Типология современных экономических систем
Чтобы экономика нормально функционировала, она должна обладать набором инструментов для координации выбора миллионов людей по поводу того, что и как производить, кому какую работу выполнять и для кого производить продукт.
Экономические системы можно классифицировать по критерию координации экономической деятельности людей, воспользовавшись принципами рынка и иерархии, которые не существуют по отдельности. Каждая экономическая система прибегает к комбинации этих принципов. В одних системах большинство людей координируют свою деятельность посредством рынка, в других — посредством иерархии.
Рыночная координация имеет место тогда, когда покупатели и продавцы обмениваются друг с другом товарами, ценными бумагами, трудом и т.д. на основе колебания цен. Обмениваться — не означает сосредоточиваться в одном месте. Обмен предполагает тесный контакт через современные средства коммуникации. Цены в данном случае являются источником информации.
Иерархия — это способ достижения координации, при котором индивидуальные действия подчинены инструкциям центральной власти. В иерархической системе порядок устанавливается не спонтанными действиями обособленных производителей (индивидов), а посредством директив, «спускаемых» управляющими (менеджерами) своим подчиненным. Менеджеры должны принимать их как руководство к действию, поскольку соблюдение субординации являлось условием их вступления в организацию. Цены при иерархическом способе координации не играют большой роли в передаче информации, эту функцию выполняют различные данные, доклады, инструкции и правила.
По критерию координации все современные экономические системы можно подразделить на следующие виды экономики:
• чистый капитализм;
• командная (или административно-командная) экономика;
• смешанная экономика;
• традиционная экономика.
Чистый капитализм, или капитализм свободной конкуренции, имеет ряд характерных черт:
1) наличие частной собственности на ресурсы;
2) ограничение роли государства защитой частной собственности и становлением надлежащей правовой структуры, облегчающей функционирование свободных рынков;
3) использование хозяйствующими субъектами цен в качестве основного информационного источника;
4) наличие множественности продавцов и покупателей в экономической системе, свидетельствующее о рассредоточенности экономической власти.
Такого рода экономические системы существовали еще в средние века, что позволяет назвать их эпохой свободной конкуренции. Если обратиться к стадиям эволюции рыночной системы, то можно констатировать, что на стадии становления происходило формирование рыночной экономики, для которой органична свободная (или совершенная) конкуренция. В Западной Европе, где и сформировалась рыночная система, этот период длился с XII по XIX в.
Полярной противоположностью рынку является иерархия, а полярной альтернативой чистому капитализму — командная (или административно-командная) экономика. На практике данная система была реализована в СССР, она отметилась следующими чертами:
1) наличием общественной (государственной) собственности на все материальные ресурсы и их централизованным распределением;
2) вмешательством государства во все сферы экономической жизни;
3) принятием решений государством посредством централизованного планирования, которое носило директивный характер;
4) обязательным порядком для предприятий, являвшихся собственностью государства, было выполнение планов в соответствии с директивами;
5) уравнительным (нормированным) распределением ресурсов и доходов.
В современной экономической действительности все экономические системы располагаются между этими двумя полюсами — чистым капитализмом и административно-командной экономикой и являются экономиками смешанного типа, или смешанными экономиками. Их характерными чертами являются:
1) наличие наряду с частной собственностью государственной собственности на отдельные виды ресурсов, а соответственно — государственного сектора в экономике и государственных предприятий;
2) использование различных видов государственного регулирования, включая индикативное планирование.
Можно считать, что первым опытом государственного регулирования в рыночной системе был принятый в конце XIX в. правительством США Акт Шермана, запретивший монополии в экономике. Система государственного регулирования начала формироваться в промышленно развитых странах с 1930-х гг. Ее обоснование сформулировал Дж.М. Кейнс.
Если говорить о причинах, побудивших государство вмешаться в экономику именно на исходе XIX в., то нельзя не вспомнить, что к тому времени уже окрепли силы (корпорации и профсоюзы), которые стали осознанно воздействовать на рыночный механизм, искажая его и нарушая динамическое равновесие системы.
В современных условиях существует и четвертый тип экономической системы — так называемые традиционные системы, характерные для слаборазвитых стран, в которых техника производства, распределение и обмен базируются на освященных временем обычаях. Наследственность и касты здесь определяют экономические роли индивидов; технический прогресс и внедрение инноваций резко ограниченны, ибо они идут вразрез с местными традициями и угрожают стабильности общественного строя; экономический рост отсутствует, зато ярко выражен социально-экономический застой.
Следует отметить, что разные общества, имеющие собственные культуры и идеологии, используют различные институты для размещения относительно редких ресурсов в экономике. Как уже отмечалось, рыночная система сформировалась в Западной Европе, и именно эмигранты-европейцы воссоздали в США уже апробированную модель хозяйствования и добились успехов. Но следует заметить, что способ решения дилеммы «неограниченные потребности — ограниченные ресурсы», приемлемый для одной экономической системы, может оказаться непригодным для другой при наличии в ней противоположных идеологических устоев, культуры, традиций и ценностей.