Тема 6. Рыночные структуры с совершенной и несовершенной конкуренцией

Основные термины и понятия

1. Рыночная структура

2. Совершенная конкуренция

3. Валовой, средний и предельный доход (выручка)

4. Экономическая прибыль

5. Нормальная прибыль

6. Бухгалтерская прибыль

7. Условие максимизации прибыли фирмы

8. Кривая спроса на продукцию конкурентной фирмы

9. Краткосрочная кривая предложения конкурентной фирмы

10. Конкурентное равновесие

11. Монополия

12. Барьеры для вступления в отрасль

13. Ценовая дискриминация

14. Рыночная власть

15. Монополистическая конкуренция

16. Дифференциация продукта

17. Олигополия

18. Стратегическое поведение

Ответьте на вопросы или проанализируйте правильность приведенных высказываний

1. Согласны ли Вы с утверждением, что в реальной экономике не было и нет рынков, удовлетворяющих всем условиям совершенной конкуренции.

2. Верно ли утверждение, что отрасль – есть совокупность государственных предприятий, объединенных общим управлением.

3. Может ли экономическая прибыль иметь место на конкурентном рынке в долгосрочном периоде?

4. Является ли спрос на продукцию конкурентной отрасли абсолютно эластичным по цене?

5. Как повлияет на размер прибыли увеличение объема выпуска продукции, если рыночная цена товара постоянна?

6. Будет ли фирма максимизировать прибыль, сокращая производство до нуля, если цена продукта ниже средних переменных издержек?

7. Согласны ли Вы с утверждением, что когда фирма получает экономическую прибыль, то говорят, что она имеет только нормальную прибыль.

8. Будет ли фирма иметь прибыль при любых объемах выпуска продукции, если кривая общего дохода фирмы лежит ниже кривой общих издержек.

9. Чему равен наклон кривой спроса на продукцию конкурентной фирмы.

10. Равны ли между собой предельная выручка и средняя выручка конкурентной фирмы.

11. Может ли экономическая прибыль быть больше бухгалтерской прибыли.

12. Можно ли утверждать, что при максимизации прибыли производителем достигается минимизация общих издержек на единицу выпуска продукции?

13. Чем ограничено проникновение на рынок новых фирм в модели монополии.

14. Является ли поведение монопольной фирмы стратегическим.

15. Согласны ли Вы с утверждением, что монополия, как и рынок совершенной конкуренции редко встречается в современной экономике.

16. Может ли патентное законодательство служить причиной монопольной власти фирмы.

17. Будет ли фирма максимизировать свою прибыль в условиях несовершенной конкуренции, если MR = AC.

18. Как изменится объем продаж на рынке после объединения конкурентных фирм в монополию.

19. Верно ли, что в условиях монополии производится стандартизированный продукт.

20. На каком рынке (совершенной конкуренции или монополистической конкуренции) фирмы предлагают более разнообразные товары.

21. Могут ли при несовершенной конкуренции производители оказывать влияние на рыночную цену.

22. Обеспечивается ли при монополистической конкуренции отраслевой выпуск товарной группы достаточно большим количеством фирм.

23. Согласны ли Вы с утверждением, что олигополистический рынок схож с монополистической конкуренцией в том, что для фирм характерно стратегическое поведение, поскольку они обладают рыночной властью.

Задачи

1. Рассчитайте соответствующие показатели фирмы на рынке совершенной конкуренции и заполните таблицу.

Q AFC VC AC MC TC
       
       
       
     
       
     

2. Рассчитайте соответствующие показатели фирмы на рынке совершенной конкуренции и заполните таблицу.

Q AFC АVC AC VC MC TC
       
         
         
         
         
         

Определите минимальные значения средних, средних переменных и предельных издержек.

3. Фирма выпускает товар в условиях совершенной конкуренции и продает его по цене Р=14. Функция полных издержек фирмы: ТС = 2q+q3. При каком объеме производства q прибыль фирмы будет максимальна?

4. Заполните таблицу и определите действия фирмы в сложившейся ситуации.

