Тема 11. Социальная политика государства
1. Социальная политика: содержание, направления, принципы, уровни.
2. Уровень и качество жизни. Минимальный потребительский бюджет и бюджет прожиточного минимума. Доходы населения. Номинальные и реальные доходы. Факторы, определяющие доходы населения.
3. Проблема неравенства в распределении доходов. Проблема бедности. Количественное определение неравенства. Децильный и квинтильный коэффициенты. Кривая Лоренца. Коэффициент Джини.
4. Обеспечение социальной справедливости. Модели социальной политики. Механизм и основные направления социальной защиты.
5. Социальная политика в Республике Беларусь.
Ключевые понятия и термины
Бедность(poverty)– состояние длительного вынужденного отсутствия необходимых средств для обеспечения удовлетворительного образа жизни.
Бюджет прожиточного минимума(budget of subsistence minimum)– это стоимостная величина прожиточного минимума, а также обязательные платежи и взносы.
«Дырявое ведро» Оукена(Okun’s «leaky bucket») – утечки, связанные с дорогостоящей, зачастую неповоротливой бюрократической системой управленческого аппарата.
Децильный коэффициент(decile coefficient) – это отношение суммы доходов 10% самых богатых семей к доходам 10% самых бедных.
Дилемма эффективности и справедливости(efficiency and equity dilemma) – дилемма, суть которой заключается в том, что стремление к большему равенству может обернуться для общества потерями в экономической эффективности.
Дифференциация доходов(income differentiation) – разница в уровне денежных доходов различных слоев и групп населения.
Доход (income)– сумма денег, получаемых кем-либо в течение определенного периода времени.
Индекс стоимости жизни(index of cost of living) – показатель, характеризующий изменение рыночной стоимости основных потребительских расходов, связанных с ростом цен на товары и тарифов на услуги.
Индексация доходов(indexation of incomes) – автоматическое регулирование величины дохода (например, заработной платы) в зависимости от изменения индекса цен с целью поддержания покупательной способности населения.
Качество жизни (quality of life)– это оценка совокупности условий социального, умственного и физического благополучия, как они понимаются отдельным человеком или группой людей.
Минимальный потребительский бюджет (minimum consumer`s budget) –это стоимость набора материальных благ и услуг, которые необходимы для удовлетворения минимальных физиологических и социальных потребностей человека определенного пола и возраста.
Минимальная потребительская корзина(minimal consumers’ basket) – минимально допустимый потребительский набор при уменьшении которого потребитель не сможет обеспечить нормальных условий для своего существования.
Номинальные доходы (nominal income)– это сумма денежных поступлений.
Персональное распределение доходов(personal income distribution) – это распределение национального дохода между гражданами страны, независимо от того, владельцами каких факторов производства они являются.
Подоходный налог(income tax) – вид прямых налогов, взимаемых с доходов физических и юридических лиц (заработной платы, прибыли и т.д.).
Порог (черта) бедности (poverty line)– это сумма денег, официально установленная в качестве минимального дохода, на который индивид или семья способны приобрести продукты питания, одежду и жилье.
Пособие по безработице (unemployment compensation)– трансфертные платежи безработным для поддержания их прожиточного минимума.
Потребительская корзина (consumer goods basket)– научно обоснованный сбалансированный набор товаров и услуг, удовлетворяющих конкретные функциональные потребности человека в определенные отрезки времени, исходя из конкретных условий и особенностей, сложившихся в стране.
Прожиточный минимум (subsistence minimum)– это минимальный набор материальных благ и услуг, необходимых для обеспечения жизнедеятельности человека и сохранения его здоровья.
Прогрессивное налогообложение(graduated taxation) – система налогообложения, в которой ставка налога возрастает по мере увеличения дохода налогоплательщика и снижается по мере сокращения этого дохода.
Реальные доходы (real income)– совокупность товаров и услуг, которые можно приобрести за номинальные доходы.
Социальная защита (social defense)– совокупность принимаемых государством мер, компенсирующих негативные социальные последствия рыночной экономики.
Социальная политика (social policy) –действия правительства, направленные на распределение и перераспределение доходов различных членов и групп общества.
Социальное обеспечение (social security) –выплата денежного пособиялицам, достигшим пенсионного возраста, а также инвалидам.
