Украина на мировом рынке товаров и услуг.
Украина самостоятельно вышла на мировые товарные рынки в 1991-92гг. Были унаследованы и в целом сохранились негативные тенденции в структуре экспорта и импорта:
- преимущественно сырьевая направленность экспорта, преобладание в нем энергоемкой и материалоемкой товарной продукции;
- деформированная географическая структура экспорта и импорта, почти до монопольной зависимости от других стран;
- неравномерное и нерациональное размещение экспортного потенциала.
На развитие внешней торговли Украины влияли неблагоприятные внутренние факторы:
- неконкурентоспособность большинства товаров предприятий на международных рынках;
- отсутствие продолжительное время эффективной таможенного контроля;
- проблемы, связанные с национальной валютой и внешним долгом;
- неразвитость внешнеторговой структуры;
- несбалансированная внешнеторговая политика государства с точки зрения либерализации торговли, ценового и валютного регулирования.
Неблагоприятны были и факторы внешней среды:
- преимущественно закрытые внешние рынки, как следствие транснационализации;
- жесткая зарегулированность рынков вследствие региональной интеграции;
- дискриминационная политика отдельных государств по отношению к Украине;
- конкурентность со стороны других постсоветских и постсоциалистических стран.
Ключевой проблемой сокращения дефицита торгового баланса Украины является большой удельный вес критической импорта нефтепродукции, медикаментов, лесоматериалов, цветные металлов, хлопка. Так, для импорта минимальных объемов газа (до 80 млрд. мЗ) необходимо около 5 млрд. дол. Критический импорт нефти оценивается более 1 млрд. дол., бензина, дизельного топлива мазута -1,3 — 1,5 млрд. дол.
В последние годы улучшилась структура торгового баланса Украины, однако с учетом совокупности показателей взаимозависимости, в частности между направлениями и объемами экспорта и импорт; (экспорт Украины в страны СНГ составляет более 50%, а импорт - около 60%), весьма актуальной является проблема обеспечения факторной конкурентоспособности национальной экономики. Для этого есть предпосылки, которые формируют первичные сравнительные преимущества:
- значительные запасы полезных ископаемых и выгодное территориальное размещение месторождений (уголь, железная и марганцевая руда, сера, ртуть, титан, уран, минеральные соли, гипс, алебастр, др.);
- высокое плодородие сельхозугодий (25% мировых запасов чернозема);
- высокий уровень квалификации работников многих профессиональных категорий при сохранении на определенное время сравнительно низкой заработной платы;
- наличие концентрированной системы научно исследовательских, проектно-конструкторских учреждений и экспериментальных баз как основы для разработки и внедрение новых технологий;
- значительные масштабы основных промышленно производственных фондов, что позволяет снизить капиталоемкость технологической модернизации;
- выгодное транспортно-географическое положение.
С учетом этих и других факторов, Украина в целом заняла свое место на международных товарных рынках, сформировала интегрально регулируемую внешнюю торговлю и с этой точки зрения выглядит достаточно пристойно в глазах мирового хозяйства.
Торговый баланс Украины на 1995 г., млн. долл. США, всего: 15289,4 (экспорт), 16491,6 (импорт), в том числе СНГ – 8526,2 и 10 834,5 в т.ч. торговые операции – 12730,4 и 15312,8 (СНГ – 6948,2 и 10345,7), услуги – 2559,0 и 1178,8 (СНГ – 1578,0 и 488,8).
Тема 5. Международная миграция рабочей силы
Сущность и основные виды международной миграции рабочей силы. Регулирование международных миграционных процессов. Особенности формирования и развития мирового рынка труда. Украина в мировых миграционных процессах.
Методические указания
При изучении вопросов темы следует обратить внимание на понятии сущности международной миграции рабочей силы, уяснить её виды, причины, волны миграции и место Украины в миграционных процессах.
Миграция населения – это перемещение людей через границы определенных территорий со сменой постоянного места жительства или возвращением к нему.
Ее формы: трудовая, семейная, рекреационная, туристическая и др.
