менеджмент» программа магистерской подготовки
«Экономика и управление фирмой»
Составители:
Г.В. Меняйло,
Е.М. Исаева,
А.Н. Скорнякова
Воронеж
Утверждено научно-методическим советом экономического факультета 16 июня 2016 г., протокол № 6
Рецензент: к.э.н., доцент С.М. Сотников
Подготовлено на кафедре экономики и управления организациями экономического факультета Воронежского государственного университета.
Рекомендовано обучающимся в магистратуре всех форм обучения экономического факультета
Для направлений: 38.04.01 «Экономика» программа магистерской
подготовки «Экономика фирмы»,
38.04.02 «Менеджмент» программа магистерской
подготовки «Экономика и управление фирмой»
СОДЕРЖАНИЕ
1. | ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПО ПРАКТИКЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ В МАГИСТРАТУРЕ | |
1.1. | Виды и типы практик | |
1.2. | Требования к базам практик. | |
1.3. | Методические указания для руководителей практик и обучающихся | |
2. | МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОХОЖДЕНИЮ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ ПО ПОЛУЧЕНИЮ ПЕРВИЧНЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ | |
2.1. | Общие положения | |
2.2. | Программа учебной практики по получению первичных профессиональных умений и навыков научно-исследовательской деятельности по направлению подготовки 38.04.01 «Экономика» программа «Экономика фирмы» | |
2.3. | Программа учебной практики по получению первичных профессиональных умений и навыков научно-исследовательской деятельности по направлению подготовки 38.04.02 «Менеджмент» программа «Экономика и управление фирмой» | |
2.4. | Порядок представления отчетности по учебной практике по получению первичных профессиональных умений и навыков научно-исследовательской деятельности и критерии оценки | |
3. | МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОХОЖДЕНИЮ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ ПО ПОЛУЧЕНИЮ ПЕРВИЧНЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ АНАЛИТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ | |
3.1. | Общие положения. | |
3.2. | Программа учебной практики по получению первичных профессиональных умений и навыков аналитической деятельности по направлению подготовки 38.04.01 «Экономика» программа «Экономика фирмы» | |
3.3. | Программа учебной практики по получению первичных профессиональных умений и навыков аналитической деятельности по направлению подготовки 38.04.02 «Менеджмент» программа «Экономика и управление фирмой» | |
3.4. | Порядок представления отчетности по учебной практике по получению первичных профессиональных умений и навыков аналитической деятельности и критерии оценки | |
4. | МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОХОЖДЕНИЮ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ ПО ПОЛУЧЕНИЮ ПЕРВИЧНЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ | |
4.1. | Общие положения | |
4.2. | Программа учебной практики по получению первичных профессиональных умений и навыков педагогической деятельности по направлению подготовки 38.04.01 «Экономика» программа «Экономика фирмы» | |
4.3. | Программа учебной практики по получению первичных профессиональных умений и навыков педагогической деятельности по направлению подготовки 38.04.02 «Менеджмент» программа «Экономика и управление фирмой» | |
4.4. | Порядок представления отчетности по учебной практике по получению первичных профессиональных умений и навыков педагогической деятельности и критерии оценки | |
5. | МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОХОЖДЕНИЮ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ ПО ПОЛУЧЕНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УМЕНИЙ И ОПЫТА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ | |
5.1. | Общие положения | |
5.2. | Программа производственной практики по получению профессиональных умений и опыта педагогической деятельности по направлению подготовки» 38.04.01 «Экономика» программа «Экономика фирмы» | |
5.3. | Программа производственной практики по получению профессиональных умений и опыта педагогической деятельности по направлению подготовки» 38.04.02 «Менеджмент» программа «Экономика и управление фирмой» | |
5.4. | Порядок представления отчетности по учебной практике по получению первичных профессиональных умений и навыков педагогической деятельности и критерии оценки | |
6. | МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОХОЖДЕНИЮ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ ПО ПОЛУЧЕНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УМЕНИЙ И ОПЫТА АНАЛИТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ | |
6.1. | Общие положения | |
6.2. | Программа производственной практики по получению профессиональных умений и опыта аналитической деятельности по направлению подготовки 38.04.01 «Экономика» программа «Экономика фирмы» | |
