РАЗДЕЛ 4. Международный бизнес.
Тема 11. Сущность и формы международного бизнеса.
Сущность и мотивация международного бизнеса. Типы и виды международного бизнеса. Субъекты международного бизнеса. Транснациональные корпорации ТНК. Международные совместные предприятия. Сравнительная характеристика форм международного бизнеса.
Методические указания
Изучая вопросы темы, важно понять сущность, мотивацию, типы, виды, субъекты международного бизнеса. Затем уяснить сущность и типы ТНК, критерии принадлежности к ТНК, причины возникновения ТНК, их черты. И в заключение разобраться в сущности совместных предприятий, необходимости, принципах и этапах их создания.
Международный бизнес – это предпринимательская деятельность, в которой совместно участвуют фирмы разных стран и используется международный капитал.
Мотивация международного бизнеса состоит:
- в расширении продаж;
- в приобретении новых источников сырья, рабочей силы и т.д.
- в диверсификации;
- приближение продукта к потребителю;
- обход таможенных пошлин и прочее.
Типы международного бизнеса:
- частный;
- государственный;
Виды международного бизнеса:
- промышленный;
- торговый;
- финансовый;
- аграрный;
- транспортно-коммуникационный.
Международный бизнес включает трансакции между физическими лицами, фирмами, другими (частными и общественными) организациями, которые осуществляются за пределами национальных границ.
Формы международного бизнеса:
- экспорт;
- лицензирование (франчайзинг);
- подрядное производство;
- управление по контракту;
- совместное предприятие;
- прямое инвестирование и др.
Транснациональные корпорации (ТНК) являются двигателями мировой экономики. Появились в Европе в 18-19 вв. Термин ТНК впервые появился в 1960-1962 гг. Согласно ОЭСР, ТНК – это компании частной, государственной или смешанной форм собственности, находящиеся в разных странах.
Согласно ЮНКТАД ТНК – это предприятие, объединяющее юридические лица мировых организационно-правовых форм и видов деятельности в двух и более странах, осуществляющее проведение связанной политики и общей стратегии через один или более центров принятия решений.
Основные критерии принадлежности к ТНК:
- структурный;
- результативный;
- бихевиоральный.
Типы международных компаний:
- транснациональная;
- многонациональная;
- интернациональные;
- глобальные.
ТНК возникли в результате интернационализации производства и капитала на основе развития производительных сил, перерастающих в национально-государственные границы.
Конкретные причины возникновения ТНК:
- стремление к получению сверхприбыли;
- жесткая конкуренция, необходимость выстоять в борьбе.
Специфические черты ТНК:
- являются активными участниками МРТ и способствуют его развитию;
- движение капиталов ТНК, как правило, не зависит от процессов в странах их базирования;
- устанавливают систему международного производства;
- проникают в высокотехнологические, наукоемкие отрасли производства. Проявляется тенденция к монополизации этих отраслей ТНК;
- несут основную производственную и инновационную нагрузку в мировом хозяйстве;
- усиливают процесс концентрации производства и капитала в рамках мирового хозяйства. К концу 20 века 300 ТНК будут распоряжаться 75% валового продукта мира.
Формы освоения мирового рынка ТНК:
- лицензирование;
- франчайзинг;
- управленческие контакты;
- оказание технических и маркетинговых услуг;
- сдача предприятий «под ключ»;
- ограниченные во времени договоры по созданию совместных предприятий (СП) и соглашения по осуществлению отдельных операций.
Международные совместные предприятия – это предприятия с участием иностранных юридических и физических лиц. Базируются на совместном капитале субъектов хозяйственной деятельности Украины и иностранных субъектов хозяйственной деятельности, на совместном управлении и совместном регулировании результатов и рисков.
Создание СП вызвано объективной экономической необходимостью интеграции собственности и капитала различных субъектов предпринимательской деятельности.
Основой для создания СП могут быть межправительственные и межгосударственные соглашения, а при их отсутствии – гражданско-правовые договоры между участниками СП. Правовая основа создания СП в Украине: законы «О ВЭД» ( от 16.04.91г.), «О защите иностранных инвестиций в Украине» ( от 10.04.91 г.).
Этапы создания СП:
- определение целей создания СП;
- поиск и выбор иностранного партнера;
- подготовка протокола о намерениях;
- разработка технико-экономического обоснования;
- подготовка учредительных документов;
- их регистрация.
СП могут различаться по:
- количеству стран;
- размеру уставного фонда;
- доле в уставном фонде иностранного партнера;
- сфере деятельности;
- отношению к конечному продукту.
Принципы СП:
- самостоятельный выбор сферы сотрудничества;
- может открывать представительства и филиалы. Обладает большей гибкостью в отличие от других форм ВЭД;
- позволяет идти на связанные с неопределенностью и риском начинания, не подвергая свои ресурсы угрозе;
- самостоятельная разработка программы хозяйственной деятельности, ведение экспортно-импортных операций и использование их сбытовой сети;
- получение кредитов на коммерческой основе;
- товары для нужд производственной деятельности облагаются минимальной пошлиной или вообще не облагаются;
- иностранный партнер может перевести прибыль за границу на определенный срок без обложения налогом (или в уменьшенном размере);
- ликвидация в случае несоблюдения учредительных документов по решению правительства страны базирования;
- имущество не принадлежит реквизиции в административном порядке, подлежит защите;
- отвечает по своим обязательствам всем своим имуществом;
- государство и участники СП не отвечают по обязательствам СП, а СП не отвечает по обязательствам государства и его участников;
- уплачивает налог в госбюджет.