P Q TR TC FC VC AC AVC MC
        5,5

5. На рынке совершенной конкуренции действует 100 идентичных фирм. Общие издержки каждой из них в краткосрочном периоде: ТС = 1+q2. Определите: отраслевую кривую предложения и равновесные цену и объем продаж на рынке, если функция рыночного спроса равна: Qd = 200-50P.

6. Конкурентная фирма производит 20 тыс. телефонов в год при средних переменных издержках - 1750 руб. и средних издержках производства в 2150 руб. Какую прибыль получает фирма при рыночной цене одного телефона - 2500 руб.

7. Спрос на продукцию конкурентной отрасли Qd = 55-P, а предложение Qs = 2Р-5. Если у одной из фирм отрасли восходящий участок кривой предельных издержек МС = 3q+5, то при каких цене и объеме производства фирма максимизирует прибыль? Сколько фирм в данной отрасли?

8. Спрос на продукцию конкурентной отрасли Qd = 40 - P/3, а предложение Qs = Р - 20. Функция общих издержек для репрезентативного предприятия, действующего в отрасли, имеет вид: ТС = 50–35q–q2. Определите:

а) Рыночную цену и объем производства.

б) Объем предложения одного предприятия.

в) Количество предприятий в отрасли и прибыль каждого из них.

9. Издержки конкурентной фирмы равны: ТС = 25 +q2. При каких ценах на продукцию фирма получает положительную прибыль?

10. Издержки конкурентной фирмы описаны уравнением: ТС = q3–6q+9. При каких ценах максимизирующая прибыль фирма остановит производство в краткосрочном периоде.

11. Издержки конкурентной фирмы равны: ТС = q3–4q2+33q+20. При каких ценах целесообразно продолжить производство в краткосрочном периоде? Найдите цену предложения фирмы при выпуске 3 единицы.

12. Постоянные издержки конкурентной фирмы равны 120. В таблице заданы значения общих издержек при различных выпусках. Заполните пустые клетки и определите:

а) при каких ценах фирма имеет положительную прибыль,

б) при каких ценах продукта целесообразно продолжать производство,

в) объем предложения фирмы при цене 22,

г) оптимальный выпуск и максимальную прибыль при цене 18.

Q
ТС
AVC              
AC              
MC              

13. На рынке совершенной конкуренции 2 фирмы. Функции издержек задаются уравнениями: ТС1(q) = 1/8 q2 и ТС2(q) = 1/2 q2. Функция спроса имеет вид: Р = 25–4/5Q. Определите равновесную цену и объем производства каждой из фирм.

14. Пусть функция издержек фирмы-монополиста имеет вид
TC(Q) = Q2+60. Функция спроса на товар фирмы Qd = 30–2P. Определите объем производства, цену, общую выручку и экономическую прибыль монополиста.

15. Функция предельного дохода фирмы MR = 3–2Q. Какова продажная цена на продукцию монополии при объеме выпуска 2 единицы?

16. Спрос на продукцию монополиста Qd = 24–2P. Общие издержки описываются функцией ТС = 18+Q2. При каком объеме выпуска и какой величины прибыль будет получена монополистом в случае оптимизации производства?

17. Продавая оборудование по цене 120 тыс. долл. за единицу, фирма-монополист максимизирует свою прибыль. Если ценовая эластичность спроса при указанной цене равна –1,5, то какую величину при этом составляют предельные издержки и предельная выручка?

18. В условиях монополии фирма имеет издержки: ТС = 20+2Q2.В рамках долгосрочного периода фирма считает оптимальным для себя объем выпуска 2,5 тыс. ед. Какую экономическую прибыль получит фирма, реализуя свою продукцию по цене 13 долл. за единицу.

19. Найдите процентное изменение выручки монополиста, если из-за снижения цены на 5% объем продаж вырос на 5%.

20. На рыбном рынке, где утром можно купить свежую рыбу, два рыбака предлагают 4 угрей по цене 6 крон за каждого угря Ян предлагает сократить предложение, выбросив одного угря в море, а Питер советует сбросить цену. Если график спроса и предложения выглядит как на рис., то кто прав и почему? Что можно сказать, если Ян предлагает выкинуть угря, а не съесть?

Тема 6. Рыночные структуры с совершенной и несовершенной конкуренцией - student2.ru Q

Наши рекомендации