Социальное страхование (social insurance)– вид помощи, оказываемой населению в денежной форме в связи с безработицей, а также полной или частичной нетрудоспособностью, возникающей вследствие болезней, несчастных случаев и т. д.
Стоимость жизни (cost of living)– количество денег, которое домохозяйство должно заплатить за товары и услуги, необходимые для обеспечения определенного стандарта комфортности существования.
Трансферты(transfer payments) – это система денежных или натуральных выплат населению, не связанных с его участием в хозяйственной деятельности в настоящее время или в прошлом.
Уровень жизни (living standard)– в широком смысле характеризуется совокупностью условий жизнедеятельности людей: реальными доходами населения, размерами потребления продовольственных и непродовольственных товаров, уровнем заработной платы и выплат из общественных фондов потребления, условиями труда, продолжительностью рабочего и свободного времени, жилищными условиями, развитостью систем образования, здравоохранения, культуры, состоянием окружающей среды и др. Уровень жизнив узком смысле – это величина реальных доходов.
Утилитаристская концепция общественного благосостояния(utilitarian social welfare conception) – концепция, согласно которой считается справедливым такое распределение доходов, при котором максимизируется общественное благосостояние, представленное суммой индивидуальных полезностей всех членов общества.
Функциональное распределение доходов(functional income distribution) – распределение национального дохода между собственниками различных факторов производства (труда, земли, капитала, предпринимательства).
Литература: [2, с. 16–18, 69–85; 4, с. 383–401; 5, с. 275–295; 7, с. 423–440; 9, с. 660–685; 10, с. 498–526; 12, с. 215–229; 13, с. 272–298; 15, с. 651–663; 17, с. 645–651, 667–675].
Задачи и тесты
1. Уменьшение степени неравенства в распределении доходов отразится на кривой Лоренца:
а) перемещением кривой фактического распределения вверх;
б) перемещением кривой фактического распределения вниз;
в) приближением кривой фактического распределения к биссектрисе;
г) совпадением кривой фактического распределения с биссектрисой.
2. В настоящее время ООН в качестве основного обобщающего показателя уровня развития стран использует:
а) ВВП на душу населения;
б) национальный доход на душу населения;
в) индекс человеческого развития;
г) темпы экономического роста.
3. В экономической теории неравенство доходов демонстрируется с помощью кривой:
а) Лоренца;
б) Филлипса;
в) Джини;
г) Самуэльсона.
4. В случае абсолютного равенства в распределении доходов коэффициент Джини будет равен:
а) 0;
б) 1;
в) 100%;
г) значению от 0 до 1.
5. Экономическая система, направленная на реализацию целей социальной справедливости, защищенности, высокого уровня и качества жизни относится к:
а) рыночной;
б) феодальной;
в) традиционной;
г) социально-рыночной.
6. Коэффициент Джини вырос с 0,22 до 0,35. Это означает, что:
а) среднедушевые реальные доходы уменьшились;
б) дифференциация доходов усилилась;
в) лица с фиксированными номинальными доходами стали богаче;
г) доля семей, доход которых ниже прожиточного минимума, выросла.
7. Кривая Лоренца показывает:
а) неравенство в распределении доходов различных слоев населения;
б) распределение доходов бедных слоев населения;
в) сумму излишков потребителей и производителей;
г) распределение доходов богатых слоев населения.
8. В Беларуси в качестве порога бедности используется:
а) прожиточный минимум;
б) фактическая заработная плата;
в) минимальная заработная плата;
г) реальная заработная плата.
9. Если в стране выросло значение коэффициента Джини, то это означает, что в данной стране:
а) увеличилось неравенство в распределении индивидуальных доходов;
б) уменьшилось неравенство в распределении индивидуальных доходов;
в) увеличилась сумма поступлений в бюджет от налогов;
г) уменьшилась сумма поступлений в бюджет от налогов.
10. Социальными группами людей более всего нуждающимися в государственной поддержке в условиях быстрой инфляции являются:
а) лица, у которых рост номинальных доходов отстает от роста цен;
б) участники «теневой» экономики;
в) лица с фиксированными номинальными доходами;
г) предприниматели, производящие потребительские товары.