Международная трудовая миграция – перемещение из одной страны в другую рабочей силы как следствие движения капитала.
Международный рынок труда существует в форме трудовой миграции, он включает национальные и региональные рынки рабочей силы.
Основа использования международного рынка рабочей силы – стремление снизить издержки производства за счет стоимости рабочей силы.
Виды международной трудовой миграции:
- конечная, временная, сезонная, маятниковая;
- добровольная, принудительная;
- рабочих, специалистов, отток умов;
- легальная, нелегальная.
Причины миграции:
а) неэкономического характера (политические, национальные, региональные, расовые, семейные, культурные, экологические, психологические, правовые, гуманитарные и др.);
б) экономического характера (различный экономический уровень развития, различия в заработной плате, наличие органической безработицы, вывоз капитала, функционирование ТНК ).
Основные направления государственного регулирования международных миграционных процессов:
- программы по стимулированию роста занятости и увеличение числа рабочих мест в государственном секторе;
- программы подготовки и переподготовки рабочей силы;
- программы содействия найму рабочей силы;
- программы по социальному страхованию безработицы.
Меры госрегулирования: экономические, административные, законодательные, организационные и др.
Международная организация труда (МОТ) создана в 1919 г. Ее цели – достижение всеобщего мира и улучшение существенных условий труда.
Принципы МОТ: всеобщность, трехстороннее представительство.
Регулирование международных миграционных процессов может быть односторонним, двусторонним и многосторонним.
Волны миграции.
Первый массовый целенаправленный завоз трудовых ресурсов – доставка чёрных рабов на американский континент (1650-1850 гг.)
В середине XIX в. было отмечено самое значительное явление в истории современной миграции населения. В 40-х гг. XIX в. произошел взрыв эмиграции из Ирландии в США вследствие "картофельного голода".
Широкомасштабная миграция в начале 80-х гг. XIX в. из Италии и стран Восточной Европы в США была связана с падением цен на европейскую пшеницу. Поток миграции резко замедлился вследствие ухудшения экономической конъюнктуры в США и снова набрал силу в ходе экономического оживления.
Причинами широкомасштабной миграции рабочей силы стали аграрное переселение в некоторых европейских странах, безработица, более благоприятные условия работы в США и, конечно, благоприятные условия для широкого развития собственного дела, повышение уровня жизни.
Новая волна миграции из Европы в США отмечена в 20-х гг. ХХ столетия. К уже упомянутым причинам здесь следует добавить трудности послевоенной жизни в Европе.
После Второй мировой войны отмечены три новых потока в миграции рабочей силы в США. Во-первых, это «утечка умов» - устойчивый поток высококвалифицированных специалистов и членов их семей в Северную Америку. Во-вторых, потоки беженцев из Венгрии (1956 г.) после подавления антикоммунистического восстания и из Вьетнама (1974-1975 гг.) после завершения вьетнамской войны, а также с Кубы (1980 г.). В-третьих, самым крупным потоком этого периода является наплыв рабочей силы из Мексики, стран Карибского бассейна и Азии в Соединенные Штаты. В 90-х гг. 84% всех иммигрантов прибыли из этих регионов.
Если в первых двух случаях причины были главным образом политические, переселенческие, то в последнем случае - чисто экономические. Так, число желающих мигрировать из Мексики точно соответствует спросу на дополнительных рабочих в США при оплате 4 долл. в час.
Особую роль в процессах трудовой миграции XIX-XX вв. играет миграция населения из Китая в страны Юго-Восточной Азии и Северной Америки. Она носила в основном переселенческий характер и оценивается от 70 до 100 млн. человек.