6.3. | Программа производственной практики по получению профессиональных умений и опыта аналитической деятельности по направлению подготовки 38.04.02 «Менеджмент» программа «Экономика и управление фирмой» | |
6.4. | Порядок представления отчетности по производственной практике по получению профессиональных умений и опыта аналитической деятельности и критерии оценки | |
7. | МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОХОЖДЕНИЮ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРЕДДИПЛОМНОЙ ПРАКТИКИ | |
7.1. | Общие положения | |
7.2. | Программа производственной преддипломной практики по направлению подготовки 38.04.01 «Экономика» программа «Экономика фирмы» | |
7.3. | Программа производственной преддипломной практики по направлению подготовки 38.04.02 «Менеджмент» программа «Экономика и управление фирмой» | |
7.4. | Порядок представления отчетности по производственной практике по получению профессиональных умений и опыта аналитической деятельности и критерии оценки | |
8. | НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА И НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ СЕМИНАР | |
8.1. | Общие положения | |
8.2. | Программа научно-исследовательской работы и научно-исследовательского семинара | |
8.3. | Порядок представления отчетности по научно-исследовательской работе и научному семинару и критерии оценки | 47 |
9. | СОСТАВЛЕНИЕ ОТЧЕТА О ПРОХОЖДЕНИИ УЧЕБНОЙ И ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИК, НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ | |
Список учебных пособий и методических рекомендаций | ||
Приложение А. Форма титульного листа отчета студента о прохождении практики | ||
Приложение Б. Макет отчета о прохождении учебной практики по получению первичных профессиональных умений и навыков педагогической деятельности и производственной практики по получению профессиональных умений и опыта педагогической деятельности | ||
Приложение В. Форма отзыва руководителя от предприятия. |
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПО ПРАКТИКЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ В МАГИСТРАТУРЕ
Виды и типы практик
В соответствии с ФГОС ВО практика является обязательным элементом основной образовательной программы обучения в магистратуре и представляет собой вид учебной работы, направленной на развитие практических навыков и умений, а также формирование компетенций обучающихся в процессе выполнения определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью.
Учебным планом Воронежского госуниверситета по направлениям 38.04.01 «Экономика» программа «Экономика фирмы» и 38.04.02 «Менеджмент» программа «Экономика и управление фирмой» предусмотрены следующие виды практик: учебная, производственная (в том числе преддипломная).
Каждый из этих видов практик ориентирован на следующие виды деятельности:
- научно-исследовательская;
- аналитическая;
- педагогическая.
Таким образом, в соответствии с ФГОС по направлению 38.04.01 «Экономика» программа магистерской подготовки «Экономика фирмы» и 38.04.02 «Менеджмент» программа магистерской подготовки «Экономика и управление фирмой» учебным планом ВГУ предусмотрены следующие типы практик:
- учебная практика по получению первичных профессиональных умений и навыков научно-исследовательской деятельности;
- учебная практика по получению первичных профессиональных умений и навыков аналитической деятельности;
- учебная практика по получению первичных профессиональных умений и навыков педагогической деятельности;
- производственная практика по получению профессиональных умений и опыта педагогической деятельности;
- производственная практика по получению профессиональных умений и опыта аналитической деятельности;
- производственная преддипломная практика.
Учебная практика направлена на получение первичных профессиональных умений и навыков.
Производственная практика направлена на получение профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности. Преддипломная практика проводится для выполнения выпускной квалификационной работы и является обязательной.
Прохождение практики осуществляется в соответствии с учебным планом и утвержденной программой практики и завершается составлением отчета о практике и его защитой. Защита отчета проходит в форме устной презентации итогов практики руководителю практики от кафедры.
Общее методическое руководство практикой осуществляет кафедра экономики и управления организациями. Непосредственное руководство возлагается на научных руководителей магистрантов.
Руководителем учебной и производственной практик является научный руководитель научно-исследовательской работы обучающегося в магистратуре, который назначается распоряжением декана экономического факультета.
