Раздел II. Формы международных экономических отношений
Тема 4. Международная торговля
Внешняя, международная и мировая торговля. Показатели масштабов, структуры, динамики и результативности международной торговли. Виды международной торговли, торговля товарами и услугами. Традиционная торговля и торговля продукцией в рамках кооперации, встречная торговля. Торговля напрямую и через посредников. Биржевая торговля, международные аукционы и тендеры.
Особенности ценообразования в международной торговле. Тарифное и нетарифное регулирование международных экономических отношений. ГАТТ/ВТО. Мировой рынок товаров и услуг и развитие его структуры. Украина на мировом рынке товаров и услуг.
Методические указания
Начиная изучение вопросов темы, важно понять сущность международной торговли как одной из форм МЭО, показатели её масштабов, структуру, динамику, виды и методы осуществления. Затем нужно обратить внимание на особенности ценообразования в международной торговле, роль международных организаций в её регулировании. Кроме того, нужно уяснить структуру и развитие мирового рынка товаров и услуг, место Украины на этом рынке.
Внешняя торговля - торговля какой-либо страны с другими странами, состоящая из оплачиваемого ввоза и оплачиваемого вывоза.
Международная торговля – это оплачиваемый совокупный товарооборот между всеми странами мира. В более узком значении - это совокупный товарооборот промышленно развитых (развивающихся и т.д.) стран.
Мировой рынок – это движение товаров и услуг между странами.
Показатели международной торговли:
- стоимостные и физические объемы продажи;
- динамика экспорта и импорта;
- торговый баланс;
- товарная структура экспорта и импорта;
- внешнеторговый оборот страны;
- мировой товарооборот.
Виды внешнеторговых операций:
- экспорт;
- импорт;
- реэкспорт;
- реимпорт.
Формы совместной международной торговли:
- сырьевыми и сельскохозяйственными товарами;
- промышленными товарами, машинами и оборудованием в готовом виде;
- промышленными товарами, машинами и оборудованием в разобранном виде;
- услугами.
Международная торговля осуществляется;
- традиционно;
- в рамках кооперации;
- встречно.
Методы осуществления международной торговли:
а) традиционного типа:
- трансфертная операция;
- бартер;
- прямые закупки продажи;
- торговля через посредников;
- торги, аукционы, биржевая торговля;
б) в рамках кооперации:
- операции на базе производственной кооперации;
- операции на компенсационной основе;
- совместные предприятия;
- сделка по торговле научно-техническими знаниями;
в) встречная:
- бартер;
- встречные закупки;
- операции с давальческим сырьем;
- выкуп устаревшей продукции.
Товарные биржи – постоянно действующие рынки, на которых осуществляется торговля большими партиями однородных товаров, их виды: публичные, частные.
Аукционы – торги, специализирующееся на обороте товаров с определенными свойствами, проводятся один или несколько раз в год, чаще всего в традиционное время.
Международные торги (тендеры) – метод заключения договоров, при котором покупатель объявляет конкурс для продавцов товара заранее определенными характеристиками, контракт подписывается с тем продавцом, который предлагает товар на наиболее выгодных для покупателя условиях.
Мировые цены – это экспортные цены основных поставщиков конкретного товара и импортные цены важнейших центров импорта этого товара.
Мировая цена – это денежное выражение интернациональной стоимости реализуемого на мировом рынке товара.
Уровни мировых цен:
- по обычным коммерческим сделкам – с платежом в СКВ, ЧКВ;
- по клиринговым соглашениям;
- в рамках госпомощи.
Методы коммерческих поправок цены:
- выбор сведений о цене на товары;
- занесение в таблицу техническо-эксплуатационных параметров, цены своего товара и товаров конкурентов;
- приведение цены своего товара к условиям реализации;
- усреднение цены как базовой для переговоров.
- выбор базисных условий поставки товаров, скидок.
Административные методы регулирования внешнеэкономических связей:
- законодательные акты;
- международные торговые договоры;
- таможенные обложения;
- квотирование;
- лицензирование, разрешение;
- антидемпинговые процедуры;
- ценовые преференции;
- технические барьеры;
- правила проведения импортных операций
Экономические методы:
- прямое финансирование экспортного производства;
- косвенное финансирование экспортного производства;
- снижение налогов;
- экспортные премии;
- кредитование экспорта;
- страхование экспорта и т.д.
ГАТТ – Генеральное соглашение о тарифах и торговле. Договор о создании подписан 23 странами в 1947 г., вступил в силу в 1948 г., а 31.12.95 г. прекратил свое существование, модифицировавшись во Всемирную торговую организацию (ВТО). К началу 1996г. в ГАТТ состояло 130 стран, а в ВТО – 81 страна. Им принадлежит важная роль в регулировании международной торговли, устранении препятствий для ее развития, ее либерализации.