В Европе после Второй мировой войны, в особенности с начала 60-х гг., также отмечены достаточно интенсивные процессы миграции рабочей силы. Рабочая сила из Испании, Португалии, Греции, Югославии, Турции активно использовалась в экономике промышленно развитых стран Европы. Эти миграционные потоки рабочей силы, носящие спорадический характер и, как правило, не сопровождающиеся натурализацией в стране-работодателе, становятся определяющими. Использование иностранной рабочей силы стало немаловажным фактором успешного функционирования хозяйства стран Европейского союза. Вместе с тем, как свидетельствует Евростат - статистическое ведомство ЕС, - с 1993 г. Европа стала терять свою притягательную силу для переселенцев. Многие иммигранты покидают европейские государства. Такая ситуация складывается в результате усиления регулирующей политики европейских государств в отношении иммигрантов. Иммиграционная политика приобретает все более селективный характер.
Направления миграции
Направления миграционных потоков сравнительно устойчивы, причем зачастую они пересекаются. Решающее значение имеют экономические возможности принимающей стороны, ее вес в современном мире, иногда ее исторические, географические, этнические корни.
В международной миграции рабочей силы можно выделить пять направлений:
1) миграция из развивающихся в развитые страны;
2) миграция в рамках развитых стран;
3) миграция рабочей силы между развивающимися странами;
4) миграция рабочей силы из бывших социалистических стран (сходна с миграцией из развивающихся в развитые страны);
5) миграция работников, квалифицированных специалистов из промышленно развитых стран в развивающиеся страны.
Для развитых стран иностранная рабочая сила из развивающихся стран означает обеспечение ряда отраслей, инфраструктурных служб необходимыми работниками, без которых невозможен нормальный производственный процесс, а иногда просто нормальная повседневная жизнь. Например, во Франции эмигранты составляют 25% всех занятых в строительстве, 1/3 - в автомобилестроении. В Бельгии они составляют половину всех шахтеров, в Швейцарии - 40% строительных рабочих.
В 80-х гг. для развивающихся стран Азии, Латинской Америки, отчасти Африки стала характерной «утечка умов». В середине 90-х гг. только в США работало около 1,5 тыс. южнокорейских специалистов, имеющих ученую степень, что превышало численность защитивших диссертации в высших учебных заведениях Корейской Республики. Такой разрыв объясняется тем, что многие корейские студенты по окончании учебы в США не возвращались на родину, продолжая научные исследования в американских научных и учебных учреждениях.
Привлечение интеллектуальной иммиграции для США - обычная практика. Около половины прироста численности специалистов в области математики, особого программного обеспечения обеспечивает импорт иностранной рабочей силы. Ведь затраты на подготовку специалистов в США в некоторых случаях достигают 600- 800 тыс. долл.
Международная миграция рабочей силы, существующая в рамках промышленно развитых стран, связана в большей степени с неэкономическими факторами, чем с экономическими. Однако и для этих стран характерно такое явление, как «утечка умов», например, из Западной Европы в США. Впервые в концентрированном виде этот процесс проявился на рубеже 40-50-х гг., когда большое количество специалистов, ученых из Западной Европы стали перемещаться в США. В результате пострадал ряд научных направлений в ФРГ, Италии, Франции.
В последние годы растет миграция рабочей силы между развивающимися странами. Движение происходит главным образом между новыми индустриальными странами, странами - членами ОПЕК, с одной стороны, и другими развивающимися странами - с другой. Так, например, в послевоенные годы (60-80-е гг.) особенно был заметен приток рабочей силы в Гонконг из Китая, Вьетнама и других стран ЮВА. Активно импортировал рабочую силу Сингапур. В Кувейте и Саудовской Аравии, например, было занято до 1 млн. человек рабочих только из Йемена. Эта миграция определялась в основном экономическими причинами: более высоким уровнем жизни, заработной платы в странах - импортерах рабочей силы. Кроме того, в азиатских «тиграх», в богатых странах Персидского залива постоянно ощущалась нехватка в малоквалифицированной рабочей силе.
Существует миграция рабочей силы из развитых в развивающиеся страны. В основном это поток квалифицированных кадров из стран Европы и Северной Америки в развивающиеся страны. Причины этой миграции как экономические (достаточно высокие заработки у преподавателей учебных заведений, инженеров, инструкторов и др., например, в странах ОПЕК), так и житейские (узнать мир, попробовать свои силы и т.п.).