Задача 1. «Чем ниже коэффициент Джини, тем в большей степени мы можем утверждать, что распределение доходов осуществляется в условиях совершенной конкуренции». Согласны ли Вы с этим утверждением? Аргументируйте свой ответ.
Ответы:1. в); 2. в); 3. а); 4. а); 5. г); 6. б); 7. а); 8. а); 9. а); 10. в).
Решение:Снижение коэффициента Джини свидетельствует о более равномерном распределении доходов, но это не означает, что в большей степени действует механизм совершенной конкуренции. Напротив, именно государственная политика перераспределения доходов, вообще усиление вмешательства государства в процесс формирования доходов ведет к более равномерному их распределению.
Тема 12. Трансформационная экономика
1. Трансформационнaяэкономика, основные черты и особенности. Концепции перехода к рыночной экономике и их реализация в отдельных странах.
2. Основные направления рыночных преобразований. Институциональные преобразования отношений собственности. Либерализация экономики. Структурная перестройка национальной экономики.
3. Роль и функции государства в трансформационнойэкономике.
4. Белорусская модель перехода к рынку и ее основные черты. Государственные программы социально-экономического развития.
Ключевые понятия и термины
Градуализм (qradualism) – экономическая концепция, предполагающая проведение последовательных реформ и отводящая государству главную роль в формировании рынка. По мнению градуалистов, государство должно постоянно заменять командно-административную экономику рыночными отношениями, что позволит смягчить социально-экономические преобразования и избежать резкого снижения производства и жизненного уровня населения.
Инсайдеры (insiders) – члены трудового коллектива или администрация предприятия, реализующие права собственности во время приватизации и после нее. В отличие от аутсайдеров – внешних собственников, инсайдеры – работники приватизированных предприятий.
Либерализация (liberalization) – предоставление свободы экономической деятельности предприятиям и гражданам на основе рыночных отношений, отказ от государственной монополии в хозяйствовании. Одной из форм либерализации экономики является либерализация цен, означающая разрешение предприятиям самостоятельно устанавливать цены на продукцию.
Переходный период (transition period) – исторически определенный период времени, в течение которого осуществляется экономическая трансформация административно-командной системы и формируется система рыночной экономики, происходят принципиальные изменения в политическом строе, социальной сфере, идеологии, во внутренней и внешней политике.
Приватизация (privatization) – платная или бесплатная передача государственной или муниципальной собственности частным владельцам. В большинстве случаев приватизация имеет возмездный характер (плата за объект определенной суммы), может иметь скрытый характер, когда осуществляется в форме аренды государственного имущества на длительный срок частными лицами или компаниями; может быть частичной, когда распределяется определенная часть акций. Цель приватизации – обеспечить функционирование свободного рынка, создать стимулы к предпринимательству, повысить эффективность, насытить рынок товарами, пополнить госбюджет.
Промышленная (структурная) политика (industrial policy) – долгосрочный экономический курс государства, направленный на создание финансовых, организационных, правовых и других условий для быстрого и сбалансированного роста рыночной экономики. Ее цель – структурная перестройка экономики для развития приоритетных, высоко технологичных отраслей, наукоемких производств, способных выпускать конкурентоспособную экспортную продукцию.
Транзитология (transitoloqy) – относительно молодая наука о переходном периоде от тоталитарного, или авторитарного, режима к демократии. Центральными проблемами транзитологии являются преобразования в постсоциалистических странах.
Трансформироваться –(от позднелат. transformatio – превращение), изменяться не изменяя сущность, а лишь форму.
Tрансформационный процесс (transformations process) – это процесс смены административно-плановой системы хозяйствования новой, рыночной системой, в процессе реализации которого национальная экономика выбирает собственный путь развития. В зависимости от внутренних и внешних факторов, влияющих на общественное развитие, а также национальных особенностей конкретного государства и определяется модель трансформационного процесса.
Трансформационные функции государства(transformations functions of state)–можно объединить в две группы: с одной стороны, это функции по созданию условий для эффективного функционирования рынка, например, обеспечение правовых основ рынка; с другой – это функции по дополнению и корректировке действия собственно рыночных регуляторов, например, перераспределение доходов.