Перед прохождением практики обучающийся в магистратуре должен встретиться с руководителем своей магистерской диссертации и получить от него индивидуальное задание.
Кроме того, для консультирования обучающихся при прохождении:
- учебной практики по получению первичных профессиональных умений и навыков аналитической деятельности и производственной практики по получению профессиональных умений и опыта аналитической деятельности от организации (базы прохождения практики) назначается руководитель практики из числа квалифицированных специалистов предприятия, организации для руководства деятельностью магистранта в рамках определенного плана;
- учебной практики по получению первичных профессиональных умений и навыков педагогической деятельности и производственной практики по получению профессиональных умений и опыта педагогической деятельности назначается преподаватель-консультант, специализирующийся в области педагогики профессионального образования.
Продолжительность и сроки прохождения практик определяются учебным планом. К практике необходимо приступить в точно установленный срок. Продолжительность рабочего дня при прохождении практики для обучающихся определяется Трудовым кодексом РФ.
Требования к базам практик
Учебная и производственная практика может проводиться как в сторонних организациях, так и на кафедрах экономического или других факультетов и в лабораториях Воронежского госуниверситета, обладающих необходимым кадровым и научно-техническим потенциалом.
Базами учебной практики по получению первичных профессиональных умений и навыков научно-исследовательской и аналитической деятельности и производственной практики по получению профессиональных умений и опыта аналитической деятельности и производственной преддипломной практики в зависимости от темы магистерской диссертации могут быть производственные предприятия и другие коммерческие организации различных организационно-правовых форм, организации финансово-банковской сферы, научно-исследовательские учреждения, государственные учреждения и структуры, кафедра экономики и управления организациями.
Базами учебной практики по получению первичных профессиональных умений и навыков педагогической деятельности и производственной практики по получению профессиональных умений и опыта педагогической деятельности могут быть общеобразовательные учебные заведения, а также учебные учреждения высшего профессионального образования, в которых ведется преподавание экономических дисциплин, связанных со специализацией магистерской программы, в рамках которой осуществляется обучение в магистратуре.
Магистранты, совмещающие обучение с трудовой деятельностью, вправе проходить практику в организациях по месту трудовой деятельности в случаях, если профессиональная деятельность, осуществляемая ими в указанных организациях, соответствует требованиям к содержанию практики.
В случае прохождения практики в сторонней организации оформляется типовой договор в двух экземплярах. Договор должен быть заверен печатью экономического факультета ВГУ и печатью организации, обеспечивающей прохождение практики.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОХОЖДЕНИЮ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ ПО ПОЛУЧЕНИЮ ПЕРВИЧНЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Общие положения
Учебная практика по получению первичных профессиональных умений и навыков научно-исследовательской деятельности является обязательным компонентом учебного процесса подготовки обучающихся в магистратуре. Она направлена, прежде всего, на освоение и развитие компетенций в области научно-исследовательской деятельности. Практика предполагает закрепление и углубление теоретических знаний, полученных студентами при обучении, приобретение и развитие навыков самостоятельной научно-исследовательской работы. Она обеспечивает преемственность и последовательность в изучении и систематизации теоретического и практического материала, связанного с объектом исследования диссертационной работы.
Целью учебной практики по получению первичных профессиональных умений и навыков научно-исследовательской деятельности по направлению подготовки 38.04.01 «Экономика»программа «Экономика фирмы» является закрепление и конкретизация теоретических знаний, полученных обучающимися в магистратуре на аудиторных занятиях, формирование компетенций в процессе выполнения определенных видов работ, выработка навыков применения полученных знаний при решении конкретных вопросов.
Основными задачами практики являются:
- анализ основных этапов научно-исследовательской деятельности (ОК-3);
- определение темы и составление программы научного исследования (конкретизируется руководителем программы подготовки магистров) (ОК-3, ПК-1);
- составление списка литературы и источников по проблеме научного исследования с обязательным включением источников и литературы на иностранном языке (конкретизируется научным руководителем) (ПК-1);
Целью учебной практики по получению первичных профессиональных умений и навыков научно-исследовательской деятельности по направлению подготовки 38.04.02 «Менеджмент» программа«Экономика и управление фирмой» является закрепление и конкретизация теоретических знаний, полученных обучающимися в магистратуре на аудиторных занятиях, формирование компетенций в процессе выполнения определенных видов работ, выработка навыков применения полученных знаний при решении конкретных вопросов.