Особо следует сказать о миграции в рамках бывших социалистических; стран, а также в рамках СНГ. Известно, что СССР импортировал рабочую силу из Болгарии, Вьетнама, Северной Кореи. Ныне к их числу добавились рабочие из Китая. В настоящее время, по официальным данным, в России трудятся 40 тыс. китайцев. Наряду с организационным импортом рабочей силы из Китая имеет место стихийный приток мигрантов из Китая на территорию России. По некоторым данным, существует опасность колонизации российского Дальнего Востока и Сибири его многонаселенным соседом.
В 90-х гг. возникла миграция рабочей силы в Россию из стран ближнего зарубежья: из Украины, Белоруссии, Молдавии. Причины этой миграции чисто экономические - рабочие из этих стран едут на заработки в Россию. Крупнейшим импортером рабочей силы является Москва - около 70 тыс. человек. В Москве работают иностранные рабочие и специалисты из 78 стран мира. Вслед за Москвой идут Ханты-Мансийский АО - 27,3 тыс. и Ямало-Ненецкий АО - 18,2 тыс. человек. Подавляющее большинство мигрантов - 247,2 тыс. человек, т.е. 85% от общей численности, задействованы в отраслях материального производства.
Основными причинами привлечения иностранных работников на российские предприятия являются нехватка рабочих отдельных профессий и специальностей, а также нежелание местного населения выполнять предлагаемую работу. Такая ситуация характерна практически для всех отраслей производства, но чаще всего для предприятий добывающей промышленности, строительства, сельского хозяйства.
К числу других причин использования иностранных работников относятся необходимость сохранения сложившихся коллективов предприятий. Это касается прежде всего предприятий нефтегазовой и нефтедобывающей промышленности Севера России. Долгие годы комплектование кадров таких объектов проводилось не только путем подготовки местного населения, но прежде всего за счет привлечения работников по оргнабору (главным образом из Украины).
Одна из главных причин использования иностранной рабочей силы из стран ближнего зарубежья в пограничных регионах - ее экономическая выгодность: отсутствие значительных транспортных расходов на доставку рабочей силы, а также существенных затрат на размещение и обустройство в случае маятниковой миграции.
Наиболее актуальная проблема, которая может возникнуть в области импорта рабочей силы из стран ближнего зарубежья к началу 2000 г., связана с волной нелегальных трудящихся-иммигрантов, которую трудно решить из-за «прозрачности» российских границ со странами СНГ и либеральным иммиграционным законодательством. По данным Минтруда России, доля легальной иностранной силы в 1994 г. в общей массе иностранцев, работающих на российских объектах, не превышала 8%. Экстраполируя эти цифры на все народное хозяйство, можно прийти к заключению, что в середине 90-х гг. Россия имела около 2 млн. иммигрантов-нелегалов.
Современные центры притяжения рабочей силы
Двумя традиционными центрами притяжения рабочей силы являются США и Западная Европа.
Что касается США, то трудовые ресурсы этой страны исторически сложились за счет иммигрантов. В 50-х гг. США стали проводить политику привлечения высококвалифицированных кадров, которая осуществляется до сего времени. Довольно активно привлекаются низко- и полуквалифицированные работники (особенно из Мексики), которые сейчас составляют преобладающую группу иммигрантов в США. В 70-х гг. число легальных иммигрантов в эту страну достигло 4,5 млн. человек (20% прироста населения за 70-е гг.) - на треть больше, чем в предшествующее десятилетие. В 80-х гг. масштабы иммиграции еще больше возросли - на нее приходилось уже 39% прироста населения страны. В этот период в страну въехало 6 млн. легальных и 2 млн. нелегальных иммигрантов. В первой половине 90-х гг. интенсивность иммиграции не уменьшилась. Вместе с тем, по мнению некоторых российских экономистов, поскольку иммиграция в эту страну носит ассимиляционный характер, то этот центр для трудовой миграции является неперспективным.