Трансформационная экономика (transformations economic) – современная стадия развития мировой экономической системы, характеризующаяся следующим: глобализацией и урбанизацией; ускорением темпов научно-технического прогресса; информатизационными процессами; преобразованием экологии в экономический ресурс; переоценкой старых традиционных ресурсов и производственных технологий; изменением функций государства. Усиливается роль государства как общенационального центра макроэкономического и регионального прогнозирования, индикативного планирования, регулятора денежно-кредитной, структурно-инвестиционной, социальной, научно-технической и внешней политики, инициатора и организатора создания развитой рыночной инфраструктуры, законодателя и контролера в обеспечении устойчивой деятельности рыночных институтов корпоративного и частного предпринимательства.
Эффективный собственник (effective owner) – физическое или юридическое лицо, обладающее всей полнотой прав собственности на предприятие, заинтересованное в его развитии и способное осуществлять необходимые для этого инвестиции.
Литература: [3, с. 460–487; 5, с. 346–392; 8, с. 739–741; 10, с. 78–89; 12, с. 247–270; 13, с. 326–356; 15, с. 511–531].
Задачи и тесты
1. Какие из перечисленных инструментов включает в себя политика макроэкономической стабилизации?
а) проведение жесткой денежно-кредитной политики;
б) увеличение цен на бензин;
в) установление процентных ставок по кредитам Национального банка коммерческим банкам ниже уровня инфляции;
г) сдерживание роста цен административными методами.
2. Какие меры относятся к институциональным преобразованиям?
а) повышение цен на молоко;
б) создание двухуровневой банковской системы;
в) снижение субсидий аграрным товаропроизводителям;
г) разработка Закона «О приватизации жилищного фонда».
3. Какие формы присущи приватизации в странах Восточной Европы?
а) купонная (ваучерная);
б) денежная;
в) реституция (возвращение национальной собственности прежним владельцам);
г) всё перечисленное выше.
4. Трансформационная экономика это:
а) экономика переходного периода;
б) экономика традиционных хозяйств;
в) экономика социализма;
г) экономика коммунизма.
5. К специфическим чертам трансформационной переходной экономики относится:
а) неустойчивость;
б) устойчивый рост;
в) рост производства;
г) повышение уровня налогообложения.
6. Разгосударствление представляет собой:
а) переход функций непосредственного управления самим субъектам хозяйствования;
б) продажа собственности;
в) снятие экономических санкций;
г) государственное участие в работе предприятий.
7. Государственная политика, направленная на макроэкономическую стабилизацию в фазе спада – это:
а) рост процентных ставок по ссудам банка;
б) сокращение государственных расходов для снижения безработицы;
в) сдерживание дополнительного кредитования;
г) снижение налоговых ставок.
8. Республика Беларусь на современном этапе стремится:
а) к чистой рыночной экономике;
б) к экономике с высоким потенциалом;
в) к социально ориентированной рыночной экономике;
г) к экономике с высокой долей государственного регулирования
9. Необходимость проведения реформирования (трансформирования) экономики для Беларуси вызвано:
а) монополизацией рынка;
б) нехваткой ресурсов для экономики;
в) необходимостью перехода к новой экономической системе;
г) повышением цен.
Ответы: 1. а); 2. б); г); 3. г); 4. а); 5. а); 6. а); 7. г); 8. в); 9. в).
Литература
Законодательные и нормативные акты:
1. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 года и 17 октября 2004 года). 3-е изд., стер. Минск: Национальный центр правовой информации Республики Беларусь, 2008. 64 с.
2. Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 г. / Национальная комиссия по устойчивому развитию Республики Беларусь; Редкол: Я.М. Александрович и др. Минск: Юнипак, 2004. 202 с.
Основная:
3. Агапова, Т.А. Макроэкономика: учебник / Т.А. Агапова, С.Ф. Серегина; под общ. ред.проф. А.В. Сидоровича. 8-е изд., перераб. и доп.; М.: Дело и Сервис, 2007. 496 с.
4. Макроэкономика. Теория и российская практика: учебник для студентов, обуч. по экон. спец. / А.Г. Грязнова [и др.]; под ред. А.Г. Грязновой, Н.Н. Думной; Фин. академия при Правительстве РФ. Изд.-во 3-е, перераб. Москва: КноРус, 2004. 608 с.