Основными задачами практики являются:
- сбор, анализ, систематизация результатов исследований отечественных и зарубежных авторов по теме диссертационного исследования (ПК-7);
- обоснование теоретической актуальности темы исследования (ПК-9);
- подготовка тезисов доклада или научной статьи по материалам научно-исследовательской практики для опубликования (ПК-8);
- подготовка отчета по научно-исследовательской практике (ПК-8).
Программа практики предполагает обязательное выполнение каждым обучающимся заданий, сформулированных руководителем практики от кафедры в соответствии с темой исследования.
В ходе практики должны быть определены источники получения информации (первичные документы, учетные регистры, внутренняя отчетность, бухгалтерская отчетность организации и т. п.), способы обработки и обобщения данных (таблицы, графики, диаграммы, формулы расчетов и т. п.), порядок формирования данных в тексте магистерской диссертации и приложении к ней.
Работа по сбору и обработке теоретических, нормативных и методических материалов определяется содержанием первой, имеющей теоретический (теоретико-методологический) характер, части выпускной квалификационной работы (магистерской диссертации). Эта работа начинается после утверждения темы диссертационного исследования и продолжается в течение учебной практики по получению первичных профессиональных умений и навыков научно-исследовательской деятельности. В ходе практики должны быть выявлены проблемы в области теории, методики, нормативного регулирования, а в процессе практики подтверждена их актуальность.
Образец титульного листа отчета по практике приведен в приложении А.
2.2 Программа учебной практики по получению первичных профессиональных умений и навыков научно-исследовательской деятельности по направлению подготовки 38.04.01 «Экономика» программа «Экономика фирмы»
Практика включает сбор и изучение информации, выбор направления научно-исследовательской работы, составление программы научного исследования, составление списка основных источников и литературы (включая литературу на иностранном языке).
В результате прохождения учебной практики по получению первичных профессиональных умений и навыков научно-исследовательской деятельности обучающийся в магистратуре должен:
Знать:
- теоретические исследования отечественных и зарубежных авторов по теме диссертационного исследовании;
- методы сбора и анализа результатов исследований отечественных и зарубежных авторов по теме диссертационного исследования;
- различные методики проведения научных исследований.
Уметь:
- обосновывать актуальность, теоретическую и практическую значимость избранной темы научного исследования и адекватно подбирать средства и методы для решения поставленных задач в научном исследовании;
- систематизировать и критически оценивать результаты, полученные отечественными и зарубежными исследователями, выявлять перспективные направления, составлять программу исследований;
- составлять отчет о научно-исследовательской практике.
Владеть:
- навыками самостоятельной научно-исследовательской работы и использования творческого потенциала;
- навыками представления результатов проведенного исследования в виде научного отчета, статьи или доклада.
В отчете по практике обучающийся должен:
- обосновать актуальность темы диссертационного исследования;
- представить точки зрения отечественных ученых на изучаемую проблему диссертационного исследования;
- представить точки зрения зарубежных ученых на изучаемую проблему диссертационного исследования;
- систематизировать понятия в исследуемой проблеме.
2.3 Программа учебной практики по получению первичных профессиональных умений и навыков научно-исследовательской деятельности по направлению подготовки 38.04.02 «Менеджмент» программа «Экономика и управление фирмой»
Практика включает поиск литературы, систематизацию понятий, подходов к изучению научной проблемы, подготовку тезисов доклада или научной статьи, отчета об учебной научно-исследовательской деятельности.
В результате прохождения учебной практики по получению первичных профессиональных умений и навыков научно-исследовательской деятельности обучающийся в магистратуре должен:
Знать:
- теоретические исследования отечественных и зарубежных авторов по теме диссертационного исследования;
- методы сбора и анализа результатов исследований отечественных и зарубежных авторов по теме диссертационного исследования;
- различные методики проведения научных исследований в практике менеджмента.