Другой традиционный центр притяжения рабочей силы - Западная Европа. По оценке Международной организации труда, здесь трудится более четверти иностранной рабочей силы мира. Средний ежегодный прирост иностранной рабочей силы составляет здесь 600 тыс. человек, а вместе с членами семей - не менее 1,3 млн. человек. В 80-х гг. произошла некоторая перестройка в структуре занятости иностранных рабочих. Однако приток в страны ЕС практически не замедлился. Лишь в середине 90-х гг. стала проявляться понижательная тенденция. Лидерство в Европе по масштабам иммиграции удерживают Германия, Франция, Великобритания.
Формирование в 60-70-х гг. новых полюсов экономического роста так называемого периферийного капитализма привело к возникновению новых региональных центров притяжения рабочей силы.
К числу таких центров относятся нефтедобывающие страны Ближнего Востока - Объединенные Арабские Эмираты, Катар, Кувейт и др. Например, в середине 90-х гг. только в Саудовской Аравии насчитывалось около 4 млн. трудовых мигрантов со всего света, занятых в различных сферах производства, экономической и социальной жизни этого богатейшего нефтедобывающего государства мира.
Главным экспортером рабочей силы в этом регионе является Египет. Все большее число мигрантов направляются сюда из стран Южной и Юго-Восточной Азии, а также из некоторых арабских стран. Ряд арабских стран (Йемен, Ирак, Ливия) являются одновременно экспортерами и импортерами рабочей силы.
Важным центром притяжения рабочей силы является Австралия. В стране используется до 200 тыс. иностранных работников. Как и США, Австралия нацелена на ассимиляцию иммигрантов.
Одним из мировых центров притяжения рабочей силы является Южная Африка. Южно-Африканская Республика еще со второй половины 50-х гг. встала на путь использования «лишней» рабочей силы из других африканских стран. Проникновение международных монополий в Южную Африку и Намибию в 70-х гг. сделало миграцию африканских рабочих достаточно устойчивой. В последние годы Южная Африка привлекает работников из других частей света.
Набирающим обороты центром привлечения рабочей силы становятся страны Азиатско-Тихоокеанского региона, прежде всего азиатские новые индустриальные страны. Так, по данным тайваньской печати, этому островному государству в середине 90-х гг. требовалось 100 тыс. рабочих и 20 тыс. ИТР.
В период с 1990 по 1993 гг. из Украины выехало: 14,5% в Германию, 63,8% в Израиль и 21,1% - в США. В 1990 г. – 95,4тыс чел., в 1991 - 69 тыс. чел., в 1992 г. – 44,4 тыс. чел., в 1993 г. – 48 тыс.чел., в 1994 г. – 58,7 тыс. чел.
В Украину приехало в 1990 г. – 79 тыс.чел., в 1991 - 148 тыс. чел, в 1992 – 288 тыс.чел, в 1993 г. – 49 тыс. чел., в 1994 г. – уехало – 143 тыс. чел, в т.ч. в Россию – 139 тыс. чел.
В 90-е годы в Украине происходили динамичные миграционные процессы, которые существенно повлияли на этнический состав населения, его образовательную, профессиональную и возрастную структуры. Здесь в равной степени интенсивными были как иммиграция, так и эмиграция. Особенно мощным был миграционный взрыв в 1991-1992 гг., в период распада Советского Союза. Огромные потоки мигрантов устремились как в Украину, так и из нее. За семь лет (1991-1997) в Украину на постоянное место жительства прибыло 1995685 человек, а из страны выбыло за границу на постоянное местожительство 1929608 человек. По тенденциям последних лет, начиная с 1994г., эмиграция превосходит иммиграцию. (Приводя эти данные, напомним, что здесь учтены лишь те мигранты, которые приезжают и выезжают на постоянное место жительство).
Как видно, Украина была относительно привлекательной страной для мигрантов только до середины 1993 года. После этого тенденция меняется на обратную - из страны стали больше выезжать, чем приезжать в нее. Главной причиной возрастания эмиграции в Украине стал затяжной социально-экономический кризис, который порождал массовую неудовлетворенность, неуверенность в будущем и недоверие к власти, не сумевшей предложить четкой, понятной всему населению программы выхода общества из кризисного состояния. Многие безработные, частично занятые, а также те, кто работает, но месяцами не получает за свой труд заработной платы, потеряв надежду найти место приложения своих сил в своей стране, направляют взоры за границу.
