Типы и формы конкурентной борьбы
Конкуренция и монополизм – это не две разные взаимоотрицающие экономические силы, а две стороны одного и того же рыночного взаимодействия. Без вмешательства государственных структур и конкуренция, и монополии могут превратиться в разрушительную силу для экономики.
Сущность конкуренции проявляется прежде всего в ее следующих функциях, которые выделяются в экономической литературе:
– обеспечение нацеленности производителя на запросы потребителя, без чего невозможно получить прибыль;
– стимулирование роста эффективности производства, обеспечивающее «выживание» производителей;
– дифференциация товаропроизводителей (одни выигрывают, другие проигрывают и разоряются, третьи остаются при своем);
– давление на производство, распределение ресурсов между отраслями народного хозяйства в соответствии со спросом и нормой прибыли;
– ликвидация конкурентоспособных предприятий, их продажа, слияние или поглощение другими, боле сильными предприятиями, преобразование и т.п.
– стимулирование снижения цен и повышения качества товаров или услуг.
В заключение отметим, что в экономической литературе можно встретить и другие классификации конкуренции. Так, различают функциональную конкуренцию (касается определенного товара) и видовую конкуренцию (по цене и качеству). Здесь мы привели наиболее распространенные подходы.
Монополизация в экономической системе
Как и конкуренцию, монополии можно классифицировать по различным основаниям.
1. По месту в торговых сделках монополии подразделяются на два вида:
1.1. Монополия – объединение предприятий, продающих определенные товары множеству покупателей (т.е. единственный продавец и множество покупателей).
1.2. Монопсония – хозяйственное объединение предприятий, скупающих какие-либо продукты у всех продавцов (т.е. имеется единственный покупатель и множество продавцов).
2. В зависимости от степени охвата рынка выделяются следующие виды монополистических организаций:
2.1. Чистые монополии (монопсонии).
2.2. Абсолютная монополия (монопсония).
3. В зависимости от характера и причин возникновения.
3.1. Естественная монополия.
3.2. Искусственные монополии.
Случайная форма возникает неожиданно, когда появляется исключительная возможность производить и продавать товар при лучших условиях производства и при временном благоприятном соотношении спроса и предложения. Устойчивая монополия возникает у крупнейших предприятий, захвативших рынки сбыта в конце XIX века. Известны такие формы устойчивых монополий, как картели, синдикаты, тресты. Эти монополистические объединения возникали в какой-либо одной отрасли. Появление избыточного капитала в одной отрасли, неспособного приносить высокую прибыль, привело к образованию устойчивых монополий в различных отраслях (комбинированные тресты, концерны, конгломераты). Всеобщая форма монополий появилась во второй половине XX века, когда на большинстве рынков объединения предпринимателей совместно или с помощью государства становятся либо основными покупателями, либо основными продавцами.
В экономической литературе иногда особо выделяют легальные монополии, которые образуются на законном основании. Это возможно при следующих обстоятельствах: Патентная система; Авторские права; Товарные знаки.
Вывод по теме: Современное процветание монополий, возникновение транснациональных корпораций свидетельствует о том, что образование монополий – закономерный процесс. Это объясняется тем, что сама конкуренция как важный элемент рыночного механизма порождает их, ибо каждый конкурент на рынке мечтает стать монополистом.
Тема 6. ПРИБЫЛЬ И ОБЩЕСТВЕННОЕ ПРОИЗВОДСТВО
ПЛАН:
Прибыль: понятие, функции и виды
Торговая прибыль
Конечной целью функционирования товарного производства является получение максимальной прибыли.В этой связи теория прибыли занимает значимое место в работах многих экономистов.
Норма прибыли – это отношение прибыли ко всему авансированному капиталу, выраженное в процентах. Она может быть представлена следующей формулой:
p’= | p | x | 100 = | m | x | . | |
k | c+v |
Норму прибыли нужно отличать от нормы прибавочной стоимости:
1. Норма прибыли всегда меньше нормы прибавочной стоимости, поскольку показывает степень возрастания всего капитала (m/(c+v)), тогда как норма прибавочной стоимости – степень возрастания лишь его переменной части (m/v).
2. Норма прибавочной стоимости рассматривается как показатель степени эксплуатации, тогда как норма прибыли показывает степень выгодности и доходности функционирования предприятия, масштабы самовозрастания капитала.
В специальной экономической литературе принято различать следующие виды прибыли:
Бухгалтерскую прибыль.
Экономическая (чистая) прибыль.
Торговая прибыль
В условиях развития товарно-денежных отношений сфера обращения отделяется от производства и образует особую область приложения капитала. Товарная и денежная функциональные формы промышленного капитала обособляются от него и превращаются в относительно самостоятельные торговый и ссудный капиталы, имеющие специфические формы движения. Внешне движение торгового капитала связывается с деятельностью предпринимателей в сфере торговли. Ссудный капитал охватывает денежные и фондовые операции.
Торговый капитал – это капитал, обслуживающий процесс реализации товаров как продуктов промышленного капитала. Он функционирует только в двух формах – товарной и денежной. Торговый капитал имеет форму движения, которая может быть представлена формулой: Д – Т – Д’. Из формулы следует, что капиталист-торговец сначала на имеющийся у него денежный капитал покупает товар у промышленного капиталиста, а потом продает его, получая при этом доход. Таким образом, капиталист-торговец фактически превращает товарный капитал промышленника в деньги (Т – Д’). Торговый капитал обслуживает одну из стадий движения промышленного капитала и занимает по отношению к нему подчиненное место.
Следует отметить, обособление товарной формы промышленного капитала, превращение ее в функционирующий торговый капитал косвенно способствует повышению производительности промышленного капитала и всего общественного капитала. Это обусловлено тем, что, благодаря специализации на купле-продаже товаров, торговый капитал сокращает время обращения промышленного капитала, снижает затраты капитала на единицу продукции. Кроме того, он обслуживает сразу несколько промышленных капиталов, занятых в разных отраслях производства. Он более динамичен, мобилен, что способствует ускорению оборота общественного капитала, повышению общей нормы прибыли.
Вывод по теме: Результатом обращения торгового капитала является торговая прибыль. Торговая прибыль – это часть прибыли, которую промышленные капиталисты уступают торговым капиталистам за то, что они реализуют их товары. Норма торговой прибыли, как правило, не может быть ниже средней в данном обществе ее величины (иначе торговые капиталисты изъяли бы свой капитал из сферы обращения и перевели его в любую другую сферу экономики, обеспечивающую им получение средней прибыли).