Уметь:
- обосновывать актуальность, теоретическую и практическую значимость избранной темы научного исследования и адекватно подбирать средства и методы для решения поставленных задач в научном исследовании;
- составлять отчет о научно-исследовательской практике.
Владеть:
- навыками самостоятельной научно-исследовательской работы;
- навыками представления результатов проведенного исследования в виде научного отчета, статьи или доклада.
В отчете по практике обучающийся должен:
- обосновать актуальность темы диссертационного исследования;
- представить точки зрения отечественных ученых на изучаемую проблему диссертационного исследования;
- представить точки зрения зарубежных ученых на изучаемую проблему диссертационного исследования;
- систематизировать понятия в исследуемой проблеме.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОХОЖДЕНИЮ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ ПО ПОЛУЧЕНИЮ ПЕРВИЧНЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ АНАЛИТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Общие положения
Учебная практика по получению первичных профессиональных умений и навыков аналитической деятельности является обязательным компонентом учебного процесса подготовки обучающихся в магистратуре. Она направлена, прежде всего, на развитие навыков поиска, анализа и оценки информации для подготовки и принятия управленческих решений.
Целью учебной практики по получению первичных профессиональных умений и навыков аналитической деятельности по направлению подготовки 38.04.01 «Экономика» программа «Экономика фирмы» является закрепление и конкретизация теоретических знаний в области обобщения материалов исследования, формулирования выводов и результатов.
Основными задачами практики являются:
- сбор информации о социальных, этнических, конфессиональных и культурных особенностях среды, сложившейся в рамках организации, где проходит практика (ОПК-2);
- сбор информации об основных характеристиках организации (ПК-8);
- первичный анализ собранной информации (ПК-9).
Целью учебной практики по получению первичных профессиональных умений и навыков аналитической деятельности по направлению подготовки 38.04.02 «Менеджмент» программа «Экономика и управление фирмой» является закрепление и конкретизация теоретических знаний в области обобщения материалов исследования, формулирования выводов и результатов.
Основными задачами практики являются:
- сбор информации об основных характеристиках организации (ПК-4);
- первичный анализ собранной информации (ПК-4).
Программа практики предполагает обязательное выполнение каждым обучающимся заданий, сформулированных руководителем практики от кафедры в соответствии с темой исследования.
Образец титульного листа отчета по практике приведен в приложении А.
3.2 Программа учебной практики по получению первичных профессиональных умений и навыков аналитической деятельности по направлению подготовки 38.04.01 «Экономика» программа «Экономика фирмы»
Практика включает:
- сбор информации об организации, направлениях ее деятельности, особенностях управления, основных экономических показателях, отрасли, макроэкономических факторах, определяющих деятельность;
- первичный анализ собранной информации, написание отчета, корректировка индивидуальных задач в соответствии с темой НИР.
В результате прохождения по получению первичных профессиональных умений и навыков аналитической деятельности обучающийся в магистратуре должен:
Знать:
- теоретические основы в области обобщения материалов исследования;
- различные методики проведения научных исследований в практике менеджмента.
Уметь:
- обобщать результаты исследований по данной проблематике;
- способностью готовить аналитические материалы для оценки мероприятий в области экономической политики и принятия стратегических решений на микро- и макроуровне;
- анализировать и использовать различные источники информации для проведения экономических расчетов.
Владеть:
- навыками применения количественных и качественных методов анализа и синтеза при проведении диссертационного исследования;
- навыками формулирования выводов и результатов.
В отчете по практике обучающийся должен:
- выявить и представить особенности управления в исследуемой организации;
- проанализировать основные макроэкономические факторы, определяющие деятельность исследуемой организации;
- проанализировать основные внутренние факторы, определяющие деятельность исследуемой организации;
- проанализировать экономические показатели деятельности исследуемой организации.