Другой мотив эмиграции из Украины аккумулируется в более сложном психологическом феномене. Он проявляется как желание переехать на свою историческую родину, воссоединиться со своим этносом, интегрироваться в ту культуру, с которой себя идентифицирует личность. Следовательно, в процессах эмиграции населения из Украины в страны дальнего зарубежья просматривается два мотивационных аспекта - экономический и этнический. Эти аспекты не противоречат один другому, и часто взаимодополняются. Экономический аспект определяет мощность потока эмигрантов, а этнический - направление эмиграции.
За последние восемь лет с 1992г. по 2000 г.удельный вес граждан Украины, которые хотели бы выехать на постоянное место жительства в другие государства вырос вдвое (с 4% до 8%). Причем чаще всего желание выехать из страны высказывают молодые люди, а также лица, занятые в сфере частного предпринимательства, и безработные. Преимущественно по социально-экономическим мотивам покидают Украину представители всех национальностей, в том числе и евреи. Так, по данным опроса "Тенденции репатриации из России и Украины", проведенного среди еврейского населения СНГ по заказу Еврейского агентства "Сохнут" в 1995-96 гг. доктором Н.Зингер (было опрошено 1800 евреев в четырех крупных городах Украины) 28% опрошенных в России и 38% в Украине сообщили о своем намерении эмигрировать из Украины. В качестве мотивов эмиграции чаще всего назывались: боязнь экономической нестабильности - 36%, неверие в возможность изменения положения -31%, желание улучшить положение детей - 26%, экологическая ситуация -15% . В соответствии с такой мотивацией, за последние годы увеличилось число желающих выехать на постоянное место жительства в страны дальнего зарубежья, тогда как миграционные планы, связанные с отъездом в страны СНГ, стали менее распространенными.
Массовый выезд некоторых этнических групп из Украины влияет на этническую структуру общества. Статистические данные, характеризующие наиболее крупные этнические группы эмигрантов, представлен в таблице 5.1.
Таблица 5.1.
Наибольшие этнические группы эмигрантов, которые выбыли из Украины в 1991-1999гг.
Этническая группа | Численность этнич.группы (по переписи 1989г.) | Численность выехавших из Украины (1991-1999 гг.) | Коэффициент эмиграции динамических этнических групп за 1991-1999 гг. |
Русские | 0,085 | ||
Украинцы | 0,019 | ||
Евреи | 0,434 | ||
Белорусы | 0,106 | ||
Молдаване | 0,098 | ||
Татары | 0,164 | ||
Немцы | 0,513 | ||
Азербайджанцы | 0,317 | ||
Армяне | 0,238 | ||
Узбеки | 0,297 | ||
Другие | 0,106 | ||
Не указали | - | - | |
Всего | 0,043 |
Дополнительный материал для понимания миграционных процессов в Украине дает коэффициент эмиграционной динамики этнических групп. На первом месте среди эмигрантов (по абсолютной численности) стоят русские. Это можно было бы расценить как результат давления на русских, если бы не тот факт, что удельный вес эмигрантов среди русских - меньше, чем среди других национальных меньшинств. Наиболее высок коэффициент эмиграционной динамики - у немцев и евреев, то есть среди представителей тех национальностей, которые имели возможность не только выехать на "историческую родину", но и оказаться в результате репатриации в стране со значительно более высоким уровнем жизни, чем в Украине. В условиях затянувшегося экономического кризиса в Украине, материальные трудности испытывают в равной мере и русские, и украинцы, и евреи, и немцы, однако лишь две последние этнические группы имеют возможность изменить ситуацию, воспользовавшись законодательно обеспеченным для каждого представителя этих групп правом репатриации. В целом же из Украины представители всех этнических групп уезжают, как правило, в те страны, где жизненный уровень выше, пусть ненамного, но выше.