5. Макроэкономика: учеб. пособие / А.В. Бондарь, В.А. Воробьев, Л.Н. Новикова [и др.] Минск: БГЭУ, 2009. 415 с.
Дополнительная:
6. Дорнбуш, Р. Макроэкономика: Учебник: Пер. с англ. / Р. Дорнбуш, Фишер Стенли. – Москва: Изд-во МГУ: ИНФРА-М, 1997. – 783 с.
7. Ивашковский, С.Н. Макроэкономика: учебник / С.Н. Ивашковский. 2-е изд. М.: Дело, 2002. 272 с.
8. Кругман, П.Р. Международная экономика. Теория и политика: учебник для вузов / П. Р. Кругман, М. Обстфельд; пер. с англ./ под ред. В.П. Колесова, М.В. Кулакова. М.: Юнити, 2003. (1997. 831 с.)
9. Курс экономической теории: учебник / М.Н. Чепурин [и др.]; под общ. ред. М.Н. Чепурина. 5-е изд. Киров: АСА, 2010. 880 с.
10. Лемешевский, И.М. Макроэкономика (Экономическая теория. Ч.3): учеб. пособие для студ. экон. специальностей вузов / И.М. Лемешевский. Минск: ООО «ФУАинформ», 2004. 576 с.
11. Лемешевский, И.М. Макроэкономика: мировой опыт и белорусская практика: учебное пособие для студентов вузов, обуч.по экон. спец. / И. М. Лемешевский. 3-е изд., доп. и перераб. Минск: ФУАинформ, 2009. ( 2007. 701 с.)
12. Макроэкономика: учеб. пособие для студ. по экон. спец. / В.А. Воробьев, [и др.]; под ред. В.А. Воробьева Минск: БГЭУ, 2009. 269 с.
13. Макроэкономика: учебник /И.В. Новикова [и др.]; под ред. И.В. Новиковой, Ю.М. Ясинского. Минск. Тэтра-систем. 2010. 384.
14. Мэнкью, Н.Г. Принципы макроэкономики / Н.Г. Мэнкью; пер. с англ. 4-е изд. СПб.: Питер, 2008. 573 с.
15. Национальная экономика Беларуси: Потенциалы. Хозяйственные комплексы. Направления развития. Механизмы управления: учеб. пособие / В.Н. Шимов, Я.М. Александрович, А.В. Богданович [и др.]; под общ. ред. В.Н. Шимова. Минск: БГЭУ, 2009. 751 с.
16. Самуэльсон, П.Э. Макроэкономика / П.Э. Самуэльсон, В.Д. Нордхаус; [пер. с англ. О.Л. Пелявского]. – 18-е изд. – Москва [и др.]: Вильямс, 2009. 585 с.
17.Тарасевич, Л.С. Макроэкономика: учебник / Л. С. Тарасевич, [и др.]; под общ. ред. Л. С. Тарасевича. 5-е изд. испр. и доп. М.: Юрайт–Издат, 2009. (2004. 654 с.)
18. Туманова, Е.А. Макроэкономика. Элементы продвинутого подхода: Учебник / Е.А. Туманова, Н.Л. Шагас; МГУ им. М.В. Ломоносова. – Москва: ИНФРА-М, 2004. 399 с.
Содержание
Введение……………………………………………………………………………….. 3
Тема 1. Введение в макроэкономику ………………………….
Тема 2. Макроэкономическое равновесие в классической модели ……………
Тема 3. Равновесие товарного рынка в кейнсианской модели …………..
Тема 4. Совместное равновесие товарного и денежного рынков (модель IS–LM)..
Тема 5. Бюджетно-налоговая (фискальная) политика ………………………
Тема 6. Денежно-кредитная политика ……………………………………
Тема 7. Совокупное предложение. Кривая Филлипса ………………...
Тема 8. Стабилизационная государственная политика ……………………………
Тема 9. Макроэкономическое равновесие и макроэкономическая политика в
открытой экономике ………………………………………………………………….
Тема 10. Экономический рост ……
Тема 11. Социальная политика государства …………………………....
Тема 12. Трансформационная экономика……………………………………..