3.3 Программа учебной практики по получению первичных профессиональных умений и навыков аналитической деятельности по направлению подготовки 38.04.02 «Менеджмент» программа «Экономика и управление фирмой»
Практика включает:
- сбор информации об организации, направлениях ее деятельности, особенностях управления, основных экономических показателях, отрасли, макроэкономических факторах, определяющих деятельность;
- первичный анализ собранной информации, написание отчета, корректировка индивидуальных задач в соответствии с темой НИР.
В результате прохождения по получению первичных профессиональных умений и навыков аналитической деятельности обучающийся должен:
Знать:
- теоретические основы в области обобщения материалов исследования;
- различные методики проведения научных исследований в практике менеджмента.
Уметь:
- обобщать результаты исследований по данной проблематике;
- выявлять ключевые факторы и их взаимосвязи.
Владеть:
- навыками применения количественных и качественных методов анализа и синтеза при проведении диссертационного исследования;
- навыками формулирования выводов и результатов.
В отчете по практике обучающийся должен:
- выявить и представить особенности управления в исследуемой организации;
- проанализировать основные макроэкономические факторы, определяющие деятельность исследуемой организации;
- проанализировать основные внутренние факторы, определяющие деятельность исследуемой организации;
- проанализировать экономические показатели деятельности исследуемой организации.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОХОЖДЕНИЮ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ ПО ПОЛУЧЕНИЮ ПЕРВИЧНЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Общие положения
Учебная практика по получению первичных профессиональных умений и навыков педагогической деятельности является составной частью учебного процесса обучающихся в магистратуре и выполняет функции общепрофессиональной подготовки в части развития компетенций обучающихся, связанных с педагогической деятельностью: способностью разрабатывать учебные программы и методическое обеспечение управленческих дисциплин.
Учебная практика выявляет уровень научной подготовки обучающегося в магистратуре по всем важнейшим направлениям профессиональной специализации и является связующим звеном между теоретической подготовкой к профессиональной деятельности и формированием практического опыта её осуществления. Для развития компетенций, предусмотренных образовательным стандартом, педагогическая практика предполагает разработку учебно-методического материала каждым обучающимся в магистратуре.
Целью учебной практики по получению первичных профессиональных умений и навыков педагогической деятельности по направлению подготовки 38.04.01 «Экономика» программа «Экономика фирмы» является приобретение практических навыков самостоятельной научно-методической и педагогической работы, выработка умений применять полученные знания в процессе преподавания, а также приобретение навыков использования компетенций в учебной (научно-исследовательской), учебной (аналитической) и производственной (аналитической) практиках в учебном процессе.
Основными задачами практики являются:
- подбор материалов для проведения занятий (подбор литературы, подготовка теоретического материала, практических заданий, тестов, кейсов и т.п.) (ПК-14);
- разработка планов лекций, практических занятий по учебной дисциплине (совместно с научным руководителем) (ПК-14).
Целью учебной практики по получению первичных профессиональных умений и навыков педагогической деятельности по направлению подготовки 38.04.02 «Менеджмент» программа «Экономика и управление фирмой» является приобретение практических навыков самостоятельной научно-методической и педагогической работы, выработка умений применять полученные знания в процессе преподавания, а также приобретение навыков использования компетенций в учебной (научно-исследовательской), учебной (аналитической) и производственной (аналитической) практиках в учебном процессе.
Основными задачами практики являются:
- подбор материалов для проведения занятий (подбор литературы, подготовка теоретического материала, практических заданий, тестов, кейсов и т.п.) (ПК-11);
- разработка планов лекций, практических занятий по учебной дисциплине (совместно с научным руководителем) (ПК-11).
Совместно с научным руководителем обучающийся определяет дисциплину для подготовки к аудиторным занятиям или иные виды педагогической нагрузки (для проведения занятий со студентами очной, очно-заочной или заочной формы обучения) и темы, по которым он должен разработать и согласовать с руководителем методическое обеспечение, включающее обоснование актуальности темы занятия, ее связь с предыдущими темами курса, основные теоретические положения темы, перечень вопросов, рассматриваемых на практических занятиях, методические указания к изучению каждого вопроса темы, перечень контрольных вопросов для студентов, задачи, тесты, кейсы и т. п., относящиеся к изучаемым вопросам. Кроме того, должен быть представлен список рекомендуемой (основной и дополнительной) литературы к каждому разделу темы (в соответствии с ГОСТом) с указанием страниц, непосредственно относящихся к изучаемому разделу.
Педагогическая практика может проходить в следующих формах:
- участие обучающегося в подготовке лекций и проведении практических занятий по теме, определенной руководителем практики и соответствующей направлению научных интересов магистранта;
- разработка инновационных методов проведения занятий со студентами в активных и интерактивных формах;
- подготовка деловых игр, кейсов и материалов для практических работ, составление контрольных задач и тестов по заданию руководителя практики;
- другие формы работ, определенные руководителем практики.
Итоги практики оформляются в отчете. Образец титульного листа отчета по практике приведен в приложении А.
4.2. Программа учебной практики по получению первичных профессиональных умений и навыков педагогической деятельности по направлению подготовки 38.04.01 «Экономика» программа «Экономика фирмы»
Практика включает подготовку материалов к проведению занятий, включая подбор литературы, подготовку теоретического материала, практических занятий, тестов, кейсов и т.п., посещение занятий по педагогике высшей школы.
В результате прохождения учебной практики по получению первичных профессиональных умений и навыков педагогической деятельности обучающийся должен:
Знать:
- нормативно-правовую базу, регулирующую деятельность в сфере высшего профессионального образования, а так же требования, предъявляемые к преподавателю ВУЗа в современных условиях;
- методологические принципы и методические приемы научной деятельности.
Уметь:
- осуществлять методическую работу по проектированию и организации учебного процесса, в т.ч. разрабатывать учебные планы, программы и соответствующее методическое обеспечение для преподавания экономических дисциплин в высших учебных заведениях;
- разрабатывать планы лекций, практических занятий по учебной дисциплине (совместно с научным руководителем).
Владеть:
- навыками самостоятельной педагогической работы;
- приемами разработки учебно-методического обеспечения практического и лекционного занятия по выбранной теме.
В отчете по практике обучающийся должен:
- представить тему лекции по теме, приближенной к теме диссертационного исследования, и разработанный план лекции;
- представить тему практического занятия по теме, приближенной к теме диссертационного исследования, и разработанный план практического занятия;
- разработать и представить лекционный материал и раздаточный материал к лекции;
- разработать перечень контрольных вопросов для обучающихся, задачи, кейс и тесты;
- представить список рекомендуемой (основной и дополнительной) литературы к каждому разделу темы (в соответствии с ГОСТом) с указанием страниц, непосредственно относящихся к изучаемому разделу.
4.3. Программа учебной практики по получению первичных профессиональных умений и навыков педагогической деятельности по направлению подготовки 38.04.02 «Менеджмент» программа «Экономика и управление фирмой»
Практика включает подготовку материалов к проведению занятий, включая подбор литературы, подготовка теоретического материала, практических занятий, тестов, кейсов и т.п., посещение занятий по педагогике высшей школы.
В результате прохождения учебной практики по получению первичных профессиональных умений и навыков педагогической деятельности обучающийся должен:
Знать:
- нормативно-правовую базу, регулирующую деятельность в сфере высшего профессионального образования, а так же требования, предъявляемые к преподавателю ВУЗа в современных условиях;
- методологические принципы и методические приемы научной деятельности.
Уметь:
- осуществлять методическую работу по проектированию и организации учебного процесса, в т.ч. разрабатывать учебные планы, программы и соответствующее методическое обеспечение для преподавания экономических дисциплин в высших учебных заведениях;
- разрабатывать планы лекций, практических занятий по учебной дисциплине (совместно с научным руководителем).
Владеть:
- навыками самостоятельной педагогической работы;
- приемами разработки учебно-методического обеспечения практического и лекционного занятия по выбранной теме.
В отчете по практике обучающийся должен:
- представить тему лекции по теме, приближенной к теме диссертационного исследования, и разработанный план лекции;
- представить тему практического занятия по теме, приближенной к теме диссертационного исследования, и разработанный план прак